"Идея синтеза искусств в творчестве Микалоюса Константинаса Чюрлёниса"
Автор: Кашкина Мария Николаевна Должность: преподаватель теоретических дисциплин Учебное заведение: МБУ ДО СГО "Детская школа искусств" п.Сосьва Населённый пункт: посёлок Сосьва, Серовский р-он, Свердловская область Наименование материала: учебно-методическая разработка Тема: "Идея синтеза искусств в творчестве Микалоюса Константинаса Чюрлёниса" Раздел: дополнительное образование
Задачи:
Проследить истоки и связь творчества
М.К. Чюрлёниса с мировыми тенденциями идей
синтеза искусств, философской мысли и
художественного творчества рубежа XIX-XX веков;
Рассмотреть сближение живописных и
музыкальных творений Чюрлёниса;
Выявить примеры переплетения звука и цвета в
музыке, в живописи;
Проанализировать многообразие связей музыки и
изобразительного искусства;
Исследовать значение поэзии для воплощения
музыкальных образов.
«Живопись это поэзия,
которую видят, а музыка это
живопись, которую слышат»
Леонардо да Винчи
Введение –
Введение – указывает на причину обращения к данной теме;
Основная часть включает в себя три
Основная часть включает в себя три
главы:
главы:
Первая глава
Первая глава
«Оценка творчества Чюрлёниса»
«Оценка творчества Чюрлёниса» характеризует
самобытность творческого наследия художника;
Вторая глава
Вторая глава
«Идея синтеза искусств»
«Идея синтеза искусств»
состоит из двух
состоит из двух
разделов:
разделов:
Первый раздел
Первый раздел
«Музыка его рисует,
«Музыка его рисует,
живопись
живопись
звучит»
звучит»
дается сравнительная характеристика
музыкальности
произведений изобразительного
искусства и изобразительности
музыкального наследия композитора;
Второй раздел
Второй раздел
«Музыкальная поэзия»
«Музыкальная поэзия» показано соединение
принципов музыкальной структуры в поэтическом жанре;
Третья глава
Третья глава
«Миф Чюрлёниса».
«Миф Чюрлёниса». Здесь главное внимание
сосредоточено на проблемы изучения собственного
художественного мышления Чюрлёниса;
Заключение
Заключение содержит основные выводы и обобщения
Актуальность темы
Актуальность темы
Данная тема интересна тем, что
Данная тема интересна тем, что
позволяет познакомиться с
позволяет познакомиться с
многогранностью таланта
многогранностью таланта
М.К. Чюрлёниса, в котором отражаются
М.К. Чюрлёниса, в котором отражаются
особенности его личностного восприятия
особенности его личностного восприятия
окружающего
окружающего
мира.
мира.
(1875-1911)
Микалоюс Константинас Чюрлёнис был
музыкантом, художником, поэтом. Мечта о
единении искусств (идея "синтеза искусств")
нашла в Чюрлёнисе едва ли не лучшее по сей
день воплощение. Во всей мировой живописи
произведения этого мастера занимают особое
место. Лучшие его произведения волнуют именно
своей "музыкальной живописью".
«Нет рубежей между искусствами,
музыка объединяет в себе поэзию и
живопись,
и имеет свою архитектуру.
Живопись тоже может иметь свою
архитектуру, как музыка,
и в красках выражать звуки».
М.К.Чюрлёнис
М.К.Чюрлёнис
Мир Чюрлёниса — это мир
прекрасный, чистый и
непосредственный, все части которого
соразмерны, созвучны друг другу.
«Вселенная представляется мне
большой симфонией;
люди — как ноты»,
М.К. Чюрлёнис
Приемы, полностью принадлежащие к
музыкальной сфере:
цикличность;
секвентность;
имитационность;
полиладовость;
полиритмия.
Приемы, которые являются синтетическими
производными от категорий музыки и живописи:
Контрапункт реального и нереального
мира;
Контрапункт ассоциаций;
Контрапункт масштабов;
Контрапункт временных ситуаций;
Контрапункт перспектив является
результатом имитации в увеличении.
Мир Чюрлёниса — это мир прекрасный,
чистый и непосредственный, все части
которого соразмерны, созвучны друг другу.
«Вселенная представляется мне
большой
симфонией;
люди —
как ноты»
М.К. Чюрлёнис
«Сон Иосифа»
Симфоническая поэма «Море» 1901 г.
«Цикл пейзажей» для фортепиано 1908 г.
Оба произведения передают общий дух времени.
«Соната моря», 1 часть, «Allegro»
«Соната моря», 2 часть, Andante
«Соната моря», 3 часть, Финал
«Фуга елей»
«Фуга елей»
Литературная проба пера М.К. Чюрлёниса
Любовь — это восход солнца, полдень
долгий и жаркий, вечер тихий и
чудный. А родина его тоска.
Любовь — это старая песенка.
Любовь — это качели радуги,
подвешенные на белых облаках.
Любовь — это мгновение блеска
всех солнц и всех звезд.
Любовь — это мост из чистого золота
через реку жизни, разделяющую
берега «добра и зла».
Любовь — это крепкие белые крылья.
Любовь — это старый сосновый лес
в жаркий полдень, это отдых в лесу
под убаюкивающий шум сосен.
Любовь — это дорога к солнцу,
вымощенная острыми жемчужными
раковинами, по которым ты должен
идти босиком.
Помнишь ли ты море, черный
закат?
...Слышишь, как шумят волны?
И играют, и поют. Помнишь?
А большие волны помнишь?..
Помнишь,
какой шар света ты принесла
мне тогда, когда я еще не знал
тебя?
Говори со мной, говори много,
часто,
как говорила еще до нашей
встречи.
И всегда держи в своих ладонях
этот великий огонь...
Осень. Голый сад.
Полураздетые деревья шумят и засыпают
листьями тропинки,
А небо серое-серое, и такое грустное, как
только душа может грустить.
Через грядки и поляны идет человек с мешком
на плечах и с граблями в руке.
Идет через грядки, а там недавно были цветы.
Сейчас все равно.
Осень. Грустит душа. А небо серое.
Нет пути! Его засыпали желтые кленовые
листья.
Деревья стоят полураздетые в опустелом саду
и шумят.
Осень. Опять сыплет дождь, неторопливо
опадают листья, Все равно.
Кружат вокруг и ложатся на траву, на кусты,
на тропинки.
Один умерший лист коснулся, скользя, моего
лица, руки, а потом упал тут же под ногами,
так что я переступил осторожно, чтобы не
растоптать его.
Блуждая в саду, я топтал другие листья и
чувствовал их под ногами.
Их много-много – невозможно уберечься.
А шуршат так удивительно сухо, застыло,
Как будто говорят – не стесняйся, нам все
равно.
Посередине сада стоит пустой дом. Недавно здесь
жили люди, Дети смотрели из окон, смеялись,
Грустно, что окна забиты досками, Но дом сейчас
пуст.
Осень. Дождь перестал,
И солнце раздвинуло грустную занавесь облаков и
взглянуло. Какое прекрасное!
Засиял опустелый сад, Полураздетые деревья
перестали шуметь,
А листья непрестанно падают на траву, на кусты,
на тропинки. Им все равно.
Осень. Грустит душа.
Оттого, что взглянуло солнце, душе еще грустней.
Я сел на скамью близ пустого дома и смотрел на
забитые досками окна.
И показалось мне, что этот сад без конца,
Что он раскинулся по всей земле и опустелый.
Кое-где стоят отдельно пустые дома,
Их окна забиты досками,
А тропинки, пути совсем засыпаны увядшими
листьями.
Осень окутала всю землю,
А земля – это грустный опустелый сад.
Полураздетые деревья шумят и плачут увядшими
листьями,
И все больше их, засыпают все пути на земле, все
тропинки, всё…вся… …
Микалоюс Константинос
Микалоюс Константинос
Чюрлёнис
Чюрлёнис
(1875-1911)
(1875-1911)
«
Я
полечу
в
далекие
«
Я
полечу
в
далекие
миры
,
в
миры
,
в
край
вечной
край
вечной
красоты
,
солнца
и
красоты
,
солнца
и
фантазии
,
в
фантазии
,
в
заколдованную
заколдованную
страну
…
»
страну
…
»
Основные выводы
Основные выводы
Изучение творческого наследия
Изучение творческого наследия
литовского композитора, художника
литовского композитора, художника
и поэта М.К.Чюрлёниса позволит:
и поэта М.К.Чюрлёниса позволит:
1.
1.
Расширить познавательный кругозор
Расширить познавательный кругозор
2.
2.
Представить изученный материал в
Представить изученный материал в
виде презентации
виде презентации
3.
3.
Данный материал можно
Данный материал можно
использовать для самостоятельного
использовать для самостоятельного
изучения , а также на уроках
изучения , а также на уроках
музыкальной литературы, истории
музыкальной литературы, истории
русской, мировой, и художественной
русской, мировой, и художественной
культуры.
культуры.
Чюрленис - уникальное явление в
мировом искусстве, его творчество до
сих пор вызывает восхищение и споры.