Автор: Власова Антонина Михайловна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ Школа №384 ШО№2 Населённый пункт: Москва Наименование материала: конспект урока Тема: "Что такое предложение" Раздел: начальное образование
Тема: «Что такое предложение».
Цели:
Воспроизвести
знания
учащихся
о
предложении,
ознакомить
с
ролью предложения в речи.
Формировать
представление
о
предложении
как
единице
речи,
выражающей законченную мысль. Развивать умение правильно
оформлять
предложение
в
письменной
речи:
употребление
большой буквы в начале предложения, точки в конце; составлять
устные предложения и оформлять их на письме.
Задачи:
развивать умение различать среди группы слов предложение,
развивать
умение
правильно
оформлять
предложение
в
письменной речи,
учить читать предложения выразительно в соответствии со
смыслом и знаками препинания в конце,
воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
Оргмомент
На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай!
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
Чистописание
o
Как
всегда
мы
проверяем
посадку,
наклон
тетради,
приготовили ладошки, делаем разминку вместе со мной.
o
Откройте тетрадь, подпишите число, классная работа.
o
Сегодня 12 сентября. Чтобы узнать над правописанием
какой буквы мы сегодня будем работать, вам надо отгадать
ребус:
Сколько букв в слове? - 6
Сколько слогов? -3
Как вы определили количество слогов? (Правило)
Послушайте стихотворение.
Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено: -
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
- О какой букве говорится в стихотворении?
- Какие звуки обозначает эта буква? Что это за звуки ? Эта буква
обозначает
согласный
звук,
твердый,
звонкий,
непарный
и
находится в 1 слоге.
(Буква Р)
- Сегодня мы будем прописывать строчную и заглавную буквы р и
Р.
Р р
Из каких элементов состоят эти буквы?
Посмотрите, как правильно писать
Повторим в воздухе.
Запишем в тетради.
Словарная работа
Какое слово мы отгадали в ребусе? (Родина)
- Кто может объяснить значение этого слова?
Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…
Вот какие замечательные строки написал известный русский
поэт Сергей Есенин. Его стихи мы будем с вами учить на уроках
литературного чтения.
- Скажите, о какой родине говорится в стихотворении? (О малой)
- Это слово пишется с маленькой буквы.
родина
-
Запишите
это
слово.
Поставьте
ударение
и
подчеркните
безударную гласную непроверяемую.
- А еще какое значение имеет слово родина? (Родина – страна)
- Запомните, что это слово в таком ее значении пишется с большой буквы!
Родина
- Запишите слово, поставьте ударение и подчеркните не только
безударную гласную непроверяемую, но и заглавную букву.
- У слова Родина есть слова, близкие по значению.
-
Итак,
это
- Отчизна
и
Отечество .
Кто
может
объяснить
значение этих слов? ( Отчизна и Отечество – это страна наших
отцов.)
- Мы говорим: Родина, родимый, родной. А кто как не отец и мать
дороже всех на свете? А так как раньше во главе рода стоял
мужчина – отец, поэтому мы и говорим: Отечество или Отчизна.
В словаре синонимов так говорится об Отчизне и Отечестве:
«Родина, край отцов, родная страна».
- Запишите эти слова и запомните их: Отчизна, Отечество.
- Что это за слова? (Имена собственные)
-
Что
мы
знаем
об
их
правописании?
Поделили
на
слоги,
поставили ударение.
Самоопределение
т е м ы
и
ц е л и
урока
Что вы записали в словарной работе? Что можно составить из
слов?
Вспомните, что такое предложение?
Мы начинаем изучать новый раздел.с.23
Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая данный раздел.
Какова же сегодняшняя тема урока. Какие цели поставим перед
собой на уроке?
Работа
по
теме
урока
- У вас на столе лежат у каждого карточки с группами слов.с.24
№20 Возьмите их.Охарактеризуйте каждую группу слов.
1)
просто слова
2)
незаконченное предложение
3)
предложение
- Как вы определили? - Докажите, что это предложение.
- А как вы понимаете смысл этого предложения?
- Обратите внимание, как написано слово родина! Значит, речь
идет о…., и в предложении говорится о малой родине.
- - Сформулируйте теперь правило о предложении .
«Предложение
– это одно или несколько слов, связанных
между собой по смыслу. Предложение выражает законченную
мысль».
- Чтобы списать это предложение, надо вспомнить о правилах
написания предложений.
Как правильно оформляем предложение на письме?
(Все списывают в тетради на следующую строчку, а ученица - на
доске с комментированием)
У каждого человека есть своя родина.
- Подчеркните орфограммы написания предложения: начало, слова
отдельно, конец.
Работа над новым
материалом
Какие пословицы о Родине вы знаете?
(Родина-мать, умей за неё постоять.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.)
Можно ли сказать, что это предложения?
Откройте учебник на стр. 24, найдите упр.21
Это
строки
из
стихотворения
замечательного
поэта
Сергея
Есенина, который горячо любил Родину и в своих произведениях
воспевал красоту родной природы.
- Послушайте стихотворение
- Стихотворение является текстом?
А что такое текст?
Назовите тему этого текста или о чем
говорится в тексте? (летняя ночь)
Сколько предложений?
- Прочитайте самое короткое предложение. Сколько слов? (1)
- Прочитайте самое длинное предложение. Сколько слов? (6)
- О чем говорится в 1 предложении? (Во 2?) (В 3?) (В 4?)
- Как в устной речи мы отделяем предложение
друг от друга?
(Паузой) А в письменной речи? (Знаками препинания)
Физкультминутка
Ночной ветерок залетел к нам в класс(дует ветер нам в лицо....)
Повторение о
знаках
препинания в
конце
предложения
- Какие знаки ставятся в конце предложений?
- Откройте р/т на стр. 7 упр. 11.
-
Ознакомьтесь
с
текстом.
Найдите
лишний
знак
препинания.
(Точка)
- Выполните задание в рабочей тетради. Что надо сделать?
Повторение
предложений
по
цели
На доске написаны предложения:
1. Мы гуляли в осеннем лесу 2. До чего красиво здесь 3. А вы
были в осеннем лесу
высказывания
и
по интонации
- Как узнать какой знак надо поставить в конце предложения?
Ваше мнение.
- Прочитайте предложение, в котором о чем - то сообщается. (1).
- Какой знак препинания поставите в конце предложения?
Вывод:
Если в предложении о чем – либо сообщается, то в конце
ставится точка.
- Прочитайте предложение, которое содержит вопрос (3)
Что
поставите в конце предложения?
Вывод: Если….
- Прочитайте предложение, в котором выражаются чувства (2).
Какой знак препинания поставите в конце предложения?
С.25 Давайте прочитаем согласна ли с нами мудрая сова.
Отработка нового
материала
Дополнительно
Работа в парах и у доски. Игра «Кто быстрее?»
(Дана группы слов)
покрылся красив дети
лес лес делают
снегом Как зимой
Зимой зимой Что
-
Необходимо
составить
предложение
из
слов,
выбрать
знак
препинания и поставить его в конце предложения.
К доске идут: 1 ряд – 1 ученик
2 ряд – 1 ученик
3 ряд – 1 ученик
Все остальные работают в парах.
Проверка.
- Почему вы поставили такой знак?
-
Спишите
правильно
любое
предложение
и
подчеркните
орфограммы написания предложения.
Рефлексия
Итог урока
Выставление
отметок
- Важную ли тему мы сегодня обсуждали на уроке?
- Можно ли общаться, не используя предложения в речи? Почему?
- Для чего мы ставим знаки препинания в конце предложений?
Д/З
Откройте учебник на стр 24 (правило).
Знать написание новых словарных слов.
Это ваше домашнее задание.
Оно тоже связано со словом родина. Прочитайте задание. Кому
не понятно задание? Кто может объяснить?