Цель: создание
условий
для
формирования
у
школьников
правовой
культуры,
развития интереса к изучению правовых вопросов.
Задачи:
Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям,
показать школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что
все люди имеют равные права.
Формирование
коммуникативных
навыков,
умения
работать
в
команде,
умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.
Целевая аудитория : дети школьного возраста (12-15 лет)
Количество участников : 10 - 12 чел.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия,
фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха"
или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными
буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права;
3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения
самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому
воспитанию младших школьников.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что
вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.
(Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")
- Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да,
здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас
любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь
здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!
- А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать,
спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)
- Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в
бесправном государстве!
- А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы
детей).
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права
охраняет.
- А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием
"Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной
столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что
же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")
- Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои
обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить
спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.
- Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между
людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.
- А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть
право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.
- Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков
человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей.
Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных
местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.
- Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь . Никто не имеет
права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила
дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного
поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)
- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе
- А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.
Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд
8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно.
При необходимости дает пояснения.
Задание № 2. Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).
- А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать
отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного
отдыха окружающую среду...) (слайд 10).
- Каждый из вас имеет право на семью . А какие обязанности у этого права?
(беречь свою семью, помогать маме, папе) (слайд 11).
- Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения
прав и обязанностей . А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует
закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята
Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому
что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы
помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с
собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС
«В гостях у сказки»
Задание : командам по очереди задаётся вопрос и даётся 30 секунд на обсуждение.
Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл, если нет –
то право ответа переходит к следующей команде.
В
какой
известной
сказке
нарушено
право
ребёнка
на
сохранение
индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих
домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на
отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на
владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
В
какой
сказке
главная
героиня
воспользовавшись
правом
на
свободу
передвижения,
совершила
необыкновенное
путеше ствие
н а
водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
Каким
правом
воспользовалась
Настенька
из
сказки
«Аленький
цветочек»,
отправляясь
во
дворец
к
чудовищу?
Ответ:
«Право
на
свободу
передвижения».
Какое
право
нарушила
лиса
из
сказки
«Лиса
и
заяц»?
Ответ:
право
на
неприкосновенность жилища.
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на
жизнь.
Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на
личную неприкосновенность.
Какое
право
главной
героини
было
несколько
раз
нарушено
в
сказке
«Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
Какое
право
Маугли
в
одноимённой
сказке
Киплинга
постоянно
пытался
нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых?
Ответ: правом на образование.
В
этой
сказке
маленькую
героиню
преследовали
неудачи.
Несмотря
на
свободное
передвижения,
свободу
слова
и
мысли,
она
подвергалась
дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка
лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой
этой
сказки
содержится
в
неволе.
Он
потерял
сестру,
на
его
жизнь
покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.
(Козленочек)
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей:
покушался
на
их
жизнь,
содержал
в
рабстве,
подвергал
жестокому
обращению,
посягал
на
неприкосновенность
жилища,
вмешивался
в
личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека,
затем
стал
сыном
другого.
Разбойники
не
раз
нарушали
личную
неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались
завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она
была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу,
право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела
сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители
жестоко
обошлись
с
ним,
нарушив
его
право
на
семью
и
на
неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению,
жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
ВТОРОЙ КОНКУРС
«Анаграммы»
Задание : участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за
пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от
числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок - к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №5.
Развитие –Т И В З А Р И Е
Голос – С Л О Г О
Защита – Т И Щ А З А
Интерес – С Т Е Р Н И Е
Гражданство –Ж Д А В О Г Р А Н С Т
Имя – м и я
Репутация –А П У Р Е Ц И Т Я
Игра - А Р Г И
Карточка №6.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е
ТРЕТИЙ КОНКУРС
«Блиц-опрос для капитанов»
Задание :
капитаны
команд
по
очереди,
быстро,
не
задумываясь,
отвечают
на
вопросы ведущего. Кто не ответил – выбывает. Количество полученных балов
зависит от числа правильных ответов капитана.
В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989.
Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ:
принятию Конвенции.
Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.
Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или
«несовершеннолетний».
До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18
лет.
Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей?
Ответ: родители.
Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция.
Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах.
В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет.
Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о
рождении.
До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях?
Ответ: до 15 лет.
Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ:
Конвенция «О правах ребенка».
Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Ответ: да.
В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990.
Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.
С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с
14 лет.
В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.
Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в
разных городах и находятся в разводе? Ответ: да.
Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет.
Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ:
да
ЧЕТВЁРТЫЙ КОНКУРС
«Ситуации»
Задание : каждой команде выдаётся бланк с записанной на нем ситуацией. Игрокам
необходимо ответить на вопросы: кто является участниками ситуации, чьи и какие
права были нарушены, кто из участников предложенной ситуации не выполнил
своих обязанностей. После этого предложить свой вариант решения проблемы. За
правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.
Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов
она ударила его по голове толстым учебником.
Учитель, не поверив, что ученик забыл дома дневник, потребовал, чтобы тот
вытряхнул содержимое рюкзака.
Учитель
отобрал
и
прочитал
записку,
переданную
во
время
урока
одним
школьником другому.
Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий. (своб
Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.
Учитель после звонка на перемену задержал всех до следующего урока.
Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным
названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово,
подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.
Подведение итогов мероприятия .
Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их
обязанности.