Напоминание

Взаимоотношения живых организмов


Автор: Милицкая Ирина Леонидовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 25
Населённый пункт: город Крымск Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Взаимоотношения живых организмов
Раздел: полное образование





Назад




Урок биологии в 11-ом классе Учитель биологии И.Л. Милицкая МБОУ СОШ № 25 г. Крымск
Тема: Взаимоотношения живых организмов.

Цель:
- углубить знания о сложных взаимоотношениях живых организмов, конкретизировать знания типов отношений; - выяснить каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе; - воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Ход урока.
1. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос: - Назовите принцип классификации экологических факторов; - Какие факторы окружающей среды относят к абиотическим? - Что является изначальным источником энергии на Земле? - Существует ли взаимосвязь между климатическими факторами и географической зональностью? 2. Устные ответы учащихся по карточкам Какую роль для живых организмов играет температурный фактор? Какие приспособления существуют у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды? Какое влияние на живые организмы оказывает неравномерное распределение света? Приведите примеры. Что такое фотопериодизм? Какое значение он имеет в жизни растений и животных? Какова роль воды для живых организмов? Как растения и животные приспосабливаются к недостатку влаги?
Какое влияние на живые организмы оказывает ионизирующее излучение? 3. Изучение нового материала. Какие факторы относят к биотическим? Учитель обобщает ответы учащихся. Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные сообщества приспособленные к совместному обитанию. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений. Положение популяции (или вида) при различных формах взаимоотношений обозначается условными знаками: « - » - неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред) « + » - благоприятное влияние (вид извлекает пользу) « 0 »- отношения безразличные (отсутствие влияния) Таким образом, все биотические связи можно разделить на группы: + + Взаимополез ные + 0 Полезно- нейтральные + - Полезновред ные - - Взаимовред ные 1 0 Нейтральны е - 0 Вредно- нейтральные В процессе изучения материала учащиеся заполняют нижнюю строку таблицы. К группе взаимополезных биотических связей, при которых организмы получают обоюдную пользу, относятся многообразныесимбиотические отношения организмов. Работа с текстом учебника.
Кооперация
– совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, т.е. не является непременным условием. Пример: распространение муравьями семян некоторых растений леса. Приведите еще примеры кооперации.
Мутуализм
– форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них. Пример: отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты. Без простейших термиты погибают от голода. А жгутиковые получают в кишечнике условия благоприятные для жизни и размножения и в свободном состоянии в природе не встречаются. Приведите еще примеры мутуализма.

Комменсализм
– взаимоотношения, при которых один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично. Учащиеся приводят примеры из учебника и сообщения одноклассника. Пример: крупные млекопитающие (собаки, олени и др.) являются разносчиками плодов и семян с зацепками (репейник, череда и др.), не получая от этого ни вреда ни пользы. Варианты комменсализма: - нахлебничество – потребление остатков пищи хозяина (львы – гиены) - квартиранство - использование одними видами других (их тел или жилищ) в качестве убежища или жилища. Рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, не принося ему вреда. Далее учащиеся самостоятельно, работая с текстом учебника, записывают определения таким типам взаимоотношений как:
хищничество
,
паразитизм,

конкуренция.
Результаты работы заносят в таблицу. Учитель подводит учащихся к формулированию
закона

Гаузе
(закон конкурентного исключения): Конкурентные виды вместе не уживаются. Какое практическое значение имеет закон Гаузе? При конструировании искусственных сообществ (садов, лесопарков, пастбищ и др.) подбирают такие виды растений и животных, которые уживались бы и дополняли друг друга, не вступая в жесткую конкуренцию и полностью использовали имеющиеся ресурсы. Какие взаимоотношения можно обозначить условными знаками 0 – 0? Учащиеся сами дают определение: такие взаимоотношения, при которых совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга –
нейтрализм
. Пример: синицы и мыши в одном лесу – нейтральные виды. Какие отношения можно назвать вредно-нейтральными? Такие, при которых для одного совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы –
аменсализм.
Пример: светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, тогда как самому дереву это безразлично. 4. Домашнее задание. Изучить параграф 77, подобрать примеры к каждому типу взаимоотношений организмов.


В раздел образования