Автор: Царегородцева Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Д/С №43 Населённый пункт: г.Усолье - Сибирское, Иркутской области Наименование материала: Творчество без границ Тема: "Изготовление макета для игровой деятельности" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образовательное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №43»
Воспитатель: Царегородцева О.В.
Использование технологии макетирования в
игровой деятельности.
ФГОС в дошкольном образовании направлены на создание оптимальных
условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях,
реализации
права
ребенка
на
доступное,
качественное
образование.
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному
учреждению
является
формирование
личности,
которая
умела
бы
самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить,
вырабатывать
и
защищать
свою
точку
зрения,
свои
убеждения,
систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем
самообразования,
совершенствовать
умения,
творчески
применять
их
в
действительности.
Использование личностно – ориентированных, а также игровых технологий
способствуют
развитию
индивидуальности
дошкольника.
Это
является
своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент
делается на личности ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые
помогут максимально раскрыть и развить талант малыша.
При работе макетами режиссерской игры учитываются формы работы:
- игровая;.
- коммуникативная;
- трудовая;
- познавательно – исследовательская;
- чтение художественной литературы
Формы контроля: совместные игры со взрослыми;
- беседы;
- наблюдения.
Целью моей работы является - развитие игровой активности дошкольников,
воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к
процессу макетирования.
Задачи ставлю следующие:
-
воспитывать
у
детей
эмоционально
–
положительного
отношения
и
интереса к процессу макетированию;
-
способствовать
самостоятельному
выбору
детьми
художественных
материалов,
инструментов,
способов
и
приемов
реализации
замысла
в
процессе изготовления макета;
-
создавать
условия
для
свободных
эсперементов
с
художественными
материалами и техниками;
-
обеспечивать
творческий
подход
к
организации
и
проведению
интегрированной образовательной деятельности по макетированию;
-
создавать
условия
для
самостоятельной
игровой
деятельности
детей
с
макетами;
- формировать навыки совместной игры, сотрудничества и сотворчества;
- обучать детей придумывать новые сюжеты;
-
обеспечивать
участие
семьи
в
процессе
творческого
развития
детей
средствами макетирования.
Одним из традиционных методов для социального становления детей в
подготовительной
к
школе
группе
я
использую
инновационные
педагогические технологии.
Остановимся
подробнее
на
таком
виде
деятельности
ребенка
как
макетирование.
Классификация игр
Макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Макетирование
–
это
творческая
конструктивная
деятельность
детей,
создание специального игрового пространства.
Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка,
сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.
Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении
макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и
объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. Чтение
стихов, рассказов, загадок способствует выразительности речи.
Тесна связь макетирования
с математикой. В процессе работы дети
закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество,
размер и др.
Большое
значение
макетирование
имеет
в
развитии
детского
игрового
творчества.
Макет – это результат конструктивно – творческой деятельности и очень
привлекательное для детей игровое пространство.
Преимущественно
макеты
рассматриваются
детьми
как
игровая
среда,
в
которой можно развернуть различные сюжеты.
Требования к макету
1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив и легко
перемещаться с места на место (не разрушая этот «мир»), развертывая игру в
любом удобном месте (на ковре, на столе).
2. Макет должен быть удобным в обращении, доступен дошкольникам для
свободного выбора и игры.
3. Макеты должны быть эстетически оформлены.
Этапы работы по созданию макета:
1. – предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета) .
2. – основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным
материалом) .
3. - Работа воспитателей и родителей с детьми на данном этапе включает
элементы конструирования и художественно изобразительного творчества.
Персонажи,
дополнительные
элементы
изготавливаются
в
процессе
совместной продуктивной деятельности взрослых и детей из бумаги, картона,
проволоки, пластилина, соленого теста, природного бросового материалов.
Макет, созданный совместно с детьми, долго служит хорошим наглядным
материалом.
Игровые
замыслы
воплощаются
в
предметной
форме
через
наполнение
макетов
различными
строениями
–
домиками,
маяками,
фермами
и
т.п.,
мелким транспортом (автомобили, корабли, самолеты). Игровой
Макетирование способствует познавательному развитию детей.
В создании макета участвуют и дети, и взрослые.
При изготовлении макета дети узнают о различных явлениях и объектах
окружающей
среды,
сравнивают
их,
делают
выводы.
В
процессе
макетирования активизируется мыслительная деятельность, развивается речь
детей. Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в
игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское
творчество.
Маркеры игрового пространства бывают двух типов:
1.
Макеты-модели,
представляющие
собой
целостные
объекты,
ориентирующие ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них
(кукольный дом, крепость-замок, дворец);
2. Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие
воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся на этом
пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты).
Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития
детей : работа с разными по фактуре, по качеству, по форме материалом
способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
Условные макеты – карты являются универсальным предметным средством
обозначения игрового пространства( макетом игрового пространства) для
сюжетной
игры
мелкими
фигурками
–
персонажами,
с
масштабными
строениями и транспортом.
Макеты
-
карты
служат
стимулом
для
развертывания
такой
игры,
«запускают»
и
поддерживают
её.
Условность
и
обобщенность
в
изображенных ландшафтов позволяют использовать макеты как опору для
построения
самых
разнообразных
игровых
«миров»
в
зависимости
от
замыслов детей.
Игровой
«мир»
населяется
различными
фигурками
–
персонажами
(реалистическими
и
фантастическими),
животными,
с
которыми
дети
развертывают разнообразные события.
При использовании макета, как результата конструктивно-творческой
деятельности,
вне
занятий
дети
описывают,
сравнивают,
повествуют
о
явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас.
Через
чтение
стихов,
рассказов,
загадывание
загадок
макеты
рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные
игровые
сюжеты,
содействуют
развитию
у
детей
коммуникативной
инициативы, способствуют развитию инициативы как целевого -полагания и
волевого усилия.
У
детей
повышается
уровень
любознательности
и
познавательного
интереса. Метод макетирования призван объединить детей одной группы,
сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити
дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к
диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.
Организуя
предметно
–
игровую
среду
с
использованием
макетов
в
группах
детей дошкольного
возраста,
появляется
возможность
решать
задачу, связанную с развитием у детей сюжетного - сложения и свободного
проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.
В условиях детского сада макеты и макеты карты позволяют поддерживать
как индивидуальную, так и совместную игру детей: дают в процессе игры
объединиться
(соединив
части
одного
или
несколько
макетов)
и
разъединиться в соответствии с желаниями и замыслами играющих.
Выводы таковы:
Макет – это форма организации образовательного пространства. Которая
способствующие
развитию
творческого
познавательного
мышления,
поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого
ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчеств. Для самых
маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное,
чтобы игра с макетами стала увлекательной игрой, продолжение которой дети
бы
ждали
с
нетерпением.
В
процессе
макетирования
развиваются
интегративные
качества
личности:
эмоциональная
отзывчивость,
любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками и другие.
Я
убеждена,
что
макетирование
займет
достойное
место
в
процессе
творческой деятельности детей в детском саду.