"Духовно-нравственное воспитание детей средствами хореографического искусства в рамках дополнительных платных образовательных услуг по образовательной программе
Автор: Юсова Надежда Владимировна Должность: преподаватель хореографии Учебное заведение: МАУ ДО "Детская хореографическая школа №1" Населённый пункт: город Сургут, Тюменская обл., ХМАО-Югра Наименование материала: Статья Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей средствами хореографического искусства в рамках дополнительных платных образовательных услуг по образовательной программе Раздел: дополнительное образование
образовательных услуг по образовательной программе
«Подготовка к обучению в хореографической школе»
(для детей 5 лет) (нормативный срок обучения 2
года)
Юсова Надежда Владимировна, преподаватель
МАУ ДО «Детская хореографическая школа №1» (г.
Сургут)
.
В настоящее время остро стоит вопрос о воспитании
духовно-
нравственной
личности.
Всё
большее
количество
учёных,
деятелей
культуры,
педагогов,
во спитателей,
социологов, врачей озабочены проблемой деградации молодого
поколения,
увеличения
смертности
среди
молодёжи,
наркомании,
преступности.
Как
решать
эту
проблему?
Все
единогласно
говорят
о
том,
что
воспитание
духовных
и
нравственных
начал
необходимо
начинать
с
самого
раннего
периода жизни ребёнка и в данном процессе должны участвовать
и
родители,
и
педагоги
образовательных
учреждений,
в
том
числе системы дополнительного образования.
Хореографическое искусство является, на сегодняшний
день,
самый
востребованным
и
массовым
искусством.
Потребность в двигательной активности
у детей настолько
велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом
двигательной
расточительности».
И
именно
З а н я т и я
хореографией помогают творчески реализовать эту потребность,
так как бесконечное разнообразие движений позволяет развивать
не только чувство ритма, укрепляет скелет и мускулатуру, но и
стимулирует
память,
внимание,
мышление
и
воображение
ребёнка.
На
протяжении
последних
5
лет,
являясь
членом
приёмной
комиссии
при
отборе
детей
на
подготовительное
отделение в хореографическую школу, наблюдается устойчивая
ситуация повышения конкурса от 1человека на место до 3,7
человек на одно место (набор на 2014-2015 уч. год), от одной
группы (25 человек в группе) до 3 групп (по 30 человек в
группе).
Что
же
хотят
родители,
приводя
своего
ребёнка
в
хореографическую школу? Это физическое развитие ребёнка,
общение в социуме (при дефиците детских садов), исправление
ортопедических проблем (сколиоз, косолапость, плоскостопие).
Однако,
основой
деятельностью
педагога
должна
является
именно деятельность
по
воспитанию
духовно-
нравственных
основ
формирующейся
личности
ребёнка
в
педагогическом
аспекте.
Слово «педагогика» имеет греческое происхождение и
буквально означает «детоведение, детовождение». Педагогика-
это
наука
о
воспитании
и
обучении
человека.
По
моему
глубокому
убеждению,
смысл
педагогики
в
хореографии
заключается в том, чтобы из того маленького человечка, который
приходит к нам чтобы учится хореографии, воспитать личность
духовно- нравственной. Когда мы говорим «дух», «духовность»
мы сами того не понимая, говорим о великом человеческом
стремлении к бесконечному – к правде, добру и красоте. Дух –
это
подлинная
основа
всего
лучшего,
что
есть
в
человеке.
Сущность
нравственного
воспитания
ребёнка
средствами
хореографического искусства состоит в том, что оно гармонично
развивает
духовные
и
творческие
способности
ребёнка:
от
способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и
оценивать
прекрасное
до
способности
творить.
Именно
хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие
зрительных,
слуховых
и
двигательных
форм
чувственного
и
эмоционального
восприятия
мира,
снимает
умственное
утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной
памяти.
Занятие
хореографией
способствует
улучшению
эмоционального,
психологического
и
физического
состояния,
снижению
гиподинамии,
снятию
перегрузок,
воспитанию
чувства коллективизма, развитию настойчивости, силы воли и
художественного
вкуса
детей.Формирование
духовно-
нравственных
основ
ребёнка
можно
осуществить,
погружая
ребёнка
в
эстетическую
среду
хореографического
искусства,
вызывающую эмоциональную чувствительность и переживания
ребёнка.
Данный
потенциал
заложен
в
Образовательной
программе в рамках дополнительных платных образовательных
услуг «Подготовка к обучению в хореографической школе» (для
детей 5 лет, нормативный срок обучения 2 года).
Предлагаемая
концепция
программы
базируется
на
важнейших
дидактиче ских
принципах,
на
кото р ы е
ориентирована
хореографическая
работа
с
детьми
5-6
лет:
систематичность, доступность, последовательность (от простого
к
сложному),
учёт
психофизиологических
и
возрастных
особенностей.
Основой
духовно-
нравственного
воспитания
программы
для
детей
младшего
возраста
является
высокая
эмоциональная
отзывчивость
детей
этого
возраста.
Чувства,
поступки
и
желания
детей,
занимающихся
хореографией,
отличаются
искренностью,
впечатлительностью,
стремлением
созидать
и
переживать.
Программа
рассчитана
на
2
года,
основная форма работы – групповая, продолжительность одного
занятия 30 минут (1 академический час), в неделю – 6 занятий (3
раза по 2 академических часа), учебный год длится 37 недель.
Изучаемые предметы
1 год обучения
1.
Ритмика – основа для развития чувства ритма и
двигательных способностей. В этот раздел входят специальные
упражнения для согласования движения с музыкой.
2.
Г и м н а с т и к а
( п а р т е р н а я
г и м н а с т и к а ,
игропластика, пальчиковая гимнастика – основа для развития
хореографических данных.
3.
Танец (танцевальные композиции, игротанцы и
музыкально-подвижные
игры)
–
основа
для
формирования
танцевальных движений и ведущим видом деятельности.
2 год обучения
1. Ритмика
2. Партерная гимнастика
3. Танцевальные композиции и игротанцы.
В
хореографической
работе
с
детьми
использую
следующие методы и приемы обучения
•
наглядные,
•
словесные
•
практические.
Практический метод обогащен комплексом различных
приёмов, взаимосвязанных наглядностью и словом:
•
игровой приём;
•
детское «сотворчество»;
•
соревновательность и переплясность;
•
использование ассоциаций-образов, ассоциаций-
метафор;
•
комплексный приём обучения;
•
в ы р а б о т к а
д и н а м и ч е с ко го
с т е р е о т и п а
(повторяемости и повторности однотипных движений);
•
фиксация
отдельных
этапов
хореографических
движений;
•
сравнение и контрастное чередование движений и
упражнений;
•
приём пространственной ориентации;
•
развитие основных пластических линий;
•
музыкально е
сопровождение
т анца
к а к
методический приём;
•
хореографическая импровизация;
•
приём художественного перевоплощения.
психолого-педагогический метод:
•
приём педагогического наблюдения;
•
проблемного обучения и воспитания;
•
прием
индивидуального,
дифференцированного
подхода к каждому ребёнку;
•
п р и е м
в о с п и т а н и я
п о д с о з н а т е л ь н о й
деятельности;
•
п р и е м
к о н т р а с т н о г о
ч е р е д о в а н и я
психофизических
нагрузок
и
восстановительного
отдыха
(релаксация);
•
педагогическая
оценка
исполнения
ребёнком
танцевальных упражнений.
Игровые
приёмы
облегчают
процесс
запоминания
и
освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий,
способствует развитию мышления, воображения и творческих
способностей ребенка. Игровая форма состоит из музыкальных
игр
на
образы,
характеры,
пространственный
рисунок,
способствующих
максимально
свободному
самовыражению,
тренирующих
гибкость
логического
мышления
и
образного
мышления, фантазию и артистизм Элементы игры и создания
художественного
образа
присутствуют
в
каждом
разделе
программы
1
года
обучения
(волшебные
образы,
герои
или
антигерои сказок, образы животных и растений, настроения).
Невербальные
методы
на
занятиях
хореографии,
сочетаясь
с
традиционными, создают возможность для развития у ребёнка
образного
мышления,
формирование
эмоционального
опыта,
развитию чувствительности. Создание художественного образа
детьми,
связана
способность
хореографического
искусства
осуществлять специфическую функцию – доставлять ребёнку
глубокое нравственное удовольствие наслаждение, пробуждая в
нём художника и творца.
Эффективность протекания нравственного воспитания
у
детей
средствами
хореографии
в
программе
обеспечивают
следующие педагогические условия:
- создание творческой, воспитательной среды на уроке;
- приобщение детей к хореографическому искусству в
сочетании с образом, сюжетом, игрой и музыкально - игровым
действием;
-
введение
в
обучение
диалога
«учитель-ученик»,
«ученик-ученик», в котором учащимся разрешено высказывать
своё
мнение,
создавать
художественный
образ,
элементы
хореографических движений;
Заключение:
Результатом работы данного направления является:
1.Сохранность контингента
Учебн
ый год
Кол-во
обучающихся
детей
на
подготовительном
отделении
Кол-во
детей,
поступивших
в
1
класс
2012-
2013
85
33
2013-
2014
90
30
2014-
2015
105
32
2.
Высокая
мотивация
на
дальнейшее
продолжение
обучение по ДПОП
Из
100%
поступающих
–
64%
проходят
обучение
ДПОП
3.Наблюдается
повышенная
обучаемость
детей,
что
подтверждает проведение диагностики по ДПОП:
В
2012-2013
уч.
году
обучающие
по
программе
«Подготовка к обучению в хореографической школе» (для детей
5 лет) (нормативный срок обучения 2 года) и поступившие в
школу по окончанию 1 класс показали следующие результаты по
5 предметам, 8 критериям:
1.
18 чел. – высокий уровень подготовки;
2.
2 3
ч е л . -
в ы ш е
с р е д н е го
у р о в н я
подготовки;
3.
1 чел.- средний уровень подготовки.
В
2013-2014
уч.
году
обучающие
по
программе
«Подготовка к обучению в хореографической школе» (для детей
5 лет) (нормативный срок обучения 2 года) и поступившие в
школу по окончанию 2 класс показали следующие результаты по
5 предметам:
1.
21 чел. – высокий уровень подготовки;
2.
1 8
ч е л . -
в ы ш е
с р е д н е го
у р о в н я
подготовки;
3.
1 чел.- средний уровень подготовки.
4.Участие в концертной деятельности МАУ ДО «ДХШ
№ 1» и МАУ «Городской культурный центр».
Детское творчество на уроках хореографии, в ракурсе
данной темы, постоянно заставляет преобразовывать содержание
программы. Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы
духовно-нравственного
воспитания
детей
на
уроках
хореографии,
может
послужить
основой
для
дальнейших
изысканий,
творческих
поисков
в
области
разработки
основ
нравственного воспитания детей средствами хореографического
искусства.
Литература:
1.
Бекина
С.И.
и
др.
Музыка
и
движение
(упражнения,
игры,
пляски
для
детей
6-7
лет)./
М.:
Просвещение-1984г.
2.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика./М.:-
2000г.
3.
Реан А.А., Бордюковская Н.В., Розум С.А.
Психология и педагогика/ П.:2010г.
4.
Щунгарёва
И.Н.Развитие
творческих
способностей
детей
средствами
т анцева ль но й
культуры /М.: 2008г.