Напоминание

Программа кружка "Лисавий вышивальщица"


Автор: Александрова Юлия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа-интернат"
Населённый пункт: с.Казанское
Наименование материала: программа кружка "Лисавий вышивальщица"
Тема: Программа кружка "Лисавий вышивальщица"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа - интернат» Программа кружка «Лисавий - вышивальщица» Составил: руководитель кружка Александрова Ю.И.
с.Казанское, 2015г.
Название программы
«Лисавий - вышивальщица»
Паспорт программы

Критерии характеристики

программы

Варианты характеристики учебной

Программы
1. Возраст учащихся  учащиеся школы (5-8 кл.) 2. Пол учащихся  для девочек (девушек), мальчиков (юношей) 3. Продолжительность реализа- ции программы  18 часов в год, срок реализации 3 года 4 . Ф о р м ы о р г а н и з а ц и и обучения ─ индивидуальные ─ групповые 5. Виды учебной деятельности  художественная 6. Образовательная область  профессионально – трудовое обучение по профилю «Швейное дело» 7 . С п о с о б ы р е ализации содержания программы  алгоритмические  творческие программы 8. Уровни освоения программы  общекультурный 9. Тип учебной программы  ориентационная

Пояснительная записка
Искусства вышивки – одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре народа мари. Это типичный вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. Вышивка обогащает эмоционально и говорит о возможностях человека преобразовать обычный материал в уникальное произведение искусства. Колорит одежды, обилие вышитых узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях марийского народа. Орнаментация, композиция, цветовые сочетания, ритм рисунка говорят о глубинном, длительном развитии эстетических взглядов народа в различные исторические периоды. Актуальность моей программы заключается в необходимости развития прикладных, творческих способностей детей при приобретении навыков вышивки. Конечным продуктом прикладной деятельности детей являются изделия: салфетки, закладки, пояса и т.д.При творческой деятельности дети получают навыки работы с иголкой, прививается эстетический вкус, идет формирование духовно – нравственных качеств личности. В настоящее время данный вид прикладной деятельности вызывает интерес среди подрастающего поколения. М арийский народ сохранил свои народные традиции, народный костюм, обычаи, праздники, народную культуру. Достоинства программы, ее оригинальность, педагогические возможности Достоинством программы является то, что техника вышивания марийских узоров доступна ребятам всех возрастов, выполнении изделий используются экологически чистые материалы, не требующих больших материальных затрат для исполнения. Цель программы - развитие у детей потребности в творческой деятельности, способности к творческому самовыражению через получение навыков вышивания, сохранение и распространение древнейшего вида искусства вышивания.
Задачи программы : Образовательные: - научить основным видам традиционной народной вышивки. Развивающие: - развивать память, внимание, мелкую моторику пальцев рук; - развивать умение разбираться в марийском традиционном орнаменте, цветовой гамме. Коррекционно-развивающие: - проводить коррекцию мышления, памяти, внимания, мелкой моторики рук. Воспитательные: - вырабатывать умение познавать прекрасное в произведениях декоративно – прикладного творчества; - воспитать эстетическую культуру личности средствами народного творчества; - прививать любовь и уважение к народной вышивке. Связь программы кружка с программой образовательного учреждения Существует связь с профессионально – трудовым обучением по профилю «Швейное дело», а также видна взаимосвязь с предметами изобразительное искусство, история и культура народов РМЭ. Состав учащихся Программа разработана для учащихся девочек (девушек) и мальчиков (юношей) 6-8 классов. Продолжительность обучения Программа кружка рассчитана на 3 года обучения, ежегодный курс 18 часов, из них 14 теории и 40 практики, всего по программе 54 часа. Организация самостоятельной работы учащихся Организация самостоятельной работы учащихся рассчитана на 40 часов, включает в себя участие в выставках работ, посещение выставок, подбор эскизов салфеток, изготовления инструкционных карт.

Перечень знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать: - сведения об истории марийской национальной вышивки; - технику безопасности при работе с инструментами и материалами. Учащиеся должны уметь: - пользоваться инструментами и материалами (ножницами, иголками, станком для вышивания.); - подбирать и составлять композицию в работе. Учащиеся должны владеть: - различными техниками вышивки, - навыками оценки свою познавательно – трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; - уметь выполнять дизайнерское проектирование изделий, моделирование художественно – эстетического оформления изделий.
Примерный тематический план первого года обучения
№ Тема занятий Всего часов Теория Прак тика 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ. 1 1 - 2. Знакомство с народно-прикладным творчеством марийского народа 1 1 - 3. Инструменты и материалы. Выбор материала, ниток, игл. Лицевая и изнаночная сторона. 2 1 1 4. Первые стежки: косая стежка. Закрепление нити. 2 0,5 1,5 5. Варианты использования косой стежки 2 0,5 1,5 6. Стежка: по счету нити. 3 0,5 2,5 7. Техника ступенчатой вышивки: роспись 2 0,5 1,5 8. Шов «вперед иголка», шов «назад иголка». 2 0,5 1,5 9. Составление несложных композиций. Закладка 2 0,5 1,5 10. Заочная экскурсия в национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева. 1 - 1 Всего часов 18 6 12

Содержание программы первого ода обучения
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ. Тема 2. Знакомство с народно – прикладным творчеством марийского народа. Тема 3. Инструменты и материалы. Выбор материала и ниток. Лицевая и изнаночная сторона. Тема 4. Первые стежки: косая стежка. Закрепление нити. Тема 5.Варианты использования косой стежки Тема 6. Стежка: по счету нити. Техника ступенчатой вышивки: роспись Тема 7. Техника ступенчатой вышивки: роспись. Тема 8. Шов «вперед иголка», шов «назад иголка». Тема 9. Составление несложных композиций. Закладка. Тема 10.Заочная выставка в музей народно - прикладного творчества.
Примерный тематический план второго года обучения
№ Тема занятий Всего часов Теория Практика 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ. 1 1 - 2. Вышивка: узорные дорожки 3 0,5 2,5 3. Вышивка: усложненная счетная гладь. 3 0,5 2,5 4. Вышивание косой стежкой путем чередования нитки по цвету. 3 0,5 2,5 5. Подбор эскиза орнамента и вышивка салфеток 2 0,5 1,5 6. Вышивка подвески «Бабочка» 2 0,5 1,5 7. Вышивка панно «Солнышко» 3 0,5 2,5 8. Общешкольное мероприятие «Девичьи посиделки» для девочек 5-8 классов 1 - 1 Всего часов 18 4 14
Содержание программы второго ода обучения
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ. Тема 2. Вышивка: узорные дорожки. Тема 3. Вышивка: усложненная счетная гладь. Тема 4. Вышивание косой стежкой путем чередования нитки по цвету.
Тема 5.Подбор эскиза орнамента и вышивка салфеток. Тема 6. Вышивка подвески «Бабочка» Тема 7.Вышивка панно «Солнышко» Тема 8.Общешкольное мероприятие «Девичьи посиделки» для девочек 5-8 классов.
Примерный тематический план третьего года обучения
№ Тема занятий Всего часов Теория Практика 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ. 1 1 - 2. Вышивание косой стежкой с разными наклонами.Вышивка браслета. 3 0,5 2,5 3. Техника ступенчатой вышивки. Вышивка косметички. 3 0,5 2,5 4. Подбор эскиза и вышивка кошелька в технике ступенчатой вышивки. 2 0,5 1,5 5. Подбор эскизов и вышивка оберега в народном костюме. 3 0,5 2,5 7. Подбор эскизов и вышивка платочка в технике «Вышивка по счету нитей» 2 0,5 1,5 8. Подбор эскизов и вышивка галстука с марийским орнаментом 3 0,5 2,5 9. Ярмарка поделок: участие на республиканском конкурсе «Душа России» 1 - 1 Всего часов 18 4 14
Содержание программы третьего ода обучения
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ. Тема 2. Вышивание косой стежкой с разными наклонами. Вышивка браслета. Тема 3. Техника ступенчатой вышивки. Вышивка косметички. Тема 4.Подбор эскиза и вышивка кошелька в технике ступенчатой вышивки. Тема 5. Подбор эскизов и вышивка оберега в народном костюме. Тема 6. Подбор эскизов и вышивка платочка в технике «Вышивка по счету нитей» Тема 7.Подбор эскизов и вышивка платочка в технике «Вышивка по счету нитей»
Тема 8.Подбор эскизов и вышивка галстука с марийским орнаментом Тема 9
.
Ярмарка поделок: участие на республиканском конкурсе «Душа России».
Оценка результатов работы по программе кружка
1. Способы подведения итогов работы по учебной программе: Выставки, творческие отчеты. 2. Способы диагностики и контроля знаний и умений учащихся: Тесты, анкетирование. 3. Способы диагностики удовлетворенности учащихся учебным процессом и его результатами, способы выявления влияния образовательного процесса на развитие учащихся: тесты, анкетирование. 4. Основные критерии оценки работ учащихся: - критерии для оценки практической работы учащихся (инструкционные карты, изделия, и др.): - аккуратность исполнения; - соблюдение технологии; - законченность работы; - соответствие сроку сдачи; - творческий подход к работе. - критерии для оценки теоретических работ учащихся (сообщения, проекты): - качество изложения; - соответствие сроку сдачи.
Учебно – материальная база
Альбомы, схемы. Ткань: – холст – 1м, - канва – 1м. - двунитка - 1м. Нити шерстяные различных цветов - 24 мотка; Ножницы - 12 шт. Карандаш – 12 шт. Альбом – 12 шт. Линейка – 12 шт. Иголка для вышивания – 24 шт.
Список литературы

Для педагога: 1. И.Степанова «Маритур». Йошкар-Ола, 2005г. 2. Т.Крюкова «Марийская вышивка» (Л., 1951г.) 3. Молотова Т.Л. «Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 2002г. 4. Л.Е Майкова, «Основы художественных промыслов народа мари», 2007г. 5. Г.Соловьева «Орнамент марийской вышивки», Йошкар-Ола, 1982г. 6. И.Степанова «Марий тур» фотокалендарь, 2003г. Для учащихся: 1. «Марийская традиционная вышивка» (методич. рекомендации) Йошкар-Ола, 2003г. 2. Молотова Г.И. «Марийский детский сценический костюм». Йошкар- Ола. 2003г. 3. И.А.Степанова «Маритур» встречи с марийской вышивкой. Йошкар- Ола, 2005г. 4. Семячкина А. «Узоры» альбом для вышивания. Москва. 1987г.

ГБОУ Республики Марий Эл

«Казанская школа – интернат»
«Утверждаю» Директор: ___________/Н.Л.Пирогова/
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Лисавий -вышивальщица»
Руководитель кружка:
Александрова Ю.И.


В раздел образования