Напоминание

"Начальный этап обучения игре на фортепиано как определяющий период в использовании здоровьесберегающих технологий"


Автор: Бакина Луиза Рустемовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Азнакаевская ДШИ"
Населённый пункт: город Азнакаево, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Начальный этап обучения игре на фортепиано как определяющий период в использовании здоровьесберегающих технологий"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Начальный этап обучения игре на фортепиано как

определяющий период в использовании здоровьесберегающих

технологий
Современные тенденции дополнительного образования создают перспективу необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. В данной статье рассматриваются условия использования здоровьесбережения на занятиях фортепиано с начинающими. Процесс здоровьесбережения должен опираться именно на начальный этап обучения пианистов, так как является определяющим периодом в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Обучение фортепианной игре представляет собой сложный и многогранный процесс. Основой начального обучения игре на фортепиано является воспитание эмоциональной отзывчивости на музыкальные впечатления, формирование художественного мышления учащегося. Первостепенной целью начального этапа обучения является знакомство с миром музыки и введение в него ребенка в доступной и увлекательной форме для этого возраста. Начальный период предусматривает создание «творческого фундамента», который является своеобразной базой, где формируется отношение к музыке как к искусству, а также закладывается прочная основа для общемузыкального и профессионально-музыкального образования детей. Трудностью начального этапа обучения является умение распределять внимание между большим количеством незнакомых объектов. «Начинающий ученик должен: верно читать нотный текст, брать нужные клавиши нужными пальцами, соблюдая правильные штрихи, делать достаточно ловкие движения; слышать и контролировать свою игру; играть достаточно красивым и певучим звуком, осмысленно и в какой-то мере эмоционально». На сегодняшний день современная методика обучения игре на фортепиано не ставит «жестких рамок» по обязательным срокам игры на инструменте, таким образом, игра по нотам вводится не обязательно с
первых уроков, а лишь тогда, когда ребенок будет готов к данному этапу. Множество современных программ и методик по обучению игры на фортепиано внедряют в урок различные игровые элементы, которые способствуют лучшему усвоению нового материала, создавая на уроке благоприятную среду для ребенка, тем самым обеспечивая психологический комфорт во время занятия. Обучение ребенка в ДМШ, как правило, начинается в 6-7 лет. На необходимость изучения возрастных характеристик детей указывал педагог- пианист Л.А. Баренбойм «Педагогу важно знать особенности развития детской психики (непосредственный, конкретно-чувственный характер восприятия, преобладание образного мышления, стремление к изучению нового, проявление интереса к игровым видам деятельности и др.)» Важная роль в характеристике младшего школьника отводится эмоциональности, в этом возрасте повышается значимость эмоциональных реакций. Б.М. Теплов отмечает: «Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста (пластичность игрового аппарата, психологическая готовность к обучению, активность творческого начала и др.) создают режим наибольшего благоприятствования для формирования устойчивых слухо-двигательных комплексов, предпосылок дальнейшего совершенствования индивидуальной исполнительской техники». Педагогу, работающему с детьми данного возраста, необходимо владеть знаниями в области анатомо-физиологических и психологических особенностей, так как в противном случае, это может привести к совершению непоправимых ошибок в методике воспитания, что может привести к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью. В учебнике Е.Н. Назаровой и Ю.Д. Жилова «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» очень подробно рассмотрены анатомо- физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Авторы
указывают, что в данном возрасте продолжает свое формирование структура тканей, продолжается их рост. Если сравнивать с предыдущим периодом дошкольного возраста, то темп роста в длину немного замедляется, но вес тела продолжает увеличиваться. Грудная клетка в этот период предусматривает увеличение в окружности, меняется к лучшему ее форма, которая превращается в конус, обращенный основанием кверху. Это приводит к увеличению жизненной емкости легких. Лишь функция дыхания до сих пор остается несовершенной, из-за слабости дыхательных мышц. Поэтому дыхание у младшего школьника поверхностное и относительно учащенное. При выполнении физических упражнений важно строго согласовывать движения тела с их дыханием. Важным этапом в учебной деятельности является обучение правильному дыханию. Дыхательная система тесно функционирует с органами кровообращения. Система кровообращения поддерживает уровень тканевого обмена веществ. Сердце у детей данного возраста работает лучше, так как просвет артерий более широкий. Кровяное давление немного ниже, чем у взрослого человека. При напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей сильно учащаются. При систематической тренировке функции сердечно-сосудистой системы совершенствуется. Мышечная система в этом возрасте способна к интенсивному развитию, что выражается увеличением мышечной силы . Данный возраст охарактеризован сменой образа и стиля жизни: возникают новые требования, новый социальный статус ученика, принципиально новая деятельность – учебная деятельность. У ребенка происходит смена восприятия своего места в системе отношений. Несколько другими становятся его интересы, ценности, меняется его уклад жизни. С точки зрения физиологии – это период физического роста, ребенок быстро тянется вверх, происходит дисгармония в физическом развитии, которое опережает психическое развитие ребенка, что приводит к временному ослаблению нервной системы. Начинает проявляться
беспокойство, повышенная утомляемость, возникает повышенная потребность в движениях, что благополучно восполняется на уроке фортепиано, применяя физкультурно-оздоровительные технологии. Мышление в младшем школьном возрасте является доминирующей функцией, происходит переход от наглядно-образного к словесно- логическому мышлению. Данный фактор направляет на постепенный переход мышления посредством игровых методов на уроке фортепиано при условии психологического комфорта от нововведений. Развитие памяти происходит в двух направлениях- произвольности и осмысленности. В процессе учебной деятельности развиваются все виды памяти: кратковременная, долговременная и оперативная. Это происходит благодаря необходимости заучивать учебный материал. Игра на фортепиано подразумевает заучивание большого спектра нотного материала в процессе освоения инструмента, поэтому начальное обучение игре на фортепиано должно быть направлено на развитие памяти, которое достигается путем специальных упражнений, разработанных с учетом здоровьесбережения. Еще не стабильно активизируется внимание. Удержание внимания становится возможным лишь благодаря волевым усилиям, а также высокой мотивации. Следовательно, урок фортепиано должен включать в себя различные виды деятельности, точно регламентированные по времени, способные удерживать внимание младшего школьника, увлекать его и активизировать интерес к игре на инструменте. Происходит интенсивное развитие самосознания, становление самооценки, что зависит от успеваемости ребенка и особенностей общения педагога с классом. У неуспевающих детей может возникнуть компенсаторная мотивация, следовательно, дети могут начать утверждаться в других областях – в занятиях живописью, музыкой, спортом.
У младших школьников особенно чувствительной является нервная система, в связи с этим, смена учебной деятельности на протяжении урока является особенно важной, которая предусматривает включение в занятие физических минуток, расслабление во время прослушивания музыки. В состав упражнений для физкультминуток можно включать следующие виды упражнений:  для формирования правильной осанки;  для укрепления «мышечного корсета»;  для укрепления мышц кистей рук;  для выработки рационального дыхания;  мимические упражнения. Желательно использование на занятиях различных игрушек, картинок. В процессе имитирования действий детей с ними, развиваются различные виды памяти: ассоциативная, образная, словесно-логическая, что служит помощником при выполнении задач по укреплению памяти. При переключении на другой вид деятельности, ребенок меньше утомляется, что способствует лучшему усвоению учебного материала. Обязательным условием эффективного проведения физкультминуток являет ся положительный, эмоциональный фон. Начало учебного процесса предполагает переход от игровой деятельности к учебной, которая является ведущей. В это время происходит формирование основных психических новообразований. Немаловажное значение в этот период имеют игры, требующие проявления ловкости, быстроты, силы. Переход к учебной деятельности должен быть постепенным, равномерным. Велика роль подвижных игр в воспитательном значении: процесс игровой деятельности развивает практически все психические функции и качества (внимание, оперативную память, воображение, мышление, остроту ощущений и восприятия, волевые качества).
Для детей игры - это эффективный способ самореализации и самовыражения. Использование игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить психическое и физическое здоровье, обеспечивает мотивацию на обучение, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызывает положительные эмоции, то есть создает благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрывает индивидуальность ребенка. Игровые формы, применяемые на уроках фортепиано, разнообразны:  подвижные игры, включающие игры на внимание, на воспитание слуховых представлений;  ролевые игры. Рассмотрим обучение игре на фортепиано с точки зрения здоровьесбережения. Среди минусов на первый план выходит дополнительная нагрузка, так как занятия по фортепиано предусматривают большую часть свободного времени проводить сидя за инструментом, определенное время находясь в малоподвижном положении. Но, говоря о пользе от занятий музыкой, становится ясно, что эффект неизмеримо выше всех забот и прилагаемых усилий, поскольку происходит совершенствование физического развития, которое включает в себя развитие чувства ритма и музыкального слуха, тренировку мелкой моторики о координации движений, вырабатывание силы воли, усидчивости, воспитание сценической выдержки, развитие внимания и памяти. Применение здоровьесберегающих технологий в начальном этапе обучения на фортепиано помогает учащимся успешнее адаптироваться в социальном и образовательном пространстве, позволяет раскрыть творческие способности. Внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий обеспечивает снижение показателей заболеваемости детей, улучшает психологический климат в детском
коллективе. Освоив эти технологии, учитель добивается лучших результатов, вследствие улучшения дисциплины и увеличения работоспособности и повышения эмоционального настроя детей. При стабильных занятиях игры на фортепиано, развиваются мышцы кистей рук, что является существенным облегчением нагрузки на руки детей, заметна тенденция изменения почерка в лучшую сторону. Современная методика преподавания фортепиано в условиях здоровьесбережения нацелена на создание благоприятного режима двигательной активности обучающихся, учитывая их возраст и состояние здоровья. Также неотъемлемым условием для здоровьесбережения детей являются гигиенические условия в классе, которые должны соответствовать санитарным нормам. Необходимо соблюдать чистоту в классе, поддерживать определенную комфортную температуру, свежесть воздуха, контролировать уровень освещенности. Во многом риск заболевания детей, повышенной утомляемости, зависят от соблюдения этих норм. Основным упором на уроке фортепиано является рациональная организация занятия, применение активных форм и методов обучения. Целесообразно использование на уроке по фортепиано следующих приемов здоровьесбережения: расслабление под музыку, включение игровых моментов, динамических пауз, гимнастику для глаз, смену деятельности. Существует большой спектр видов деятельности на занятиях по фортепиано, которые позволяют на каждом занятии прибегать к различным здоровьесберегающим технологиям. В качестве отдыха желательно использовать прохлопывание ритмических рисунков, также дети с большим удовольствием раскладывают знакомые песенки на карточках. Применение пальчиковых игр-упражнений сделает урок разнообразнее. Прослушивание музыкального фрагмента из серии лучших образцов музыки отвлекут ребенка от суеты, позволят расслабиться от изучения сложных элементов. Выполнение ритмических упражнений под музыку создает благоприятную
среду на занятии: ребенок становится раскованным, легко выражает свои эмоции, улучшается настроение, начинают свою работу различные мышцы, задействованные при выполнении упражнений. Система музыкально-оздоровительной работы предусматривает использование на уроке фортепиано с начинающими следующие виды деятельности, направленные на здоровьесбережение:  дыхательную гимнастику (способствует развитию певческих способностей, а также участвует в повышении показателей в диагностике дыхательной системы);  пальчиковые игры (способствуют развитию речи у ребенка, улучшают координационные способности пальцев рук, участвуют в формировании образно-ассоциативного мышления);  речевые игры (участвуют в развитии речевого и музыкального слуха, выразительности речи);  музыкотерапию (снимает раздражение и у с т а л о с т ь , восстанавливает ровное, спокойное дыхание);  логоритмику (совершенствует психофизические функции, способствует развитию эмоциональности);  ритмопластику (обеспечивает психологическое раскрепощение, укрепление и развитие мышц, влияет на кровообращение, вырабатывает грацию);  вокалотерапию (оказывает благотворное влияние на работу желез внутренней секреции, почек, сердца, массирует гортань);  сказкотерапию (развивает образное мышление, способствует проявлению творчества). Важнейшим условием в достижении успеха в игре на фортепиано является владение искусством вокального интонирования, так как лишь певучая и выразительная игра способна найти настоящий отклик в душе у слушателя. Пение создает положительный эмоциональный настрой и
обеспечивает лучшее усвоение нотного материала. В процессе занятий вокалотерапией происходят изменения в дыхании, оно становится более экономичным, от чего напрямую зависит работоспособность ребенка. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов, поэтому вокалотерапию следует использовать на уроках систематически. Сказкотерапия используется в качестве психотерапевтической и развивающей работы. Сказка является именно тем общением, которое ребенок лучше всего воспринимает. Сказкотерапия является направлением воздействия на ребенка, нацеленным на коррекцию поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Детям приносит огромное удовольствие «олицетворять» сказочных персонажей. Для этой цели можно использовать кукольный театр, различные ролевые игры, в которых дети являются главными сказочными персонажами из любимых сказок. Для осуществления творческого воображения целесообразно давать возможность выступать в роли сочинителя сказки. Через сочиненную сказку можно охарактеризовать душевное состояние ребенка, его настроение, узнать о его переживаниях. Также в качестве одного из видов деятельности, направленного на здоровьесбережение, можно рассмотреть пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика в стихотворной форме и пальчиковые игры влияют не только на развитие речи, они разминают суставы пальцев, улучшают цепкость пальцев, служат отличной сменой деятельности на уроке фортепиано, отвлекают ребенка от сложного процесса овладения первоначальными навыками игры на инструменте. Мелкую моторику рук следует развивать с самого раннего возраста. Дети, у которых лучше развита координация, лучше рассказывают и пересказывают, лучше развивается
память и образное мышление. Поэтому занятия пальчиковой гимнастикой очень полезны для ребенка, а также, это занятие приносит им огромное удовольствие, делая урок по фортепиано увлекательным и интересным занятием. Выполнение пальчиковой гимнастики, направленной на свободу двигательного аппарата, является необходимым условием успешного овладения навыками игры на фортепиано начинающих пианистов в условиях здоровьесбережения. Еще одним видом деятельности, направленным на сохранение здоровья является логоритмика, которая является одним из звеньев педагогики, соединяющей в себе музыку, слово и движение. Логоритмика является системой двигательных упражнений, где определенные движения сочетаются совместно с произнесением специального речевого материала. Эти занятия ориентированы на совершенствование речи ребенка, на всестороннее развитие, на овладение двигательными навыками, а также на способность преодолевать трудности. Регулярные логоритмические упражнения положительно влияют на сердечно-сосудистую систему, дыхательную, познавательную, рече-двигательную системы. «Двигательные» песенки направлены на укрепление позвоночника и всех мышц еще неокрепшего тела младшего школьника. Логоритмика включает в себя следующие виды деятельности:  упражнения, развивающие мелкую моторику;  упражнения, развивающие дыхание, голос, артикуляцию;  упражнения, регулирующие мышечный тонус. На уроке фортепиано целесообразно включать логоритмические упражнения, состоящие из произнесения стихотворных строк совместно с движениями. Благодаря этому у ребенка развивается внимание, дыхание, сенсорные функции, вырабатывается правильная осанка, грация движений, укрепляется костно-мышечный аппарат и способность сосредотачиваться. Выполняя упражнения с пением на уроках фортепиано, дети учатся
выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, получает развитие чувство ритма и музыкальный слух. Также данные упражнения формируют доверительные взаимоотношения между педагогом и ребенком. В занятия входят: массаж пальцев, стихотворения, ходьба и бег под музыку, гимнастика для глаз, мимические упражнения, речевые и музыкальные игры. В результате систематического включения этих упражнений в урок фортепиано у ребенка происходит развитие слухового внимания и двигательной памяти, выработка координированных движений совместно с речью, развитие творческой фантазии и воображения. Следующим видом деятельности, активно использующего в качестве укрепления здоровья на уроке фортепиано является ритмопластика. Особенностью урока фортепиано с использованием элементов ритмопластики заключается в положительном эмоциональном фоне ребенка, который создается благодаря тщательному подбору музыкального репертуара, умелого планирования занятия, правильного отношения к достижениям каждого ученика. На занятиях фортепиано с использованием элементов ритмопластики широко используется импровизационная работа, где ребенок выполняет танцевальные элементы, придуманные им вариации, участвует в передаче игровых образов в инсценировке песен. Такого рода упражнения направлены на развитие фантазии и обеспечивают отличное настроение, что отражается на общем состоянии здоровья ребенка. Таким образом, мы охватили основные виды деятельности, содержащие в себе элементы здоровьесбережения, применяемых на уроке фортепиано. Рациональная организация урока содержит в себе разнообразные виды деятельности, эмоциональные и физические разрядки, которые способствуют снятию переутомления, увеличению интереса к игре на инструменте, сохранению активности до конца урока, к побуждению узнавать все больше нового.
Хочется подчеркнуть, что внедрение здоровьесберегающей модели, ее реализация, является подтверждением эффективности использования современных здоровьесберегающих технологий на уроках ДМШ и достигает при этом положительные результаты. Система обучения в ДМШ, содержащая индивидуальные занятия, таит в себе огромные возможности, ценность которых заключается в их гуманистической направленности, в сохранении и укреплении здоровья детей.
Список использованной литературы
1. А в р а м ко в а , И.С. Исторические традиции музыкотерапии: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 12 / И.С. Аврамкова, А.С. Клюев// СПГУВК. - 2006. – С.216-223. 2. Аврамкова, И. С. К вопросу об обновлении фортепианного репертуара в современной ДМШ / Современное музыкальное образование-2005 : материалы международной научно-практической конференции (26-28 окт. 2005 г.) / И.С. Аврамкова// ИПЦГУТД. - 2005. - С. 42-46. 3. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой: учеб. пособие / А.Д. Артоболевская. - М.: Российское музыкальное издательство, 2006. –146 с. 4. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. – 2000. - Т.7 №2. - С. 21-28. 5. Бажуков, С.М. Здоровье детей - общая забота / С.М. Бажуков. – М.: Академия, 2004. – 212 с. 6. Баренбойм, Л.А. Путь к музыке / Л.А. Баренбойм, Н.Н. Перунова. - М.: Советский композитор, 1988. - 168 с. 7. Барсукова, С.А. Азбука игры на фортепиано: учебное пособие / С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 115 с. 8. Белорусова, В.В. Физическое образование / В.В. Белорусова. – М.: Логос, 2003. – 96 с.
9. Блаво, Р. Исцеление музыкой / Р.Блаво. – СПб: Питер, 2003. – 192 с. 10. Борухзон, Л.М. Азбука музыкальной фантазии: учебное пособие / Л.М. Борухзон, Л.Л. Волчек, Л.М. Гусейнова. - СПб.: Композитор, 2004. – 36 с. 11. Буренина, А.И. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста /Ритмическая мозаика/ А.И. Буренина. – СПб: ЛОИРО, 2000. – 220 с. 12. Выготский, 8Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с. 13. Геталова, О.А. В музыку с радостью: пособие для младших классов ДМШ / О.А. Геталова, И.В. Визная. - СПб.: Композитор, 1997. - 160 с. 14. Глушенко, М.А. Фортепианная тетрадь юного музыканта: учебное пособие. Вып.1 / М.А. Глушенко. - Л.: Музыка, 1988.- 132 с. 15. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с. 16. Емельянова, Г.А. Упражнения- трансформеры: учебное пособие / Г.А. Емельянова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 84 с. 17. Ермакова, М.А. Формирование индивидуального опыт а здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы: дис. …канд. пед. наук / М.А. Ермакова. – Самара, 2008. – 139 с.


В раздел образования