Программа дополнительного образования учащихся "Палитра"
Автор: Ефимова Марфа Ивановна Должность: преподаватель художественного класса Учебное заведение: МБУ ДО "Техтюрская ДШИ" Населённый пункт: с. Тектюр Мегино-Кангаласского улуса РС (Я) Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа дополнительного образования учащихся "Палитра" Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Техтюрская ДШИ»
ПРОГРАММА
На тему: Программа дополнительного образования учащихся
( «Палитра»)
Выполнила: Ефимова
Маpфa Ивановна
с. Тектюр, 2016
Программа дополнительного образования учащихся
( «Палитра»)
Направленность
программы
«П
АЛИТРА
»
по
содержанию
имеет
художественно-эстетическую
направленность; по
функциональному
предназначению — общекультурной, прикладной; по форме организации —
кружковой;
по времени реализации — годичной.
В программе используется связь внешкольной творческой деятельности с
основными
идеями,
заложенными
в
программе
для
общеобразовательной
школы,
через
такие
как
«Изобразительное
искусство
и
художественный
труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского и «Изобразительное
искусство» под руководством Кузина.
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства
органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-
творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на
раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или
иной мере свойственны всем детям и подросткам.
Работа по программе предполагает объединение детей разного возраста (в
том
числе
и
детей
без
выраженных
художественных
склонностей,
их
индивидуальных
особенностей,
что
зачастую
затрудняет
их
обучение
в
специализированных
кружках,
где
ведется
более
глубокая
практическая
работа), их интересов, и направлена на удовлетворение познавательных и
творческих потребностей ребенка, значительного расширения его кругозора.
Данная
программа
реализуется
в
средней
школе
и
дает
стойкие
положительные
результаты:
значительно
повышается
у р о ве н ь
художественной
эрудиции
учащихся,
активизируется
их
желание
самостоятельно
углубленно
изучать
темы,
освещенные
в
программе
(некоторые учащиеся, получив начальную информацию о разных сферах
2
изобразительного
искусства,
записываются
в
кружки
декоративно-
прикладного творчества и прочие вне школы дополнительно
Новизна
программы
состоит
в
том,
что
в
подходе
к
вопросам
интеллектуального
и
эмоционального
развития
ребенка
посредством
начального
обзорного
ознакомления
учащихся
с
широким
спектром
традиционно
незатронутых
или
недостаточно
освещенных
в
основной
учебной
программе
по
предмету
"Изобразительное
искусство"
сфер
изобразительного искусства. Поэтому освоение материала в основном будет
происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в
области
изобразительного
искусства
будет
осуществляться
в
технике
живописи
и
графики.
Для
живописи
предлагается
использовать
гуашь,
акварель, пастель, для графики — карандаш, тушь, перо, уголь. Хорошие
творческие
результаты
дают
такие
технические
приемы,
как
монотипия,
граттаж (воскография) и т.д.
Актуальность
программы
обусловлена
тем,
что
в
настоящее
время
потребностью воспитания художественно и эстетически развитой личности с
раннего школьного возраста в условиях обучения в школе, где учащиеся
постоянно
посещают
не
только
уроки
изобразительного
искусства,
но
и
дополнительные занятия по этому предмету. С одной стороны, появляется
необходимость
более
глубоко
ознакомить
учащихся
с
разными
направлениями
изобразительного
искусства,
с
другой,
принцип
набора
учащихся, их творческие способности и опыт, а так же материальная база не
позволяют
осуществлять
занятия
на
уровне
специализированной
художественной студии.
Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает
мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует
становлению гармонически развитой личности.
Это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры и
влияние улицы давит на неокрепшую психику ребенка. К сожалению, у
3
многих детей появляются всевозможные психологические проблемы в семье
и школе.
Частично их можно решить через занятия изобразительным творчеством,
где дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны.
Основой цивилизованного государства всегда являлась культура, цель
которой
–
воспитание
духовно
богатой
и
социально
адаптированной
личности.
Данная
программа,
позволяет
решить
не
только
ч и с то
образовательные
задачи,
но
и
создать
условия
для
формирования
таких
личностных
качеств,
как
доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
умение радоваться чужим успехам и прежде всего – уверенность в себе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах, отводится на
изучение
изобразительного
искусства
ограниченное
время,
актуальным
становится
повышение
эффективности
дополнительного
художественного
образования.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
она
позволяет
решить
важные
педагогические
задачи
в
рамках
дополнительных
занятий
в
школе:
формирование
гуманистического
м и р о во з зр е н и я
у
д е т е й
р а с ш и р е н и я
к ру го зо р а ,
в о с п и т а н и е
коммуникабельных,
разносторонне-развитых
членов
общества,
ценителей
прекрасного,
посредством
знакомства
детей
с
новыми
для
них,
но
вызывающими стабильный интерес сферами изобразительного искусства.
Изобразительное творчество в системе дополнительного образования
находит
разнообразные
формы
выражения:
это
и
индивидуальные,
и
коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются
за несколько занятий.
В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры
и формы, в графике — образный язык, основой которого являются точка и
линия, плоскость и пространство.
4
В связи с этим педагогу логично ввести на занятиях такие жанры, как
пейзаж, натюрморт и портрет. В качестве зрительного ряда, кроме самой
природы, педагог предлагает книги по искусству, альбомы с изображениями
выдающихся
произведений
изобразительного
и
декоративно-прикладного
искусства, памятников архитектуры.
Освоение материала в основном будет проходить в процессе творческой
деятельности
детей.
Работа
в
материале
в
области
изобразительного
искусства будет осуществляться в живописи и графике.
В программу
вводятся
задания,
связанные
с
совершенствованием
индивидуальных творческих способностей подростков. Эти задания могут
быть выполнены в разнообразных художественных техниках (как в области
изобразительного, так и в области декоративно-прикладного искусства).
Принцип
построения
материала
в
программе
следующий:
от
конкретных жанров, художественных техник, художественных материалов —
к художественным проблемам.
Работая по программе, подростки не только создают индивидуальные
работы в области живописи, графики, декоративно-прикладного искусства,
но и участвуют в общих художественных мероприятиях школы и различных
конкурсов.
Знакомство
с
этапами
работы
над
воплощением
художественного
замысла в области изобразительного творчества позволит подростку открыть
для себя широкий спектр возможностей художника.
В процессе занятий дети так же познакомятся с основными печатными
графическими
техниками,
не
требующими
специального
оборудования.
Такими техниками являются следующие: монотипия, акватипия, диатипия,
печать с картонного клише, печать губкой, печать заданной формой.
Все
вышеназванные
техники
печати
предполагают
два
отправных
момента —
нанесение
краски
на
форму
и
перенос
ее
на
чистый
лист
посредством прикосновения к нему рукой или специальным валиком.
Цель программы :
5
Главной
целью
программы
является
формирование
художественной
культуры личности учащегося, его духовно-нравственное воспитание,
Задачи программы:
для достижения вышеозначенной цели решаются такие основные задачи,
как:
•
развитие
эмоционально-ценностного
отношения
к
миру,
явлениям
жизни и искусства;
•
воспитание
и
развитие
художественного
вкуса
учащегося,
его
интеллектуальной
и
эмоциональной
сферы,
творческого
потенциала,
способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
•
освоение
знаний
о
классическом
и
современном
искусстве;
ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной
художественной культуры;
•
овладение
практическими
умениями
и
навыками
художественно-
творческой деятельности;
•
формирование
устойчивого
интереса
к
искусству,
художественным
традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Программа
предусматривает
реализацию
п ед а го г и ч е с к и х ,
познавательных и творческих задач.
Педагогические
задачи
предполагают
формирование
таких
свойств
личности,
как
внимание,
осознанность
в
действиях,
усидчивость,
целеустремленность,
аккуратность,
художественный
вкус,
стремление
к
экспериментированию, творческая инициатива.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний
в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем
соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие
задачи —
это
те
задачи,
которые
требуют
от
ребенка
комбинирования
известных
приемов
художественной
деятельности
и
гл а в н ы м
о б р а з ом
с а м о с т оя т е л ь н о
н а й д е н н ы х
в
р е з у л ь т а т е
экспериментирования с художественными материалами.
6
Отличительные особенности данной образовательной программы от
уже
существующих
в
этой
области
заключаются
в
том,
что
в
методике
обучения
детей
художественной
деятельности
широко
используются
разнообразные игровые формы. Специфика предполагаемой деятельности
детей обусловлена тем, что жизнь ребенка тесно связана с игрой. Игра – это
не
только
удовольствие,
через
игру
дети
познают
окружающий
мир.
Благодаря ей у ребенка можно развить внимание, воображение, память. Через
игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к
искусству,
разбудить
в
каждом
ребенке
потребность
к
художественному
самовыражению.
Игра
–
это
не
только
удовольствие,
через
игру
дети
познают
окружающий
мир.
Благодаря
ней
у
ребенка
можно
развить
внимание,
воображение,
память. Практические
занятия
по
программе
связаны с использованием различных художественных техник и приемов.
Программа
ориентирована
на
развитие
у
детей
изобразительных
способностей,
художественного
вкуса,
творческого
воображения,
пространственного
мышления,
эстетических
чувств
и
понимания
прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование
духовной
культуры
личности.
В
структуру
программы
входят
2
образовательных блоков:
теория,
практика.
Все
образовательные
блоки
предусматривают
не
только
усвоение
теоретических
знаний,
но
и
формирование деятельностно - практического опыта. В основе практической
работы
лежит
выполнение
творческих
заданий
по
созданию
творческих
работ.
Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ
совместной
деятельности
педагога
и
детей, направленной
на
решение
творческой
задачи.
Педагог
должен
не
только
научить
детей
различным
техникам, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу
работы и получаемому результату.
Большое
место
в
осуществлении
данной
программы
принадлежит
наглядным
и
словесным
методам, ибо
увлечение
детей
творческим
7
процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации
приемов
работы,
получения
выразительных
эффектов
от
прикосновения
разных материалов к поверхности бумаги, ткани сможет комментировать
свои действия доступным для восприятия детей языком.
П р а к т и ч е с к и е
м е т о д ы , включ ающие
ря д
у п р а ж н е н и й ,
экспериментирование
с
печатными
материалами,
а
также
внедрение
в
процесс
получения
оттисков
творческих
инициатив
по
выбору
печатных
материалов,
их
комбинированию,
обеспечат
формирование
увлеченности
графический работой и в целом всем процессом творческой деятельности.
Кроме
этого, стимулирующие
работу
детей
действия
педагога,
включающие
подбадривание,
похвалу,
выражение
удивления,
оказание
помощи,
повышают
эмоционально-познавательное
значение
труда,
вложенного в создание художественного образа.
Многие дети будут впервые знакомиться с некоторыми техниками и
воспринимать выразительные эффекты от прикосновения к бумаге растений и
других материалов. Однако их взгляд на окружающие предметы станет более
пристальным,
нацеленным
на
возможность
творческого
использования
различных материалов, что обусловит проявление интереса к художественно-
творческой деятельности.
Процесс
получения
оттисков
от
растений,
кружева,
ткани,
других
материалов
различных
форм
вызывает
удивление,
восхищение
детей,
обогащение их чувств, что обусловливает стремление к постижению новых
приемов творческой деятельности, к созданию выразительных образов.
Формы
занятий :
Занятия
по
данной
программе
состоят
из
теоретической и практической частей, причем большее количество времени
занимает
практическая
часть.
Форму
занятий
можно
определить
как
творческую деятельность детей.
Занятия
по
данной
программе
помогут
ребятам
обрести
опыт
творческого сотрудничества не только со сверстниками, но и с детьми более
старшего и младшего возраста, что, в свою очередь, будет способствовать
8
формированию таких качеств, как терпение, умение считаться с мнением
другого, уважительное отношение к труду младших, необходимость прийти
на помощь и т. д.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
различные
художественные
материалы
и
техники
изобразительной
деятельности;
основы
перспективного
построения
фигур
в
зависимости
от
точки
зрения;
развитие колористического видения;
Воспитанник будет уметь:
грамотно
строить
композицию
с
выделением
композиционного
центра;
самостоятельно поэтапно выполнять рисунок натюрморта;
компоновать натюрморт в листе;
выполнять
работу
над
перспективным
и
конструктивным
построением предметов натюрморта в пространстве;
тонально моделировать пространственные отношения и планы;
передавать общий цветовой и тональный строй постановки;
уметь
передавать
художественными
средствами
материал,
из
которого сделаны предметы постановки;
и з о б р а ж а т ь
м е с т о р а с п о л о ж е н и е
п р е д м е т о в
в
пространстве(плановость).
завершать работу, добиваться богатства и цельности формы;
Воспитанник
сможет
решать
следующие
жизненно-практические
задачи:
развитие коммуникативных навыков;
развитие художественного вкуса;
9
улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
фиксировать
склонность
к
продуктивной
или
репродуктивной
деятельности, стереотипное или свободное мышление;
смотреть
и
видеть
(художественное
восприятие)
на
материале
графических рисунков человеческого лица;
развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана
работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы
своих рисунков).
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
формирование уважения к труду;
воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного;
показывает
наличие
эмоциональной
отзывчивости
на
жизненные
явления, отношение к изображаемому.
Способы проверки результатов освоения программы:
подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
может быть в форме итоговой работы, техникой исполнения и темой на
выбор. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности
замысла и его воплощения автором, сравнение различных приемов и техник.
На
последних
занятиях
каждый
ребенок
делает
персональную
выставку
своих творчески работ выполненных по данной программе.
10
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
тема
Количество часов
В
сего
Теор
етич.
занятия
Пра
ктич.
занятия
1.
«Мир природы»
1.1.
Введение. Беседа «Немного из истории».
1
-
1.2.
Мир
цвета
в
природе.
Изображение
декоративных
растений в теплой и холодной гамме
1
4
1.3.
Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного
и теплого
—
4
1.4.
Выполнение
декоративного
фриза
на
основе
растительных мотивов
—
4
1.5.
Изображение в графической технике растительного
микромира (травы, цветы, сухие растения)
1
4
1.6.
Наброски и зарисовки растений
2
—
2
1.7.
Деревенский натюрморт (с натуры)
3
1
2
1.8.
Композиция на тему «В деревне»
6
1
5
1.9.
Мир вокруг нас (коллективная работа)
10
2
8
1.10.
Изображаем свое любимое животное
8
2
6
1.11.
Экспозиция работ. Обсуждение выставки
2
1
1
2.
«Человек»
2.1.
Зарисовки фигуры человека (в движении)
3
1
2
2.2.
Мы рисуем своих друзей
3
1
2
2.3.
Портретные
изображения
романтических
героев —
персонажей любимых литературных произведений
6
2
4
2.4.
Исторический
костюм,
архитектура,
светский
и
военный
антураж
того
времени,
в
котором
жили
герои иллюстрируемых произведений
4
1
3
2.5.
Пейзаж,
иллюстрирующий
атмосферу
событий,
происходящих
в
выбранном
л и т е р ату р н ом
произведении
4
1
3
2.6.
Изображение
фигур
персонажей
выбранного
литературного произведения
6
1
5
2.7.
Портрет в живописной технике (с натуры)
6
2
4
2.8.
Оформление
экспозиции
и
обсуждение
творческих
работ
4
—
4
3.
«Различная техника искусства»
3.1.
Пейзаж в графике
4
—
4
3.2.
Пейзаж в графической технике граттажа
4
—
4
3.3.
Монотипия
4
1
3
3.4.
Печать растениями
4
1
3
11
№
п/п
тема
Количество часов
В
сего
Теор
етич.
занятия
Пра
ктич.
занятия
3.5.
Печать губкой
4
1
3
3.6.
Печать тканью, кружевом, веревками
4
1
3
3.7.
Печать заданной формой
4
1
3
3.8.
Диатипия
4
1
3
3.9.
Акватипия
4
1
3
3.10.
Печать с картонного клише
2
1
1
3.11.
Свободная техника
1
-
1
3.12.
Подготовка экспозиции выставки
1
-
1
12
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Р
АЗДЕЛ
1. «М
ИР
ПРИРОДЫ
»
Тема 1.1. Введение. Беседа «Немного из истории»
Содержание материала :
Вводное
занятие, познакомить учащихся с
традиционными способами рисования и особенностями русской культуры.
Изучить современное состояние искусства художественной росписи тканей и
роль русских художников- авангардистов в развитии искусства росписи по
различным материалам.
Формы занятий : теоретическая
Методическое обеспечение : наглядный материал: репродукции, работы
учащихся, и т.д.
Тема 1.2. «Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в
теплой и холодной гамме»
Содержание
материала :
Наблюдение
за
природными
мотивами,
рассматривание
произведений
живописи.
Теплые
и
холодные
цвета.
Практическая
работа: выполнение
композиции,
состоящей
из
заранее
прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых
очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение
растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме).
Формы занятий : теоретическая. практическая
Методическое обеспечение :
Зрительный
ряд: натюрморты К. Коровина,
М. Сарьяна,
А. Матисса,
П. Сезанна. Материалы: кисти,
гуашь,
вода,
бумага.
Тема 1.3 . « Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и
теплого»
Содержание материала : Наблюдение живой природы, рассматривание
произведений
живописи.
Дополнительные
цвета,
которые
являются
контрастными по отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой —
желтый, фиолетовый — оранжевый. Практическая
работа: изображение в
контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток (в данном задании
необходимо использовать знания о дополнительных цветах).
Формы занятий : практическая
Методическое
обеспечение :
Зрительный
ряд: живопись
Н. Рериха,
М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога. Материалы: кисти, гуашь, бумага.
Тема 1.4. «Выполнение декоративного фриза на основе растительных
мотивов»
13
Содержание
материала : Рассматривание
произведений
декоративно-
прикладного
искусства.
Изображение
декоративного
фриза
предлагается
выполнить в двух вариантах. Практическая работа:
Вариант А: выполнение фриза в технике монотипии, которая в данном
случае
представляет
собой
красочные
отпечатки
листьев
разнообразных
растений.
Вариант Б: создание фриза в технике печати при помощи самостоятельно
вырезанного из картофеля клише. Изображение можно делать на цветной
бумаге или на заранее прописанном фоне.
Формы занятий: практическая
Методическое
обеспечение:
Зрительный
ряд: книги
по
декоративно-
прикладному искусству, декоративные платки и шали.
Материалы: бумага,
гуашь,
кисти;
листья
разнообразных
растений;
клише,
вырезанное
из
картофеля (или других овощей).
Тема 1.5. «Изображение в графической технике растительного
микромира (травы, цветы, сухие растения)»
Содержание
материала :
Рассматривание
произведений
графики
с
изображением
растений.
На
бумаге
вытянутого
по
вертикали
формата
предлагается выполнить декоративную графическую заставку.Практическая
работа:
Вариант А: выполнение заставки в технике граттажа (покрытие бумаги
слоем прозрачной краски, грунтовка воском, покрытие листа черной краской,
процарапывание заостренной палочкой).
Вариант
Б:
выполнение
заставки
в
технике
рисования
сухой
кистью,
которая сочетается с графикой пером или палочкой.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Зрительный ряд: веточки растений, цветы,
книги
или
репродукции
с
изображением
растений,
гравюры
японских
и
китайских мастеров. Материалы: бумага, гуашь, восковая свеча, тушь, перо,
палочка; кисть.
Тема 1.6. «Наброски и зарисовки растений»
Содержание материала : Рассматривание живых цветов и трав, изучение
декоративных композиций в живописи и графике (классическое наследие),
произведений народного искусства (роспись).
Практическая работа:
а) выполнение зарисовок цветов, трав. Работа проводится индивидуально,
то есть каждый зарисовывает или лежащую на столе, или прикрепленную к
мольберту ветку растения;
б) создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовки;
в) выполнение декоративной композиции в цвете.
Формы занятий: практическая
14
Методическое обеспечение: Зрительный ряд: живые растения; книги и
репродукции с изображением декоративных композиций; образцы народной
росписи. Материалы: бумага, карандаш, гуашь, кисти.
Тема 1.7. Деревенский натюрморт (с натуры).
Содержание
материала :
Основы
композиции
натюрморт а.
Рассматривание произведений живописи и графики.
Практическая работа:
а) поиски удачных для постановки натюрморта предметов деревенского
быта;
б) композиционное размещение изображения в листе;
в) выполнение натюрморта в цвете.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина,
К. Петрова-Водкина,
В. Стожарова.
Материалы: тонированная
бумага,
масляные мелки, пастель.
Тема 1.8. Композиция на тему «В деревне».
Содержание материала :
Основы
композиции
картины.
Рассматривание
произведений
русских
художников разных эпох.
Практическая работа:
а) композиционные поиски;
б) перенос композиции на бумагу большого формата;
в) выполнение работы в цвете.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое
обеспечение:
Зрительный
ряд: работы
Б. Кустодиева,
З. Серебряковой,
Н. Гончаровой.
Материалы: цветная
бумага
большого
формата, карандаш, гуашь, кисти.
Тема 1.9. Мир вокруг нас (коллективная работа).
Содержание
материала :
Композиционное
задание,
предполагающее
изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира
растений, животных и людей.
Практическая работа:
I этап — выполнение цветного подмалевка.
15
II этап —
изображение
на
заранее
прописанном
фоне
фантастических
растений (2 ч).
III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти
изображения вклеиваются в панно).
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Зрительный ряд: книги и репродукции
произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей,
фантастических животных и растений. Материалы: бумага, уголь, гуашь,
кисти, ножницы, клей.
Тема 1.10. Изображаем свое любимое животное.
Содержание
материала :
Рассматривание
произведений
художников-
анималистов.
Особенности
изображения
животного.
Выразительные
возможности смешанной техники.
Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего
любимого домашнего животного.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Зрительный ряд: альбомы с фотографиями
животных;
рисунки
художников-анималистов
Е. Чарушина,
В. Ватагина.
Материалы: на выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь,
перо, палочка.
Тема 1.11. Экспозиция работ. Обсуждение выставки.
Содержание материала :
Выбор наиболее интересных работ детей.
Правила
оформления
графических
и
живописных
работ,
аппликации.
Принципы создания экспозиции.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое
обеспечение:
З р и т е л ь н ы й
р я д : детские
работы.
Материалы: картон или бумага, ножницы, клей.
Раздел 2. «Человек»
Тема 2.1. Зарисовки фигуры человека (в движении).
Содержание
материала :
Наброски
фигур
людей,
которые
можно
выполнить в любом графическом материале. Педагогу желательно самому
продемонстрировать процесс схватывания натуры в живой моментальной
зарисовке.
Рассматривание
набросков
и
зарисовок
русских
художников.
Практическая
работа: выполнение
зарисовок
фигуры
человека
(в
движении).
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое
обеспечение:
Зрительный
ряд: наброски
и
зарисовки
И. Репина, В. Серова, Э. Дега. Материалы: бумага небольшого формата или
16
блокнот, графические материалы на выбор (карандаш, грифель, фломастер,
уголь, сангина и т. п.).
Тема 2.2. Мы рисуем своих друзей.
Содержание
материала :
Рассматривание
портретных
рисунков
отечественных и зарубежных художников. Характер человека в портрете.
Портрет-шарж. Практическая
работа: выполнение в смешанной технике
портретных изображений своих друзей по летнему лагерю. Главное в этом
задании — передать характер, возможно решение в стиле шаржа.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое
обеспечение:
Зрительный
ряд: графические
портреты-
шаржи,
выполняемые
педагогом
на
этом
занятии;
рисунки
В. Горяинова,
П. Сойфертиса, X. Бидструпа. Материалы: уголь, сангина, пастель.
Тема 2.3. Портретные изображения романтических героев —
персонажей любимых литературных произведений.
Содержание
материала :
Педагог
может
выбрать
какое-то
одно
произведение
и
исходя
из
этого
строить
свою
дальнейшую
работу
с
учениками, так как последующая деятельность предполагает коллективное
творчество.
К
примеру,
можно
иллюстрировать
такие
произведения,
как
«Алые паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана Гранта»
Ж. Верна,
или
какую-то
другую
приключенческую
литературу,
ценность
которой
неоспорима. Практическая
работа: выполнение
портретов
любимых литературных героев.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Зрительный ряд: репродукции произведений
графики и живописи; книги по истории костюма, где стиль эпохи отражен не
только в одежде, но и в предметах быта, в обмундировании и аксессуарах.
Материалы: тонированная
бумага,
пастель
или
масляные
мелки
(можно
сочетать уголь и сангину).
Тема 2.4. Исторический костюм, архитектура, светский и военный
антураж того времени, в котором жили герои иллюстрируемых
произведений.
Содержание
материала :
Сбор
материала,
изучение
классических
произведений. Зарисовки необходимых деталей для дальнейшей работы над
коллективной
композицией,
предполагающей
изображение
героев
иллюстрируемого
произведения
в
определенной
среде,
которая
должна
отражать эпоху и время. Практическая
работа: графическое изображение
исторического костюма, архитектуры в соответствии с эпохой литературного
произведения.
Формы занятий: теоретическая, практическая
17
Методическое обеспечение: Зрительный ряд: графические и живописные
произведения,
книги
по
архитектуре,
историческому
костюму
и
пр.
Материалы: бумага, карандаш или уголь, однотонный фломастер.
Тема 2.5. Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий,
происходящих в выбранном литературном произведении.
Содержание
материала :
Изучение
старинных
гравюр,
памятников
архитектуры.
Предполагается,
что
в
нижней
части
композиции
будут
располагаться
литературные
персонажи,
поэтому
заранее
необходимо
оставить
для
них
свободное
пространство.
Практическая
работа:
изображение на большом полотнище обоев или склеенных листах ватмана
пейзажа с обязательным включением в него архитектуры; можно выполнить
работу в технике аппликации.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое
обеспечение:
Зрительный
ряд: старинные
гравюры,
фотографии
архитектурных
памятников. Материалы: большой лист обоев
или
склеенной
бумаги,
уголь,
гуашь,
кисти;
вырезки
из
журналов,
включающее шрифтовое оформление страниц (для аппликации).
Тема 2.6. Изображение фигур персонажей выбранного литературного
произведения
Содержание
материала :
Предполагается,
что
изображения
будут
разными по размеру, так как они будут вклеиваться в коллективное панно в
соответствии с решением первого и дальнего планов. Практическая работа:
изображение в цвете фигур людей, всадников на конях; можно выполнить
работу в технике аппликации.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое
обеспечение: Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти;
вырезки
из
журналов,
включающие
шрифтовое
оформление
(для
аппликации).Зрительный ряд: произведения живописи и графики, книги по
истории костюма.
Тема 2.7.
Портрет
в живописной технике (с натуры)
Содержание материала : Практическая работа:
а) выполнение
каким-нибудь
мягким
материалом
рисунка
головы
человека. Желательно сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в
детали;
б) работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться
мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Материалы: бумага, гуашь, кисти.
18
Зрительный ряд: портреты В. Серова, В. Ван Гога, З. Серебряковой.
Тема 2.8.
Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ
Содержание
материала :
Выбор
наиболее
интересных
работ
детей.
Правила
оформления
графических
и
живописных
работ,
аппликации.
Принципы создания экспозиции.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Зрительный ряд: детские работы.
Материалы: картон или бумага, ножницы, клей
Раздел 3
«Различная техника искусства»
Тема 3.1. Пейзаж в графике
Содержание
материала :
Передача
пространства
через
первый
план.
Использование фактуры художественного материала, технические приемы
работы
углем,
соусом,
сангиной
(растирание
в
сочетании
с
другими
приемами). Практическая работа: зарисовка с натуры пейзажа с рекой или
озером.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение:
Материалы: фактурная бумага, уголь или
соус, сангина. Зрительный ряд: графика художников XIX—XX вв.
Тема 3.2. Пейзаж в графической технике граттажа
Содержание материала : Изображение на бумаге небольшого формата
летнего пейзажа. Для выполнения работы в технике граттажа (воскографии)
нужно осуществить необходимые стадии грунтовки листа бумаги:
а) покрыть бумагу легким слоем краски (в холодной или теплой гамме);
б) натереть сверху лист бумаги свечой или парафином;
в) поверх воска покрыть лист слоем темной гуаши в смеси с тушью;
г) легкой линией карандаша наметить рисунок пейзажа;
д) процарапать изображение отточенной палочкой.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение:
Материалы: бумага, гуашь или акварель,
восковая
свеча
или
парафин,
тушь,
палочка. Зрительный
ряд: пейзажи
И. Шишкина, Н. Крымова, П. Сезанна, В. Ван Гога.
Тема 3.4.
Монотипия
Содержание материала :
Создание образов насекомых, животных, растений
Этапы работы:
19
1. Лист
бумаги
размером
в
две
ладони
согнуть
пополам.
2. На одной из сторон сложенного листа расположить густые капли туши
или гуаши нескольких цветов. Возможно использование гуашевых белил.
3. Другой стороной листа накрыть пятна и слегка прикоснуться к бумаге
ладонью.
4. Развернуть
лист.
Рассматривая
цветовые
пятна
со
всех
сторон,
п о с т а р а т ь с я
н а й т и
в
и х
с о ч е т а н и и
о б р а з .
5. Дополнить, уточнить тонкой кистью увиденный образ необходимыми
элементами.
Нанося
цветные
капли
краски
на
одну
из
сторон
сложенного
листа
бумаги, можно расположить их близко друг к другу с целью дальнейшего
слияния.
Возможен
вариант
соединения
красок
с
помощью
белил.
Прикосновение ладони к сомкнутым половинкам листа бумаги может
быть
и
плавным,
и
резким —
в
виде
хлопка,
в
результате
чего
краска
разбрызгивается между листами, создавая неожиданные эффекты цвета.
Создание сюжетной композиции на свободную тему
Этапы работы
1.
На листе бумаги карандашом сделать рисунок.
2.
Подготовить стекло или пластину для печатания. Для этого нанести
на них небольшое количество краски, предварительно разведенной
«Пиненом».
3.
Быстрыми движениями с помощью фотовалика раскатать краску по
стеклу или пластине.
4.
Положить на влажное от краски стекло подготовленный рисунок
изображением вверх.
5.
Шариковой ручкой обвести контур рисунка.
6.
Снять лист с изображением со стекла, просушить его на ровной
поверхности.
Легкое прикосновение пальцев к поверхности бумаги дает на
отпечатке эффект воздушных пятен, которыми можно обозначить тени.
Обезжирить
масляную
краску
можно
следующим
образом:
на
несколько слоев газеты выдавить из тюбика полоску масляной краски.
Через
два
дня
максимальное
количество
масла
впитает
газета
и
останется лишь пигментный состав, который при печати не будет
оставлять масляного ореола.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Материалы: бумага, гуашь, цветная тушь,
тонкие кисти. Материалы: пластина из пластмассы или стекла размером в
лист писчей бумаги (формат А-4); бумага белая или слегка тонированная,
лучше фактурная, пористая; масляная краска коричневого или черного цвета;
фотографический валик; шариковая ручка или палочка для продавливания
(обводки) изображения.
Тема 3.5. Печать растениями
20
Содержание материала :
Создание композиции из растительных форм
Этапы работы
1.
Разложить на газетах листья растений.
2.
С помощью валика нанести на них краску.
3.
Аккуратно перенести сначала одну форму, а затем и другие на
чистый лист бумаги краской вниз.
4.
Накрыть разложенные формы газетой и прокатать сверху валиком.
5.
Эти же формы на одном листе отпечатать несколько раз.
При желании в качестве основы для печати можно использовать ткань.
Возможно также введение в композицию другого цвета.
Создание композиции из растительных форм
В растительные композиции могут входить разнообразные листья, травы,
плоские цветы. Однако необходимо следить за тем, чтобы изображение не
было
слишком
пестрым
и
имело
определенный
ритм.
Заметим,
что
выполнение нескольких оттисков с одного элемента без дополнительного
нанесения краски создает эффект плановости, т. е. разной степени яркости
изображения. Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Материалы: типографская или масляная
краска (обезжиренная); два фотографических валика: один для накатки
краски на формы, другой для соприкосновения форм с бумагой; бумага белая,
газеты; растения: трава, листья, плоские цветы. Материалы: те же, но
добавляется цветная и фактурная бумага (которая может быть слегка
тонированной).
Тема 3.6. Печать губкой
Содержание материала :
Создание образов животных, цветов, птиц
Этапы работы
1. Выложить палочкой или кистью порцию белой гуаши на блюдце.
2. Приготовленной
для
работы
губкой
вертикальными
движениями
вверх-вниз
(без
использования
воды)
распределить
по
блюдцу
краску,
в
результате чего губка впитает в себя небольшое количество белого цвета.
3. Упражнение: такими же движениями вверх-вниз легко и отрывисто
прикасаться губкой к поверхности темного листа.
Получившиеся
пятна
должны
быть
легкими
и
объемными,
словно
наполненные воздухом.
4. Работа над созданием образа: получающиеся в результате нанесения
краски
на
бумагу
пятна-объемы
должны
напоминать
форму
животного,
птицы или цветка.
5. Тонкой
кистью
завершить
образ,
дорисовать
детали,
а
также
окружающее пространство.
При создании образа животного его хвост, уши, лапы также следует
«набирать» прикосновением губкой, т. е. печатанием.
21
Необходимо следить за тем, чтобы изображение (например, крылья
птиц, пушистый хвост, хвост-веер и т. д.) было как бы легким, воздушным,
поскольку именно для этого выбран данный печатный материал.
Выполнять каждую работу следует штампиком одной формы, так как
использование разнообразных форм при отсутствии опыта может привести к
хаосу в изображении.
Создание образов птицы, животного, волшебного цветка
Этапы работы те же.
При
создании
образа
животного
или
цветка
необходимо
аккуратно
вводить один цвет в другой, не допуская их путаницы или потери воздушного
пятна.
Перед
нанесением
очередного
цвета
предыдущий
должен
слегка
просохнуть. Кроме того, следует избегать (на первых порах) соединения
дополнительных цветов — красного с зеленым, желтого с фиолетовым и
оранжевого с синим.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение:
Материалы: темная бумага; белая гуашь;
кусочки губки для печатания в виде цилиндрических, прямоугольных или
других форм; тонкие кисти. Материалы: белая бумага, разноцветная гуашь,
кусочки губки.
Тема 3.7. Печать тканью, кружевом, веревками
Содержание
материала :
Сначала
дети
выполняют
упражнение —
знакомятся
с
выразительными
фактурами
от
печатания
разными
материалами, работая поочередно с каждым из них. В дальнейшем можно
использовать наиболее удачные отпечатки, комбинируя их между собой и
соединяя с основной печатью на листе. В этом случае композиция будет
сделана в смешанной
Создание
образов
сказочных
героев
—
принцев,
принцесс,
фей,
разбойников
Этапы работы
1.
Знакомство
с
различными
фактурами,
полученными
от
прикосновения материалов к поверхности бумаги.
2.
Создание
в
карандаше
эскиза
образа
героя
сказки
с
учетом
будущего использования выразительности увиденных фактур.
3.
Перенос эскиза на общий лист.
4.
Создание образа героя (в том числе головных уборов, одежд,
других
деталей)
сказки
известными
способами
передачи
фактуры.
Создание образов сказочных героев. Окончание работы
Этапы работы
1.
Продолжение печатания основного объема и элементов костюма
героя.
2.
Введение дополнительных фактур в объем костюма.
3.
Прорисовывание или печать лица, волос, головного убора.
22
4.
При
желании
можно
придумать
свою
сказку
или
объединить
созданные образы одной сюжетной линией.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Материалы: типографская или масляная
краска (обезжиренная), два фотографических валика; бумага, мягкий
карандаш; веревки, ткань (рогожка, сеточки, тюль), кружева, тесьма и т. д.
Тема 3.8. Печать заданной формой
Содержание материала :
Создание образа сказочного дворца (города)
Этапы работы
1. Развести на палитре или блюдечке до густоты сметаны гуашь одного
цвета.
2.
Прикоснуться
готовой
формой-штампиком
прямоугольной
или
квадратной формы к краске.
3.
Легким
прикосновением
к
бумаге
отпечатать
форму.
Продолжать
прикасаться формой к бумаге, по мере необходимости обмакивая форму в
краску. В результате получатся контуры, в которых можно увидеть силуэт
дворца,
его
башенки,
стены,
балконы
и
т. д. При
печатании
спичечным
коробком
вытянутые
прямоугольники
можно
располагать,
комбинируя
их
вертикальное и горизонтальное положение.
Создание образа сказочного дворца (города). Завершение индивидуальных
работ или коллективная работа
Этапы работы
При коллективной работе:
1) обсудить
образ
дворца
или
города,
а
также
основные
пропорции,
конструкции;
2) распределение
детей
по
группам
(группа,
работающая
над
фундаментом здания или над фронтонами, крышей и т. д.);
3) работа по группам;
4) вырезать здание или его части;
5) соединить части здания, компонуя образ города;
6) обсуждение работы, обмен мнениями.
При желании следы (кирпичики, кружочки и т. д.), получившиеся
от
соприкосновения
со
штампиками,
можно
закрасить
цветом.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое
обеспечение:
Материалы: готовые
полые
формы-
штампики, например: крышка от спичечного коробка, крышка от гуаши,
колпачок от фломастера и т. д.; бумага белая или тонированная; шариковые
или
гелевые
ручки,
гуашь.
Материалы: при
коллективной
работе
необходимы ножницы, клей ПВА; большой лист бумаги для компоновки
сказочного дворца (города).
23
Тема 3.9. Диатипия
Содержание материала :
Создание образа летнего пейзажа с несколькими планами
Этапы работы
1.
Подготовить рисунок пейзажа в карандашной технике.
2.
Нанести на пластину немного краски и раскатать ее фотоваликом по
всей поверхности.
3.
На закатанную пластину положить слегка влажную бумагу, а на
нее — подготовленный рисунок.
4.
Переводить,
передавливать
рисунок
лучше
шариковой
ручкой,
чтобы было видно, какие детали уже переведены, а какие нет.
5.
В процессе работы использовать сочетание четких, насыщенных
контурных
линий,
штрихов,
выполненных
преимущественно
на
переднем
плане
с
расплывчатыми
серыми
плоскостями,
полученными
от
легкого
прикосновения
пальцев
к
поверхности
бумаги
(такие
поверхности
подойдут
для
изображения
дальних
планов).
6.
Законченную работу снять с пластины и осторожно просушить.
Создание сюжетной композиции в технике диатипии (тема любая)
З а к р е п л е н и е
у м е н и й
в
и с п о л ь з о в а н и и
д а н н о й
т е х н и к и .
Диатипия
(от
греч.
dios —
через
и
typos —
отпечаток)
выполняется
типографскими или обезжиренными масляными красками.
Приемы
получения
отпечатка
в
диатипии
существенно
отличаются
от
приемов
акватипии
и
монотипии.
Для
работы
эскиз
и
бумагу
готовят
одинаково.
Чтобы отпечаток был качественным, необходимо подготовить бумагу к
печати. Для этого следует замочить листы в воде, через несколько часов
вынуть
их
и
положить
стопкой
между
сухими
газетами.
Если
такой
возможности нет, можно слегка увлажнить бумагу ватным тампоном или
губкой непосредственно перед началом печатания.
В процессе перевода рисунка необходимо следить за тем, чтобы листы не
смещались.
Необходимо
также
помнить,
что
каждое
прикосновение
к
рисунку оставляет след. С этой целью во время работы лучше опираться на
муштабель или специальную деревянную подставку.
Сочетание
четких
линий
и
дымчатой
поверхности
от
прикосновения
пальцев обогатит отпечаток.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Материалы: ровная пластина из пластмассы,
стекла или жести; фотовалик, муштабель (палочка из крепкого дерева для
поддержания
руки
в
процессе
рисования);
краска,
слегка
тонированная
бумага, шариковая ручка.
Тема 3.10 Акватипия.
24
Содержание материала : Создание образа романтического пейзажа
Этапы работы
1. Нарисовать красками на белой бумаге пейзаж (его размеры должны
соответствовать будущему отпечатку).
2. Готовый рисунок накрыть стеклом, на котором еще раз красками
повторить
изображение.
Вместо
чистой
воды
использовать
пенящийся
мыльный раствор.
3. На высохшее изображение, выполненное на стекле, положить слегка
влажный лист белой бумаги.
4. Накрыть
белую
бумагу
газетой
и
мягко,
равномерно
прикасаясь
ладонью ко всей поверхности стекла, перевести рисунок на бумагу.
5. Отпечаток аккуратно снять и высушить на ровном месте.
Создание образа романтического пейзажа
На этом занятии закрепляются умения детей в использовании техники
акватипии и выполняется еще несколько работ.
Акватипия (от лат. aqua — вода и греч. typos — отпечаток) — одна из
печатных графических техник.
По
стеклу
лучше
рисовать
густым,
насыщенным
и
пенистым
раствором красок. Высыхая, пена создает своеобразную фактуру, от которой
зависит оригинальность отпечатка.
Заметим, что от других техник плоскостного печатания акватипия
отличается тем, что краски, нанесенные на стекло, должны высохнуть, но
лист остается влажным. Переводя рисунок со стекла на бумагу, необходимо
следить, чтобы бумага не сдвинулась и все детали композиции полностью
отпечатались.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Материалы: акварель или гуашь, мягкая
кисть, гигроскопичная бумага (пористая или специальная акварельная),
стекло, мыло, газеты.
Тема 3.11. Печать с картонного клише.
Содержание материала : Натюрморт
Этапы работы
1. Сделать
эскиз
композиции
натюрморта.
Определить
предметы,
которые будут находиться на первом, втором и дальних планах.
2. Все предметы натюрморта вырезать из картона, причем те из них,
которые располагаются на дальних планах — в одном экземпляре; предметы
второго
плана —
в
двух
экземплярах
(для
получения
более
высокого
рельефа), предметы первого плана — в трех экземплярах (либо из более
плотного картона).
3. На рабочую поверхность (это большой лист картона или плотной
бумаги) наклеивают сначала фон. Им может быть ткань, нитки, кружево.
25
4. По типу аппликации на фон выклеивают формы в соответствии с
выделенными планами.
5. Композицию
просушивают,
а
затем
на
нее
наносят
краску,
равномерно распределяя ее валиком или кистью по всей поверхности.
6. Подготовленную к печати поверхность накрывают едва влажным
листом бумаги и прокатывают по нему валиком, равномерно нажимая по всей
поверхности.
7. Отпечаток снимают и просушивают.
Детям следует напомнить, что изображение натюрморта получится
зеркальным. При выклеивании предметов натюрморта необходимо помнить о
том,
что
предмет,
который
ближе,
т. е. на
первом
плане,
делается
более
выпуклым, рельефным.
Чтобы получить состав для печати из туши и гуаши, необходимо гуашь
развести до густоты сметаны не водой, а тушью. В смеси должно быть
больше туши.
После
получения
отпечатка
можно
дорисовать
и
уточнить
детали,
которые плохо отпечатались.
В завершении возможно допечатывание отдельных предметов (например,
ткани на переднем плане и т. д.).
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Материалы: простой карандаш,
типографская краска или обезжиренная масляная краска, или смесь гуаши и
туши одного цвета; фотографический валик (или кисть), бумага, картон, клей
ПВА, ножницы; материалы для печати — кружева, сеточки, нитки, ткань-
рогожка и т. д
Тема 3.12. Свободная техника.
Подготовка экспозиции выставки.
Содержание
материала :
С о зд а н и е
ком п о з и ц и и
в
н а и б о л е е
понравившейся печатной технике. Сочетание техник, экспериментирование,
изобретение новых приемов работы.
Подбор и обсуждение лучших работ. Компоновка их по тематике или по
техникам
Этапы работы
1. Обсуждение выполненных работ.
2. По мере необходимости завершить отдельные композиции, довести
их до выставочного уровня с помощью старших участников студии.
3. Обсуждение
завершенных
работ.
Формирование
выставочного
фонда.
Организовывается просмотр работ всех участников группы. Для этого на
полу по периметру всего помещения студии раскладываются рисунки.
Дети выбирают наиболее выразительные композиции, аргументируя
свой выбор. Обращается также внимание на работы, требующие завершения.
Педагог
строит
обсуждение
таким
образом,
чтобы
среди
участников
творческого коллектива нашлись дети, которые захотели бы помочь тем, кто
хочет довести работу до более высокого уровня выразительности. Таким
26
образом,
во
время
обсуждения
формируется
группа
«художников-
консультантов».
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Материалы: краски, бумага, валики и т.
Тема 3.13.
Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ
Содержание
материала :
Выбор
наиболее
интересных
работ
детей.
Правила
оформления
графических
и
живописных
работ,
аппликации.
Принципы создания экспозиции.
Формы занятий: теоретическая, практическая
Методическое обеспечение: Зрительный ряд: детские работы.
Материалы: картон или бумага, ножницы, клей
Использованная литература.
27
1.
Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. –
Ростов-на-Дону, 2000.
2.
Гильман Р.А “Художественная роспись тканей” Москва “Владос” 2003.
3.
Давыдов С.П. “Батик” М. АСТ-Пресс Книга 2005.
4.
Дворкина
И.А.Батик.
Горячий.
Холодный.
Узелковый.
–
М.:
ОАО
Издательство “Радуга”, 2000.
5.
Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. – Омск, 1993.
6.
Колякина
В. И.
Методика
организации
уроков
коллективного
творче ства:
планы
и
сценарии
уроков
и з о б р а з и т е л ь н о го
искусства
/ В. И. Колякина. —
М., 2002. Мифы
народов
мира:
энциклопедия. В 2 т. — М., 1987.
7.
Масалова Е.В. “Батик в интерьере”. Ростов-на-Дону “Феникс” 2005.
8.
Программа.
Основы
народного
и
декоративного-
прикладного
искусства.
Для
школы
с
углублённым
изучением
предметов
художественно-эстетического
цикла
(1-4
классы)
/
научный
рук.
Шпикалова Т.Я. – М., 1997
9.
Синеглазова М.А, Распишем ткань сами. – М.: Профиздат, 2000.
10.Сокольникова
Н.М.
Изобразительное
искусство
и
методика
его
преподавания в начальной школе. – М., 1999. – С. 136-163, 192-194,
204-206, 260-261.
11.Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1985.
12.Я познаю мир: детская энциклопедия: страны и народы. — М., 2000.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Для
занятий
по
программе
необходимы
следующие
средства
и
материалы:
2.
Простой карандаш
3.
Гелевая ручка
4.
Фломастер
5.
Маркер
6.
Гуашевые, акварельные краски.
7.
Видеозаписи – СD-диски
8.
Документы, карты, иллюстрации
9.
Музыкальные записи– шум природы, воды, лирическая музыка
10.Литературные произведения,
11.Альбомы
12.Таблицы, плакаты
28