Изучение старинных танцев в младших классах детской музыкальной школы
Автор: Куликова Вера Павловна Должность: преподаватель класса фортепиано Учебное заведение: МБОУДО "Детская музыкальная школа №4" Города Томска Населённый пункт: Томская область, г. Томск Наименование материала: статья Тема: Изучение старинных танцев в младших классах детской музыкальной школы Раздел: дополнительное образование
музыкальной школы
Народная музыка всегда проникнута духом ансамбля, коллективности, несёт в себе традиции
многоголосия.
Мелодическая напевность народной музыки по своей природе не одноголосна. Она
стремится к коллективному интонированию, к выявлению себя через хор, через полифонию.
Классическая музыка-
в опере, в симфонии, в камерных формах- всегда давала высокие
образцы
богатой
и
многообразной
полифонии,
уходящей
своими
истоками
в
народную
традицию. Полифония, как действенная сила музыки, не могла не привлекать творческого
внимания
композиторов
различных
направлений
на
всём
протяжении
истории
музыки.
К
полифонии композиторы никогда не относились с равнодушием. Изучение полифонии- ключ к
овладению игры на фортепиано. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком
смысле этого слова.
С первых классов учащийся должен познакомиться со всеми видами полифонического
письма-
подголосочным,
контрастным,
имитационным.
Если
подголосочной
полифонии
учащегося лучше всего знакомить на народных песнях, особенно русских, то контрастную
полифонию лучше всего изучать в младших классах на примере народных танцев: Гавотах,
Менуэтах, Ригодонах, Сарабандах, Полонезах и т. п.
«РИГОДОН» А.Гедике. Согласно французскому, Ригодон- видоизменённый старинный
народный хороводный танец. Подвижный, торжественный по характеру труден при исполнении
своей фразировкой. Его мелодия состоит из повторения ритмически одинаковых групп: две
восьмые и четверть; движение всегда должно быть к четверти, приходящейсяна сильные доли
такта. Ученики при исполнении такого ритма акцентируют первую восьмую. Преодолеть эту
трудность поможет кистевое упражнение, свобода руки и пальцев. Можно попросить ученика
спеть мелодию, придумав слова так, чтобы на затакт приходился «легкий»
предлог «в».
Поиграть и послушать мелодическую линию в разных октавах, сравнивая с игрой на различных
инструментах. Трудности при исполнении левой руки вызывает квинта. Она звучит неровно,
«перевешивает» более тяжёлый первый палец. Чтобы научиться играть левой рукой мягко и
глубоко, нужно обязательно готовить её заранее. Квинту можно поучить с ощущением веса руки
в 5-м пальце, а 1-м играть беззвучно. Для ровности звучания поучить с карандашом между 1-м и
5-м пальцами, чувствуя опору в ладони. И, конечно, дети с удовольствием будут исполнять
танец, если пофантазировать вместе с ними, представляя, как на балу сначала и в конце танец
исполняют придворные, а в середине принц и принцесса. Остановка на долгом аккорде средней
части всегда вызывает проблемы с движением и ритмом. Встреча принца с принцессой здесь
очень уместна.
МЕНУЭТ-танец французского происхождения, популярный в Европе 17-18 веках.
Исполнялся мелкими шагами ( название происходит от фр.
menu- мелкий ), в умеренном темпе,
плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями, размер ¾. Менуэт входил во многие сюиты 1-
й половины 18 века ( Английские, Французские сюиты И.С Баха и др.)
МЕНУЭТ d-moll Л. Моцарта.
Менуэты во времена И.С.Баха был распространённым, живым, всем известным танцем.
Его
танцевали
в
домашней
обстановке,
и
на
весёлых
вечеринках,
и
во
время
торжественных
дворцовых
церемоний.
В
дальнейшем
Менуэт
стал
модным
аристократическим
танцем,
которым
увлекались
чопорные
придворные
в
белых
напудренных париках с буклями. Хорошая иллюстрация бала того времени в сборнике
Артоболевской
«Первая
встреча
с
музыкой».
Следует
обратить
внимание
детей
на
костюмы мужчин и женщин, в большей степени определявшие стиль танцев: у женщин -
кринолины, необъятно широкие, требовавшие плавных движений, у мужчин- обтянутые
чулками ноги в изящных туфлях на каблучках, с красивыми подвязками -
бантами у
колен.
Танцевали
Менуэт
с
большой
торжественностью.
Музыка
отражала
в
своих
мелодических
оборотах
плавность
и
важность
поклонов,
приседаний
и
реверансов.
Прослушав
Менуэт
в
исполнении
педагога,
ученик
определяет
его
характер,
что
он
напоминает больше песню ,чем танец, поэтому и характер исполнения должен быть более
мягким, плавным, певучим, в спокойном, ровном движении. Затем необходимо обратить
внимание на отличие мелодии верхнего и нижнего голосов, их самостоятельность и
независимость друг от друга, словно их поют два певца : первый — высокий женский
голос — это сопрано, а второй — низкий, мужской -бас, или два голоса исполняют два
разных инструмента. И.Браудо придавал большое значение умению инструментовать на
фортепиано. «Первой заботой руководителя,- писал он- будет научить ученика извлекать
из фортепиано определённую, необходимую в данном случае звучность».
Нельзя обойти стороной «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах». Рассмотрим часть
произведений из него.
МЕНУЭТ №5 g-moll. По характеру спокойный, мелодичный. Напоминает песню. Написан в
простой двухчастной форме. Музыка отражает плавность движения и важность поклонов,
приседаний (реверансов). Мелодию правой и левой руки можно сравнить с танцем дамы и
кавалера, они мелодически самостоятельны, но связаны друг с другом. В связи с этим нужно
обратить
внимание
на
различное
звучание
и
характер
голосов,
трудность
в
исполнении
штрихов, коротких лиг их двух нот, изображающих поклоны. В динамическом развитии сначала
звучат нисходящие интонации, потом движение активируется, минор сменяется мажором- это
тоже выражается в динамике, в характере, в движении. Прослушав пьесу, ученик обращает
внимание
на
украшения-
морденты.
Необходимо
пояснить,
что
с
помощью
таких
знаков
сокращённо записывали мелодии в 17- 18 веках. Не случайно термин «мелизмы» произошёл от
древнегреческого слова «melos», что означает: пение, мелодия, поэтому играть их нужно певуче
соответственно темпу и характеру данной пьесы. Исполнять мелизмы Бах рекомендует (за
отдельным исключением) за счёт длительности основного звука. Неперечёркнутый мордент
исполняется за счёт верхнего звука, перечёркнутый- за счёт нижнего. При исполнении важно,
чтобы
украшение
воспринималось
учеником,
как
часть
мелодии,
исполнялось
певуче
и
выразительно, в характере менуэта. Поэтому сначала попытаться пропеть их в медленном темпе
и только потом играть.
Похожий по характеру часто исполняемый МЕНУЭТ №36 d-moll. Вместе с учеником
определяем характер и форму пьесы (двухчастная). Обращаем внимание на окончание 1-й части
в параллельном мажоре. Первая часть состоит из двух предложений. Можно характеризовать их
как
вопросо-ответные.
И.Браудо
предлагает
следующий
педагогический
приём:
первый
двутактисполняется учителем, ученик отвечает на этот двутакт-вопрос исполнением второго
двутакта-ответа. Затем роли можно поменять: ученик будет
«задавать», вопросы, учитель-
«отвечать». При этом исполнителю, «задающему» вопросы, можно играть свою мелодию чуть
ярче, а «отвечающему»- чуть тише, затем поробовать наоборот. Важно, что при этом мы учим
ученика
не
столько
играть
немного
громче
и
немного
тише,-
мы
учим
его
передавать
интонациии
элементы
танца.
Вторая
часть
Менуэта
сложна
для
исполнения
широким
расстоянием
в
мелодии.
При
скачке
нижняя
нота
не
должна
быть
громкой,
разрывать
мелодический голос, поэтому её нужно брать свободным и приготовленным заранее пальцем.
Важно
научиться
слышать
этот
переход
как
продолжение
мелодии,
поэтому
можно
поучитьверхний голос с пением, помогая ученику левой рукой. Особенно сложно услышать в
конце Менуэта движение к кульминационному завершению и передаче мелодической линии из
левой руки в правую. Если и в этом случае ученик делает акцент на первую ноту из группы
восьмых, можно попросить его брать на месте паузы повторяющийся звук «ля». В таком
варианте
легче
добиться
цельности
мелодической
линии.
Ритмическая
фигура
две
шестнадцатые и восьмая в следующем такте также достаточно часто исполняется учениками
неверно, с акцентом на восьмую. Здесь желаемого результата можно добиться исходя из опоры
на сильную долю, а также штриха, при котором последняя восьмая «ре» играется на движении
кисти вверх.
Самостоятельность голосов- непременная черта любого полифонического произведения. На
примере
Менуэта d-moll
важно
показать
ученику,
в
чём
именно
проявляется
эта
самостоятельность:
-в различном характере звучания голосов (инструментовка);
-в разной, почти нигде не совпадающей фразировке (например, в тактах 1-4 верхний голос
содержит 2 фразы, а нижний состоит из одного предложения);
-в несовпадении штрихов (legato и non legato);
-в несовпадении кульминаций (например, в 5-6 тактах мелодия верхнего голоса поднимается и
приводит к вершине, а нижний голос движется вниз и подъём к вершинесовершает только в 7
такте);
-в разной ритмике ( движение нижнего голоса четвертными и половинными длительностями
контрастирует с подвижным ритмическим рисунком мелодии верхнего голоса, состоящего
почти сплошь из восьмых нот);
-в несовпадении динамического развития (например, в 4 такте второй части звучность нижнего голоса
усиливается, а верхнего уменьшается).
МЕНУЭТ G-dur №7 из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».
Ведущий голос здесь верхний: он наиболее развит и индивидуализирован. Вместе с ним и второй-
нижний-
голос
отнюдь
не
выполняет
лишь
роль
сопровождения.
Он
имеет
самостоятельную
мелодическую линию, заключающую в себе, подобно верхнему голосу, характерные жанровые черты
танца. Нижний голос дополняет верхний, придаёт общему движению более плавный характер. Как и
обычно в контрастной полифонии Баха, нижний голос выходит на первый план в местах остановок
верхнего. Кое-где между голосами возникаютимитационные переклички (такты 1-2 и т. д.). Ученику
легче понять содержание Менуэта и имеющиеся в нём полифонические задачи, исходя из характера
танца. Возникшие художественные представления должны направить и определить собой всю работу
над изучением пьесы: подсказать требуемый звук, фразировку, ритмику. Важно познакомить ученика
с особенностями -музыкального строения многих менуэтов, в том числе и Менуэта G-dur (плавное
начало мотива, «устремление» к сильной доле второго такта и последующий мягкий спад звучности).
Соответственно, надо разъяснить ученику и характер фразировки в менуэтах этого типа ( короткие
ноты связать с последующей длинной нотой и «присесть» на второй длинной).
После того, как ученик познакомится с особенностями строения танца, ему становится понятной
необходимость и мягкого исполнения начальных восьмых, и небольшие выделения сильной доли 2-го
такта, и лёгкого звучания двух последующих долей. Он начинает понимать целесообразность смены
пальцев на двух последних четвертях 2-го такта- звуках Соль (оба Соль часто играют 1-м пальцем,
вследствие
чего
последняя
четверть
становится
«тяжёлой»).
Легче
осваиваются
и
приёмы
исполнения:
«объединяющее»
движение
к
5-му
пальцу
с
постепенным
подъёмом
запястья
и
последующее мягкое «собирание» руки во 2-м такте к 1-му пальцу. Понимание характера музыки
даёт также нужное представление о темпе исполнения: он должен быть подвижным, но не быстрым,
иначе исчезает присущая менуэту плавность движения.
Наиболее сложные сочетания голосов- имитационные- можно представитькак движения двух танцоров.
Это обычно сразу же помогает выявить индивидуальные черты каждого голоса и сохранить их при
исполнении двумя руками. При изучении Менуэта полезно поиграть совместно с учеником, меняя
поочерёдно партии рук.
ПОЛОНЕЗ g-moll №10.
Уже в этом нетрудном сочинении (пьесу можно дать ученику 2 класса ДМШ) автору удалось выявить
основные
черты
знаменитого
во
всей
Европе
с
с
16
столетия
польского
танца
народного
происхождения.
Энергичная,
торжественная
поступь
танцующих
должна
передаваться
точным
исполнением, «выдерживанием» всех длительностей, особенно же метрической фигуры: четверть с
точкой- шестнадцатая (такты 1 и 5). Неслигованные ноты рекомендуется играть глубоким portamento.
Это подсказано самим Бахом, поставившим собственноручно знаки клиньевого staccato в тактах 11 и
13. Двухтактная фраза в тактах 11 и 12 звучит как бы на нижней громкой клавиатуре клавесина; её
повторение- на верхней тихой клавиатуре. Указанный в тексте динамический контраст отражает
именно такое представление.
ПОЛОНЕЗ g-moll №19. Автором этой весьма популярной в ДМШ пьесы является сын И.С.Баха-
Филлипп Эммануэль. Величественный характер начальных фраз, идущих в унисон в партиях обеих
рук,
требует
глубокого,
звучного
произнесения.
Руки
ребёнка
движутся
синхронно,
как
будто
связанные
невидимой
нитью.Три
ноты,
объединённые
лигой,
исполняются
слитным,
единым
движением руки по направлению снизу вверх ( такт 1 и аналогичные). Мягкие реплики в тактах 3, 4 и
7,
8.
наоборот,
предполагают
значительно
более
раздельные
движения
пальцев
и
более
поверхностное прикосновение их к клавиатуре. Несовпадающие в правой и левой руках штрихи
(такты 13, 14 и 17, 18) следует выполнять особенно тщательно.
Работа
над
старинными
танцами
полезна
не
только
для
ознакомления
с
котрастной
полифонией и элементами имитационного письма. Она вводит в область старинных танцевальной
музыки, воспитывает ритмическую гибкость.
Используемые материалы
1.А.Алексеев «Методика обучения игры на фортепиано»
2.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
3.И.Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе»
4.Н.Калинина «Клавирная музыка Баха в музыкальном классе»