Автор: Борисова Раиса Николаевна Должность: учитель якутского языка как государственного Учебное заведение: Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Мархинская средняя общеобразовательная школа №2 Населённый пункт: город Якутск Наименование материала: методическая разработка Тема: Авторская программа "В мире Олонхо" . Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Мархинская средняя образовательная школа №2
«УТВЕРЖДАЮ » « Согласовано»
ДИРЕКТОР Хачиров С.В. зам. директора УВР Борисова М.А.
_________ ____________
«_____»___________ 2016г. «_____»_________ 2016г.
Авторская программа ««В мире олонхо»
студии якутского фольклора «Ай-туой»
на 2015-2016 учебный год.
Автор Борисова Раиса Николаевна
Учитель якутского языка как государственного,
Руководитель студии «Ай-туой»
г.Якутск
В наше время, когда якутский эпос олонхо призван шедевром мирового масштаба,
естественно,
повышается
высокий
интерес
к
национальной
культуре,
к
устному
народному творчеству и в культуре в целом.
Наши предки, в далеком прошлом, ставили перед собой важнейшие жизненные и
нравственные проблемы. Главной идеей, которая развивается в олонхо, идея установления
счастливой
жизни и устранения зла на земле, воспитания молодого поколения в духе
преданности,
любви
к
родной
земле.
Как
отметил,
И.С.Портнягин
в
работе
«Этнопедагогика
кут-сюр»
(педагогические
воззрения
народа
Саха):
«Олонхо,
сокровищница
якутов,
носит
ярко
выраженный
педагогический
характер.
Олонхо
отражены такие явления, как рождение и воспитание детей, многосторонняя подготовка
молодежи к жизни, закономерности формирования личности в сфере деятельности и
борьбе
с
темными
силами».
Идеи
и
мысли
народной
педагогики
мы
находим
в
героическом
эпосе
–
олонхо,
народных
песнях
–
ырыалар,
сказках
–
кэпсээннэр,
исторических
преданиях
–
сэьэннэр,
представляющих
собой
своеобразную
устную
летопись минувшего, а также скороговорках – чабыр5ах, загадках, пословицах.
В
связи
с
этим
для
нас,
педагогов
дополнительного
образования
направление
–
якутский фольклор, главным принципом воспитания является приобщение подрастающего
поколения
к
национальной
культуре,
обычаям
и
традициям
родного
народа
через
популяризацию героического эпоса – олонхо.
Олонхо стало основой
этой программы,
как своеобразная система
воспитания
подрастающего поколения.
Программа направлена на то, чтобы дать детям широкий круг представлений, знаний и
умений в области материальной и духовной культуры народа саха; выявление и описание
символов родной культуры, содержащихся в эпическом наследии - олонхо.
Эпический
символ
–
один
из
видов
информационных
знаков,
порожденных
мышлением
древнего
человека,
который
можно
описать,
объяснить
и
расшифровать.
Олонхо отражает образную картину мира, обрядовые комплексы и ритуалы архаического
типа. Для него характерно богатство изобразительных средств, определяющих специфику
его
поэтики.
Олонхо,
как
крупный
жанр
якутского
фольклора,
содержит
сложную
разнообразную
систему
символов,
воплощающих
своеобразие
и
богатство
духовной
культуры народа Саха. Система символов в олонхо - многовековое наследие, заключающее
в себе многоуровневую, многословную информацию о среде обитания, образе жизни,
мировоззрении, психологии, стиле поведения древнего человека, сложившемся этикете
эпического социума, в целом об этике и эстетике предков народа Саха.
Эпические
символы
–
это
часть
человеческого
мышления,
поэтому
несомненно
расширяет наши представления об эпическом наследии, это будет способствовать к тому,
что
молодое
поколение
не
только
заинтересовалась
богатыми
традициями
родной
культуры, оставленной ему нашими предками, но и с ранних лет приобщалось к ним,
становясь подлинным носителем национальной культуры.
Программа интересна тем, что главным средством воспитания здесь представлен эпос-
олонхо – как энциклопедия, содержащая и обобщающая жизненный опыт народа.
Цель
программы: Привитие
ребенку духовно – нравственной культуры
через
усвоение ценностей родной культуры, содержащейся в эпическом наследии - олонхо.
Задачи программы:
Знакомство с культурой якутского народа.
Обучение
учащихся
исполнительским
навыкам
якутского
народного
пения,
игры на хомусе, чтении скороговорки, исполнении олонхо и танца осуохай;
Обучение практическому выполнению народных обрядов;
Воспитание любви и уважения к истории родного края, традициям народа.
Дать каждому возможность развития творческой деятельности и роста духовной
культуры;
Развивать
эстетические,
музыкальные,
творческие
способности,
фантазии
и
воображение через эпос олонхо;
Пр едложенная
программа
является
вариативной,
разноуровневой,
то
есть,
при
возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий,
времени прохождения материала и т.д.
В программе используется технология развивающего обучения:
Постепенное усложнение материала;
Оптимальный темп;
Личностно-ориентированный подход.
Основные идеи:
Творчество не является уделом избранных;
Творчеству можно обучать;
Творчество стимулирует детей к активности, вызывает повышенный интерес к
занятиям;
При определении содержания учебного процесса учитывать актуальные
интересы и потребности детей;
Максимально активировать процесс обучения ( конкурсы, игры, экскурсионные
формы работы)
Научно-теоретическое обоснование:
В основе лежит программа «Эркээйи» Министерство образования Республики Саха
(Якутия).
А также в программе использованы материалы республиканского Центра дополнительного
образования
детей
Министерства
образования
РС(Я)
«Сборник
образовательных
программ и методических разработок» выпуск 4, Якутск 2005 года . Опыт работы А.С.
Жирковой
руководителя
творческого
объединения
«Этигэн
хомус»
«Коллективное
обучение и воспитание детей через игру на хомусе», Майинской школы им. академика
В.П. Ларионова Мегино-Кангаласского улуса. Работы Поликарповой Е.М., Гоголевой М.Т.
«Олоцхону –ыччакка» Якутск, 1998г. Однотомное издание Захаровой А.Е. «Архаическая
ритуально-обрядовая
символика
народа
Саха»
(по
материалом
олонхо),
Новосибирск,
2004г. Использованы методы воспитания разработанные школой «Кут – сюр», в том числе
работа И.С. Портнягина «этнопедагогика «кут-сюр» педагогические воззрения народа
Саха, 1998 год. «Математические знания и представления якутов» Т.П. Аммосовой, часть
1, 1994 год.
Основные принципы программы:
принцип природосообразности ( развитие природные возможности ребенка в
сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в
своих силах;
Принцип культуросообразности: знакомство с культурой якутского народа;
Принцип индивидуально- личностный подхода: учет индивидуальных
способностей и возможностей каждого ребенка.
Принцип разноуровневости: выбор тематики и приемы работы в соответствии с
возрастом детей;
Принцип связи с жизнью: ребенок использовал свои полученные знания в решении
практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую
действительность, вырабатывая собственные взгляды.
Условия реализации программы.
В фольклорной студии «Ай- туой» занимаются дети от 7 до 18лет. Набор и формирование
групп осуществляется без вступительных испытаний на протяжении всего учебного года.
Коллектив делится на три возрастных групп – младшая, средняя, старшая. Занятия в
группах проводятся:
- в младшей группе « » (от 7-10 лет) – 2-3 раза в неделю по 1-3 часа;
- в средней группе « » (от 11-13 лет) – 2-3 раза в неделю по 2-3 часа;
- в старшей группе (творческая) « » - (от 14-18) – 2-3 раза в неделю по 2-3 часа.
В программе учтены возрастные особенности каждого ребенка и в каждом возрасте –
форма духовно-нравственной деятельности.
В программе предусмотрены занятия индивидуальные, дополнительные, репетиции и
сводные репетиции.
В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при
такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал
всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного
уровня
сложности
(в
зависимости
от
возраста,
способностей
и
уровня
подготовки
каждого).
Реализация программы осуществляется по трем ступеням образовательного процесса:
1 ступень: «Якутский фольклор – часть духовной культуры народа Саха».
Объединяет
детей
первого
года
обучения,
на
этой
ступени
работа
ведется
по
3
направлениям:
Знакомство с жанрами якутского фольклора.
Знакомство с музыкальным инструментом – Хомус.
Обрядовый танец – осуохай.
2 ступень: «Олонхо как крупный жанр якутского фольклора».
Входят дети второго года обучения. Работа ведется по 3 направлениям:
Жанровые особенности героического эпоса – олонхо.
Сюжеты олонхо.
Повышение исполнительского мастерства по жанрам фольклора.
3 ступень: «Олонхо вершина духовного и материального творения народа».
Работа ведется по 3 направлениям:
Олонхосуты – импровизаторы;
Традиционные обряды якутов;
Совершенствование исполнительского мастерства.
Для раскрытия творческого потенциала учащихся используются следующие формы:
- Занятия (индивидуальные, групповые);
- встреча с интересными людьми (приглашение известных исполнителей якутского
фольклора, хомусистов виртуозной музыки и т.д.);
- философский стол с участием родителей – экспертов;
- выпуск стенгазеты по знаменательным датам якутского календаря;
- Экскурсии по музеям г.Якутска, дискуссия;
- творческие работы для закрепления и проверки пройденного;
- практические выполнения обрядов;
- словарная работа (слова исчезающие из лексики якутской разговорной речи с
иллюстрациями);
- Инструктаж.
При организации образовательного процесса используются следующие методы:
Используется методы разработанные школой «Кут-сюр»:
1.
Метод обыденного познания: умсугутуу – назидание, такайыы – упражнение,
уьаарыы – побуждение, иитиллии – следование примеру старших.
2.
Методы совмещения личности с природой: эттэнии – совмещение с природой,
ицэрии – приобщение к природе, билгэлээьин – прогнозирование будущности
ребенка, оцоьуу – предсказания судьбы.
3.
Способы познания опыта предков: утумнааьын – восприятие даровитости
предков, тобуллуу – побуждение своих способностей, удьуордааьын –
следование идеям гуманизма предков.
4.
способы организации познавательного общения: дьарыгырыы –
непосредственное увлечение занятиями , билиьиннэрии – проибщение к опыту,
тутуьуннарыы – передача опыта, куулаттарыы – обогащение опытом.
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение.
Наглядные: сюжетные картины, таблицы, фотографии, карточки, видеоматериалы,
аудиоматериалы.
Практические: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения на
развитие мимики и пластики, разучивание репертуара.
При игре на хомусе следить за соблюдением норм личной гигиены, за здоровьем зубов
детей.
Процесс обучения и воспитания основывается на гуманистическом подходе и строится по
принципу:
1.
Дари себя детям.
2.
Знай, к чему стремишься!
3.
Постоянно ищи в ребенке богатство его души.
4.
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!
Средства необходимые для работы.
- Музыкальный инструмент – Хомус;
- Таблицы, наглядные пособия;
- Аудио и видеоматериалы;
- Национальный костюм;
- Методическая литература;
- Атрибутика ысыаха (чороны, кытыйа, салама и т.д.).
Контрольная диагностика.
На занятиях по фольклору используются разные виды контроля:
- Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий;
- промежуточный – праздники, клубные конкурсы, концерты;
Итоговый – открытые и зачетные занятия, участие в городских и республиканских
конкурсах, концертах.
Во время репетиций осуществляется контроль исполнения репертуара, участия в
концертной
деятельности
на
основе
планов
школьных,
клубных
и
республиканских
мероприятий.
В
учебном
процессе
важная
роль
отводится
воспитательной
работе.
Это
не
только
экскурсии, посещение выставок, концертов, но и интегрированный цикл бесед по этике,
эстетике, основам безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни.
Родители воспитанников и классные руководители являются помощниками педагога в
образовательном
процессе.
Работа
с
родителями
предполагает
проведение
родительских собраний в начале, середине и в конце учебного года. В конце учебного
года собрание проводится в виде отчетного концерта, во время которого родители
имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей.
В процессе обучения и воспитания проводится мониторинг развития детей, в конце
учебного года совместно с родительским комитетом педагоги детского центра подводят
итоги. В
индивидуальный план развития ребенка (ИПР) входят: дневник наблюдения,
карта творческого «Я» - личности.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся, прошедшие все ступени обучения по программе, должны получить знания и
умения в области материальной и духовной культуры, обычаи и традиции якутского
народа и тем самым повышать уровень духовно-нравственной культуры родного народа.
- учатся овладевать навыками игры на хомусе;
- умение исполнять танец осуохай;
- уметь правильно использовать приемы дыхания при исполнении народных песен, игре на
хомусе, танце осуохай, исполнении олонхо и чтении скороговорки.
- умение импровизировать в жанрах фольклора;
- исполнять олонхо;
- умеют выявлять и описать символов родной культуры, содержащихся в олонхо;
- умеют практически выполнять традиционные обряды;
Учебно – тематический план студии якутского фольклора «Ай -туой»
на 2016 – 2017учебный год (первого года обучения).
№
уроков
Основные разделы
всего
Практич.
часть
Теоретич.
часть
,
Знакомство. Беседа по технике
безопасности. ( ТБ, ПДД, ПБ )
Фольклор – основа культуры всех народов
мира.
Жанры фольклора:
- Сказки Земли олонхо:
Тематика и сюжеты якутских сказок.
Сказки о животных.
Волшебные или фантастические
сказки.
Бытовые.
Сказка «Биэс ынахтаах
Бэйбэрикээн эмээхсин».
- Пословицы и поговорки.
– Загадки.
- Скороговорки
Чабыр5ах –своеобразный жанр
народной поэзии.
Формы, идея чабыр5ах
Значение скороговорок
( воспитательные, познавательные).
Мастера и исполнители
скороговорок.
Загадочные скороговорки Риммы
Матаховой.
Исполнение чабыр5ах.
- Народные песни
Стили якутского песенного
фольклора.
«Джерети» - манера исполнения.
«Тойук» -
«Дэгэрэц» -
Разделы народных песен. (лирические,
ритуальные, обрядовые, ритуальные,
заклинательные и т.д.
Известные народные исполнители.
Исполнение народных песен.
Народный музыкальный инструмент –
Хомус.
- Их истории варганной музыки
Что такое хомус?
Хомус как музыкальный инструмент
многих народов мира.
Музей варганной музыки мирового
,
,
,
масштаба в городе Якутске.
Кузнецы – мастера хомуса.
Хомусисты импровизаторы.
Игра на хомусе.
Способы фиксирования хомуса.
Прием удара по язычку.
Движение губ.
Изменение звука.
Виды игры на хомусе.
Традиционная умеренная игра.
Имитационный стиль.
Импровизационная игра.
Разновидности ударов.
Разговор с помощью хомуса.
Обрядовый танец осуохай.
- Поклонение божествам Айыы.
Хороводный танец.
Древний танец.
- Этапы танца.
Начало –обращение.
Путь – упругость, четкость,
динамичность.
Очищение, сплоченность, единение.
- Исполнение танца осуохай.
Итого
Учебно –тематический план
по ступени «Олонхо как
крупный жанр якутского фольклора»
2 год обучения.
№
уроков
Основные разделы
всего
Практич.
часть
Теоретич.
часть
Беседа по технике безопасности. ( ТБ,
ПДД, Пб)
Жанровые
особенности
героического
эпоса – олонхо:
- Олонхо как крупный жанр.
- Основные периоды композиции олонхо.
Сюжеты олонхо :
- три мира и «кут – сур».
- Зарождения Земли в олонхо.
- Священное дерево Аал Луук Мас.
- Племена Айыы Айма5а.
- Внезапный урон (Завязка сюжета).
,
-
,
-
- Финал олонхо.
Портретная
- Система календарныхпредставлений.
- Календарный обрядовый цикл у якутов
Май обряд очищения
Июнь – обряд развешивания салама.
Репетиции (индивидуальные, подготовка к
концертным номерам)
Итого:
Учебно-тематический план
«Олонхо - вершина духовного и материального творения народа»
3 год (индивидуальные)
№
Наименование темы
Колич.
часов
Практич.
часть
Теоретич.
часть
1
2-7
8-28
29-49
50-70
71-90
90-108
Беседа по технике безопасности. ( ТБ, ПДД,
ПБ )
Известные олонхосуты - импровизаторы.
«Человек символ»:
-«Традиционная встреча гостей как комплекс
церемониальных жестов».
- «Жест и мимика в портретной
характеристике персонажей олонхо».
- «Древняя форма почтения и
умилостивления».
Традиционные обряды:
- Обрядность у якутов
Брачные обряды.
Погребальные обряды.
- Традиционный обрядовый праздник
Ысыах.
Обряд встречи солнца.
Обряд обращения к духам хозяевам
земли, к высшим божествам, духу
хозяину огня.
Подготовка к участию на
праздничных обрядах.
1
Итого:
Содержание образовательного процесса
1 ступень.
Ознакомлени е.
Учащиеся
первого
года
обучения
знакомятся
с
жанрами
якутского
фольклора, с музыкальным инструментом –хомус, обрядовым танцем осуохай. Особое
внимание уделяется на определение жанра якутского фольклора
Увлечение, привитие любви к фольклору. Прослушивание выступлений, произведений
мастеров-исполнителей.
Рассказ
о
содержании
жанров
фольклора,
прослушивание
различных способов, приемов игры на хомусе.
Первоначальные
навыки игры
на
хомусе
и
чтении
скороговорки.
Способы
фиксирования, виды ударов. Извлечение основного звука. Простейшие приемы дыхания.
О танце осуохай . Хороводный танец. Обрядовый танец. Виды движений в танце осуохай.
Древний
танец.
Философский
смысл
танца-
круг-символ
солнца.
Круговорот
жизни,
бесконечность, продолжительность, ядро жизни. Этапы танца: Начало –обращение; путь-
упругость, четкость, динамичность; вознесение –смысл, суть танца заключается именно в
вознесении, что в прошлом у якутов означало приближение к божествам; очищение;
коллективный характер моления танца осуохай отражает религиозную, космологическую,
философскую мысль народа; сплоченность, единение.
Тренировка,
развитие
навыков .
На
занятиях
по
развитию
голосового
аппарата
используются
развивающие
голосовые
игры,
скороговорки,
артикуляционная
и
дыхательная гимнастика.
2 ступень.
Ознакомление. Учащиеся второй ступени знакомятся героическим эпосом олонхо, с его
основными композициями: - рождения сына;- начало богатырских приключений; - финал
олонхо.
Продолжение
тренировки,
развитие
навыков. Прослушивание
музыки,
жанров
фольклора
и
олонхо.
Беседа
и
знакомство
с
героическим
эпосом
олонхо,
с
его
своеобразной композицией. Знакомится с манерой исполнения олонхо.
Используя приемы и мелодии народной песни повторить чтения скороговорки, пении
тойук и попытаться импровизировать.
Участие
в
концертах,
конкурсах. Усложняется
репертуар
за
счет
введения
новых
приемов игры на хомусе, пении тойук и танца осуохай..
3 ступень.
Обучения достигается исполнение репертуара повышенной сложности.
Большое внимание уделяется на практические выполнения традиционных обрядов.
Система календарных представлений, т.е. календарный обрядовый цикл якутов.
Особое внимание следует обратить на текст олонхо, т.е на систему символов олонхо: жест
и мимика в портретной характеристике персонажей олонхо, традиционная встреча гостей
как комплекс церемониальных жестов, древняя форма почтения и умилостивления.
Повторяются и усложняются виды движений в танце осуохай, пении тойук.
Олонхосуты
–
импровизаторы.
Поэтические
приемы,
манеры
исполнения
олонхо.
Импровизация в жанрах фольклора.
Следует
отметить,
что
данный
этап
включает
в
себя
разнообразные
виды
и
формы
организации работы: подготовка и проведение фольклорных праздников, тематических
вечеров, концертов, конкурсов и викторин.
Содержание занятий
1 года обучения.
№
тема
Содержание
Виды деятельности
УУД
1
Фольклор – основа культуры всех народов мира.
Жанры якутского фольклора.
1.
Фольклор –
основа
культуры
всех народов
мира.
Фольклор
–
часть
духовной культуры, основа
мировой
литературы.
–
А.Е.Кулаковский,
А.И.Софронов,
П . А . О й у н с к и й
–
о с н о в а т е л и
я к у т с к о й
л и т е р а т у р ы ,
в и д н ы е
деятели
культуры
-
я в л я ю т с я
б о л ь ш и м и
з н а т о к а м и
я к у т с к о г о
фольклора.
А.С.Пушкин
–
великий
русский
поэт
создал
свои
великие
произведения
на
основе русского фольклора.
Лекции.
Диспут.
Просмотр
картин,
книжных изданий.
Словарная работа.
Портреты
основателей
якутской
культуры,
Пушкина.
Знакомятся с
основой
культуры
народов мира.
Умение давать
определения
слову -
фольклор.
Умение
работать в
коллективе.
Умение
слушать и
сравнивать.
Приобретение
1.1
Жанры
якутского
фольклора:
- «Сказки
земли
олонхо»
-
Самые
крупные
жанры
фольклора – эпосы народов
мира («былина» у русского
народа, «олонхо» у якутов,
« м а н а с »
у
к и р г и з о в )
я в л я ю т с я
э п и ч е с к о й
драмой
о
исторической
жизни народов.
С к а з к и
–
р а с п р о с т р а н е н н ы й
и
бытующий до сих пор жанр
устного творчества. Своей
тематикой,
сюжетами
и
образами
сказки
обычно
отл и ч а е т с я
от
э п о с а .
Олонхо
–
в
о сновном
произведения
с т и х о т в о р н ы е ,
п р и
исполнении
которых
речи
г е р о е в
п о ю т с я ,
а
повествовательное
о п и с а н и е
п е р е д а ю т с я
иногда
речитативном
в
быстром темпе.
С ка з к и
п о в е с т в у ю т с я
прозаической
речью
и
рассказывается без пения.
1.
сказки о животных.
2.
в о л ш е б н ы е
и л и
фантаст.
3. бытовые.
Беседа. Рассказ.
Прослушивание
отрывка
из
сказки
« Б и э с
ы н а х т а а х
Бэйбэрикээн
эмээхсин».
Разучивание
отрывок
из
сказок.
Уп р а ж н е н и я
н а
развитие
мимики,
артикуляционная
гимнастика.
И г р а -
к о н к у р с :
«Лучший
сказочник».
Просмотр
картин,
книжных изданий.
Рисунки
на
тему:
« С к а з к и
з е м л и
олонхо».
навыков
выполнения
дыхательной и
артикуляционн
ой гимнастики.
Основные
понятия о
жанрах
фольклора.
Умение
слушать и
сравнивать
виды , сюжеты
сказок и
образы
главных
героев
сказок.
Умение
р а б о т а т ь
в
группе, умение
передать
ж е с т о м
и
мимикой
характер
сказочных
героев.
Развитие
актерских
способностей.
Приобретение
навыка
рассказчика.
1.2
Пословицы и
поговор-
ки
Пословицы
(Ос
хоьооно)
это
краткие
народные
изречения,
обобщающие
жизненный опыт народа в
виде полных, законченных
с у ж д е н и й ,
в ы в о д о в ,
поучений. Произведения в
о д н о м
п р е д л о ж е н и и .
Поговорка (ос номо5о) это
краткие изречения, образно
определяющие
предмет
и
явления.
В
поговорках
и
пословицах
воплощаются
высокие
ч е л о в еч е с к и е
Беседа. Объяснение
Задание на смекалку,
сопоставление,
сравнение.
Словарная работа.
Словесная игра: «Цени
добро, увековечь
прекрасное», «В чем
счастье человека?»,
палиндромы.
Кроссворд.
Дыхательная
гимнастика,
артикуляционная
Основные
п о н я т и я
о
разнообразии
п о с л о в и ц
и
поговорок.
Приобретение
навыки чтении
п о с л о в и ц
и
поговорки.
Умение
сравнивать,
определить
с х о д с т в о
и
различие
идеалы, вековые чаяния и
ожидания народа
гимнастика.
Конкурс «Лучший
знаток пословиц и
поговорок».
п о с л о в и ц
и
поговорок.
Образное
изречение
предметов
и
явлений.
1.3
Загадки
З а г а д к и
о х в а т ы в а ю т
м н о г о о б р а з н ы й
м и р ,
явлений
и
п р ед м е т о в .
Природа, мир животных и
р а с т е н и й ,
т р у д о в а я
деятельность
скотовода
и
охотника,
орудия
труда,
жилище, домашняя утварь,
социальные
отношения
–
вот основная тематика.
В загадках народ выразил
свою любовь и уважение к
родной земле, отразил свое
в о с х и щ е н и е
е е
необъятными
просторами,
несметными богатствами.
Бе с ед а .
С л о в а р н а я
работа.
Д ы х а т е л ь н а я
гимнастика,
артикуляционная
гимнастика.
К о н к у р с
« З н а т о к
загадок»
Умение
разгадать
загадки.
Научиться
говорить и
использовать
архаизмы в
речи.
1.4
Скоро
говорка
Исполнение
скороговорки
Чабыр5ах – в целом
сатирико-юмористический
жанр народной поэзии.
Главное назначение
чабыр5аха смешное
описание какой-нибудь
стороны народного быта,
издавна и обличание
отрицательных явлений
действительности
Слушание
и
с м от р
видеоматериала,
Дыхательная
гимнастика,
артикуляционная
гимнастика.
Упражнения для глаз,
г уд ,
я з ы к а ,
л и ц а .
Артикуляционная
гимнастика.
Выразительное чтение.
Заучивание
скороговорок.
Чтение
на
выразительность,
скорость.
Умеют
выявлять
видовые
различия.
Знакомство
сценической
культурой.
Развитие
актерских
способностей.
Умение
работать в
коллективе.
1.5
Якутские
народные
песни.
С т и л и
я к у т с к о г о
пе с енного
ф о л ь к л о р а .
М а н е р а
и с п о л н е н и я
Дьиэрэтии
–
составляет
основы
традиционного
песенного
искусства
и
героического эпоса олонхо.
Тойук
–
многотирадная
к о м п о з и ц и я
с
характерными
Беседа. Лекции.
прослушивание
и
смотр
видеоматериала.
Практические
упражнения.
В ы с т у п л е н и е
н а
мероприятиях,
концертах.
Индивидуальные,
групповые
з а н я т и я .
Основные
понятия о
музыкальной
культуре
народа Саха.
Умение
слушать,
передать
характер
якутских песен
изначальным
возгласом
«Дь э
-
буо»
(ну,
в о т
слушайте).
О т л и ч и е
о т
с т и л я
«Дьиэрэтии».
Дэгэрэц
–
характерен
для
бытовых
п е с е н н ы х
ж а н р о в ,
отличается манерой пения
в
темперированном
строе.
Р азделы :
л и р и ч е с к и е ,
ритуальные,
обрядовые,
заклинательные.
Упражнения
с
целью
обучения пению по манере
«дьиэрэтии».
« П е с н я
д э г э р э ц
и
современная музыка» - ( В.
А манатова,
Л э г э н т э й ,
Саарын и др.)
П р о с т е й ш и е
п р и е м ы
дыхания – длинный вдох и
выдох
(через
рот,
нос,
с
помощью мышц живота).
З ау ч и ва н и е
н а р од н ы х
песен.
Приемы
дыхания.
Упражнения
для
языка,
глотка, дыхания через нос
Исполнение
песни
–
тойук, «Саас буола5а»,
« К ы м ы с
ы р ы а т а » .
Исполнение
песни
в
форме диалога.
«Народная
песня
–
основа
современной
песни»
-
письменные
сообщения учащихся.
и сравнивать,
отличать
манеры пения.
Развитие
актерских
способностей.
3
Якутский музыкальный инструмент хомус.
3.1
3.2
Из истории
варганной
музыки.
Кузнецы –
- Что такое хомус?
- Хомус как музыкальный
и н с т р у м е н т
м н о г и х
народов мира.
-
Данные
американского
музыковеда
Фредерика
Крейна
–
о
зарождении
хомуса
в
Европе
5
тысяч
лет тому назад.
-
Хомус
народов
Европы,
Америки.
-
металлические
варганы
Киргизов и Тувинцев.
- бамбуковые и деревянные
х о м у с ы
Т а и л а н д а
и
Филиппины,
Японии
и
И н д и и ,
Ш отла н д и и
и
Монголии.
- Музей варганной музыки
мирового
масшт аба
в
городе Якутске.
-Кузнечные
промыслы
Л е к ц и и .
Б е с е д а .
Посещение
м у з е е в .
Прослушивание
игры
н а
хом у с е
р а з н ы х
народов мира.
Смотр видеоматериала.
Международных
к о н г р е с с о в
и
конкурсов.
Б е с е д а .
С м о т р
Знакомство с
музыкальным
инструментом
хомус.
Формирование
интереса к
варганной
музыке.
Самостоятель-
но
упражняться ,
приемы
дыхания,
упражнения
для языка,
глотка.
Знакомятся с
3.3
мастера.
Хомусисты-
импровизато
ры, виртуозы
варганной
музыки.
якутов и известные мастера
(С.И. Гоголев, Н.П.Бурцев,
И.Ф.Захаров).
-
«Обряд
посвящения
в
кузнецы».
И.Е.Алексеев
–
кандидат
филологиче ских
н ау к ,
заслуженный
работник
культуры
РФ,
известный
хомусист,
пропагандист
варганной музыки.
- С.С.Шишигин – лауреат и
дипломант международных
конкурсов.
видеоматериала.
Диспут.
Письменное
сообщение.
Письменные
сообщения
учащихся
по
темам:
«Хомус
и
современная
музыка»,
« Ч а р у ю щ и е
з в у к и
хомуса»
и
т.д.
Смотр
видеоматериала.
Международных
к о н г р е с с о в
и
конкурсов.
обрядом
посвящения в
кузнецы
мастерами
кузнечного
дела.
Знакомятся с
творчеством
хомусистов.
Умение
слушать, знать
и различать
Приемы игры
известных
якутских
хомусистов.
3.4
игра на
хомусе.
Игра
на
хомусе
имеет
тематически
импровизационный
характер.
-
Лирическое
воспевание
( хо ь у й у у ) ,
с в я з а н а
с
явлениями
природы
и
со стоянием
душ е в ны х
переживаний.
- Изменение звука.
-Традиционная умеренная
игра,
-имитационный стиль.
- Импровизационная игра.
- Разновидности ударов.
П о к а з .
О б у ч е н и е .
Применение
песен,
и
музыки.
Извлечение
звука. Прием удара по
я з ы ч к у .
П о к а з .
Практические
упражнения.
Индивидуальные,
групповые занятия.
Д в и ж е н и е
г у б .
У п р а ж н е н и я
д л я
дыхание.
Участие
в
подготовке
р е п е р т у а р а
н а
конкурсах, концертах.
Узнавание
различных
приемов.
Умение
слушать и
анализировать
музыкальную
композицию.
Поиск новых
приемов, игра
на хомусе с
сопровождение
м песен,
танцев.
4
Обрядовый танец осуохай.
4.1
4.2
Поклонение
божествам
Айыы. –
Этапы
- Древний танец.
Философский смысл танца
–
круг
–
символ
солнца,
к р у г о в о р о т
ж и з н и ,
бесконечность,
продолжительность,
ядро
жизни.
Композиционный
строй
Лекция. Беседа. Смотр
видеоматериалов.
Практические
занятия:
манера
пения,
ритмы
о с у о х а й ,
д а р
импровизатора.
Практические занятия.
Умение
работать в
коллективе.
Знакомятся с
манерой пения
Осуохой.
Попытка
передать
характерные
черты
якутского
танца Осуохай.
Знание
4.3
танца:
Исполнение
танца
осуохай.
движений.
- начало – обращение.
- путь.
- вознесение – смысл, суть
танца заключается именно
в
в о з н е с е н и и ,
ч т о
в
прошлом у якутов означало
приближение к божествам.
- очищение.
- пластика.
-
Варианты
т а н ц а
п о
районам.
Драматургия танца.
Мотивы и мелодии.
Творческие
занятия.
П о с е щ е н и е
к л у б а
общества «осуохай».
Групповые занятия.
Разучивание движений.
У п р а ж н е н и я
д л я
пластики.
Разучивание
различных
мелодий.
Участие
на
народном
празднике Ысыах.
композиционн
ого строя
движений
танца осуохай.
Развитие
чувства ритма
в исполнении
танца осуохай.
Умение
различать
варианты
танца по
улусам.
Умение
работать в
коллективе.
Исполнение
танца осуохай.
Итого:
«Олонхо как крупный жанр якутского фольклора»
2 год обучения
№ Разделы и темы
Содержание
Виды деятельности
УУД
1
Жанровые особенности героического эпоса - олонхо
1.1
1.2
Олонхо как
крупный жанр.
Основные
периоды
композиции
олонхо.
О л о н х о
–
с а м ы й
крупный
жанр.
Это
героические сказания о
богатырях,
ка ж д о е
олонхо
называется
то
имени основного героя
«Эр Со5отох», «Кулун
Куллустур»,
«Ньургун
Боотур».
-127
полных
олонхо,
напечатаны 20 и около
30 записаны на аудио и
видео кассеты.
Основные
п е ри од ы
композиции олонхо:
- Рождение сына.
- конь богатыря.
-
Начало
богатырских
приключений.
- Финал олонхо.
Лекция.
Б е с е д а .
Чтение текста олонхо.
Чтение текста олонхо.
Р а з у ч и в а н и е
и
исполнение
из
отрывка олонхо.
Рисование и описание
богатырского коня.
Просмотр картин.
З н а к о м с т в о
с
эпосом олонхо.
О б о г а щ е н и е
и
расширение
знаний по родному
языку и научиться
использовать
архаизм речи.
Ознакомление.
Умение
красочно,
поэтично
попытаться
импровизировать
основные периоды
композиции
олонхо.
Образное
изречение
п р е д м е т о в
и
явлений.
Умение
сравнивать,
определить
с х о д с т в о
и
различие
героев
олонхо.
2
Сюжеты олонхо.
2.1
Три мира и
«кут
-сур».
-
Число
3
большое
могущественное число,
спообствующий
благополучию
жизни
на
земле.
(
чорон
на
трех
ножках,,
стол,
коновязь, пословицы).
-
« К у т - с у р »
т р и
э л е м е н т а
д у ш и
человека:
«кут»-
от
матери, «кут»-от земли,
«кут»- от воздуха.
«Сур» - олицетворение
энергии, силы духа.
Чорон, понятие о трех
м и р а х :
Н и ж н и й ,
С е р е д и н н ы й
и
Верхний.
Беседа.
П р о с м о т р
к а р т и н
известных художников
Якутии.
Письменные
сообщения. Словарная
работа.
Умение
определять роль
сакральных чисел
у якутов.
Знакомятся
математическими
знаниями и
представлениями
якутского народа.
2.2
Зарождения
Земли в олонхо.
Олонхо
начинается
с
з а ч и н а :
с п е р в а
олонхосут
с
большим
подъемом
начинает
свой сказ речитативом
–
скороговоркой
о
стародавних
временах,
к о г д а
т о л ь к о
зарождалась Земля.
Чтение текста олонхо.
Слушание
олонхо
в
исполнении
Г.Колесова
(видеоматериал).
Разучивание
текста
олонхо.
Умение
слушать.
Использовать
приемы
дыхание
при чтении текста
олонхо.
Образное
изречение
п р е д м е т о в
и
явлений.
2.3
Священное
дерево Аал –
Луук – Мас.
Восьмиветвистое
Священное
Дерево
–
А а л
Л у у к
М а с
в
Срединном мире. Дух –
х о з я й к а
з е м л и
в
священном
дереве
–
Аал – Луук – Мас –Аан
Алахчын Хотун.
. Якуты обращались к
священным деревьям в
различных
жизненных
ситуациях.
Беседа. Чтение текста
олонхо.
Разучивание
текста
ол о н хо ,
о п и с а н и е
дерево Аал Луук Мас.
Конкурс
р и с у н ко в
«Олонхо – в рисунках
детей».
«Мои предки».
С помощью текста
олонхо обогащают
и
р а с ш и р я ю т
знания по родному
языку
и
учат ся
использовать
а р х а и з м
р е ч и .
составление древо
ж и з н и
« М о я
родословная»,
«Мои предки».
2.4
Племена Айыы
Айма5а.
Ж и з н ь
п л е м е н и .
Взаимоотношения
членов
семьи,
рода
и
племени.
Б о г ат ы р и
А й ы ы
–
г е р о и
о л о н х о
–
обладают
сказочными
с в о й с т в а м и
о т
рождения.
Б е с е д а .
Р а б о т а
с
литературой.
Диспут.
Сочинение
на
тему
«Мы, дети солнца».
Умение
описать
внешние
облики
главных
ге р о е в
олонхо.
Выявить
о т л и ч и я
и
сходство героев.
Формировать
навык
работы
с
литературой.
Развивать
исполнительские
способности.
2.5
Завязка сюжета.
- Внезапное появление
злых абасы, которые
тайно или явно крадут
красавиц, угоняют
скот, причиняют урон
обладателям
срединного мира.
- Битва богатырей.
- Помощь удаганок.
Чтения текста олонхо.
Диспут.
Инсценировка
«Когда
оживаю легенды.
Д е т с к и е
р а б о т ы :
« П р и к л ю ч е н и я
в
волшебной
с т р а н е
олонхо».
Формирование
навыка
работы
с
литературой.
Развитие
исполнительских
способностей,
умение
анализировать
и
сравнивать.
В ы я в л я т ь
и
описывать
поведение данного
героя.
2.6
Финал олонхо.
.
Кульминация
олонхо
–
защит а
п л е м е н и
А й ы ы ,
п о е д и н о к
б о г а т ы р е й :
« К т о
к о г о … » ,
п о б е д а
б о г а т ы р я
А й ы ы .
Празднования Ысыах в
последствии
ставшей
традиционным
праздником Саха.
Продолжить
словарную работу.
Беседа. Диспут.
Рисунки
детей
н а
т е м у :
« Я
р и с у ю
олонхо».
Совершенствовать
исполнительское
м а с т е р с т в о
п о
исполнению
обрядового
танца
осуохай,
обрядовой
поэзии
– благопожелания.
3
Портретная характеристика героев олонхо
3.1
Злые духи –
абасы.
Богатыри
абаасы
–
главные
враги
героев
олонхо.
Нападения
на
племя
А й ы ы
А й м а 5 а
(разрушение, убивают
и уводят в плен людей
и скот).
-
рождения
богатыря
абаасы.
-
в н е ш н и й
в и д
богатырей абаасы.
- описание отдельных
частей тела.
Чтение. Беседа. Диспут.
Рисунки. Смотр
детских работ.
Повторить и
совершенствовать
исполнительского
мастерства по
исполнению образ
богатыря –абаасы.
Выявление и
описания
внешнего облика
богатыря абаасы.
Умение
проанализировать
действие
богатыря абаасы,
его внешний вид.
Обогащают и
расширяют
знания по
родному языку и
учатся
- описание страны.
использовать
архаизм речи.
3.2
Богатыри Айыы.
-
рождение
богатыря
Айыы.
-
В ы с о к о е
назначения
героя
–
защитник
племени
Айыы.
-
в н е ш н и й
о б л и к
богатыря Айыы.
-
Доспехи
и
оружие
богатыря.
-
Ко н ь
б о г а т ы р я
Айыы.
Чтение текста олонхо.
Разучивание текста
олонхо: Богатырского
конь, внешнего облика
богатыря.
Письменные
сообщение детей на
тему : «герой нашего
времени…»
Выявление и
описания
внешнего облика
богатыря Айыы.
Умение
проанализировать
действие
богатыря Айыы,
его внешний вид.
Обогащают и
расширяют
знания по
родному языку и
учатся
использовать
архаизм речи.
3.3
Образы женщин.
- В образе эпической
героини олонхо народ
воссоздал свой идеал
ж е н щ и н ы .
Э т о
женщина, не знающая
г о р я
и
н у ж д ы ,
живущая в изобилии и
довольстве. Она одета
в дорогие меха
-
П о м о щ н и ц а ,
советчица
богатыря
Айыы.
-
идеальная
хозяйка-
воплощение мирной и
счастливой жизни.
Чтение текста олонхо.
Проведение
мини
–
к о н к у р с а :
( д л я
девушек)«Туйаарыма
Куо».
«Образы
женщин
в
о л о н х о
и
с о в р е м е н н о с т ь »
-
диспут.
Конкурс рисунков.
Обогащают и
расширяют
знания по
родному языку и
учатся
использовать
архаизм речи.
Умение
работать
на сцене. Умение
выступать
перед
публикой.
4
Календарные обряды.
4.1
Система
календарных
представлений.
- Календарные
обычаи, обряды,
празднества -
составная часть
традиционной
культуры народа.
- Что такое обычай,
обряд?
- Лунно-солнечный
календарь.
- Якутский календарь
и основное занятие
народа по годовому
календарю.
Б е с е д а .
Р а б о т а
с
наглядным материалом.
Наблюдение.
Знакомятся с
обычаями и
обрядами
якутского народа,
якутским
календарем.
Знакомятся с
значениями
каждого месяца
года.
4.2
Календарный
обрядовый цикл
у якутов.
Май – обряд очищения
–
переход
к
весенне-
л е т н е м у
с е з о н у
Практические занятия.
Походы. Участие на
обрядах.
Знают и умеют
практическому
выполнению
отмечается
очистительными
обрядами.
-
И ю н ь
–
о б р я д
развешивания салама.
Салама – лоскуток из
разноцветных
тканей,
п р и в я з ы в а е т с я
н а
ветках
священного
д е р е в а
в
з н а к
о б р а щ е н и я
д у х у -
хозяину местности.
Приготовление
атрибутов (веревки,
лоскутков, конского
волоса, изделий из
бересты).
Разучивание слов
обращения.
Разучивание обрядовых
движений. Подготовка
к практическим
выполнениям обряда.
якутских обрядов
(Обряд очищения,
развешивания
салама).
Знают значение
каждого обряда и
зачем это
делается.
Участие в
празднике Ысыах.
Тематический план
«Олонхо – вершина духовного и материального творения народа»
3 год обучения.
№
Раздел, тема
Содержание.
Вид деятельности
УУД
1
Олонхосуты
-сказители
- И м п р о в и з а ц и я
–
талантливое
индивидуальное
выражение
коллективной народной
поэзии.
-Олонхосуты
–
э то
талантливые
и
яркие
личности,
имеющие
свои
индивидуальные
исполнительские
особенности,
своеобразную
творческую манеру.
- В стародавние
времена олонхосуты ...
Беседа.
Слушание и смотр
в и д е о
и
а у д и о
кассеты.
Словарная работа.
Попытка
импровизировать.
З н а ком я т с я
с
знаменитыми
олонхосутами
–
сказителями.
Обогащают
и
расширяют
з н а н и я
п о
родному языку.
У м е н и е
ис полнят ь
и з
отрывка
олонхо
и
т ем
с а м ы м
ж е с т о м
и
мимикой
образно
передать
характерные
черты
данного
периода.
«Человек символ» символы олонхо.
2.1
Традиционная
встреча гостей
как комплекс
церемониальных
жестов.
- В олонхо встречаемся
с
д е т а л ь н о
разработанным
этикетом традиционной
в с т р е ч и
г о с т е й ,
представляющим собой
ц е л ы й
к о м п л е к с
церемониальных
ж е с т о в ,
и м е ю щ и х
о б щ е е
з н ач е н и я
и
уважения.
- Описание свадебного
ысыаха
и
кумысного
Беседа.
Практические
занятия.
Упражнения для
пластики.
Разучивание
различных
мелодий. Словарная
работа. Описание
обряда.
Знакомятся
с
правилами
встречи
гостей.
Использовать
все
полученные
з н а н и я
п о
обряду.
Соблюдать
правила
приличия,
правила
личной
гигиены.
ысыаха.
2.2
Жест и мимика в
портретной
характеристике
персонажей
олонхо.
-«Язык тела, чем язык
слов».
-Символика
мимики
и
выражения глаз.
С
помощью
текста
о л о н х о
д а т ь
внутреннюю
характеристику героя.
Чтение.
Б е с е д а .
Разбор
и
анализ
текста олонхо.
Умение
анализировать
текст
ол о н хо .
Умение работать
с литературой и
т е м
с а м ы м
обогащают
свои
з н а н и я
п о
родному языку.
2.3
Древняя форма
почтения и
умилостивления.
-
Д р е в н я я
ф о р м а
почитания
–
этикет
п о к л о н е н и я
и
приветствия.
- Головной убор.
- Традиционный поклон
духу
–
огня,
хозяйки
земли и т.д.
Бе с еда.
Ч т е н и е .
Разбор
и
анализ
т е к с т а
о л о н х о .
Практические
занятия.
З н а ком я т с я
с
правилами
поклонения
и
приветствия.
Полученные
знания
использовать
при
проведении
обряда.
3
Традиционные обряды
3.1
Обрядно сть
у
якутов.
-
т р а д и ц и о н н а я
обрядность
один
из
компонентов,
определяющих
«экономический
признак»
д у хо в н о й
к у л ь т у р ы
л ю б о г о
народа.
- Брачные обряды.
- погребальные обряды.
Б е с е д а .
С м о т р
видеофильма
«Серединный
мир»
-серия
традиционных
обрядов.
Письменные
работы,
словарная
работа.
Групповые
занятия.
Расширяют
з н а н и я
п о
обряду.
Использовать
знания и умения
в жизни.
3.2
Традиционный
обрядовый
праздник Ысыах.
- обряд встречи солнца.
-
Обряд
обращения
к
духам
хозяевам
земли,
к
высшим
божествам,
духу хозяину огня.
Беседа.
Практические
упражнения.
Групповые занятия.
Исполнения
песни
–Алгыс.
Участие на обрядах
празднества Ысыах.
Приготовление
атрибутов Ысыаха.
З н а н и я
и
у м е н и я
о б
этапах
проведения
праздника
Ысыах.
П о н и ма н и я
о
неразрывной
с в я з и
с
природой.
План воспитательной работы
Воспитательную работу провести по направлению самовыражения «Я» личности.
1год дети работают по темам: «Познай себя», «Научи себя учиться»,
2 год дети дополнительно занимаются по темам «Сделай себя сам», «Утверждай себя »
3 год дети занимаются по темам «Управляй собой», «Реализуй себя».
Рекомендуемая литература для родителей.
1.
Васильев С.С. «Оло5урааччы», (Саха оло5ун биир коруцун орто уонна улахан
саастаах о5олорго анаан оцоруу) 1957г.
2.
Далан «Саха тордо», Дь., 1993с.
3.
Егорова П.П. «Работа с одаренными людьми» лекция, обмен опытом, с.Оросу
Верхневилюйский улус, 22.06.2001.
4.
Захарова А.Е. «Архаические ритуально-обрядовая символика народа Саха»,
Новосибирск «Наука» 2004г. (по материалам олонхо)
5.
Куннук Уурастыырап «Нуо5алдьын Кугас аттаах тойон Дьа5арыма»
6.
Куннук Уурастыырап «Эрэйдээх Буруйдаах Эр Со5отох»
7.
Куннук Уурастыырап «Кун Эрили»
8.
Николаев Е.Н. «Оьуокайы, тойугу уорэтии ньымалара», ДЬ., 1992с.
9.
Ойуунускай П.А. «Дьулуруйар Ньургун Боотур» олонхо
10. Портнягин И.С. «Этнопедагогика кут-сур»
11. Попова Г.С. «Воспитание детей у народов Саха»
12. «Саха фольклора» , Дь., 1993 с.
13. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» -М., «Народное
образование», 1998 г., стр. 34-38.
14. Сергей Васильев «Эрчимэн Бэргэн»
15. Сергей Васильев «Уэлэн Хардааччы».
16. Теплоухов И.Г. «Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур»,
17. Теплоухов И.Г. «Кыыс Дьэбэлийэ Бухатыыр»
18. Эргис Г.У. «Очерки по якутскому фольклору» -М., Наука 1974 г.
19. Неустроев Н.Д. «Этнопедагогика народов Сибири».
20. №3, №4 приложение к журналу «Илин», Минкультура РС(Я), -2001г.
21. Ядрихинский «Дьырыбына Дьырылыатты»
Литература для учащихся.
1.
«Саха фольклора» , Дь. 1993с.
2.
«Саха торут культурата» 2 чааьа, Дь., 1992с.
3.
Ноговицын В.А. «О5о чабыр5а5а» 2002с.
4.
«Итиннэ элэкис, манна мэлэкис» Дь., 1993с.
5.
Дабыл «Ыйдарынан туомнар» Дь., 1994с.
6.
Жиркова Р..Р. «Хомус тардыытыгар уорэнээччилэргэ комо» Дь., 1991.
7.
Попова П.И. «Сиэр-магы дойдутугар айан» (Путешествие в страну хороших манер)
, Я., 2005 г.
8.
Васильева М.С. «Силигин сирэрдэххэ», Дь., 2003 г.
9.
Охлопкова С.М. «Былыргы обугэлэрбит олохторо» , Дь., 1995
10. Попова М.А. «Саха торут култьурата», Дь., 1993.
11. Сосин И.М. «Амынньыкы» , Дь., 2004
12. Уткин К.Д. «Саха угэстэригэр сиэр-туом костуулэрэ» Дь., 1994
13. Саха оьун хоьоонноро, Дь., 2005.
14. Васильева М.В. «Оонньоо, толкуйдаа, таай» Дь., 2004.
15. Алгыс буоллун, Дь., 1992с.
16. Кун-дьыл эргиирэ, Дь., 1992с.
17. Реас Кулаковский «Намыын киэьээ» (хоьооннор, о5олорго аналлаах олоцхо), Дь.,
1993с
18. Эргис Г.У. «Исторические предания и рассказы якутов»-М,-Л, 1960г.
19. Березкин И.Г. «Саха былыргы сэьэннэрэ уонна кэпсээннэрэ», Я., 1977
20. Эргис Г.У. «Очерки по якутскому фольклору» М., Наука, 1974
21. Ксенофонтов Г.В. «Эллэйада» (материалы по мифологии и легендарной истории
якутов. -М., Наука, 1977
22. Емельянов Н.В. «Сюжеты якутских олонхо»-М, наука, 1980
23. Ойунский П.А. «Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание», -В кн.:
Ойунскай П.А. Айымньылар.-Я., 1962, т.7, стр.128-204.
Список рекомендуемой литературы для педагогов.
1.
Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в 19-начале 20 в.-
Новосибирск, 1975
2.
Аммосовой Т.П. «Математические знания и представления якутов» часть 1,
1994 год
3.
Андросов П.Х. Ус мутук урдуккун…, Дь., 1994
4.
Афанасьев Л.А. –Тэрис Бар5а алгыстара, Дь., 2006
5.
Бугаев Н.И. Национальное своеобразие поэтического творчества, Я., 2002
6.
Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо.- М., Наука, 1983
7.
Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов.-Я., 1982
8.
Пухов И.В. Якутский героический эпос- олонхо. Основные образы.-М., 1962
9.
Захарова А.Е. «Архаические ритуально-обрядовая символика народа Саха»,
Новосибирск «Наука» 2004г. (по материалам олонхо)
10. Кун-дьыл эргиирэ, Дь., 1992
11. Куннук Уурастыырап «Нуо5алдьын Кугас аттаах тойон Дьа5арыма»
12. Куннук Уурастыырап «Эрэйдээх Буруйдаах Эр Со5отох»
13. Куннук Уурастыырап «Кун Эрили»
14. Лукина А.Г. «Традиционные танцы Саха» 2004г.
15. Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления.-Я., 1983
16. Николаев Е.Н. «Оьуокайы, тойугу уорэтии ньымалара», ДЬ., 1992с.
17. Ойуунускай П.А. «Дьулуруйар Ньургун Боотур» олонхо
18. Портнягин И.С. «Этнопедагогика кут-сур»
19. Прокопьева М.П. Сиэр –туом тойуга ( фольклор куруьуогун матырыйаала), Дь.,
1994
20. Попова Г.С. «Воспитание детей у народов Саха»
21. Уткин К.Д. Саха угэстэригэр сиэр-туом костуулэрэ, Дь., 1994
22. О5ону сиэргэ-туомга уьуйуу, Дь., 1992
23. Саха норуотун тылынан уус-уран айымньыта, Дь., 1991.
24. «Саха фольклора , Дь., 1993 с.
25. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» -М., «Народное
образование», 1998 г., стр. 34-38.
26. Сергей Васильев «Эрчимэн Бэргэн»
27. Сергей Васильев «Уэлэн Хардааччы».
28. Серошевский В.Л. Якутские рассказы, М., 1997
29. Сивцев Д.К. Саха фольклора, Дь., 1970
30. Теплоухов И.Г. «Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур»,
31. Теплоухов И.Г. «Кыыс Дьэбэлийэ Бухатыыр»
32. Эргис Г.У. «Очерки по якутскому фольклору» -М., Наука 1974 г.
33. Эргис Г.У. Исторические предание и рассказы якутов1-2ч.,-М,-л, 1960
34. Николаев Е.Н. Оьуокайы, тойугу уорэтии ньымалара, Дь., 1992
35. Неустроев Н.Д. «Этнопедагогика народов Сибири».
36. №3, №4 приложение к журналу «Илин», Минкультура РС(Я), -2001г.
37. Ядрихинский «Дьырыбына Дьырылыатты»
Словарь
Чэчир-
молодые
березки,
воткнутые
вокруг
поляны,
где
происходит
кумысный
праздник, называемый «Ысыах».
Средний
мир-
по
олонхо
,
вселенная
состоит
из
трех
миров:Верхнего
(неба),
среднего(земли),
нижнего
(подземного).
Верхний
мир
состоит
из
восьми
–десяти
«ярусов».
Восточную
и
центральную
его
части
населяют
боже ства
(«Айыы»-«творцы»). По краям нижних «ярусов» (в северной, южной, западной частях
неба) живут верхние абасы- злые чудовища. Средний мир населяют люди и мелкие
духи «иччи».
«С поводьями за спиной» - постоянный эпитет человеческого племени. Эпитет этот,
по –видимому, восходит к представлению древних якутов- солнцепоклонников, что
божество Солнце управляет людьми с помощью своих лучей («поводьев»).
Иэйэхсит
–
богиня-
покровительница
и
заступница
рода
человеческого,
охранительница коней, скота и собак.
МУДО Детский (подростковый) Центр
УТВЕРЖДАЮ:
Директор:
_______________________/Перова В.А./
«_____» ______________2007 – 2008 гг.
г. Якутск