Русско-якутские литературные взаимосвязи на уроках
Автор: Исакова Мария Егоровна Должность: учитель якутского языка и литературы, заместитель директора по учебной части Учебное заведение: Маганинская сош им. С.И. Тимофеева-Кустуктанова Населённый пункт: п.Орто Сурт, Горный улус, РС (Я) Наименование материала: статья Тема: Русско-якутские литературные взаимосвязи на уроках Раздел: полное образование
Русско-якутские литературные взаимосвязи на уроках
Что значит родной язык в жизни человека? Нужно ли подробно говорить об этом? Наверное,
нет. Чтобы осознать значимость родного языка, достаточно подумать о том, что бы произошло с
человеком, если бы прекратилось общение на родном языке А если язык неродной? И если
владеть или обязывает жизнь? Трудно , почти невозможно в многонациональном регионе жить
без общего языка, без языка межнационального общения при любых вариантах суверенного
развития национальных регионов. И это хорошо понимают не столько сами дети, сколько их
родители, родственники, учителя. Особенно трудно бывает ребятам в регионах, где отсутствует
русская речевая среда, где не с кем поговорить по-русски.
Специфика работы в национальной школе заключается в том, что на ранних этапах обучения
жизненный опыт учащихся, их эмоциональная память, мышление, воображение формируются
средствами родной речи. И поэтому учащиеся лучше осознают и прочнее запоминают явление
русского языка, если материал изучается во взаимосвязи с якутским языком. Такая работа
развивает в детях познавательный интерес, создает глубинный, внутренний мотив.
В активизации познавательных интересов и творческой самостоятельности учащихся, огромную
роль играет осуществление взаимосвязи в изучении русской и родной литературы.
Использование материалов литературных связей на уроке преследуют не только
образовательную, но и воспитательную цель. Сведения о ведущей роли русской литературы в
зарождении и развитии якутской литературы, о значении русских писателей в становлении
творческой индивидуальности многих якутских авторов. Рассказы о духовной красоте писателей и
поэтов способствуют воспитанию чувств уважения и интереса к русской литературе. Чувств
патриотизма и интернационализма.
Сопоставление аналогичных явлений в родной и русской литературе, комментирование
непонятного с помощью похожего, различные виды работы с лучшими образцами переводов на
родной язык это уже практикуется во многих национальных школах. В книге Т.А.Кугаевской
«Материалы литературных связей и краеведения в курсе русской литературы» в 8-10 классах
якутской школы рекомендуется вводить в систему уроков разнообразные формы включения
материалов о литературных связей: лекции учителя, беседы на основе сопоставления
произведений русских и якутских авторов, сообщения и доклады учащихся, выразительное чтение
стихов и отрывок из произведений русских и якутских писателей. Но при этом учитель должен
помнить и следить за тем, чтобы дополнительный материал не заслонял основной темы урока,
учитывать уровень подготовки учеников, наличие необходимой литературы, знание самим
учителем программных требований родной литературы.
Начиная с пятого класса можно научить учащихся сопоставлять близкие в идейно-тематическом
отношении русские и якутские пословицы. Они убеждаются в сходстве жизненного опыта и
нравственного идеала, духовной близости двух народов. Сопоставляя пословицы отмечают
благозвучность, выразительность, характерное для большинства пословиц двухчастное
построение, в каждой части находят и выделяет слова с противоположными значениями
(антонимы).
Можно провести конкурс на лучшего знатока народной мудрости, через опережающее
домашнее задание. В пятом классе, изучая отрывок из повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»,
знакомя детей с биографией замечательного русского-писателя-гуманиста и демократа, можно
уделять пять минут на рассказ о том, что за отказ принять новому царю Александру 3 , Короленко
выслали в Якутскую область. 24 ноября 1881 года он был доставлен в слободу Амгу, где и прожил
около трех лет. В Амге Короленко поселился в доме крестьянина-бедняка Захара Цыкунова,
который стал прототипом Макара в известном рассказе «Сон Макара».
Живя в Амге, Короленко занимался сельским хозяйством. У писателя остались хорошие
впечатления об Амге и якутском народе, он подметил гуманность, готовность всегда помочь
человеку в нужде, гостеприимство, трудолюбие.
При изучении повести «Дети подземелья» можно сделать сравнительный анализ рассказа
«Хачыгыр» Эрилик Эристиинэ. В этих произведениях героями являются дети, которые лишены
простых радостей жизни и отвергнуты обществом, бездушием и жестокостью хозяев. Повесть
заканчивается смертью маленькой девочки Маруси, а рассказ трагической смертью
двенадцатилетнего мальчика Хачыгыра. В 6 классе после изучения отрывка романа А.М.Горького
«Детство» дается ребятам прочитать дома отрывок из романа «Весенняя пора» Н.Е.мординова
главу «В маленькой юрте». После чтения дается две темы сочинения «Бабушка Дарья-лучший друг
Никиты» и «Бабушка Акулина Ивановна». Или ребята могут подготовить характеристику бабушек,
ответив на следующие вопросы:
1)
Как бабушки относились к людям?
2)
Чем они удивляют и восхищают внуков?
3)
В чем одаренность бабушек?
4)
В каких эпизодах они яркие и сильные?
При прохождении романа в 9 классе Н.В. Гоголя «Мертвые души» Важно проследить, как
чрезмерная жадность, скупость приводят к вырождению. К полной потере личности и всех
нравственных качеств.
Образ Плюшкина – самого богатого, но в то время почти нищего помещика близок к образу
Скупого богача Тюптюр Хара. В пьесе он выведен отталкивающим, безобразным существом,
порожденным уродливыми, античеловеческими отношениями дореволюционного строя. Его
внешний портрет и психология создаются средствами гротеска. Если ребята не знают драму, лучше
провести выразительное чтение монолога «Тюптюр Хара», или конкур на лучшее знание пословиц
о жадности, скупости.
В !0 классе можно сопоставить драму «Гроза» А.Н.Островского с якутским драматургом
Анемподистом Ивановичем Софроновым, с его драмой «Таптал».
Фактов и материалов по литературной взаимосвязи очень много. Их можно использовать не
только как элементы урока, но и самостоятельное внеклассное чтение.