"Сберечь здоровье ученика - задача учителя русского языка и литературы"
Автор: Дерксен Наталья Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Ягуновская СОШ" Населённый пункт: Кемеровский район, с. Ягуново Наименование материала: статья Тема: "Сберечь здоровье ученика - задача учителя русского языка и литературы" Раздел: полное образование
Статья "Сберечь здоровье ученика - задача учителя русского языка и литературы"
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся
приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание
здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесберегающие образовательные технологии
это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и
развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального,
личностного
и
физического
здоровья всех субъектов образования и преподавателей и учащихся, но прежде всего –
учащихся. Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы
образования,
они
способствую
грамотному
и
рациональному
использованию
других
приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики
является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных
способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и
нравственно
здорового
поколения
граждан.Здоровьесберегающие
технологии
–
это
система
мер
по
охране
и
укреплению
здоровья
учащихся,
учитывающая
важнейшие
характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на
здоровье.
Личностно-ориентированные,
где
в
центр
образовательной
системы
ставлю
личность
ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных
возможностей.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для
реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-
воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них,
отсутствие
прямого
принуждения,
приоритет
положительного
стимулирования,
терпимости
к
детским
недостаткам,
в
сочетании
с
проявлениями
демократизации
отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку
зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют
формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического
здоровья.
Технология
уровневой
дифференциации
обучения.
Свои
уроки
я
строю
с
учетом
индивидуальных
возможностей
и
способностей
учащегося.
И
у
меня
появляется
возможность
дифференцированно
помогать
слабому
ученику
и
уделять
внимание
сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно
реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет
учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве,
раскрыть свои творческие способности.
Успешность
любой
педагогической
технологии
зависит
от
личности
учителя
и
психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.
Большое
значение
имеет
организация
урока,
соблюдение
гигиенических
показателей,
характеризующих урок:
1.Обстановка
и
гигиенические
условия
в
классе
(кабинете):
температура
и
свежесть
воздуха; рациональность освещения класса и доски;
2.Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ,
рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и
самостоятельная, работы и т.д.
3.Средняя
продолжительность
и
частота
чередования
различных
видов
учебной
деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4.Различные
методы
преподавания:
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная, работа и т.д. Норма – не менее трех.
5.Чередование видов преподавания: ориентировочная норма – 10-15 минут.
6.Наличие
и
выбор
на
уроке
методов,
способствующих
активизации
инициативы
и
творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из
«потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие
методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа
действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.;
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах,
ролевая игра, дискуссия, семинар ,ученик как исследователь); методы, направленные на
самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.).
7.Место и длительность применения ТСО ( в соответствии с гигиеническими нормами),
умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссий, обсуждения.
8.Физкультминутки и другие. оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание
и продолжительность. Норма-15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с
3-мя повторениями каждого упражнения.
9.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым
образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к
человеку и его здоровью как к ценности.
10.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям,
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.
п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
11.Психологический климат на уроке.
Следует
заметить,
что
в
обстановке
психологического
комфорта
и
эмоциональной
приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге,
приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким
результатам.