Напоминание

"Правовой калейдоскоп"


Автор: Илларионова Анастасия Леонидовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ "Детский дом № 105"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: сценарий мероприятия
Тема: "Правовой калейдоскоп"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Сценарий мероприятия «Правовой калейдоскоп»

Цель:
создание условий для формирования у школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.
Задачи:
Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права. Формирование коммуникативных навыков, умения работать в команде, умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.
Целевая аудитория
: дети школьного возраста (12-15 лет)
Количество участников
: 10 - 12 чел.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы:
презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
Рекомендации по проведению:
сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай. (Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве") - Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.) - Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно. (Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли: - Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности! - А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)
- Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве! - А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей). - Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет. - А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия". Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей). (Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха") - Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности. - Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей). -
Права
- это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством. - А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на
жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья
и другие. - Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность
- это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека. У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их. - Каждый из вас, как и любой человек, имеет
право на жизнь
. Никто не имеет права лишить человека жизни. - А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей). - Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье. - А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.). (Слайды № 5 и 6) -
Право на образование
подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе - А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках. Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах. - Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке. -У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество. -Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату. -После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию. -После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене. После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения. Задание № 2. Определите, что является обязанностью школьника -Школьник обязан выполнять все требования учителя -Ученик обязан посещать все занятия по расписанию -После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе -Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе -Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету. Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9). - А вот у
права на отдых
какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10). - Каждый из вас имеет
право на семью
. А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе) (слайд 11). - Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь
невозможна без соблюдения

прав и обязанностей
. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли. А теперь давайте с вами поиграем. ПЕРВЫЙ КОНКУРС «В гостях у сказки»
Задание
: командам по очереди задаётся вопрос и даётся 30 секунд на обсуждение. Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл, если нет – то право ответа переходит к следующей команде.
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок». В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка». В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка». В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино». В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путеше ствие н а водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница». Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения». Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка). Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек) Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный) Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино) Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик) ВТОРОЙ КОНКУРС «Анаграммы»
Задание
: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм. Карточка №1. Ребенок - к о р ё н б е Семья – м я с ь е Страна – а р а н с т Документ – к у н т е м о д Закон – к о н з а Политика – и п о к а л и т Жизнь – з и н ь ж и Родители – д и л и е т о р Карточка №2. Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н Порядок – Я Д П О Р О К Право – В О Р А П Союз – Ю З О С Подросток – С О Д Р О П К Т О Школа – Л О К А Ш Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д Медицина – Д Е М И Н А Ц И Карточка №3. Отдых – Д Ы Х О Т Образование – Р О З А В И Н А Б Е О Досуг – Д У Г О С Человек – Л О В Ч Е К Е Слово – В О С О Л Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж Отец – Ц Е Т О Дружба – Ж Б А Р У Д Карточка №4. Школьник – К О Л Ь Ш И К Н Малыш – Ш Ы Л А М Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я Собрание – Е Б Р А Н И С О Общество – Б О С Т В О Щ Е Группа – П Р А П У Г Опекун – К Е У Н О П Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №5. Развитие –Т И В З А Р И Е Голос – С Л О Г О Защита – Т И Щ А З А Интерес – С Т Е Р Н И Е Гражданство –Ж Д А В О Г Р А Н С Т Имя – м и я Репутация –А П У Р Е Ц И Т Я Игра - А Р Г И Карточка №6. Норма – М Р А Н О Забота – Б О З А Т А Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы Поступок – С Т У К О П О П Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я Радость – Д О Р А С Т Ь Опека – К Е П О А Согласие – С И Л А Г О С Е ТРЕТИЙ КОНКУРС «Блиц-опрос для капитанов»
Задание
: капитаны команд по очереди, быстро, не задумываясь, отвечают на вопросы ведущего. Кто не ответил – выбывает. Количество полученных балов зависит от числа правильных ответов капитана. В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989. Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ: принятию Конвенции. Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет. Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или «несовершеннолетний». До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18 лет. Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители. Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция. Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах. В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет. Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о рождении. До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях? Ответ: до 15 лет. Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ: Конвенция «О правах ребенка». Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Ответ: да. В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990. Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.
С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с 14 лет. В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны. Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в разных городах и находятся в разводе? Ответ: да. Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет. Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ: да ЧЕТВЁРТЫЙ КОНКУРС «Ситуации»
Задание
: каждой команде выдаётся бланк с записанной на нем ситуацией. Игрокам необходимо ответить на вопросы: кто является участниками ситуации, чьи и какие права были нарушены, кто из участников предложенной ситуации не выполнил своих обязанностей. После этого предложить свой вариант решения проблемы. За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов. Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником. Учитель, не поверив, что ученик забыл дома дневник, потребовал, чтобы тот вытряхнул содержимое рюкзака. Учитель отобрал и прочитал записку, переданную во время урока одним школьником другому. Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий. (своб Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире. Учитель после звонка на перемену задержал всех до следующего урока. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.
Подведение итогов мероприятия
. Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.


В раздел образования