Напоминание

Учебный диалог как средство формирования УУД


Автор: Квашнина Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ сош №63
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: презентация
Тема: Учебный диалог как средство формирования УУД
Раздел: начальное образование





Назад





!

!

Восприятие

слов.

Восприятие

слов.

Иллюстрация.

Иллюстрация.

Фильмы, выставки, экскурсии.

Фильмы, выставки, экскурсии.

Участие в дискуссиях

.

Участие в дискуссиях

.

Имитация

участия в реальном процессе

.

Имитация

участия в реальном процессе

.
словесная расшифровка
20%
то, что слышим
10%
то, что читаем
30%
то, что видим
50%
то, что видим и слышим
70%
то, что говорим
90%
то, что говорим и делаем визуальная расшифровка восприятие и участие деятельность
L/O/G/O themegallery Учебный диалог как средство формирования УУД

д

и

а

л

о

г


д
дружелюбие
и
интерес
а
активность
л
любознательность
о
оригинальность
г
гордость
• Современный урок – урок актуальный для настоящего времени • Современный урок –урок действенный имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности Функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант
Характеристика современного урока УРОК Создание условий для формирования УУД Использование образовательных технологий Практический, деятельностный подход Самостоятельная работа ученика, а не учителя Личностно- ориентированный, индивидуальный характер Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт
Ребенок на современном уроке Цель- готовность к саморазвитию •
1

2

3

5

4

5
Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям Умение ставить перед собой цель, принимать решения Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации Умение проконтролировать себя, свои собственные действия Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться

Только в диалоге развивается

Только в диалоге развивается

способность мыслить.

способность мыслить.

В беседе, спрашивании создаются

В беседе, спрашивании создаются

условия для взаимодействия

условия для взаимодействия

понимающих сознаний.

понимающих сознаний.


1. «Эмоциональные поглаживания» 2. Открытые, проблемные вопросы 3. Приемы пассивного (жестовый и междометный контакт) и активного (трансляция, редакция, резюмирование) слушания

Проблемно – диалогическое

обучение –
тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога

Виды диалога:

(по Е. Л. Мельниковой)

Побуждающий

Подводящий
.

Побуждающий диалог
– это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформулировать учебную задачу.

Подводящий диалог

1-й этап
– создание «ситуации успеха» •
2-й этап
– возникновение ситуации «интеллектуального разрыва» •
3-й этап
– фиксация «разрыва»

Формы подводящего диалога
• Анализирующее коллективное наблюдение. • Фронтальная дискуссия (желательно работа в группах). • Письменная дискуссия.

Выбор

?


Ситуация

неопределен

ность

?

Удивительная

жидкость

Животные

1года до 15 лет:

от 30 до 70мг

источник энергии

нужны организму

содержатся в

различных

продуктах


Приём: невыполнимое

практическое задание,

похожее на предыдущее.

Показать неприменимость

старых знаний.

Ситуация

несоответс

твие


Приём:

предложить

вопрос или

задание «на

ошибку»

Ситуация

неожидан

ность


Приём: предъявить

противоречивые

факты

Ситуация

неожидан

ность


Ситуация

неопределенность,

конфликт,

неожиданность

Глубокая ночь. А в

городе открыты

магазины. Работают

школы. Почему?


МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ

Приемы создания

проблемной ситуации

Побуждение к осознанию

противоречия

Побуждение к

формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить

ученикам

противоречивые

факты, теории, мнения.

- Ч т о

в а с

у д и в и л о ?

Ч т о

интересного заметили? Какие

факты налицо?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

-Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников

вопросом

или

практическим

заданием на новый материал

-Вопрос был один? А сколько

мнений?

Или

Задание

было

одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего

мы не знаем?

3. Дать практическое задание,

не сходное с предыдущими.

- В ы

с м о г л и

в ы п о л н и т ь

задание? В чем затруднение?

Чем это задание не похоже на

предыдущие?


Учитель

(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия

в ходе диалога с

учителем)
– Почему затрудняетесь в нахождении результата? - Почему возникли затруднения? - Чего мы ещё не знаем? - Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? - Какое заметили противоречие? Что удивило? - Как думали сначала, а как на самом деле? - Почему не смогли выполнить задание? -Не получается выполнить? В чём затруднение? Каких знаний не хватает? -Где и почему возникла проблема? -Сколько мнений в классе? Какой же вопрос возникает? -Что интересного заметили? Какой возникает вопрос? -Вы выполнили мое задание? А почему? В чем затруднение? Значит, какой вопрос возникает? - Проанализируйте, какие задания не смогли выполнить и почему? -Что не учли при выполнении задания? - Каких знаний не хватило при выполнении? Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие: проговаривают и осознают его.
Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации


Формулирование проблемы урока

Учитель

(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия

в ходе диалога с

учителем)
-Какой у вас возникает вопрос (проблема)? -Что предстоит выяснить? -Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами? -Следовательно, какова цель нашего урока? -Что нам сегодня надо узнать, чему научиться? - Какова сегодня тема урока? -Можете ли вы утверждать, что… - Значит, над какой проблемой будем сейчас работать? Формулируют учебную проблему (вопрос или тему) в разных вариантах.

Выдвижение гипотез

Учитель

(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в

ходе диалога с

учителем)
- Какие у вас есть версии решения проблемы? -Какой вариант решения наиболее удобный? -Что будем делать дальше? -Как бы вы сформулируете последующие действия? -Посмотрите еще раз на слова. Какие будут гипотезы о …? - С этой гипотезой согласны? - Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? Т.п. Предлагают свои вер сии (с одобрением принимается любая – даже абсурдная).

Актуализация имеющихся знаний

Учитель

(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия

в ходе диалога с

учителем)
-Что мы уже знаем по этой проблеме? - Что нужно узнать для решения проблемы? –Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? -Чтобы ответить на вопрос, будем рассуждать. - Свяжите эти задания с… - Что необходимо предпринять, чтобы закрыть пробелы? Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (от крыть).

Открытие нового знания

Открытие нового знания

Учитель

(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия

в ходе диалога с

учителем)
-Так как же мы решили проблему? - Сформулируйте общий вывод. - Сравните вывод с учебником. - Что вы можете сказать по поводу... - Докажите, что ... Ученики открывают новые знания. Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

на уроке (итог урока)

на уроке (итог урока)

Учитель

(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в

ходе диалога с учителем)
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? -Чьи версии подтвердились? - Насколько сложно было работать? - Что вызвало наибольшее затруднения? - Что нужно сделать? - Как организовать домашнюю работу? - Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? - Что получилось? -Над чем поработать? - Где можно применить новые знания? - Как оцените свою работу? - Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще надо поработать? Т.п. Обобщают, делают выводы по проблеме. Самоанализ, самооценка, в том числе с использованием графы дневника и, если требуется, с последующим обсуждением.

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

на уроке (итог урока)

на уроке (итог урока)

Учитель

(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия

в ходе диалога с

учителем)
– Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога? - В чем мы не достигли успеха и почему? - Отклонялись ли мы от темы? - Все ли принимали участие в обсуждении? - Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда? - Где испытывали затруднения? Какого характера? - Где можно добыть знания? - Как рационально обработать теоретический материал? Обобщают, делают выводы по проблеме. Самоанализ, самооценка, в том числе с использованием графы дневника и, если требуется, с последующим обсуждением.

Субъекты взаимодействия в

Субъекты взаимодействия в

учебном диалоге:

учебном диалоге:
«Учитель-ученик» «Учитель-ученик» «Ученик-ученик» «Ученик-ученик» «Ученик -учебный материал» «Ученик -учебный материал» «Ученик - компьютер» «Ученик - компьютер»

Типы заданий для учебного

сотрудничества:
1. Воспитывающие критичность мышления 2. Тренирующие в обнаружении границы собственных знаний 3. Формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию

Субъекты взаимодействия в

Субъекты взаимодействия в

учебном диалоге:

учебном диалоге:
«Учитель-ученик» «Учитель-ученик» «Ученик-ученик» «Ученик-ученик» «Ученик -учебный материал» «Ученик -учебный материал» «Ученик - компьютер» «Ученик - компьютер»

Они спорили о чем-то очень сложном

Они спорили о чем-то очень сложном

и важном, причем ни один из них не

и важном, причем ни один из них не

мог победить другого. Они ни в чем

мог победить другого. Они ни в чем

не сходились друг с другом, и от

не сходились друг с другом, и от

этого их спор был особенно

этого их спор был особенно

интересен и нескончаем

интересен и нескончаем

М. Булгаков

М. Булгаков


В раздел образования