Игровые технологии, как фактор успешной реализации образовательной программы "Эстрадный вокал"
Автор: Архипова Юлия Владимировна Должность: педагог дополнительного образования мбу до г.ульяновска "цртдию им.а.матросова" Учебное заведение: МБУ ДО г.Ульяновска "ЦРТДиЮ им.А.Матросова" Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: Статья Тема: Игровые технологии, как фактор успешной реализации образовательной программы "Эстрадный вокал" Раздел: дополнительное образование
Игровые технологии, как фактор успешной реализации образовательной
программы «Эстрадный вокал»
Сегодня на первый план для педагога выходит личность ученика. И ценность
совершенно не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею,
владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и
делаю.
Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в
ходе образовательного процесса, находят в игре практическое применение и развитие.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими
деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
«Делу время – потехе час» - говорит большинство педагогов: «На занятии надо
вести себя хорошо, сидеть смирно, слушать преподавателя и запоминать материал». Но
ребенку сложно долго сидеть на одном месте и сохранять внимание. Ему непонятно,
зачем учить тот или иной материал, каким образом и где потом можно применить
полученные знания. Поэтому необходимо искать способы его интересной подачи. Мне
кажется, что применение игровых технологий решит эту проблему.
Таким образом, цель исследования – разработать методику проведения занятия в
рамках образовательной программы «Эстрадный вокал».
Объект исследования – методика проведения занятия в рамках образовательной
программы «Эстрадный вокал».
Предмет исследования – игровые технологии, применяемые на занятиях в рамках
образовательной программы «Эстрадный вокал».
Выдвинем гипотезу. Если применять игровые технологии, то можно получить
следующие результаты:
быстрое и качественное усвоение теоретического материала;
умение применять полученные знания на практике;
творческий подходит к решению любых поставленных задач.
Для
подтверждения
гипотезы
мы
проанализируем
современные
обучающие
педагогические технологии и проведем педагогический эксперимент.
Таким образом, будут применяться следующие методы:
1
анализ научно-методических источников;
наблюдение;
беседа;
изучение продуктов деятельности детей;
педагогический эксперимент.
Результатом,
повторюсь,
станет
методика
проведения
занятия
в
рамках
образовательной программы «Эстрадный вокал», направленная на более качественное
усвоение знаний и умений.
В
отличие
от
известного
опыта,
разработанная
методика,
если
гипотеза
подтвердится, будет основана на игровых технологиях.
Данную
методику
смогут
применять
педагоги
дошкольных
образовательных
организаций,
общеобразовательных
организаций
и
организаций
дополнительного
образования.
Отсутствие
в
учреждениях
дополнительного
образования
детей
жесткой
регламентации
деятельности
и
комфортность условий
для
творче ского
и
индивидуального развития детей создают благоприятные условия для внедрения игровых
технологий в практику их деятельности.
Итак, перейдем к самому эксперименту.
Были выбраны 2 параллельные группы по 15 человек. В одной группе давался
материал по традиционной методике, в другой – с использованием игровых технологий.
Начнем исследование с процесса подачи теоретического материала.
В
первой
группе
применялась
традиционная
методика
при
помощи
учебных
пособий,
разработанных
для
ДШИ.
Дети,
слушали,
записывали,
учили
и
затем
воспроизводили полученный материал.
Во второй группе тот же самый объем знаний дети получали в процессе игры: при
помощи сказок, стихов, картинок, кроссвордов и творческих заданий.
Например,
музыкальные
инструменты
в
ДШИ
изучаются
по
учебникам
с
использованием иллюстративного материала. Дети должны просто запомнить и затем
показать
на
рисунке
тот
или
иной
инструмент.
Данный
способ
подачи
материала
применялся для первой группы.
2
Для второй мы использовали звуковой плакат, на котором изображены те же самые
инструменты, что и в учебниках, но нажав на каждый, в зависимости от выбранного
режима, в ответ звучало либо название инструмента, либо его звучание. И в игровой
форме дети запоминали их названия.
Еще одним примером может стать изучение нотной грамоты.
В первой группе мы разобрали и выучили написание нот. Дети должны были дома
запомнить и закрепить изученный материал путем тренировки чтения написанных нот.
В другой группе после разбора данной темы, для ее закрепления, было предложено
разгадать ребусы, сочинить стихи с использованием названий нот и нарисовать картинки,
где они встречаются.
Переходим к практической части урока.
В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми
голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и
создает дополнительные трудности хорошо поющим детям.
При
разучивании
песни
в
первой
группе
со
всеми
детьми
мы
отрабатывали
дикцию,
пропевали
каждую
нотку,
работали
над
ритмической
составляющей,
прохлопывая и простукивая часть песни.
Во второй группе мы делились на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с
неустойчивой интонацией, неналаженной координацией слуха и голоса. Для начала пели
все «рыбки», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птички», и
«рыбки».
Таким
образом,
дети
–
«рыбки»
эффективно
совершенствуют
свой
музыкальный слух и координацию. И процесс становится более интересным.
Не будем далее останавливаться на каждом отдельном этапе, а сравним в целом 2
методики.
На слайде видно, что структура занятия и объем знаний, получаемых ребенком,
идентичны. Но во втором случае изменен способ подачи и закрепления материала.
Добавлены элементы игровых технологий.
Для
анализа
результатов
эксперимента
была
проведена
входящая
и
итоговая
диагностики по 7 показателям, наиболее важным, на мой взгляд, для оценки уровня
ребенка, занимающегося по образовательной программе «Эстрадный вокал».
3
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что методика с
применением игровых технологий наиболее эффективна.
Наблюдение, анализ детских рисунков и беседа с родителями также говорят о том,
что во второй группе интерес детей и результативность намного выше, чем в первой.
Результаты эксперимента показали, что в игровой форме дети лучше усваивают
материал, у них появляется интерес к творчеству, исчезает страх перед чем-то новым и
неизведанным.
Ребенок
учится
анализировать
ситуацию
и
высказывать
свою
точку
зрения, начинает творчески подходить к решению поставленных перед ним задач и
понимает, что действуя в команде, нужно считаться с мнением других и быть единым
целым со всеми ее участниками.
После проведения эксперимента данная методика была опробована на нескольких
группах. Наличие высоких результатов у детей: дипломы лауреатов всероссийских и
международных
конкурсов,
кубки
гран-при
–
подтверждают
ее
эффективность.
Коллективу Арт-студия «ИГРА» было присвоено звание народного, а его руководитель
удостоен
грамот
Правительства
города
Ульяновска,
Ульяновской
области
и
Законодательного собрания.
В ходе такого образовательного процесса ребенок готовится к самостоятельной
деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, приобретает
умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Задачей
же
учителя
становится
не
поучить,
а
побудить,
не
оценить,
а
проанализировать.
Учитель
по
отношению
к
ученику
перестает
быть
источником
информации, а становится организатором получения информации, источником духовного
и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Успешность
применения
определенной
технологии
зависит
не
от
способности
педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и
правильности
применения
выбранного
метода
на
определенном
этапе
занятия,
при
решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу,
выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления.
Если правильно и вовремя применять определенные игровые технологии, то можно
добиться очень высоких результатов.
4