Напоминание

"Изготовление макета для игровой деятельности"


Автор: Царегородцева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №43
Населённый пункт: г.Усолье - Сибирское, Иркутской области
Наименование материала: Творчество без границ
Тема: "Изготовление макета для игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образовательное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43» Воспитатель: Царегородцева О.В.
Использование технологии макетирования в

игровой деятельности.
ФГОС в дошкольном образовании направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Использование личностно – ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. При работе макетами режиссерской игры учитываются формы работы: - игровая;. - коммуникативная; - трудовая; - познавательно – исследовательская; - чтение художественной литературы Формы контроля: совместные игры со взрослыми; - беседы; - наблюдения.
Целью моей работы является - развитие игровой активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования. Задачи ставлю следующие: - воспитывать у детей эмоционально – положительного отношения и интереса к процессу макетированию; - способствовать самостоятельному выбору детьми художественных материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла в процессе изготовления макета; - создавать условия для свободных эсперементов с художественными материалами и техниками; - обеспечивать творческий подход к организации и проведению интегрированной образовательной деятельности по макетированию; - создавать условия для самостоятельной игровой деятельности детей с макетами; - формировать навыки совместной игры, сотрудничества и сотворчества; - обучать детей придумывать новые сюжеты; - обеспечивать участие семьи в процессе творческого развития детей средствами макетирования. Одним из традиционных методов для социального становления детей в подготовительной к школе группе я использую инновационные педагогические технологии. Остановимся подробнее на таком виде деятельности ребенка как макетирование. Классификация игр
Макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. Чтение стихов, рассказов, загадок способствует выразительности речи. Тесна связь макетирования с математикой. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др. Большое значение макетирование имеет в развитии детского игрового творчества. Макет – это результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные сюжеты. Требования к макету 1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив и легко перемещаться с места на место (не разрушая этот «мир»), развертывая игру в любом удобном месте (на ковре, на столе). 2. Макет должен быть удобным в обращении, доступен дошкольникам для свободного выбора и игры. 3. Макеты должны быть эстетически оформлены. Этапы работы по созданию макета: 1. – предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета) . 2. – основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом) . 3. - Работа воспитателей и родителей с детьми на данном этапе включает элементы конструирования и художественно изобразительного творчества. Персонажи, дополнительные элементы изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности взрослых и детей из бумаги, картона,
проволоки, пластилина, соленого теста, природного бросового материалов. Макет, созданный совместно с детьми, долго служит хорошим наглядным материалом. Игровые замыслы воплощаются в предметной форме через наполнение макетов различными строениями – домиками, маяками, фермами и т.п., мелким транспортом (автомобили, корабли, самолеты). Игровой Макетирование способствует познавательному развитию детей. В создании макета участвуют и дети, и взрослые. При изготовлении макета дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе макетирования активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей. Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Маркеры игрового пространства бывают двух типов: 1. Макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, ориентирующие ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них (кукольный дом, крепость-замок, дворец); 2. Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся на этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты). Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей : работа с разными по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук. Условные макеты – карты являются универсальным предметным средством обозначения игрового пространства( макетом игрового пространства) для сюжетной игры мелкими фигурками – персонажами, с масштабными строениями и транспортом. Макеты - карты служат стимулом для развертывания такой игры, «запускают» и поддерживают её. Условность и обобщенность в изображенных ландшафтов позволяют использовать макеты как опору для построения самых разнообразных игровых «миров» в зависимости от замыслов детей.
Игровой «мир» населяется различными фигурками – персонажами (реалистическими и фантастическими), животными, с которыми дети развертывают разнообразные события. При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Через чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целевого -полагания и волевого усилия. У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем. Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетного - сложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре. В условиях детского сада макеты и макеты карты позволяют поддерживать как индивидуальную, так и совместную игру детей: дают в процессе игры объединиться (соединив части одного или несколько макетов) и разъединиться в соответствии с желаниями и замыслами играющих. Выводы таковы: Макет – это форма организации образовательного пространства. Которая способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого
ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчеств. Для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы игра с макетами стала увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Я убеждена, что макетирование займет достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду.


В раздел образования