Напоминание

Русско-якутские литературные взаимосвязи на уроках


Автор: Исакова Мария Егоровна
Должность: учитель якутского языка и литературы, заместитель директора по учебной части
Учебное заведение: Маганинская сош им. С.И. Тимофеева-Кустуктанова
Населённый пункт: п.Орто Сурт, Горный улус, РС (Я)
Наименование материала: статья
Тема: Русско-якутские литературные взаимосвязи на уроках
Раздел: полное образование





Назад




Русско-якутские литературные взаимосвязи на уроках Что значит родной язык в жизни человека? Нужно ли подробно говорить об этом? Наверное, нет. Чтобы осознать значимость родного языка, достаточно подумать о том, что бы произошло с человеком, если бы прекратилось общение на родном языке А если язык неродной? И если владеть или обязывает жизнь? Трудно , почти невозможно в многонациональном регионе жить без общего языка, без языка межнационального общения при любых вариантах суверенного развития национальных регионов. И это хорошо понимают не столько сами дети, сколько их родители, родственники, учителя. Особенно трудно бывает ребятам в регионах, где отсутствует русская речевая среда, где не с кем поговорить по-русски. Специфика работы в национальной школе заключается в том, что на ранних этапах обучения жизненный опыт учащихся, их эмоциональная память, мышление, воображение формируются средствами родной речи. И поэтому учащиеся лучше осознают и прочнее запоминают явление русского языка, если материал изучается во взаимосвязи с якутским языком. Такая работа развивает в детях познавательный интерес, создает глубинный, внутренний мотив. В активизации познавательных интересов и творческой самостоятельности учащихся, огромную роль играет осуществление взаимосвязи в изучении русской и родной литературы. Использование материалов литературных связей на уроке преследуют не только образовательную, но и воспитательную цель. Сведения о ведущей роли русской литературы в зарождении и развитии якутской литературы, о значении русских писателей в становлении творческой индивидуальности многих якутских авторов. Рассказы о духовной красоте писателей и поэтов способствуют воспитанию чувств уважения и интереса к русской литературе. Чувств патриотизма и интернационализма. Сопоставление аналогичных явлений в родной и русской литературе, комментирование непонятного с помощью похожего, различные виды работы с лучшими образцами переводов на родной язык это уже практикуется во многих национальных школах. В книге Т.А.Кугаевской «Материалы литературных связей и краеведения в курсе русской литературы» в 8-10 классах якутской школы рекомендуется вводить в систему уроков разнообразные формы включения материалов о литературных связей: лекции учителя, беседы на основе сопоставления произведений русских и якутских авторов, сообщения и доклады учащихся, выразительное чтение стихов и отрывок из произведений русских и якутских писателей. Но при этом учитель должен помнить и следить за тем, чтобы дополнительный материал не заслонял основной темы урока, учитывать уровень подготовки учеников, наличие необходимой литературы, знание самим учителем программных требований родной литературы. Начиная с пятого класса можно научить учащихся сопоставлять близкие в идейно-тематическом отношении русские и якутские пословицы. Они убеждаются в сходстве жизненного опыта и нравственного идеала, духовной близости двух народов. Сопоставляя пословицы отмечают благозвучность, выразительность, характерное для большинства пословиц двухчастное построение, в каждой части находят и выделяет слова с противоположными значениями (антонимы).
Можно провести конкурс на лучшего знатока народной мудрости, через опережающее домашнее задание. В пятом классе, изучая отрывок из повести В.Г.Короленко «Дети подземелья», знакомя детей с биографией замечательного русского-писателя-гуманиста и демократа, можно уделять пять минут на рассказ о том, что за отказ принять новому царю Александру 3 , Короленко выслали в Якутскую область. 24 ноября 1881 года он был доставлен в слободу Амгу, где и прожил около трех лет. В Амге Короленко поселился в доме крестьянина-бедняка Захара Цыкунова, который стал прототипом Макара в известном рассказе «Сон Макара». Живя в Амге, Короленко занимался сельским хозяйством. У писателя остались хорошие впечатления об Амге и якутском народе, он подметил гуманность, готовность всегда помочь человеку в нужде, гостеприимство, трудолюбие. При изучении повести «Дети подземелья» можно сделать сравнительный анализ рассказа «Хачыгыр» Эрилик Эристиинэ. В этих произведениях героями являются дети, которые лишены простых радостей жизни и отвергнуты обществом, бездушием и жестокостью хозяев. Повесть заканчивается смертью маленькой девочки Маруси, а рассказ трагической смертью двенадцатилетнего мальчика Хачыгыра. В 6 классе после изучения отрывка романа А.М.Горького «Детство» дается ребятам прочитать дома отрывок из романа «Весенняя пора» Н.Е.мординова главу «В маленькой юрте». После чтения дается две темы сочинения «Бабушка Дарья-лучший друг Никиты» и «Бабушка Акулина Ивановна». Или ребята могут подготовить характеристику бабушек, ответив на следующие вопросы: 1) Как бабушки относились к людям? 2) Чем они удивляют и восхищают внуков? 3) В чем одаренность бабушек? 4) В каких эпизодах они яркие и сильные? При прохождении романа в 9 классе Н.В. Гоголя «Мертвые души» Важно проследить, как чрезмерная жадность, скупость приводят к вырождению. К полной потере личности и всех нравственных качеств. Образ Плюшкина – самого богатого, но в то время почти нищего помещика близок к образу Скупого богача Тюптюр Хара. В пьесе он выведен отталкивающим, безобразным существом, порожденным уродливыми, античеловеческими отношениями дореволюционного строя. Его внешний портрет и психология создаются средствами гротеска. Если ребята не знают драму, лучше провести выразительное чтение монолога «Тюптюр Хара», или конкур на лучшее знание пословиц о жадности, скупости. В !0 классе можно сопоставить драму «Гроза» А.Н.Островского с якутским драматургом Анемподистом Ивановичем Софроновым, с его драмой «Таптал». Фактов и материалов по литературной взаимосвязи очень много. Их можно использовать не только как элементы урока, но и самостоятельное внеклассное чтение.


В раздел образования