Автор: Воротова Марина Сергеевна Должность: преподаватель по классу сольного пения, высшая категория Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №6" Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: статья Тема: О работе с детьми-вокалистами в период мутации Раздел: дополнительное образование
мутации»
Проблема
занятий
с
учащимися
в
период
мутации
–
проблема,
обладающая на сегодняшний день высокой актуальностью. С этим явлением
часто
можно
столкнуться
при
обучении
подростков
в
старших
классах
музыкальных школ и школ искусств.
Даже, порой, студенты в средних
профессиональных учебных музыкальных учреждениях на ранних курсах
обучаются
вокалу,
находясь
в
заключительной
стадии
формирования
взрослого голоса.
В данной работе процесс мутации рассматривается как характерная
перемена человеческого голоса во время перехода к зрелому возрасту, когда
мальчишеский голос переходит в мужской, а девичий – в женский.
В
обычной
жизни
этой
перемене
не
уделяется
особого
внимания:
перемена
голоса
не
сопровождается
болезненными
ощущениями,
это
естественно
протекающий
период.
Но
для
подростков,
занимающихся
вокалом, и для педагогов-музыкантов этот процесс очень важен, так как он
заметно
сказывается
на
учебном
процессе;
от
протекания
мутации,
правильного
поведения
во
время
нее,
охраны
голоса
зависит
будущая
профессиональная деятельность вокалиста.
Взгляды педагогов-вокалистов и врачей-фониатров на мутацию до
сих
пор неодинаковы и не выработаны полностью. Мнения о том, следует ли петь
во время мутации – значительно расходятся. Бесспорно и общепризнанно,
что при мутации надо беречь голос, так как гортань раздражена, к ней сильно
приливает кровь.
Переход детского голоса в голос взрослого называется мутацией (от
лат. mutatio – изменение, перемена). Возрастные границы мутации чаще всего
лежат в пределах от 14 до 16 лет у мальчиков и от 12 до 14 лет у девочек.
До периода мутации диапазоны голоса мальчиков и девочек почти
совпадают, и гортань не имеет каких-либо отличий, характерных для того или
другого пола. В период полового созревания происходит мощный выброс в
кровь
гормонов,
изменение
кровообращения
органов
и
систем,
рост
внутренних органов, мышц и костей, изменение функционирования желез
внутренней секреции. Собственно голосовые мышцы формируются к 11-12
годам,
поэтому
у
детей
до
10
лет
отмечается
фальцетный
механизм
голосообразования,
а
затем,
по
мере
взросления,
появляется
грудной
механизм фонации, сначала в нижнем, а позже и в верхнем регистре. С
наступлением
половой
зрелости
у
мальчиков
происходят
выраженные
анатомические изменения гортанного скелета: хрящи гортани увеличиваются
в размерах (особенно щитовидный), отмечается быстрый рост голосовых
складок с 13-14 мм до 20-25 мм. Голос при этом понижается почти на октаву.
У девочек эта перемена совершается плавно и порой проходит вовсе
незаметно. Это связано с постепенным и равномерным ростом гортани, не
меняющей
своей
естественной
конфигурации.
Длина
голосовых
складок
увеличивается до 15-18 мм, голос становится ниже на 2-3 тона.
Период
мутации
у
каждого
подростка
протекает
индивидуально,
в
зависимости от темпов роста организма и индивидуального гормонального
фона. Формы проявления мутации у мальчиков очень разнообразны. Нередки
случаи, когда голос меняется медленно, почти незаметно и для них, и для
окружающих,
лишь
изредка
наблюдаются
небольшая
хрипота
и
утомляемость голоса. Элементы мужского звучания постепенно вплетаются в
детское.
Такая
форма
мутации
напоминает
процесс
роста
и
изменений
гортани у девочек. Но чаще у мальчиков при пении и даже в речи голос
начинает
срываться,
появляются
ноты
басового
тембра,
нередко
грубого,
«лающего»
характера,
временами
перескакивающие
на
фистулу;
затем
басовые ноты отмечаются всё чаще и чаще, пока голос не станет мужским.
Встречается и такая форма мутации, когда мягкий голос мальчика
внезапно становится грубым, появляется резкая охриплость, доходящая до
афонии, которая через некоторое время исчезает, и у мальчика оказывается
уже вполне сформировавшийся мужской голос.
Длительность
процесса
перестройки
гортани
у
мальчиков,
как
и
у
девочек, занимает чаще всего около года. Однако, если в результате каких-
либо причин половое созревание запаздывает (например, у детей, много
болевших
в
раннем
возрасте,
слабо
развитых
физически),
значительно
отстаёт в развитии и голосовой аппарат, оставаясь на стадии детской гортани.
В этом случае голос может остаться инфантильным и у взрослого.
Новая гортань и иные анатомические и физиологические особенности
взрослого мужского организма могут оказаться менее благоприятными для
образования красивого звучания голоса (характерный пример – Робертино
Лоретти). В XVII–XVIII вв. в церковных хорах для сохранения удачной для
пения детской конфигурации гортани применяли кастрацию.
Мутация
у
учащихся
может
протекать
по-разному.
Она
в
значительной
степени зависит от развития психики, а также от общего состояния здоровья.
Смена голоса у юношей и девушек происходит различно. У девушек этот
процесс протекает менее заметно и менее болезненно, чем у юношей. В
мутационном периоде условно различают три стадии: начальная, острая и
завершающая.
Начальная стадия. В вокале она начинает проявляться в сокращении
диапазона
голоса.
Появляется
неловкость,
покашливание,
охриплость
и
сипота
при
пении.
Теряется
красота
тембра,
голос
грубеет,
постепенно
теряется звонкость и легкость. Интонация становится неустойчивой.
Острая
стадия.
Все
вышеперечисленные
явления
прогрессируют.
Усиливается
охриплость
и
сипота.
Болезненные
ощущение
не
только
затрудняют
пение,
но
и
в
некоторых
случаях
делают
его
невозможным.
Значительно укорачивается диапазон, резко падает сила звука. В этот период
учащиеся могут петь «двумя голосами»: детским и взрослым. При этом голос
часто
срывается,
«петушит».
В
этот
период
происходят
значительные
изменения в гортани: сильное покраснение слизистой оболочки, отечность
голосовых складок, задней стенки гортани.
Завершающая
стадия.
Для
нее
характерно
постепенное
увеличение
диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные
ощущения
при
пении
постепенно
исчезают,
пропадают
хрипы
и
сипота,
диапазон начинает расширяться. В завершающей стадии мутации голоса у
юношей могут быть еще слабыми по силе звучания и неопределенными по
тембру.
Часто
сложно
отличить
баритона
от
тенора.
Стадии
мутации
у
девушек обычно выражены не очень ярко. Их голоса крепнут и обогащаются
тембровыми красками быстрее, чем у юношей, поэтому тип и характер их
голоса выявляется раньше, хотя голоса обычно в этот период не имеют
полного диапазона.
Актуальным
на
сегодняшний
день
вопросом
становится:
а
стоит
ли
заниматься
вокалом
в
период
мутации?
Чаще
всего
педагоги
и
врачи-
фониатры
рекомендуют
ограничения
вокальных
нагрузок,
в
связи
со
сложностью
протекания
данного
периода.
Оперируя
тем,
что
во
время
мутации всё равно невозможно достичь больших вокальных результатов, и
опасаясь возможности навредить голосовому аппарату, подростков лишают
возможности
заниматься
любимым
делом,
музыкально
развиваться,
усугубляя
их
нестабильное
в
этот
период
психологическое
состояние.
В
советское время, в наиболее известных вокальных методиках данный период
чаще всего упускается или практически не рассматривается.
Тем не менее, педагогическая практика показывает, что учащимся в
период
мутации
петь
можно
и
даже
полезно,
так
как,
помимо
общего
музыкального роста, пение в этот период способствует развитию голосового
аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Мускулатура,
которая управляет голосовыми связками, развивается и крепнет под влиянием
пения.
Но для занятий необходим строгий щадящий режим: учащиеся
могут
петь
только
в
ограниченном
диапазоне,
не
требующем
никакого
напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без
форсировки, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, то есть
возможной
средней
силы.
Диапазон
произведений
должен
четко
соответствовать
возрастному
и
индивидуальному
диапазону
ребенка.
Рекомендуется
использовать
только
средний,
наиболее
удобный
для
конкретного ребёнка в данный период, участок диапазона, исключив крайние
(верхние
и
нижние)
ноты.
Завышение
тесситуры
может
привести
к
голосовым расстройствам. Время занятий должно быть уменьшено до 25-30
минут, т.к. голос быстро утомляется; через каждые 10 минут пения следует
делать перерыв на 3-5 минут. Общее время с перерывами – не более 40 минут
в день. Необходимо постоянно помнить о том, что у большинства подростков
недостаточно развита тормозная функция коры головного мозга, вследствие
чего им самим бывает трудно соизмерять продолжительность и громкость
своего
пения
с
ограниченными
возможностями
их
голосового
аппарата.
Поэтому
педагог
обязан
предупреждать
наступление
утомления,
задавая
наводящие вопросы и наблюдая за звучанием голоса и поведением ученика во
время урока.
Обычно подростки, особенно юноши, у которых формируется низкий
голос,
при
появлении
нот
с
грудным
звучанием
стараются
искусственно
сгущать тембр и распространять это звучание на весь свой диапазон, что
ведет
к
перенапряжению
голосовых
мышц.
Поэтому
обучение
должно
проходить
строго
под
контролем
педагога.
Насколько
естественным
для
подростка стал новый способ голосообразования, определяет опытный слух
педагога. Юношу можно переводить в тесситуру мужского звучания тогда,
когда
голос
заполнит
малую
октаву
и
обретет
ровность
и
устойчивость
звучания.
Пение в диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий
переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру,
дает возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в
пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает
полный
певческий
диапазон,
что
особенно
важно
для
высоких
мужских
голосов. Такая манера пения позволяет использовать голосовой аппарат в
период мутации с наименьшим напряжением и способствует более быстрому
и
легкому
приспособлению
голосовых
органов
к
новым
условиям
голосообразования.
При работе в мутационный период следует избегать двух крайностей:
нельзя
форсировать
формирование
взрослого
голоса,
и
также
нельзя
искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и
другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату.
Наименее заметно и болезненно мутация проходит у подростков, певших в
домутационный период и имеющих правильные вокальные навыки.
В
завершающей
стадии
мутации
постепенно
происходит
переход
к
постановке
взрослого
голоса.
Прививаются
навыки
нижнереберного
диафрагматического
дыхания,
формирования
звука
в
высокой
вокальной
позиции.
Голоса
юношей
и
девушек,
пройдя
перелом,
продолжают
еще
формироваться, наряду с общим возмужанием организма. Возможны еще
остаточные явления мутации, такие, как неполный диапазон, фальцетное
звучание
головного
регистра
у
девушек,
недостаточно
сформированные
верхние
или
нижние
ноты,
неровность
звучания
на
протяжении
всего
диапазона, и т.д.
Для
нормального
протекания
мутации
важны
закаливающие
процедуры, занятия спортом, чтобы гармонизировать перестройку организма.
Занятия пением могут проводиться только индивидуально (хоровое пение
исключено) с опытным педагогом, имеющим опыт работы с детьми в период
мутации и четко замечающим момент наступления утомления голоса.
Также подростки должны быть осведомлены о мутации. Необходимо
проводить с ними беседы на эту тему, чтобы мутация не представлялась для
них чем-то патологическим.
Вопросы
охраны
детских
голосов
очень
сложны,
трудны
и
ответственны.
От
правильного
их
решения
будет
полностью
зависеть,
сколько детей с красивыми голосами разовьётся во взрослых певцов с такими
же полноценными голосами.
Работа с детскими голосами, сохранение и развитие их лучших качеств
требует от педагога по постановке голоса большой ответственности и знаний
методики. Несоблюдение норм охраны и правил постановки голоса может
привести
к
срыву
еще
не
окрепших
мышц
гортани,
что
в
последствии
приводит к потере певческого голоса, а также влияет на качество разговорной
речи (быстрая утомляемость, сип, и т.д.). Динамический контроль мутации
должен осуществляться фониатром так часто, как это требуется педагогу для
оценки правильности своих занятий.
Бывают случаи, когда в острый период подростку трудно не только
петь, но и говорить – не следует заставлять его это делать. Как только голос
установится в новом положении и ученик начинает говорить без затруднений,
он может начинать петь, но осторожно и только те тоны, которые существуют
у него в речевом регистре. А в этот период развития подростки всегда говорят
в
тех
звуковых
пределах,
в
которых
голос
напрягается
меньше
всего.
Известно, что при разговоре ученики всегда немножко повышают голос. Надо
поэтому выбирать тональность произведения по крайней мере на малую
секунду
ниже,
чем
выбрал
сам
ученик.
Если
же
весь
период
мутации
протекает у ученика довольно гладко и постепенно, то можно не прерывать
занятий
с
ним.
Также
для
ученика
в
это
время
необходима
моральная
поддержка. Следует проводить беседы с подростком, чтобы он воспринимал
мутацию как естественный временный процесс, и не акцентировал внимание
на «не звучании» голоса в это время.
Грамотный, профессиональный подход в работе с детскими голосами
позволит в дальнейшем, развив вокальные способности, пополнить ряды
профессиональных певцов.