Смежные виды искусств в работе над программными произведениями
Автор: Костина Лариса Ивановна Должность: преподаватель специального фортепиано Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ№3 Населённый пункт: город Курск Наименование материала: Конспект Тема: Смежные виды искусств в работе над программными произведениями Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств №3 г. Курска
План – конспект Открытого урока
на тему: «Смежные виды искусств
в работе над программными произведениями»
с ученицей 3-го класса Детушевой Анастасией
подготовила
преподаватель специального фортепиано
Костина Лариса Ивановна
План
Открытого урока на тему:
«Смежные виды искусств в работе над программными произведениями»
Цель урока:
Формирование художественно-образного мышления учащихся
при исполнении музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
добиться
осознанного
понимания
и
исполнения
изучаемого
музыкального произведения в соответствии с замыслом композитора.
Развивающие:
развивать музыкальное мышление (память, воображение, эмоции) при
помощи
смежных
видов
искусств:
поэзии,
художественной
литера-
туры, изобразительного искусства, кино;
способствовать становлению и развитию учебной мотивации учащихся.
Воспитательные:
способствовать формированию мировоззрения учащихся;
способствовать привитию любви к музыкальному, поэтическому, лите-
ратурному, изобразительному и другим видам искусств, а также к про-
фессии музыканта;
способствовать эстетическому развитию и воспитанию учащихся.
Тип урока - комбинированный.
Форма урока: - индивидуальная.
Методы обучения:
Словесные: беседа, чтение стихов, диалог;
Наглядные: объяснительно-иллюстративный (иллюстрации учащейся к
изучаемым произведениям, репродукции художников, использование
компьютерных технологий);
Практические:
исполнение
музыкальных
произведений
учащимися,
показ педагога.
Здоровьесберегающие: при подборе музыкального репертуара учитывались
индивидуальные
особенности
учащихся
(темперамент,
развитие
познава-
тельных процессов, особенности здоровья).
Исследовательские: самостоятельное исследование творческой деятельно-
сти
композиторов,
поиск
материала
к
исполняемым
произведениям
с
помощью литературных и информационных источников.
Технология
личностно-ориентированного
о б у ч е н и я : выявление
индивидуальности учащихся, опора на их познавательный опыт.
Оснащение урока: нотный материал, музыкальный инструмент рояль, ИКТ.
Ход урока:
1.
Организационный момент – 1 мин.
2.
Сообщение темы, цели и задач урока – 2 мин.
3.
Основная часть – 35 мин.
Работа с ученицей 3 класса Детушевой Анастасией.
1. П. Цильхер «У гномов».
- проигрывание произведения;
- кто такие гномы? – рассказ ученицы;
- иллюстрация ученицы к музыкальному произведению;
- дополнение учителя и показ иллюстраций из интернета;
- показ отрывка из мультипликационного фильма «Белоснежка и семь гно-
мов»;
- прослушивание пьесы П. Цильхера «У гномов» в исполнении пианиста
Игоря Галенкова;
- повторное проигрывание пьесы «У гномов» ученицей.
2. И. Парфенов «В весеннем лесу».
- проигрывание произведения;
- чтение стихотворения о весеннем лесе;
- сравнительный анализ музыкального произведения и стихотворения;
- иллюстрация учащейся к музыкальному произведению;
- картины художников о весеннем лесе;
- показ отрывков из кинофильма «Снегурочка» о весне;
-
прослушивание
пьесы
И.
Парфенова
«В
весеннем
лесу»
в
исполнении
пианиста Игоря Галенкова;
- повторное проигрывание пьесы «В весеннем лесу»ученицей.
4.
Подведение итогов урока – 2 мин.
Полное выступление на открытом уроке
Основная часть – 35 мин.
Преподаватель:
-
Генрих
Альбертович
Пахульский
говорил:
«Исполнение
должно зреть вместе с исполнителем. Многое, что сегодня ученик еще не
чувствует, не слышит и потому не выполняет в произведении, он должен сам
услышать и почувствовать завтра, или через месяц, или через год».
Именно поэтому сегодня мы взяли в программу нашего Открытого урока уже
разученное Настей произведение И. Парфенова «В весеннем лесу». Сначала
Настя исполнит его. ( Настя играет).
Преподаватель: - Что ты себе представляла, когда играла эту пьесу?
Настя:
-
Я
представляла
начало
весны.
Как
будто
бы
первое
весеннее
солнышко только начинает отогревать природу. Еще на елках лежит снег, но
уже появляется капель, падают маленькие кристаллики льдинок. Но зима не
хочет сдавать свои права, дуют ветры, раскачивают макушки высоких елей.
Преподаватель: - Ты знаешь, это очень хорошее представление. А в каком
месте у тебя падают кристаллики льдинок?
(Настя играет ). Мы работаем над этим местом.
Преподаватель: - А где у тебя здесь макушки елей раскачиваются?
( Настя показывает и мы работаем над этим местом )
Преподаватель: - Я просила найти стихотворение о весеннем лесе, которое
бы соответствовало характеру этой пьесы.
( Настя читает стихотворение З. Александровой «Капель»):
На солнышке согрелась ель, подтаяла сосна.
Пришел к нам март, звенит капель, в лесу у нас весна.
По снегу капельки стучат: «Подснежник, полно спать!»
А шубки белок и зайчат с утра мокры опять.
И, замедляя хитрый бег, идя по снегу вброд,
Проваливаясь в талый снег, лиса из лунки пьёт.
Жемчужинки слетают вниз: «А ну, ловите нас!»
Весь в дырочках от светлых брызг под ёлкой хрупкий наст.
Но всё же март, а не апрель. Лишь солнышко зайдет,
Смолкает звонкая капель и вновь на ветках лёд.
Преподаватель: - Какое чудесное стихотворение ты подобрала. Я слушала
его, и мне казалось, что композитор именно его заложил в программу своего
сочинения. Весна – самое долгожданное время года. Так долго шла зима, и
вот, наконец-то, первые лучики ласкового солнца будят природу от зимнего
сна.
Вокруг какая красота, - пускай ещё стоит зима,
Но скоро с чистого листа войдет весна в свои права.
Я смотрю на твой рисунок. Покажи его всем. Наверное, он получился у
тебя таким именно под впечатлением стихотворения «Капель»?
- Да, - отвечает Настя.
Преподаватель: - А сейчас мы посмотрим картины известных художников,
которые запечатлели на своих полотнах приход весны.
( на экране показываются картины художников)
Преподаватель:
-
Специально
для
нашего
урока
я
подготовила
фрагмент
фильма
«Снегурочка»,
где
так
же
есть
эпизод
о
приходе
весны.
Эту
удивительную
сказку
написал
русский
писатель-драматург
Александр
Николаевич
Островский,
а
знаменитый
русский
композитор
Николай
Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка» по этой сказке.
Итак, смотрим фрагмент фильма «Снегурочка».
Преподаватель: - А теперь мы послушаем эту пьесу в исполнении пианиста
Игоря Галенкова.
Преподаватель: -
А теперь, Настя, под впечатлением всего увиденного и
услышанного о приходе весны, сыграй нам еще раз пьесу «В весеннем лесу»,
и
постарайся
наиболее
точно
передать
музыкальными
красками
пробуждающуюся природу весеннего леса. (Настя играет)
Преподаватель: - Второе произведение – это пьеса «У гномов», композитора
П. Цильхера. Это новое произведение, мы его только разучиваем. Настя, ты
что-нибудь узнала об этом композиторе?
Настя: - Иоганн Пауль Цильхер – это немецкий педагог и композитор-пианист.
Жил и учился во Франкфуртской музыкальной школе и консерватории на
рубеже XIX и XX веков.
Преподаватель: - А теперь сыграй, пожалуйста, нам эту пьесу.
(Настя играет).
Преподаватель: - А кто же такие гномы?
- Настя: – Гномы - это сказочные маленькие человечки, которые живут под
горами в подземных красивых и богатых дворцах. Они очень трудолюбивы,
добывают
руду,
золото,
серебро
и
драгоценные
камни
и
обладают
несметными богатствами, они славятся высоким мастерством, умеют
изготавливать тончайшей работы золотые и серебряные украшения, посуду,
украшенную драгоценными камнями – вазы, чашки и всякие волшебные
вещицы. Они ведут скрытый образ жизни, т.к. люди всегда мечтали
завладеть
несметными
богатствами
гномов.
Гномы
перестали
доверять
людям и скрыли свой мир от людей. А ещё они охраняют свои подземные
города от набегов троллей, гоблинов и драконов, которые не прочь захватить
богатства гномов и занять их пещеры и вступают с ними в битву.
Преподаватель: - Ты так много знаешь про гномов. А я знаю, что бывают
еще садовые гномы, которые тоже живут под землей, но в лесах и садах и
любят ухаживать за деревьями, травами и цветами. Они так же прячутся от
людей и могут показаться только избранным добрым людям. По характеру
гномы очень обидчивы и капризны, честны, но скрытны, справедливы и
никогда
никому
полностью
не
доверяют
и
не
верят.
Они
наделены
сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше,
чем люди.
Давайте посмотрим как изображают гномов в скандинавских легендах.
(Показ на экране иллюстраций с гномами.)
Преподаватель: - А как ты думаешь, каких именно гномов охарактеризовал
Пауль Цирхель?
- Настя: – Я думаю, что это гномы, которые живут в горах. И поэтому я
нарисовала такую иллюстрацию. ( Настя показывает свой рисунок ). Тут даже
музыка передает характер работы инструментов, когда гномы изготавливают
свои украшения, как они стучат этими инструментами, изготавливая свои
драгоценные изделия.
Преподаватель: - Давай сыграем этот отрывок пьесы, где ты считаешь, что
гномы изготавливают свои украшения.
Настя играет и мы работаем над этим местом.
Преподаватель:
-
Для
сегодняшнего
урока
я
приготовила
фрагмент
мультипликационного
фильма «Белоснежка
и
семь
гномов» ,
г д е
раскрывается идеальный мир, в котором живут семь гномов. «Белоснежка и
семь
гномов»
-
это
сказка
братьев
Гримм
-
исследователей
немецкой
культуры.
Нельзя
сказать,
что
эту
сказку
написали
братья
Гримм.
Они
собирали
и
литературно обрабатывали
фольклорные сказочные сюжеты.
Наш
русский
поэт
Александр
Сергеевич
Пушкин
этот
сюжет
дал
в
литературной форме в " Сказке о мёртвой царевне и
семи богатырях".
- Смотрим фрагмент мультфильма.
Преподаватель:
-
Вот
еще
один
образ
гномов,
который
ты
можешь
использовать при работе над характером своей пьесы. Сейчас мы послушаем
пьесу
П.
Цильхера
«У
гномов»
в
исполнении
того
же
пианиста
Игоря
Галенкова.
Подведение итогов урока:
Преподаватель: - А теперь давай подведем итог сегодняшнему уроку. Что ты
можешь сама сказать о нем?
Настя:
Сегодня
на
уроке
мы
постарались
связать
с
музыкальными
произведениями
различные
виды
искусств:
живопись
–
Я
увидела
картины
художников
о
весеннем
лесе,
мои
иллюстрации
к
пьесам
–
это
связь
с
изобразительным искусством, мультфильм «Белоснежка и семь гномов» и фильм
«Снегурочка» – это связь с киноискусством. А еще мне пришлось использовать
различные источники, чтобы найти материал о гномах, и я, думаю, что это есть
связь с литературой. Стихотворение «Капель» - это связь с поэзией. Мне очень
понравилось исполнение этих пьес пианистом. Я буду стремиться тоже к такому
исполнению. Все это мне очень поможет в работе над музыкальным образом в
изучаемых пьесах.
Преподаватель : - А я ещё хочу сказать, что я безгранично верю в скрытые в
ребенке
творческие
силы,
которые
(если
суметь
их
пробудить),
могут
яркой
вспышкой озарить сложный педагогический процесс и позволить шагнуть через
все скромно намеченные нормы и планы.