Напоминание

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников


Автор: Бурдина Оксана Александровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДМШ №2
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа № 2
Преподаватель высшей категории Бурдина Оксана Александровна
Музыкально – ритмическое воспитание дошкольников.

Урок ритмики в школе эстетического развития с детьми 3-5 лет.
В последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Общеизвестно, что возраст от двух до шести лет является самым благоприятным для интенсивного, творческого развития детей в самых разных сферах деятельности. Очень важно, чтобы это развитие осуществлялось в профессиональных учебных заведениях педагогами, которые будут и дальше заниматься с этими детьми в школьном возрасте. С этой целью создавалось в музыкальной школе эстетическое отделение для дошкольников, которое должно подготовить детей к дальнейшему обучению в школе по различным специальностям Это отделение общеразвивающего характера. Цикл предметов дошкольного отделения помогает каждому ребёнку проявить себя в разных сферах творческой деятельности (вокальное музицирование, ритмика, рисование, танцы и др.) Ритмика является частью общего эстетического воспитания. Это музыкально- педагогическая дисциплина, которая имеет своей целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Музыкально-ритмическая деятельность даёт возможность детям дошкольного возраста в наиболее доступной, яркой, эмоциональной форме получить первые музыкально-эстетические впечатления, помогающие формированию личности ребёнка, успешному развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой активности. На занятиях по ритмике дети получают первоначальные представления о взаимосвязи движения и музыки, осмысливают её характер, образный строй и посредством движений пытаются раскрыть присущее каждому ребёнку своеобразное видение музыкального образа. В рамках предмета «Ритмика» можно решать следующие задачи: 1
 Развитие эмоциональной сферы, творческой активности, воображения и фантазии у детей.  Развитие речи и моторики.  Развитие ритмического чувства.  Приобщение к музыкальной культуре и накопление музыкальных впечатлений.  Формирование первоначальных музыкальных представлений.  Знакомство со средствами музыкальной выразительности.  Формирование первоначальных навыков игры на детских ударных инструментах. Специфика музыкального воспитания на дошкольном отделении определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей 4-5 лет. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни. Их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводить в урок что-то новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с лёгкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе. Работа должна строится по концентрическому принципу: отдельные темы осваиваются не поочерёдно, а в течение всего года.
Направления работы на уроке ритмики.
2

1. Работа над метроритмом.
Работа над данной темой на уроках ритмики идёт по двум направлениям: это интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте – и сознательное усвоение метроритма на основе изучения музыкальной грамоты. В процессе движения под музыку дети моторно ощущают длительности, их соотношение. Вначале интуитивно, а затем сознательно дети начинают ориентироваться в ритмическом строении музыки. Одновременно с этим проводится работа над делением слов на слоги (слово изучается как единица речи и как единица метроритмических соотношений, несущая ударно-безударную смысловую нагрузку).
2.

Игра

на

детских

ударных

инструментах,

развитие

тембрового

слуха.
Развитию тембрового слуха обычно уделяется недостаточно внимания. А между тем, знакомство с музыкальными инструментами – тема благодатная для изучения в музыкальной школе. Применение ударных инструментов на уроках ритмики плодотворно сказывается на решении самых разнообразных задач музыкального развития детей. Игра в оркестре организует ребят, вовлекая их в активное музицирование, воспитывает навык ансамблевого исполнения, развивает внимание, память, внутренний, тембровый слух, чувство метроритма и чувство формы, помогает сосредоточить внимание на различных элементах музыкальной выразительности (регистры, динамика, штрихи, характер ритмического рисунка и т. д.).
3.

Слушание

музыки

и

движение

под

музыку.
При подборе репертуара для слушания музыки преподаватель должен учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. У малышей преобладает образное восприятие музыки, им доступен лишь тот материал, который можно «пересказать», к которому можно подобрать образ, картинку. Поэтому основной материал должны составить программные произведения, желательно в оркестровом звучании как наиболее ярком и красочном. Прослушивание должно предваряться или сопровождаться объяснением педагога или эмоциональной настройкой (историей, сказкой и др.) К 3
некоторым произведениям, которые дети слушают на занятиях, педагог может предложить двигательную импровизацию, адекватную прослушиваемому материалу. Параллельно с программной музыкой можно знакомить детей с жанровыми миниатюрами (песня, танец, марш), развивая их восприятие в этом направлении. Прослушивание жанровых миниатюр также может сопровождаться двигательной импровизацией или инсценировкой 4


В раздел образования