Автор: Фокина Елена Викторовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ №93 Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область Наименование материала: статья Тема: "Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников" Раздел: дошкольное образование
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Общая характеристика.
Ритмика—один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание
музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является
музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные
движения
используются
как
средства
более
глубокого
ее
восприятия
и
понимания.
Цель и задачи ритмики.
Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки
(выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на
этой основе навыков выразительного движения.
Задачи ритмики:
- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в
движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими
средствами выразительности;
- развивать основы музыкальной культуры;
-
развивать
музыкальные
способности
(эмоциональная
отзывчивость
на
музыку, слуховые представления, чувство ритма);
- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики
(игра,
пляска,
упражнение),
различать
простейшие
музыкальные
понятия
(высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая,
умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);
-
формировать
красивую
осанку,
учить
выразительным,
пластичным
движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
- развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение
и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску,
комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных
и сюжетно-образных движений.
Задачи
эти
успешно
решаются,
только
если
используются
подлинно
художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным
(фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).
Виды
ритмики
тесно
связаны
с
той
областью
движений,
откуда
они
заимствованы.
Источниками
движений
для
ритмики
принято
считать
физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.
Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения
(ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), общеразвивающие (без предметов и с
предметами)
и
строевые
упражнения
(построения,
перестроения
и
передвижения).
В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов,
бальных
танцев,
которые
составляют
основу
современных
детских
композиций.
Сюжетно-образные
движения
включают
имитацию
повадок
животных
и
птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для
каких-либо профессий, и т. д.
На основе источников движений выделяют следующие виды ритмических
движений:
1. музыкально-ритмические упражнения;
2. танцы, пляски, хороводы;
3. музыкальные игры.
Репертуар
Подбору
репертуара
по
ритмике
всегда
придавалось
важное
значение.
Именно от того, на каком практическом материале обучаются дета, во многом
зависит, будут, ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой.
Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие:
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их
образов;
- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на
примерах народной» классической и современной музыки;
- соответствие движений характеру, образам музыки;
-
разнообразие
движений
(танцевальные,
сюжетно-образные,
физические
упражнения).
Педагогу в каждой группе следует подбирать репертуар в зависимости от
конкретных
условий.
Это
уровень
общего,
музыкального
и
физического
развития
детей,
материально-техническая
база
детского
сада,
уровень
квалификации музыкального руководителя и воспитателей, наполняемость
группы и т. д. Необходимо также учитывать усложнение двигательных за-
даний,
последовательность
которых
устанавливается
в
соответствии
с
доминирующим
видом
движений.
Например,
задание,
совершенствующее
навык
подпрыгиваний-поскоков,
рекомендуется
выстраивать
от
простых
подпрыгиваний на двух ногах на месте к переходу на прямой и боковой галоп
и, наконец, к поскокам с ноги на ногу.
При обучении ритмике используются традиционные методы:
- наглядный;
- словесный;
- практический.
Традиционное
обучение
музыкально-ритмическим
движениям
включает три этапа.
На первом этапе ставятся задачи:
- ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или
игрой;
- создать целостное представление о музыке и движении;
- начать разучивание (в общих чертах);
На втором этапе задачи изменяются:
- это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения,
- уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музы-
кального произведения.
Педагог
дает
необходимые
разъяснения,
напоминает
последовательность
действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей.
На
данном
этапе
необходимо
стремиться
к
тому,
чтобы
дети
осознанно
выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки
и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции
хоровода и т. д.
На
третьем
этапе
обучения
ритмике
задача
заключается
в
том,
чтобы
закрепить
представления
о
музыке
и
движении,
поощряя
детей
самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять
их
в
повседневной
жизни
(под
грамзапись,
аккомпанемент
детских
музыкальных инструментов, пение).
Методика
закрепления
и
совершенствования
музыкально-рит мического
движения нацелена на работу над его качеством. Воспитатель, напоминая
последовательность,
используя
образные
сравнения,
отмечая
удачное
исполнение,
создает
условия
для
эмоционального
выполнения
детьми
музыкально-ритмических
движений.
Желательно
предлагать
также
творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или
игру,
придумать
новую
композицию
хоровода
из
разученных
элементов
танца.