"Особенности урока чтения в коррекционной школе VIII вида"
Автор: Петровская Галина Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: КГБОУ "Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №2" Населённый пункт: Алтайский край, г. Рубцовск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Особенности урока чтения в коррекционной школе VIII вида" Раздел: среднее профессиональное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 2»
Особенности урока чтения
в коррекционной школе VIII вида
Учитель: Петровская Г.А.
Рубцовск
2015 г.
Уроки
чтения
являются
действенным
средством
нравственного,
эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся.
Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы,
знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей,
учатся давать им оценку. Сила воспитательного воздействия произведения
зависит от его эмоциональной выразительности, от умения учителя довести
ее до детей, связать с конкретными детскими переживаниями.
На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся,
расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о
людях,
их
труде,
о
природе.
Происходит
знакомство
с
новыми
словами,
значение которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного
употребления. Кроме того расширяются и уточняются в процессе словарной
работы значения уже известных школьникам слов.
Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей. Не
случайно в программе по русскому языку раздел, содержащий требования к
данным урокам, назван «Чтение и развитие речи». Навык связного изложения
прочитанного текста из года в год совершенствуется: от ответов на вопросы
по содержанию прочитанного в 1 классе до творческого пересказа в 8 классе,
когда
школьники
строят
рассказ
не
только
на
основе
изучаемых
произведений, но и с привлечением ранее увиденного или услышанного
материала.
Эффективность
дальнейшего
обучения
школьника
всем
другим
предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки
чтения. Психолог Б.Г.Ананьев замечал, что прежде дети учатся чтению и
письму, а затем посредством чтения и письма.
Главная
задача
уроков
чтения
–
выработка
у
детей
навыков
правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих
с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют
функцию коррекции недостатков. У умственно отсталых детей исправляется
произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется
память,
сглаживаются
некоторые
дефекты
логического
мышления,
в
частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий,
причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в
большей
степени
помогает
исправить
недостатки
образного
восприятия,
активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения
монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.
Структура
учебников
по
чтению
обусловлена
программными
требованиями. Во 2-6 классах проводится объяснительное чтение, которое
представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у
школьников
совершенствуется
техника
чтения,
развиваются
умения
анализировать
произведения,
объяснять
поступки
героев
и
причинную
обусловленность
событий.
Доступность
анализа
обеспечивается
за
счет
группировки
материала
в
соответствии
с
определенными
темами,
связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе,
морально-этические
проблемы
(«Что
такое
хорошо?»,
«Дружная
семья»,
«Наша Родина» и т.д.). Такое расположение материала дает возможность
опираться
в
разборе
произведений
на
наблюдаемые
в
данный
момент
сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки
и дела детей. Начиная с 5-го класса, к разбору произведений привлекаются
знания учащихся по истории России. Доступность понимания читаемого
достигается также и за счет специального отбора произведений по жанрам. В
книги для чтения для 2-6 классов включают, как правило, произведения
малых форм: небольшие по объему и доступные по сюжету рассказы, сказки,
стихотворения,
басни,
пословицы,
загадки.
Кроме
художественных
произведений
в
учебники
помещают
научно-популярные
статьи.
Их
содержание в учебниках для младших классов во многом отражает тематику
уроков развития устной речи.
С
7-го
класса
начинается
так
называемое
литературное
чтение.
Школьники знакомятся с произведениями классиков русской литературы или
фрагментами
из
этих
произведений,
читают
произведения
современных
писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в
хронологической последовательности дает педагогу возможность к концу
обучения систематизировать знания детей в области русской и современной
литературы.
Заметно увеличивается объем текстов, усложняются сюжет, образность
его
передачи,
становится
более
разнообразной
жанровая
характеристика
материала. Кроме рассказов, стихотворений, сказок, в учебниках для 7-9
классов даются фрагменты из художественных произведений больших форм
(повести, поэмы, баллады).
Усложнение содержания произведений требует работы не только по
актуализации опыта детей, но и по формированию знаний о той или иной
эпохе, описанной в произведении, об обстоятельствах биографии автора,
послуживших источником творчества.
Последовательность
в
отработке
навыков
чтения
определена
программой по русскому языку для специальной (коррекционной) школы.
В 1-м классе у детей формируют навыки орфографически правильного
слогового чтения, умение отвечать на вопросы.
Во
2-м
классе
продолжается
работа
над
слоговым
чтением
с
последующим переходом к чтению целыми словами структурно простых
двусложных слов. Детей учат пересказывать близко к тексту содержание
прочитанного материала.
В
3-м
классе
школьники
продолжают
овладевать
навыком
чтения
целыми
словами.
По
мере
накопления
слов,
воспринимаемых
глобально,
усвоения
знаний
об
ударных
и
безударных
гласных,
звонких
и
глухих
согласных
учащиеся
поэтапно
переходят
на
орфоэпическое
чтение.
Они
учатся читать безударное [о] как [а], оглушать звонкие согласные на конце
слова, читать ого – его как [ова] - [ева] и др. В этом же классе со второго
полугодия
школьники
начинают
читать
несложные
тексты
про
себя,
передавать содержание прочитанного в лицах.
В
4-м
классе
закрепляются
навыки
правильного,
осознанного
и
выразительного чтения. Школьники читают вслух и про себя, осваивают
полный и выборочный пересказ прочитанного текста.
В 5-м классе продолжает совершенствоваться техника чтения, а в 6-м
классе учащиеся должны быть подведены
к беглому чтению. Основное
внимание здесь и в последующих классах уделяется осознанию читаемого. В
связи
с
этим
отрабатываются
умения
выделять
в
прочитанном
главную
мысль, выявлять свое отношение к поступкам действующих лиц, давать им
характеристику, находить средства языковой выразительности, пересказывать
текст полно и кратко, с изменением лица рассказчика, делить произведение
на части, озаглавливать их.