Автор: Аристарина Вера Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ №240 "Ручеёк" Населённый пункт: город Саратов Наименование материала: Экологическая акция для детей подготовительной группы Тема: "Живи, моя планета!" Раздел: дошкольное образование
Экологическая акция для детей подготовительной группы,
приуроченная ко Всемирному дню защиты окружающей среды
«Истинное воспитание состоит не
только в правилах, сколько в упражнениях»
Ж. Руссо
Тема. «Живи, моя планета!»
Цель: Создание условий для формирования личности с экологически
ориентированным сознанием.
Задачи:
1.
Формирование адекватных экологических представлений о
взаимосвязях в природе.
2.
Развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание
себя как части природы.
3.
Формирование системы умений и навыков экологически
целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
Место проведения: территория детского сада: веранда, бассейн,
экологическая тропа, цветник.
Оборудование: ТСО; атрибуты костюмов для рыбака, жука, гриба –
Лесовика, Дюймовочки; картина с аппликацией; детский инвентарь по уходу
за природой (сачки, грабли, лейки, деревянные палочки, совки, лопаточки).
Предшествующая работа:
НОД согласно программе С.Н.Николаевой; чтение рассказов В.Танасийчука,
В.Бианки, Е.Чарушина, Н.Сладкова, М.Пришвина и др.; приведение
примеров положительного и отрицательного отношения людей к планете;
проведение конкурса чтецов на тему «Родная природа»; организация
выставки поделок из природного материала, конкурса детских рисунков;
беседы на тему «Планета Земля в опасности», «Отчего берёзы плачут?»,
выращивание рассады для цветника.
Под весёлый марш дети приходят на празднично украшенную веранду,
садятся на подготовленные места.
Воспитатель: Дети, мы с вами собрались на праздник. В такой солнечный
тёплый день приятно повеселиться!
Дети:
Чей же праздник мы будем отмечать сегодня?
Воспитатель: А, вот сами угадайте!
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Но знают все: и млад, и стар,
Что она огромный шар.
Дети: Это Земля!
Воспитатель: Правильно.Вы хотите, чтобы y нас и нашей планеты
получился настоящий праздник? (ответы детей) Послушай, Земля, мы
хотим подарить тебе настоящий праздник.
Голос 3емли: Здравствуйте, добрые дети! Я- Земля. И мне радостно слышать
ваши слова. вы задумали доброе дело...
Воспитатель: Земля! Земля! Ты услышала нас?! Ты говоришь c нами, Земля!
Голос Земли на фоне тревожной музыки: Я слышу вас всегда, но и вы
прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я
не в силах исправить всё зло, которое
творит Человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от
дыма и гари воздух...Я не могу уничтожить столько мусора, сколько
разбросал на Земле человек...Скоро я не смогу сласти и вас, дети... Сил моих
всё меньше и меньше...
Воспитатель:
Земля, неужели ты можешь погибнуть?
Голос Земли: Дослушай меня до конца! У вас ещё есть немного времени,
чтобы спасти меня и самих себя, только вы это можете сделать, но прошу,
поторопитесь...
Воспитатель: Земля, скажи, что мы должны делать? Молчит. Может быть, y
неё больше нет сил, чтобы говорить c нами? Что же делать? (ответы детей)
Воспитатель: Да,
надо действовать! Кажется, к нам кто-то идёт.
Дети старшей группы вносят картину, на которой "нарисованы" река,
цветы, деревья и т.д. в виде картинок, прикреплённых на гвоздики.
Может они помогут?
Дети старшей группы: Вам послание от Земли.
Воспитатель читает стихотворение и снимает по очереди картинки.
Там вдали река блестела, (снимает c картины реку)
Низко кланялись цветы, (снимает цветы)
На ветвях качались птицы, небывалой красоты, (снимает птиц)
Под горой резвились кони, (снимает)
Ры6ы плавали в пруду, (снимает)
По траве носились дети и играли в чехарду, (снимает траву)
Низко бабочки большие пролетали тут и там. (снимает)
Сотни солнечных полосок пробегали по цветам. (снимает)
Картина остаётся пустой
Воспитатель: Вот, что может стать с нашей Землёй, если мы не будем её
беречь.
Подготовленный ребёнок: A мы попросим помощи y Золотой рыбки,
кликнем её она и скажет: «Не печальтесь, ступайте, будут вам новые цветы и
лес, и речка!»
Воспитатель: Дети, давайте позовем золотую рыбку: «Приплыви к нам
рыбка золотая!»
Дети хором зовут рыбку. Входит рыбак и вносит бутылку c письмом.
Рыбак: Здравствуйте, дети! Вы золотую рыбку зовёте? A она вам письмо
прислала. Принимайте.
Воспитатель: Спасибо добрый человек, так посмотрим, что в письме.
Ч и т а е т
«Плачут, плачут берега, просит помощи река.
Я попала в сети, помогите, дети»
Дети, что делать будем? (предложения детей)
Дети c воспитателем идут к импровизированной реке (бассейн).
На площадке возле реки «золотая рыбка» запутана в сеть. На сеть
прикреплены консервные банки, бумажки, щепки. Лицо и костюм рыбки
измазаны. Рыбка стонет.
Воспитатель:
Ребята, что будем делать?
Все
:
О
свободим рыбку из сетей.
Дети освобождают рыбку из сетей, сачками очищают воду в
импровизированной реке. На воду опускаются лилии, пускаются «рыбки». По
ходу действий ведётся беседа.
Дети, как вы думаете, что случилось c рекой? Кто её загрязняет? Как?
Воспитатель: Дорогая Pыбка! Ну, a теперь помоги нам. Верни нам цветы,
лес, животных...
Золотая рыбка: B речке чистой нет водицы, ни поплавать, ни напиться.
Отравляют, захламляют, в речке рыбы погибают!
Я же волшебную силу потеpялa. Мне очень хотелось бы помочь вам, дети, но
я ещё очень слаба. Вся надежда теперь только на вас.
Воспитатель: Друзья, хотите ли вы помочь и лесу?
Тогда отправляемся в лес.
Дети прощаются с рыбкой и, исполняя «Лесной марш», передвигаются к
площадке - «лес» (экологическая тропа). Площадка представляет собой
место стоянки небрежных туристов. Повсюду валяются консервные банки,
бутылки, бумага, обгорелые головни и т.д. B центреплощадки на пeньке сидит
гриб - Лесовик.
Гриб-Лесовик: Ох- хо - хо! Ох! Ох! Снова туристы отдыхали, гибнет, гибнет
лес. Ножами на деревьях всякие буквы вырезают. Вот и это дерево обидели
(бинтует ветку). Но если каждое деревце беречь и лелеять не будете, так и
леса не останется. Ох! Ох! A вы тоже туристы?
Воспитатель: Нет, мы с ребятами на помощь лесу пришли. Ребята, наведём
здесь порядок?
Дети со взрослыми убирают небольшие участки инвентарь приготовлен
заранее.
Гриб-Лесовик: Молодцы, ребята. Хорошо потрудились, но это только
сегодня. А потом как вы будете помогать лесу? (Ответы детей)
Гриб: Хорошо. Я вами доволен. Ну, a играть вы лю
б
ите? Тогда я отведу вас
на поляну игр.
Гриб провожает детей на поляну игр (место рядом с цветником), где их
встречает Дюймовочка, и остаётся помогать им.
Дюймовочка: Здравствуйте, ребята. Я загадаю вам загадку, а вы, отгадав её,
узнаете кто я такая: Был цветочком мой дом,
На листочке потом уплыла далеко.
Зимовать нелегко было c ласточкой нам.
Только к дальним краям
Унеслись мы потом
Там нашла я свой дом.
Я прилетела к вам из сказки и хочу снова поселиться в цветке. Но цветов я
здесь не увидела. Что делать - не знаю.
Воспитатель: Дети, хотите ли вы помочь Дюймовочке? Как?
Дети предлагают высадить рассаду цветов, сделать садик для Дюймовочки.
Дети сажают рассаду цветов на клумбу и беседуют.
Воспитатель: Как называются цветы, которые мы сажаем? Какие ещё
растения цветника вы знаете?
Дюймовочка: Спасибо, дети. Теперь будет y меня новый дом.
Воспитатель обращает внимание детей на большую коробку рядом с
клумбой, из которой доносится жужжание.
Воспитатель: Вы слышите?
Ч
то это за жужжание? Давайте посмотрим,
что там. (Открывает крышку коробки, где сидит ребёнок в костюме жука)
Жук: Жу-жжу! жу-жжу!
Вы слышите? Жу - жж!
Здесь я - жучок.
Меня зачем - то посадили
Мальчишки в коробок.
Не повернуться в коробке,
Не встать на лапки мне,
Нель
з
я расправить крылышки,
Прижатые к спине.
Так тесно -
Даже не могу пошевелить усами...
Но неужели, жу-жу-жу
Не знаете вы сами,
Ч
то очень плохо, плохо мне
В закрытом коробке,
Что я мечтаю в темноте
O свежем ветерке?
Там на лугу - трава, цветы
И бабочка в полёте.
Так грустно, душно в коробке
Ну как вы не поймёте?
Воспитатель: Pебята, надо срочно что-то делать, иначе жук погибнет. Что вы
предлагаете?
Дети выпускают жука, он «улетает».
Дюймовочка: Молодцы, ребятки, какие вы все добрые. Моим цветам нужны
насекомые,
зачем, кто мне скажет? Да, благодаря насекомым появятся новые
цветы и будут радовать всех нас своими красотой и ароматом.
Воспитатель: A теперь всех прошу подойти ко мне, нам пора возвращаться.
Надо узнать, как чувствует себя Земля. Давайте пригласим с собой наших
друзей Рыбку, Лесовика, Дюймовочку и Жука, всех, кто помогал нам сегодня
заботиться о нашей любимой планете.
Все возвращаются на празднично украшенную веранду.
Воспитатель: Дорогая Земля, слышишь ли ты нас?
Голос Земли на фоне спокойной умиротворённой музыки: Я рада слышать
вас, мои маленькие спасители!
Рыбка: Как ты себя чувствуешь, Земля?
Голос Земли: Вы сегодня сделали очень много полезного для меня, поэтому
мне хорошо.
Гриб - Лесовик: Теперь ты не погибнешь?
Голос Земли: Спасибо вам! Сегодня вы спасли меня, но что будет завтра?
(ответы детей)
Голос Земли: Пока вы будете беречь меня, заботиться обо мне, я буду
оставаться чистой, красивой, здоровой и счастливой.
Гриб - Лесовик, Золотая рыбка, Жук и Дюймовочка выносят картину,
которая действовала в начале праздника. Детям выдаются аппликации
предметов, снятых с картины. Во время чтения заключительного
стихотворения ребята и воспитатель заполняют картину.
Воспитатель: Солнце спокойно, будто луна,
C утра безо всякой короны,
Смотрит сквозь облако,
Как из окна,
На рощу, на луг зелёный.
Рыбка: От берега к берегу ходит река,
Я слышу её журчанье.
B ней - те же: луна, луга, облака,
Прибрежных ракит колыханье.
Подготовленный ребёнок
: Птицы взвиваются из-под ног,
Зайцы срываются со всех ног.
А я ничего не трогаю:
Лугами, лесами, как добрый друг,
Иду своею дорогого.
Воспитатель: Земля будет такой? Вы обещаете?
Подготовленный ребёнок: И понял я, что природа - жизнь,
А я в ней только кроха.
И если без согласья жить,
То кончится всё плохо!
Воспитатель: Поэтому
Давайте беречь планету
Другой такой на свете нету,
Нам не помнить об этом нельзя.
Все
: Живи расцветая, наша Земля!
Звучат фонограммы детских песен. Детям предлагается изобразить на
асфальте, как они помогали планете Земля.