Напоминание

Педагогический передовой опыт профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессии "Швея"


Автор: Пищулина Наталия Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 155
Населённый пункт: г. Новотроицк, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический передовой опыт профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессии "Швея"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ФКП образовательное учреждение № 155

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ

профессионального обучения

по программе профессиональной подготовки

по профессии «Швея»

Новотроицк – 2016г

Пищулина Наталия Ивановна, преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории. Стаж педагогической работы 18 лет, стаж работы в должности мастера производственного обучения – 15 лет, в должности преподавателя 18 лет
1. Наименование опыта.
Образовательный курс профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессии «Швея» ФКП образовательное учреждение № 155 г. Новотроицк, Оренбургская область, ул. Зеленая, 10. телефон: (3537) 661831. факс: (3537) 661810
2. Условия возникновения, становления опыта.
Анализ потребности Центра трудовой адаптации осужденных в рабочих специальностях показал, что исправительные учреждения в настоящее время нуждаются в рабочих таких специальностей, как «Швея». Центр трудовой адаптации федерального казенного учреждения Исправительная колония № 3 УФСИН России по Оренбургской области имеет три швейных участка, специализирующих по изготовлению рабочей одежды, формы для военнослужащих, формы для аттестованных работников ФСИН России и другой швейной продукции. ФКП образовательное учреждение № 155 тесно сотрудничает с администрацией исправительного учреждения и руководством Центра трудовой адаптации осужденных, оперативно реагируя на социальный заказ по профессиональной подготовке работников, необходимых для работы в промышленных цехах, в том числе и по специальности «Швея». Психологические особенности осужденных, такие как, слабое стремление к работе, отсутствие трудовой дисциплины, не желание учиться и другие… играют определенную роль в возникновении большой текучести кадров в промышленной зоне Центра трудовой адаптации. Поэтому руководством образовательного учреждения уделяется огромное внимание организации и становлению образовательного процесса именно по этой профессии. ФКП образовательное учреждение № 155 реализует программы профессиональной подготовки по профессии «Швея» со сроком обучения 5 месяцев, 4 месяца, 3 месяца Имеется полностью разработанный курс ускоренной подготовки по индивидуальным программам. Рабочие программы и вся учебно-планирующая документация разработана с учетом требований стандартов обучения и особенностей наших обучающихся - осужденных. Социально-экономический кризис в нашей стране, а также неустроенность жизни обучающихся – осужденных привели к проблемам утери ими нравственных идеалов. 2
Перед нами обучающимися, которым характерна полная бездуховность, отсутствие знаний элементарных нравственных категорий и знаний по общеобразовательным предметам (часто откровенное пренебрежение ими), распад сложившихся традиций в культуре, в семье, обществе. Наши подопечные часто ранимы и психически неуравновешенны. Поэтому мои педагогические задачи направлены на изучение постоянно меняющихся индивидуальных образовательных потребностей таких учеников и обучение их рабочей специальности.
Мои задачи:
1. Увеличить интерес обучающихся - осужденных к процессу получения знаний в образовательном учреждении и их трудоустройство по полученной специальности в Центре трудовой адаптации; 2. Увеличить стремление изменить условия наказания (облегченные условия наказания, работа в Центре трудовой адаптации, работа в колонии поселения); 3. Увеличить стремление к жизни на свободе (условно досрочное освобождение); 4. Процесс перевоспитания обучающихся – осужденных. Он станет только тогда действенным, когда осужденный начнет задумываться о своей жизни, осмысливать ее и те причины, которые привели его в места лишения свободы (пытаться понять себя, значит становиться на путь исправления); Разработанная программа обучения и весь процесс обучения должен быть направлен в первую очередь на преодоление отрицательного отношения к процессу получения знаний и к трудовой специальности. Необходимо в первую очередь так организовать процесс производственного обучения (учебной практики), чтобы максимально приблизить его к условиям работы в Центре трудовой адаптации осужденных, обучить необходимым навыкам и умениям, дать элементарные знания производственной психологии и знания трудовых отношений, сформировать умения и навыки межличностных отношений, культуры общения.
3. Актуальность и перспективность опыта.
Практика показывает, что наши обучающиеся недооценивают имеющиеся у них возможности получения специальности, не понимают целей и задач образования. Они не знают о предстоящей работе в Центре трудовой адаптации, тех изменениях в жизни, которые наступают, если человек получит работу и начнет полноценно трудиться. Осознание осужденным своей пригодности к определенному виду деятельности – это первый шаг, определяющий наиболее эффективный индивидуальный путь профессионализации. Чем раньше он будет определен, тем более оперативно, без потери 3
времени и экономических ресурсов, усилится профессиональная мотивация, тем безболезненней эта категория осужденных профессионально сориентируется. Актуальность передового опыта в том, что профессиональная подготовка позволит осужденным самооценить (переоценить) свои профессиональные возможности и начать трудиться. Практика показывает, что более 50% и более выпускников трудоустраиваются на работу по полученной специальности на швейных участках. Процесс устройства на работу по специальности «Швея» в головном производственном учреждении намного выше, благодаря продуктивному сотрудничеству администрации, воспитательного отдела исправительного учреждения и педагогического коллектива образовательного учреждения. Воспитательный отдел, начальники отряда, директор Центра трудовой адаптации осужденных – все лично участвуют в процессе формирования группы именно теми учащимися, которые по окончанию процесса обучения будут трудиться в швейных цехах. Еще раз подчеркиваю, что передовой опыт получения профессиональной подготовки по специальности «Швея» в нашем образовательном учреждении состоит не только в моей работе, как педагога (об этом будет рассказано в других разделах), а в первую очередь от совместной и продуктивной работы педагогического коллектива, администрации исправительного учреждения, и сотрудников Центра трудовой адаптации. Мне, как педагогу, повезло, такой специальности, как «швея» на всех этапах обучения уделяется должное внимание. Поэтому результаты своей работы можно по праву разделить с многочисленным коллективом, в том числе и исправительного учреждения.
4. Теоретическая база передового опыта.
Теоретической базой создания образовательного курса профессиональной подготовки по профессии «Швея» в ФКП образовательное учреждение № 155 являются следующие документы и пособия: 1. Закон РФ «Об образовании» 2. Концепция модернизации российского образования, определяющая приоритетные направления развития образования, отражающие общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. 3. Межведомственная программа развития системы профессионального образования в пенитенциарных учреждениях. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по профессии « Портной» . 4

5. Новизна опыта.
Опыт определяет педагогические коммуникации образовательного курс а профессиональной подготовки по профессии “Швея ”, программу ускоренной профессиональной подготовки в системе пенитенциарного учреждения. Программа позволяет оценить способности осужденных к данному виду деятельности (изготовлению рабочей одежды), избежать потерь времени и экономических ресурсов, усилить профессиональную мотивацию, обогатить будущего рабочего базой профессиональных знаний и навыков в области швейного производства. Новизна образовательного курса профессиональной подготовки по профессии “Швея” заключается, прежде всего, в том, что программа адаптирована и является частью образовательной системы для обучающихся – осужденных проходящих обучение в образовательных учреждениях УИС. Отличительной особенностью образовательного курса является: 1. Уже сложившаяся в образовательном учреждении система мониторинга знаний осужденных, позволяющая узнать и учесть индивидуальные особенности, в том числе и их разно уровневую подготовку знаний. 2. Обучающиеся имеют возможность почувствовать свою необходимость для общества. Ведущей педагогической технологией образовательного процесса является технология личностно-ориентированного образования. 3. Практические занятия носят характер будущей деятельности осужденных. 4. Обучающиеся получают профессиональные знания, умения и навыки по специальности «Швея», квалификация – 3 разряд. Они имеют возможность трудоустройства в швейные цеха Центра трудовой адаптации осужденных с дальнейшей возможностью повышения квалификации.
6. Ведущая педагогическая идея.
Педагогическая идея опыта работы заключается в совершенствовании образовательного курса по профессии «Швея» в условиях: • отсутствия школьных базовых знаний; • отсутствия элементарных трудовых навыков; • отсутствия желания трудиться и приносить пользу обществу; • отсутствия желания изменить свою жизнь. При организации своей образовательной деятельности я преследую решение следующих педагогических задач: • заинтересовать осужденных к получению не престижной для мужчин специальности – «Швея»; 5
• сформировать потребности общественно-полезного труда; • воспитать новое отношение к окружающему миру и труду, если возможно и чувство красоты, эстетичности, аккуратности; • развитие образного мышления; • восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся.
7. Технология опыта.
Технология образовательного курса профессиональной подготовки по профессии “Швея” в системе ФСИН - это комплекс, характеризующий формы, методы, приемы и средства профессиональной подготовки, представленной в адаптированной для мест заключения образовательной программе. Программа содержит квалификационные характеристики, пояснительные записки, рабочие учебные планы по общетехническим дисциплинам и профессиональному модулю В учебной мастерской осужденные последовательно изучают приемы и способы выполнения ручных и машинных работ, необходимые для овладения профессиональными компетенциями по учебной программе. Учебный рабочий план предполагает реализацию 437 часов за период обучения - три месяца. Объем часов по темам в рабочих программах по предметам может быть изменен в пределах общего количества часов по предмету за счет других тем. Количество учебных часов по учебной и производственной практике зависит от нужд головного предприятия и может меняться. Пример: рабочие швейных участков не были знакомы с технологией изготовления объемных накладных карманов. Кроме оказания консультативной помощи, в производственное обучение в обязательном порядке была включена тема: Изготовление накладных карманов разной сложности, размеров и фасонов, и изготовление объемных накладных карманов. Рабочая программа учебной практики предусматривает обучение в учебной мастерской, которая оснащена 18 промышленными швейными машинками, 3 бытовыми швейными машинками, 2 оверлоками, пуговичной и петельной машинами. В учебных мастерских учащиеся последовательно осваивают приемы и навыки выполнения машинных работ, необходимых для овладения профессией. Для нужд исправительного учреждения на занятиях учебной практики изготавливается продукция: постельное белье, сумки для хранения одежды, рукавицы, жилеты (для колонии поселения), нижнее белье, носовые платки. Для нужд образовательного учреждения изготавливается: спецодежда для каменщиков и штукатуров, фартуки и нарукавники (для слесарей по ремонту автомобилей и электромонтеров), головные уборы и рукавицы для сварщиков, облегченные рукавицы для каменщиков. 6
Практические занятия проводятся поэтапно, постепенно усложняются действия и приемы, составляющие комплекс навыков и умений соответствующей квалификации. Как пример – урок - конкурс профессионального мастерства. В практической деятельности успешно применяются поисковые и продуктивно-творческие методы обучения, педагогические приемы: диалог, дискуссия, постановка проблемы. При организации образовательного процесса используются элементы технологий коллективно- творческой деятельности (изготовление рабочих брюк с выполнением различных операций), технологии личностно-ориентированного обучения, что позволяют охватить большее количество обучающих за одно занятие: 1. Присутствующим самостоятельно предлагается покроить определенное изделие или часть изделия: бочок, мешковину кармана, обтачку кармана, и выполнить все работы по изготовлению узла изделия. 2. Обучающимся предлагается самостоятельно сформулировать и выдать задание соседу. Выдавший задание, ведет контроль за его выполнением, и отвечает за окончательную проверку правильности выполненной работы. 3. Обучающимся дано право определять последовательность выполнения работ по изготовлению изделия. В случае возникновения трудностей или выбора неправильного пути решения, каждому оказывается персональная помощь с конкретным объяснением невозможности и неправильности действия. 4. При изучении навыков и приемов создаются специальные условия - проблемы, для решения которых необходимы дополнительные знания или помощь других участников учебного процесса. Такой метод обучения заставляет осужденных думать, искать решения, принимать помощь соседей. Это актуально, при обучении осужденных, которые иногда отказываются от помощи других, не могут работать в коллективе, и совершенно не воспринимают положительные примеры других участников образовательного процесса. 5. При работе используется наглядный дидактический и другой информационный материал, в том числе и из Интернета. 6. В процессе обучения используются разработанные инструкционно - технологические карты. 7. При изучении теоретического материала осуществляется совмещение преподавания различных предметов. Например, совмещенный предмет – основы конструирования и технология ремонта швейных изделий, охрана труда – оборудование швейного производства, материаловедение – технология изготовления одежды. Считаем такое совместное преподавание передовым опытом, положительно влияющим на весь 7
образовательный процесс. Учащиеся с удовольствием посещают занятие, где ведется преподавание сразу двумя педагогами. Проведение постоянного мониторинга знаний учащихся, их уровня развития, позволяет определить индивидуальные особенности каждого и выбрать те самые оптимальные формы организации обучения с учетом возраста и других психологических факторов. В образовательном учреждении в обязательном порядке проходит промежуточная аттестация учащихся. Формой проведения промежуточной аттестация является экзамен, дифференцированный зачет, зачет, итоговая письменная контрольная или проверочная работа. Для проведения контрольных работ разработаны КОСы, а. для проведения практических проверочных работ разрабатываются критериальные показатели на определенный вид деятельности или определенную работу Результат проведения контрольной работы или проверочной работы (практическое обучение) фиксируется протоколами. В обязательном порядке проводится анализ выполненной промежуточной аттестации. На проведение итоговой аттестации: проведение выпускной квалификационной работы и экзамен приглашаются представители исправительного учреждения, работники швейных участков Центра трудовой адаптации 8

8. Примеры методических разработок Пищулиной Н.И.
Презентация урока производственного обучения: Обработка застежек отрезным откоском в мужских брюках по теме конструирование и пошив мужской верхней одежды (обработка отдельных узлов и деталей) Пояснительная записка Данная работа выполнена мастером производственного обучения ФКОУ НПО Профессиональное училище № 155 по подготовке «Швей» Пищулиной Н.И. Цель работы: освоение последовательности выполнения работ «Обработка застежки с отрезным откоском в мужских брюках».
Задачи:
• создавать положительное отношение обучаемых в учебно-познавательной деятельности; • оценивать интерес обучаемых предлагаемой работе • контролировать деятельность обучаемых при использовании всех традиционных средств • поддерживать стремление обучаемых учиться, формировать положительное отношение к учебе и работе
Урок производственного обучения можно использовать в нескольких вариантах:
• при изучении нового материала, используя иллюстративно-объяснительный метод; • при выполнении комплексных работ; • для самостоятельного изучения темы; • при проверке знаний учащихся;
Предлагаемая работа состоит из следующих этапов:
• учащимся дается возможность вспомнить основные узлы брюк, которые они обрабатывали ранее, в результате выделяют новый узел, тем самым определяют новую тему урока (обработка застежки, которая может быть обработана двумя способами: с отрезным откоском и цельнокроеным); • для лучшего освоения и отработки навыков данного узла предлагается оснащение рабочего места (оборудование, набор инструментов и приспособлений, детали кроя и т.д.); • детали кроя необходимые для работы (детали кроя готовятся заблаговременно) • последовательность сборки застежки (имеются разработанные технологические карты) • вопросы на закрепление.
В процессе занятий необходимо делать упор на знания теоретического материала.

Это:
9
• сокращение времени на подготовку к уроку производственного обучения; • демонстрирует наглядность изучаемого материала; • дает возможность многократного повторения при различных формах организации учебной деятельности; • дает возможность изменений и дополнений содержания урока. Данная презентация может быть использована и рекомендована мастерам и преподавателям специальных дисциплин по подготовке специальности «швея» в других образовательных учреждениях.
План урока производственного обучения
Специальность: швея Тема программы: Обработка отдельных узлов и деталей Тема урока: Обработка застежки с отрезным откоском в мужских брюках. Цели урока:
1 Развивающие:
• умение систематизировать, анализировать материал; • умение работать индивидуально; • умение работать в группе.
2 Воспитательные
• формирование следующих личностных качеств у обучающихся: внимательности, аккуратности, самостоятельности.
3 Обучающие
10
• научить учащихся, соблюдая технологическую последовательность и технические условия, обрабатывать застежку в мужских брюках. Тип урока: Урок изучения трудовых процессов и комплексных операций. Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: оборудование: машины 97 класса – 5 штук, промышленные швейные машины JK-8720 – 4 штуки бытовые машины «NEW HOME» - 2 штуки, оверлок. инструменты: ножницы, игла, наперсток, сантиметровая лента; приспособления: мел (мыльце), линейка, лекала осноровочные; материалы: детали кроя, фурнитура; наглядные пособия: образец - эталон в натуральную величину. Ход урока Этапы урока Время, мин. Деятельность мастера Деятельность учащегося Примечани е 1 2 3 4 5 I. Организационная часть 5 Ко н т р о л ь п о с е щ а е м о с т и и готовности к уроку, спецодежда Учащиеся демонстрируют наличие конспектов II. Вводный инструктаж 60 минут 1. Сообщает тему и цели урока Осознают тему и цели урока 1. Повторение раннее изученного материала 20 1.1 Задает целенаправленные вопросы по раннее изученному м а т е р и а л у н а у р о к а х производственного обучения и теоретического обучения для с т и м у л я ц и и м ы с л и т е л ь н о й деятельности 1 . 2 . П е р е ч и с л и т е с п о с о б ы определения лицевой и изнаночных сторон 1 . 3 . Н а з о в и т е с р е з ы б р ю к , направление н.о. 1.4. Назовите основные узлы брюк О т в е ч а ю т н а поставленные вопросы 1. По кромке 2 . П о я р к о выраженному печатному рисунку 3 . П о переплетению К а р м а н ы , б о к , шаговые, п о я с , застежка 2. Изучение нового материала 20 2.1. Рассказывает о значении предстоящей работы, о способах обработки застежки 2.2. Показывает готовые изделия, образцы по обработке застежки в натуральную величину. 2.3. Рассказывает учащимся, каким должно быть оснащение рабочего места для лучшего освоения и отработки навыков, необходимых для обработки застежки тесьмой- молнией Разглядывают образцы Принимают участие в беседе, вспоминают оборудование и 11
2.4. Показывает учащимся детали кроя и последовательность сборки застежки, мастер комментирует, демонстрирует 2.5. Показывает трудовые приемы по обработке застежки (в рабочем и замедленном темпе) приспособления для ручных работ . 3. Закрепление материала 10 Закрепление изученного материала Показать учащимся элементы самоконтроля в процессе работы, р а с с к а з а т ь у ч а щ и м с я о межоперационном контроле. Предостеречь от брака в работе, рассказать о видах и типичных ошибках: - искривление отделочной строчки; - некачественная соединительная строчка; - искривление швов; - не соблюдение техниче ских условий. Обратить внимание у ч а щ и х с я н а требования, предъявляемые к эксплуатации тесьмы У ч а щ и е с я р а б о т а ю т в группах Используя ЦОР 4. Подведение итогов вводного инструктажа 10 П о д в о д и т и т о г и в в о д н о г о инструктажа и выдает задание на д е н ь , о п р е д е л я е т в р е м я н а выполнение задания III. Самостоятельная работа учащихся 4часа 30 минут Целевые обходы: - Обход рабочих мест с целью контроля выполнения приемов работы, состояния рабочих мест, соблюдение правил т е х н и к и безопасности - Обход рабочих мест с целью контроля качества о б р аб отки застежки, дополнительного показа трудовых приемов - Обход с целью контроля овладения м е т о д а м и с а м о к о н т р о л я и взаимоконтроля в процессе работы. Учащиеся самостоятельно или с помощью мастера выполняют учебно- производственное задание. Учащиеся м а р к и р у ю т и сдают работы IV Заключительный инструктаж 15 М а с т е р п о д в о д и т и т о г и деятельности учащихся за день: - отмечает и выставляет оценки, кратко анализируя каждую работу - уборка рабочих мест Слушают, задают вопросы, у ч а с т в у ю т в подведении итогов Убирают рабочие места Поправки к ведению урока: Необходимо подготовить технологические карты на каждое рабочее место с описанием последовательности работы при обработки застежки тесьмой-молнией Замечания по уроку: Уделить большее внимание обучению учащихся- осужденных процессу самоконтроля и процессу исправления брака выполняемой работы 12
Мастер производственного обучения _______Пищулина Н.И.______________
9. Результативность опыта.
К достижениям, положительному результату реализации образовательного курса профессиональной подготовки по профессии «Швея» в ФКОУ НПО Профессиональное училище № 155 можно отнести следующие факты: 1. По профессии «Швея» с 2005 по 2011год подготовлено - 430 человек. 2. Трудоустроено в швейные цеха Центра трудовой адаптации осужденных: 2006- 25%, 2007- 33%, 2008 – 38%, 2009 – 42%, 2010 – 48%, 2011 – свыше 50%. 3. Переход на более короткие сроки обучения положительно повлиял на сохранность контингента обучающихся. 4. Значительно увеличилась заинтересованность учащихся в образовательном курсе и стремление их к трудоустройству в Центр трудовой адаптации осужденных. 5. Среди обучающихся по профессии «Швея» увеличился процент учащихся, которые стремятся изменить (улучшить) условия наказания (улучшенные условия труда, колония поселения, УДО).
10. Адресная направленность.
Опыт образовательного курса профессиональной подготовки по профессии «Швея» направлен в первую очередь для распространения среди других профессиональных училищ начального профессионального образования ФСИН России. Искренне желаю коллегам счастья, здоровья, долгих лет успешной работы. Надеюсь, что в скором времени появится возможность общения на страницах официальных сайтов образовательных учреждений, где каждый, в том числе, и я, сможет почерпнуть лучший педагогический опыт образовательных учреждений ФСИН, в чем я не сомневаюсь. 13


В раздел образования