Напоминание

Игровые технологии, как фактор успешной реализации образовательной программы "Эстрадный вокал"


Автор: Архипова Юлия Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования мбу до г.ульяновска "цртдию им.а.матросова"
Учебное заведение: МБУ ДО г.Ульяновска "ЦРТДиЮ им.А.Матросова"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые технологии, как фактор успешной реализации образовательной программы "Эстрадный вокал"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Игровые технологии, как фактор успешной реализации образовательной

программы «Эстрадный вокал»
Сегодня на первый план для педагога выходит личность ученика. И ценность совершенно не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в ходе образовательного процесса, находят в игре практическое применение и развитие. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. «Делу время – потехе час» - говорит большинство педагогов: «На занятии надо вести себя хорошо, сидеть смирно, слушать преподавателя и запоминать материал». Но ребенку сложно долго сидеть на одном месте и сохранять внимание. Ему непонятно, зачем учить тот или иной материал, каким образом и где потом можно применить полученные знания. Поэтому необходимо искать способы его интересной подачи. Мне кажется, что применение игровых технологий решит эту проблему. Таким образом, цель исследования – разработать методику проведения занятия в рамках образовательной программы «Эстрадный вокал». Объект исследования – методика проведения занятия в рамках образовательной программы «Эстрадный вокал». Предмет исследования – игровые технологии, применяемые на занятиях в рамках образовательной программы «Эстрадный вокал». Выдвинем гипотезу. Если применять игровые технологии, то можно получить следующие результаты:  быстрое и качественное усвоение теоретического материала;  умение применять полученные знания на практике;  творческий подходит к решению любых поставленных задач. Для подтверждения гипотезы мы проанализируем современные обучающие педагогические технологии и проведем педагогический эксперимент. Таким образом, будут применяться следующие методы: 1
 анализ научно-методических источников;  наблюдение;  беседа;  изучение продуктов деятельности детей;  педагогический эксперимент. Результатом, повторюсь, станет методика проведения занятия в рамках образовательной программы «Эстрадный вокал», направленная на более качественное усвоение знаний и умений. В отличие от известного опыта, разработанная методика, если гипотеза подтвердится, будет основана на игровых технологиях. Данную методику смогут применять педагоги дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования. Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности и комфортность условий для творче ского и индивидуального развития детей создают благоприятные условия для внедрения игровых технологий в практику их деятельности. Итак, перейдем к самому эксперименту. Были выбраны 2 параллельные группы по 15 человек. В одной группе давался материал по традиционной методике, в другой – с использованием игровых технологий. Начнем исследование с процесса подачи теоретического материала. В первой группе применялась традиционная методика при помощи учебных пособий, разработанных для ДШИ. Дети, слушали, записывали, учили и затем воспроизводили полученный материал. Во второй группе тот же самый объем знаний дети получали в процессе игры: при помощи сказок, стихов, картинок, кроссвордов и творческих заданий. Например, музыкальные инструменты в ДШИ изучаются по учебникам с использованием иллюстративного материала. Дети должны просто запомнить и затем показать на рисунке тот или иной инструмент. Данный способ подачи материала применялся для первой группы. 2
Для второй мы использовали звуковой плакат, на котором изображены те же самые инструменты, что и в учебниках, но нажав на каждый, в зависимости от выбранного режима, в ответ звучало либо название инструмента, либо его звучание. И в игровой форме дети запоминали их названия. Еще одним примером может стать изучение нотной грамоты. В первой группе мы разобрали и выучили написание нот. Дети должны были дома запомнить и закрепить изученный материал путем тренировки чтения написанных нот. В другой группе после разбора данной темы, для ее закрепления, было предложено разгадать ребусы, сочинить стихи с использованием названий нот и нарисовать картинки, где они встречаются. Переходим к практической части урока. В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. При разучивании песни в первой группе со всеми детьми мы отрабатывали дикцию, пропевали каждую нотку, работали над ритмической составляющей, прохлопывая и простукивая часть песни. Во второй группе мы делились на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с неустойчивой интонацией, неналаженной координацией слуха и голоса. Для начала пели все «рыбки», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птички», и «рыбки». Таким образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию. И процесс становится более интересным. Не будем далее останавливаться на каждом отдельном этапе, а сравним в целом 2 методики. На слайде видно, что структура занятия и объем знаний, получаемых ребенком, идентичны. Но во втором случае изменен способ подачи и закрепления материала. Добавлены элементы игровых технологий. Для анализа результатов эксперимента была проведена входящая и итоговая диагностики по 7 показателям, наиболее важным, на мой взгляд, для оценки уровня ребенка, занимающегося по образовательной программе «Эстрадный вокал». 3
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что методика с применением игровых технологий наиболее эффективна. Наблюдение, анализ детских рисунков и беседа с родителями также говорят о том, что во второй группе интерес детей и результативность намного выше, чем в первой. Результаты эксперимента показали, что в игровой форме дети лучше усваивают материал, у них появляется интерес к творчеству, исчезает страх перед чем-то новым и неизведанным. Ребенок учится анализировать ситуацию и высказывать свою точку зрения, начинает творчески подходить к решению поставленных перед ним задач и понимает, что действуя в команде, нужно считаться с мнением других и быть единым целым со всеми ее участниками. После проведения эксперимента данная методика была опробована на нескольких группах. Наличие высоких результатов у детей: дипломы лауреатов всероссийских и международных конкурсов, кубки гран-при – подтверждают ее эффективность. Коллективу Арт-студия «ИГРА» было присвоено звание народного, а его руководитель удостоен грамот Правительства города Ульяновска, Ульяновской области и Законодательного собрания. В ходе такого образовательного процесса ребенок готовится к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, приобретает умение принимать решения и доводить их до исполнения. Задачей же учителя становится не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Успешность применения определенной технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления. Если правильно и вовремя применять определенные игровые технологии, то можно добиться очень высоких результатов. 4


В раздел образования