Автор: Квашнина Светлана Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ сош №63 Населённый пункт: город Тюмень Наименование материала: презентация Тема: Учебный диалог как средство формирования УУД Раздел: начальное образование
.
словесная
расшифровка
20% то, что
слышим
10% то, что
читаем
30% то, что
видим
50% то, что
видим и
слышим
70% то, что
говорим
90% то, что
говорим и
делаем
визуальная
расшифровка
восприятие
и
участие
деятельность
L/O/G/O
themegallery
Учебный диалог как средство
формирования УУД
д
и
а
л
о
г
д
дружелюбие
и
интерес
а
активность
л
любознательность
о
оригинальность
г
гордость
•
Современный урок – урок актуальный для
настоящего времени
•
Современный урок –урок действенный
имеющий непосредственное отношение
к интересам личности ребенка,
его родителей, общества, государства.
Позиция ученика: активность,
наличие мотива к
самосовершенствованию,
наличие интереса к деятельности
Функции учителя: организатор,
сотрудничество, консультант
Характеристика
современного урока
УРОК
Создание
условий для
формирования
УУД
Использование
образовательных
технологий
Практический,
деятельностный
подход
Самостоятельная
работа ученика, а
не учителя
Личностно-
ориентированный,
индивидуальный
характер
Компоненты содержания:
знания, умения, навыки,
творческая деятельность,
эмоционально- ценностный
опыт
Ребенок на современном уроке
Цель-
готовность
к
саморазвитию
•
1
•
2
•
3
•
5
•
4
•
5
Умение
самостоятельно
делать
выбор,
адекватный
своим
способностям
Умение
ставить
перед
собой
цель,
принимать
решения
Умение
самостоятельно
находить
выход
в
нестандартной
ситуации
Умение
проконтролировать
себя,
свои
собственные
действия
Умение
адекватно
оценить
свои
действия,
выявить
и скорректировать
Умение
согласовывать
свою
позицию
с
другими
людьми,
общаться
Только в диалоге развивается
Только в диалоге развивается
способность мыслить.
способность мыслить.
В беседе, спрашивании создаются
В беседе, спрашивании создаются
условия для взаимодействия
условия для взаимодействия
понимающих сознаний.
понимающих сознаний.
1.
«Эмоциональные поглаживания»
2.
Открытые, проблемные вопросы
3.
Приемы пассивного (жестовый и
междометный контакт) и активного
(трансляция, редакция,
резюмирование) слушания
Проблемно – диалогическое
обучение – тип обучения,
обеспечивающий творческое усвоение
знаний учениками посредством
специально организованного учителем
диалога
Виды диалога:
(по Е. Л. Мельниковой)
•
Побуждающий
•
Подводящий
.
•
Побуждающий диалог – это
«экскаватор», который выкапывает
проблему, вопрос, трудность, т.е.
помогает сформулировать учебную
задачу.
Подводящий диалог
•
1-й этап – создание «ситуации
успеха»
•
2-й этап – возникновение ситуации
«интеллектуального разрыва»
•
3-й этап – фиксация «разрыва»
Формы подводящего диалога
•
Анализирующее коллективное
наблюдение.
•
Фронтальная дискуссия (желательно
работа в группах).
•
Письменная дискуссия.
Выбор
?
Ситуация
неопределен
ность
?
•
Удивительная
жидкость
•
Животные
•
1года до 15 лет:
от 30 до 70мг
•
источник энергии
•
нужны организму
•
содержатся в
различных
продуктах
Приём: невыполнимое
практическое задание,
похожее на предыдущее.
Показать неприменимость
старых знаний.
Ситуация
несоответс
твие
Приём:
предложить
вопрос или
задание «на
ошибку»
Ситуация
неожидан
ность
Приём: предъявить
противоречивые
факты
Ситуация
неожидан
ность
Ситуация
неопределенность,
конфликт,
неожиданность
Глубокая ночь. А в
городе открыты
магазины. Работают
школы. Почему?
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Приемы создания
проблемной ситуации
Побуждение к осознанию
противоречия
Побуждение к
формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить
ученикам
противоречивые
факты, теории, мнения.
- Ч т о
в а с
у д и в и л о ?
Ч т о
интересного заметили? Какие
факты налицо?
Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
-Какая будет тема урока?
2. Столкнуть мнения учеников
вопросом
или
практическим
заданием на новый материал
-Вопрос был один? А сколько
мнений?
Или
Задание
было
одно? А как его выполнили?
-Почему так получилось? Чего
мы не знаем?
3. Дать практическое задание,
не сходное с предыдущими.
- В ы
с м о г л и
в ы п о л н и т ь
задание? В чем затруднение?
Чем это задание не похоже на
предыдущие?
Учитель
(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия
в ходе диалога с
учителем)
– Почему затрудняетесь в нахождении результата?
- Почему возникли затруднения?
- Чего мы ещё не знаем?
- Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это
задание не похоже на предыдущие?
- Какое заметили противоречие? Что удивило?
- Как думали сначала, а как на самом деле?
- Почему не смогли выполнить задание?
-Не получается выполнить? В чём затруднение? Каких знаний не
хватает?
-Где и почему возникла проблема?
-Сколько мнений в классе? Какой же вопрос возникает?
-Что интересного заметили? Какой возникает вопрос?
-Вы выполнили мое задание? А почему? В чем затруднение? Значит,
какой вопрос возникает?
- Проанализируйте, какие задания не смогли выполнить и почему?
-Что не учли при выполнении задания?
- Каких знаний не хватило при выполнении?
Вступая в диалог с
учителем
(выполняя
задания),
выявляют
противоречие:
проговаривают и
осознают
его.
Создание проблемной ситуации
Создание проблемной ситуации
Формулирование проблемы урока
Учитель
(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия
в ходе диалога с
учителем)
-Какой у вас возникает вопрос (проблема)?
-Что предстоит выяснить?
-Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед
вами?
-Следовательно, какова цель нашего урока?
-Что нам сегодня надо узнать, чему научиться?
-
Какова сегодня тема урока?
-Можете ли вы утверждать, что…
-
Значит, над какой проблемой будем сейчас работать?
Формулируют
учебную
проблему (вопрос
или тему) в
разных вариантах.
Выдвижение гипотез
Учитель
(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия в
ходе диалога с
учителем)
-
Какие у вас есть версии решения проблемы?
-Какой вариант решения наиболее удобный?
-Что будем делать дальше?
-Как бы вы сформулируете последующие действия?
-Посмотрите еще раз на слова. Какие будут гипотезы
о …?
- С этой гипотезой согласны?
-
Какие есть гипотезы? С чего нужно начать?
Т.п.
Предлагают свои
вер
сии (с одобрением
принимается любая
–
даже абсурдная).
Актуализация имеющихся знаний
Учитель
(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия
в ходе диалога с
учителем)
-Что мы уже знаем по этой проблеме?
-
Что нужно узнать для решения проблемы?
–Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
-Чтобы ответить на вопрос, будем рассуждать.
- Свяжите эти задания с…
-
Что необходимо предпринять, чтобы закрыть
пробелы?
Вспоминают
изученный ранее
материал
(понятия, факты)
которые связаны с
формулировкой
проблемы.
Определяют, каких
знаний не хватает,
где
и как их добыть (от
крыть).
Открытие нового знания
Открытие нового знания
Учитель
(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия
в ходе диалога с
учителем)
-Так как же мы решили проблему?
- Сформулируйте общий вывод.
-
Сравните вывод с учебником.
- Что вы можете сказать по поводу...
- Докажите, что ...
Ученики открывают
новые знания.
Предлагают свое
обобщение и
варианты ответов
по учебной
проблеме.
Рефлексия учебной деятельности
Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог урока)
на уроке (итог урока)
Учитель
(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия в
ходе диалога с учителем)
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
-Чьи версии подтвердились?
- Насколько сложно было работать?
- Что вызвало наибольшее затруднения?
- Что нужно сделать?
- Как организовать домашнюю работу?
- Удалось решить поставленную задачу? Каким способом?
Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?
- Что получилось?
-Над чем поработать?
- Где можно применить новые знания?
-
Как оцените свою работу?
-
Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще надо
поработать? Т.п.
Обобщают, делают
выводы по проблеме.
Самоанализ,
самооценка, в том
числе с
использованием
графы дневника и,
если
требуется, с
последующим
обсуждением.
Рефлексия учебной деятельности
Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог урока)
на уроке (итог урока)
Учитель
(наиболее типичные вопросы, фразы диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия
в ходе диалога с
учителем)
– Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале
диалога?
- В чем мы не достигли успеха и почему?
- Отклонялись ли мы от темы?
- Все ли принимали участие в обсуждении?
- Были ли факты нарушения порядка во время ведения
диалога? Кем и когда?
- Где испытывали затруднения? Какого характера?
- Где можно добыть знания?
- Как рационально обработать теоретический
материал?
Обобщают, делают
выводы по
проблеме.
Самоанализ,
самооценка, в том
числе с
использованием
графы дневника и,
если
требуется, с
последующим
обсуждением.
сотрудничества:
1.
Воспитывающие критичность
мышления
2.
Тренирующие в обнаружении границы
собственных знаний
3.
Формирующие умение запрашивать у
учителя необходимую информацию