Автор: Бурдина Оксана Александровна Должность: преподаватель теоретических дисциплин Учебное заведение: МБОУ ДОД ДМШ №2 Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирской области Наименование материала: статья Тема: Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детская музыкальная школа № 2
Преподаватель высшей категории Бурдина Оксана Александровна
Музыкально – ритмическое воспитание дошкольников.
Урок ритмики в школе эстетического развития с детьми 3-5 лет.
В последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному
воспитанию и раннему образованию детей. Общеизвестно, что возраст от двух
до шести лет является самым благоприятным для интенсивного, творческого
развития детей в самых разных сферах деятельности. Очень важно, чтобы это
развитие осуществлялось в профессиональных учебных заведениях педагогами,
которые будут и дальше заниматься с этими детьми в школьном возрасте. С
этой целью создавалось в музыкальной школе эстетическое отделение для
дошкольников, которое должно подготовить детей к дальнейшему обучению в
школе по различным специальностям Это отделение общеразвивающего
характера. Цикл предметов дошкольного отделения помогает каждому ребёнку
проявить
себя
в
разных
сферах
творческой
деятельности (вокальное
музицирование, ритмика, рисование, танцы и др.)
Ритмика является частью общего эстетического воспитания. Это музыкально-
педагогическая
дисциплина,
которая
имеет
своей
целью
активизировать
музыкальное восприятие детей
через движение, привить им навык осознанного
отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности.
Музыкально-ритмическая
деятельность
даёт
возможность
детям
дошкольного
возраста
в наиболее доступной, яркой, эмоциональной форме получить первые
музыкально-эстетические
впечатления,
помогающие
формированию
личности
ребёнка,
успешному
развитию
музыкального
слуха,
памяти,
чувства
ритма,
творческой активности. На занятиях по ритмике дети получают первоначальные
представления
о
взаимосвязи
движения
и
музыки,
осмысливают
её
характер,
образный строй и посредством движений пытаются раскрыть присущее каждому
ребёнку своеобразное видение музыкального образа.
В рамках предмета «Ритмика» можно решать следующие задачи:
1
Развитие
эмоциональной
сферы,
творческой
активности,
воображения
и
фантазии у детей.
Развитие речи и моторики.
Развитие ритмического чувства.
Приобщение к музыкальной культуре и накопление музыкальных впечатлений.
Формирование первоначальных музыкальных представлений.
Знакомство со средствами музыкальной выразительности.
Формирование
первоначальных
навыков
игры
на
детских
ударных
инструментах.
Специфика музыкального воспитания на дошкольном отделении
определяется
возрастными
особенностями
в
развитии
и
восприятии
детей
4-5
лет.
Дошкольникам
свойственна
конкретность
мышления,
непосредственность
и
эмоциональность
в
восприятии
различных
явлений
окружающей
жизни.
Их
внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это,
педагогу
необходимо
уметь
быстро
переключаться
на
различные
виды
деятельности,
постоянно
вводить
в
урок
что-то
новое
(в
формах
работы,
методических
приёмах,
репертуаре),
чередуя
упражнения,
требующие
сосредоточенности,
с
лёгкими
заданиями
и
игрой,
которая
является
самым
эффективным методом в работе. Работа должна строится по концентрическому
принципу: отдельные темы осваиваются не поочерёдно, а в течение всего года.
Направления работы на уроке ритмики.
2
1. Работа над метроритмом.
Работа над данной темой на уроках ритмики идёт по
двум направлениям: это интуитивное восприятие на слух длительностей,
ритмических рисунков, метрической пульсации, ощущение сильных и
слабых долей в такте – и сознательное усвоение метроритма на основе
изучения музыкальной грамоты. В процессе движения под музыку дети
моторно ощущают длительности, их соотношение. Вначале интуитивно,
а
затем
сознательно
дети
начинают
ориентироваться
в
ритмическом
строении
музыки.
Одновременно
с
этим
проводится
работа
над
делением
слов
на
слоги
(слово
изучается
как
единица
речи
и
как
единица метроритмических соотношений, несущая ударно-безударную
смысловую нагрузку).
2.
Игра
на
детских
ударных
инструментах,
развитие
тембрового
слуха.
Развитию тембрового слуха обычно уделяется недостаточно внимания. А между тем,
знакомство с музыкальными инструментами – тема благодатная для изучения в
музыкальной
школе.
Применение
ударных
инструментов
на
уроках
ритмики
плодотворно сказывается
на решении самых разнообразных задач музыкального
развития
детей.
Игра
в
оркестре
организует
ребят,
вовлекая
их
в
активное
музицирование, воспитывает навык ансамблевого исполнения, развивает внимание,
память,
внутренний,
тембровый
слух,
чувство
метроритма
и
чувство
формы,
помогает
сосредоточить
внимание
на
различных
элементах
музыкальной
выразительности (регистры, динамика, штрихи, характер ритмического рисунка и
т. д.).
3.
Слушание
музыки
и
движение
под
музыку.
При
подборе
репертуара
для
слушания музыки преподаватель должен учитывать возрастные особенности детей
дошкольного возраста. У малышей преобладает образное восприятие музыки, им
доступен лишь тот материал, который можно «пересказать», к которому можно
подобрать
образ,
картинку.
Поэтому
основной
материал
должны
составить
программные произведения, желательно в оркестровом звучании как наиболее ярком
и
красочном.
Прослушивание
должно
предваряться
или
сопровождаться
объяснением педагога или эмоциональной настройкой (историей, сказкой и др.) К
3
некоторым
произведениям,
которые
дети
слушают
на
занятиях,
педагог
может
предложить двигательную импровизацию, адекватную прослушиваемому материалу.
Параллельно
с
программной
музыкой
можно
знакомить
детей
с
жанровыми
миниатюрами (песня, танец, марш), развивая их восприятие в этом направлении.
Прослушивание жанровых миниатюр также может сопровождаться двигательной
импровизацией или инсценировкой
4