Любовная лирика А.А.Фета ( урок литературы в 10 классе)
Автор: Горковенко Ангелина Геннадьевна Должность: учитель литературы Учебное заведение: ГБОУ № 398 Населённый пункт: СПб, Красносельский район Наименование материала: Методическая разработка Тема: Любовная лирика А.А.Фета ( урок литературы в 10 классе) Раздел: среднее образование
( А.А. Фет).
Цель урока: познакомить уч-ся с любовной поэзией Фета, глубже проникнуть в
творческий мир поэта.
Задачи:
1. продолжить знакомство с личной жизнью поэта и ее отображением в его поэтических
произведениях;
2.продолжать работу над развитием устной и письменной речи учащихся;
3. воспитывать у учащихся чувство прекрасного, любовь к поэзии , музыке, вообще, миру
искусства.
Оборудование: презентация на тему: «Любовная лирика А.А. Фета»
Тип урока: « Литературная гостиная»
1.
Вступительное слово учителя.
Сегодня, продолжая разговор о жизни и творчестве великого поэта А.А.Фета, мы
подробно остановимся на его любовной лирике.
Урок построен на основе высказываний великих писателей, композиторов о
А.А.Фете, высказываний, воспоминаний, писем самого поэта, на уроке прозвучат
стихи « высокого, высочайшего авторитета в поэзии, в искусстве, в мысли»
( В Брюсов).
2.
Основная часть урока.
Ведущие ученики.
1.Добрый день, ув. гости, учителя!
Мы рады приветствовать Вас в нашей гостиной. Думаем, что вам будет приятно провести
с нами несколько минут. Возможно, вы тоже проявите интерес и присоединитесь к нашему
разговору. А разговор пойдет…
2. … о любви. И не просто об этом удивительном, но сложном чувстве,
« которое до сих пор не получило истолкователя», по словам Куприна, а о тех
романтических просветленных и трепетных ее моментах, которые рисовал в своих стихах
Афанасий Афанасьевич Фет.
1.« И прославлять мы будем век любовь…»- писал А.Фет.
Знаешь, когда я читаю его изумительные стихи, представляю долгие взгляды
НЕОТВОДИМЫХ ГЛАЗ, 1-Е СОПРИКОСНОВЕНИЯ РУК,
1-Ю ПРОГУЛКУ В САДУ, ВОСТОРЖЕННЫЕ СОЗЕРЦАНИЯ ВДВОЕМ КРАСОТЫ
ПРИРОДЫ.
2. Удивительно, но, взглянув на портрет, можно поразиться, как этот человек с
нахмуренным лицом, седою бородою патриарха мог писать легкие стихи, парящие в небе,
подобно воздушным шарам.
1.С одной стороны, помещик, серьезнейший аграрий, с другой, тончайший лирический
поэт, от стихов которого замирает сердце и кружится голова.
2. Слушай, а давай попробуем перенестись мысленно в тот далекий 19 век, когда жил и
творил Фет. Может быть, тогда нам удастся глубже проникнуть в поэзию Фета.
( звучит мелодия Шопена)
Мы открываем страницу раннего творчества Фета :
« Я пришел к тебе с приветом»
Ученица.
1843 год.
В журнале « Отечественные записки» читатели нашли стихотворение молодого поэта, в
котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию поэта.
Стихотворением журнал открывался- оно оказалось как бы заглавием. Это могло быть при
условии, если издателям оно оказалось бы по вкусу.
Звучит стихотворение « Я пришел к тебе с приветом».
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.
Ученица.
Я думаю, что, прослушав стихотворение, каждый из нас испытал возвышенное чувство,
разбудившее описанием природы : солнце, горячий свет, трепещущий лист. От этой
необычной картины душа человека наполняется любовью , красотой, добром. Поэт готов
остановить мгновение, запечатлеть его в слове, чтобы все смогли пережить то, что
пережил он сам.
Я бы сравнила это стихотворение с любимым фетовским цветком- розой. Ведь известно,
что роза в поэзии- символ красоты и любви. ( роза)
Ученик.
Высокую оценку дает стихотворению Фета Толстой : « Когда Фет писал:
…не знаю сам, что буду петь,- но только песня зреет, этим он выразил настоящее чувство
поэзии. Мужик тоже не знает, что поет, - ох, да - ой, да –эй, а выходит настоящая песня,
прямо из души.
И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая
дерзость,- свойство великих поэтов».
Ведущий - 2
Фету было всего 23года , к этому времени в журналах уже напечатано 85 его
стихотворений. В своей поэзии Фет стремился уйти от действительности, погрузиться в
созерцание вечной красоты. Все это обусловило приятие Фетом в 40-е годы-
романтической философии искусства, а в 60-е – теории
« чистого искусства».
Вечные темы – красоты, природы, любви зазвучали в поэзии Фета по- новому, талант
Фета проявился с огромным блеском.
Ученик
Сам Фет назовет свои стихи стихами в « растрепанном виде».
« Поэзия требует новизны, под новизной я понимаю не новые предметы, а новое их
освещение волшебным фонарем искусства. В тихие минуты полной беззаботности я как
будто чувствовал подводное течение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на
поверхность…».
Ученик
С-Щ писал : « Теперь никто не отважится воспевать соловьев и розы».
Позже С-Щ отметит : « Никто в русской поэзии не обладал музыкальностью в такой
степени, как Фет. Его романсы распевает чуть ли не вся Россия».
Ученик
П.И. Чайковский в письме к Великому князю Константину дал такой отзыв о Фете: «
Считаю его поэтом гениальным, он смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт,
это поэт- музыкант».
Ученик
Фет говорил : « Чайковский тысячу раз прав, меня всегда из области слов тянуло в
неопределенную область музыки . Что не выскажешь словами, звуком на душу навей».
Ученик
Одним из самых прославленных романсов является стихотворение « На заре ты ее не
буди», почти сразу после его появления положенное на музыку Варламова.
Стихи Фета удивительно музыкальны. Для создания музыкальной картины Фет прибегает
к звукописи ( Свистел соловей, ярче играла луна), к употреблению повторов ( долго-долго,
больней и больней), эпитетов в разных значениях ( и подушка ее горяча, и горяч
утомительный сон, утро дышит- утро пышет)
Что мне хотелось бы передать голосом? Каким настроением я проникся , читая это
стихотворение? Раннее тихое утро. Именно тихое. Фет пишет о бережном сохранении
тишины, которая сторожит сладкий сон девушки.
Но сон ее непрочен. Поэт наблюдает едва уловимое состояние, когда любовь уже готова
прийти, но еще не охватила страданием жаждущее сердце девушки. Это неуловимое
тревожное состояние поэт передает через обыденные предметы и явления ( « и подушка
ее горяча», « и горяч сон», тучи, луна, соловей ). Хотелось бы передать томительное
ожидание любви.
Звучит романс « На заре ты ее не буди» в исполнении ученика.
Ведущий.
Часто поэтическая картина в стихотворениях Фета складывается из неожиданных,
мгновенных, сиюминутных впечатлений, основывается
на непосредственной фиксации его наблюдений .(Критики пришли к выводу: его
образность импрессионична.
( Справка .
Импрессионист-от фр. impression – впечатление Импрессионизм в поэзии- это
изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти;
предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и не складывается в целую картину).
Яркий пример- стихотворение» Шепот, робкое дыханье …»
Ученица.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря…
Ведущая 2
Стихотворение подлинно новаторское, было новым поэтическим словом для русской
литературы. Написано в конце 40 годов. Напечатано в 1850 г.
в ж. « Москвинитянин». Самое необычное, самое нетрадиционное, оно обратило на себя
внимание критиков сразу.
Сочинялись пародии. Оно вызвало скандал.
Известный критик Добролюбов в 1860 г. трактовал его эротически. Поэт некрасовской
школы Николай Вормс показал стихотворение Фета как набор хаотичных фраз. Дважды
пародировал стихотворение Минаев- остроумный сатирик, блестяще владевший пером. Он
ввел в текст мысли и выражения из статей Фета.
Ученик ( Добролюбов) Вечер. В комнате уютной
Кроткий полусвет,
И она мой гость минутный…
Ласки и привет:
Абрис миленькой головки,
Страстных взоров блеск,
Распускаемой шнуровки
Судорожный треск…
Сладострастные объятья,
Поцелуй немой,
И стоящий над кроватью
Месяц молодой.
Звуки музыки и трели,-
Трели соловья,
И под липами густыми
И она, и я,
И она, и я,и трели,
Небо и луна,
Трели, я, она, и небо,
Небо и она.
Ученик ( Минаев)
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работников Семена
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят,-
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат.
Ученик. ( Минаев)
Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста,
колыханье веющих знамен,
Пик блестящих и султанов,
Сабли наголо,
И гусаров и уланов
Гордое чело;
Амуниция в порядке,
Отблеск серебра,-
И марш- марш во все лопатки,
И ура, ура!
Учитель.
Почему же это стихотворение вызвало столько шума?
Почему Фет стал объектом столь пристального внимания пародистов?
( Справка.
1.Пародия Добролюбова выглядит довольно смешной, но говорит о полном непонимании
лирических принципов Фета , у которого слово призвано передавать запах, звуки,
музыкальные тона, световые и цветовые ощущения).
2. Минаев видел в стихотворении « Шепот, робкое дыханье…» не столько миниатюру о
любви и природе, сколько манифест отрешенности поэзии от запросов времени. Облик
помещика- крепостника современники поэта неизменно накладывали на его стихи.
3Минаев спародировал стихотворение с таким комментарием « прислал майор
Бурбонов», это одна из пародийных масок Д. Минаева, условный образ тупого солдафона-
бурбона.
В середине 19 в в поэзии стали исчезать неопределенные образы, неотчетливость
романтических устремлений. Стихи Фета оказались несвоевременными. Не поэзия Фета
была плоха, время для нее было неподходящее. Эпоха перемен, с ее повышенными
демократическими требованиями, не приняла поэта . По мнению Добролюбова,
Писарева , область любовных отношений должна отступить на задний план, но для Фета
это продолжает оставаться областью его поэтических интересов).
Ведущий
Высоко оценили стихотворения Фета Тургенев, Достоевский, Боткин, Толстой,
Щедрин: «Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение,
которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени».
( Зачитать фрагменты из сочинения ученицы).
Ученица.
Я прочитала достаточно много стихотворений Фета. Меня покорили его стихи о любви, но
создание прекрасных стихов о любви объясняется не только особенностями дарования,
имеется и реальная биографическая подоплека. Сам поэт сказал о себе: «Жизнь- мой
сложный роман ».
( на слайде слова «Жизнь- мой сложный роман)
В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь. Это была любовь к
поклоннице его таланта, девушке талантливой и образованной.
Ученик.
В воспоминаниях Фет так рассказывает о своей 1-й любви :
« Ничто не сближает людей так, как искусство, вообще- поэзия в широком смысле слова.
Такое задушевное сближение само по себе поэзия. Люди становятся чуткими. Мы не
успевали наговориться. Бывало, все разойдутся по своим местам, и время уже за полночь,
а мы при тусклом свете цветного фонаря продолжаем сидеть . Никогда мы не
проговаривались о наших взаимных чувствах. Да это было совершенно излишне. Мы оба
были не дети: мне 28, ей 22. Чтобы разом сжечь корабли наших взаимных надежд, я
собрался с духом и высказал , что брак для себя считаю невозможным».
Ученица
Фет находился в материальном затруднении и не считал возможным предложить Марии
руку и сердце. Есть предположения, что девушка покончила собой.
После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере приходит осознание
любви, любви неповторимой и единственной. Время шло, любовь его не угасала. Тоска по
юношеской любви не угасала в течение всей его жизни. На пороге 58- летия Фет пишет
строки « Ты отстрадала, я еще страдаю».
Ученица.
В 1878 г. ( Фету лет) он пишет одно из замечательных стихотворений.
Alter ego.
Как лилея глядится в нагорный ручей,
Ты стояла над первою песней моей,
И была ли при этом победа, и чья, -
У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?
Ты душою младенческой всё поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
Та трава, что вдали на могиле твоей,
Здесь на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы как боги с тобой.
У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить.
(На слайде слова: «У любви есть слова, те слова не умрут»).
Ученица
Как у других поэтов , в жизни Фета были встречи с необыкновенными и все-таки земными
женщинами, вдохновившими на создание стихов. В разные годы Фет создает целый цикл
лирических посланий, адресованных Софье Андреевне Толстой, Татьяне Андреевне
Кузминской, сестре С.А. Толстой и другим женщинам.
Так, Стихотворением "Сияла ночь" мы обязаны двум женщинам: Татьяне Андреевне Берс,
младшей сестре Софьи Андреевны Толстой, и Марии Петровне Боткиной, жене Фета.
Подробно история создания описана в мемуарах Т.А. Кузминской (Берс) "Моя жизнь дома
и в Ясной Поляне". Вот ее сокращенный вариант:
Ученица.
"В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей среди которых были
Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела
цыганский романс, "Скажи зачем". Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и
уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать.
Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми
окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. Марья Петровна подходила
ко многим из нас и говорила: "Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику
Фету, он что-нибудь да напишет в эту ночь".
Пение продолжалось. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы
все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей
улыбкой. Афанасий Афанасьевич подошел и положил около моей чашки исписанный
листок бумаги: "Это вам в память вчерашнего эдемского вечера".
Заглавие было – "Опять". Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич
был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела.
Потом Лев Николаевич сказал мне: "Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич
хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят".
С тех пор прошло четыре года.
Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. – десять лет
спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка».
( Музыкальное исполнение Дятлов- 1 строфы)
( чтение стих-яученицы со 2-й строфы)
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
( 1877)
(Учитель читает анализ стихотворения ученицы).
Ученица
Спустя 6 лет после гибели Марии Лазич Фет женился на Марии Петровне Боткиной,
младшей сестре Боткина Василия Петровича, известного критика,
искусствоведа, писателя.
Существует мнение, что Фет женился не по любви, из-за материальных выгод. Но мне
посчастливилось познакомиться с материалами, которые опубликованы в ж. « Новый мир»
за 1997 год № 5.
В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранятся письма Фета к
Марии Петровне Боткиной, жене Фета, думаю, они проливают подлинный свет на истории
женитьбы Фета. В 1854 г. Фет сделал предложение Марии Петровне. Она дала согласие,
но была вынуждена уехать за границу, сопровождая больную сестру.
Ученица
Боткин, узнав о предложении Фета, сделанной сестре, пишет ей:
« Я с радостью услыхал о намерении Фета. Скажу откровенно: я считаю Фета очень
добрым, прямодушным и во всех отношениях хорошим человеком. Фет истинно
благороден: это испытали все друзья его по литературе. Он умен, самобытно умен,
прямодушен, деликатен и честен- и на дне его души чисто и светло».
Ученик .
Поэт писал своей невесте каждый день огромные письма, иногда по 2 письма в день. В
них глубокая, искренняя любовь.
« Голубушка! Поверьте, что никто Вас не может так искренно любить, как я. Я так
счастлив, что готов дома ломать, в груди- 16 лет и каждый день стихотворение».
В одном из писем Фет пишет М.П.: « В Баден- Бадене найдешь кучу писем и стихов. В
Диепп привезу все стихотворения, написанные под Вашим именем, я уверен, что это будут
моими лучшими стихами.( «Цветы», « Какая ночь…»,
« Если ты любишь, как я бесконечно…», « Пойми хоть раз тоскливое признанье…»)
Ученица
Мария Петровна имела прекрасное образование, была талантливой пианисткой, любила
сочинения Бетховена, прекрасно их исполняла. Помогала мужу в переводах из Шекспира.
Ее любили и уважали все люди из окружения Фета. Абсолютно все отмечали в ней редкую
сердечность и доброту.
Более 35 лет прошли они по жизни рука об руку. Когда Фет ушел из жизни, (похоронен
Фет в Москве) Мария Петровна приступила к подготовке издания сборника « Лирические
стихотворения Фета», « Скорби». Она собиралась издать полное собрание сочинений
поэта. Однако М.П. не суждено было держать в руках даже первый посмертный сб.,
который она с такой любовью готовила к печати. Она умерла в 1894 г, через полтора года
после смерти Фета.
« Лирические стих-я Фета» вышли месяц спустя после ее смерти, в конце апреля.
Ведущий 1
В сборнике было напечатано стихотворение А.А.Фета, явившее обращение к молодому
поколению
Спешите, юноши, и верить и любить,
Вкушать и труд и наслажденье.
Придет моя пора- и скоро, может быть,
Мое наступит возрожденье.
Приснится мне опять весенний, светлый сон
На лоне божески едином,
И мира юного , покоен, примерен,
Я стану вечным гражданином.
Слово учителя.
Фет в русской поэзии 19 века уникален. Без Фета не было бы русских символистов ( Блок,
Бальмонта). Он намечает целую линию развития русской лирики.
Над стихами Фета уже не властны ни время, ни пространство. Популярность Фета велика
и сегодня. Современный читатель ,несомненно, испытывает интерес к его стихам.
Вчитываясь в музыкальные строки и размышляя над фактами жизни, любви и смерти, как
непостижимыми тайнами природы к человеческой сущности , каждый из нас сможет
найти ответы в стихах поэта на многие вопросы бытия.
Домашнее задание.
Написать план, черновые наброски к сочинению- эссе.
Темы сочинений:
« И прославлять мы будем век любовь…»
( А.Фет).
« У любви есть слова, те слова не умрут».
( А.Фет)
“Жизнь – мой самый сложный роман”.
Жизнь моя – самый сложный роман.
( А. Фет).
Романсы на стихи Фета
"На заре ты ее не буди". Варламов А.Е. (1842) – Фет А.А. (1842).
"Тихая, звездная ночь". Пауфлер К.Г. (1853), Полина Виардо (1864), Булахов Павел П.
(1859) – Фет А.А. (1842).
"Не здесь ли ты легкою тенью". Чайковский П.И. (1860), Демидов Г.А. (1867) – Фет