Автор: Чернышова Елена Сергеевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО Петровская ДШИ Населённый пункт: Челябинская обл., Красноармейский р-н, пос. Петровский Наименование материала: методическая разработка Тема: Мастер-класс "Домовенок" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
Петровская ДШИ
План-конспект
Мастер класса для педагогов дополнительного образования
По теме: Изготовление куклы "Домовенок"
Ответственная за проведение мастер-класса:
Педагог дополнительного образования
Чернышова Елена Сергеевна
Челябинск 2016
Цель: Изготовить куклу "Домовенок".
Задачи: Дать технологию изготовления головы, моделирования лица способом
"утяжки" из трикотажного полотна с синтепоновым (ватным) наполнением,
туловища куклы на основе мешочка.
Мастер-класс рассчитан на два академических часа
Оборудование: наглядные пособия
Пропорции головы человека
Основные пропорции взрослого человека
Последовательность работы над головой куклы
Влияние изменения пропорций головы на характер куклы
Несколько готовых кукол
Комплекты на каждого участника мастер-класса:
два круга из тонкого трикотажа телесного цвета диаметром 8-10 см.
мешочек из х\б ткани (светлый верх, темный низ)7 на 10 см.
два круга из мешковины диаметром 5-6 см.
нитки бежевого оттенка, игла.
синтепон (вата)
бусинки черного, синего, зеленого цветов.
пряжа акриловая, полушерстяная (оранжевого, бежевого ит.п. цветов)
Акриловые краски (акварель, фломастеры).
ножницы.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Осмотр представленных экспонатов, работ учащихся объединения "Юный
художник" и "Мягкая игрушка".
Знакомство с педагогом, проводящим мастер-класс.
2. Теоретическая часть:
В детстве каждый из нас верит в кукольную сказку. Нам кажется, что стоит
переступить порог своего дома, как куклы отправятся друг к другу в гости. Стоит
проснуться внезапно ночью, и перед нами предстанет картина кукольного бала.
Через куклу, через игру мы все постигали в детстве тайну сближения мира живого и
неживого, одухотворенного и механического, мнимого и подлинного.
Манекены, маски, идолы, статуи, мумии, чучела, восковые фигуры,
"оживающие портреты" связаны с человеком множеством нитей.
В древности куклы должны были удовлетворять не только физическим, но и
символическим требованиям, что делало куклу частью общей космической схемы,
микромоделью Вселенной. Поэтому люди их делавшие относились к касте
посвященных, были держателями сакральных знаний. Они создавали обрядовых
кукол как вместилище душ умерших, или как оберег блокирующий канал связи
между человеком и силами внешнего, или как инструмент магии. Во всех случаях
кукла, изготовленная архаичным способом, осознавалась живым существом и
использовалась в магических и ритуальных действиях. Она сопровождала весь
жизненный путь человека - от рождения до смерти.
В наши дни символическая функция куклы, внутренняя информативность
уступила место фабричному стандарту формы, синтетическим материалам. Но если
кукле посчастливится пройти через руки и сердце настоящего мастера, который
вдохнет в нее душу, научит без слов открывать перед зрителем тайну человеческой
любви, то достаточно взять такую куклу в руки, чтобы почувствовать, услышать
мелодию души художника ее сотворившего.
При работе над образом куклы самое важное - это идея, то для чего кукла
создается, что автор хочет донести до зрителя. Идея воплощается в эскизе, легкие
характерные наброски преобразуются в более проработанный рисунок. Но даже
имея перед собой хорошо проработанный эскиз нет гарантии , что кукла будет
именно такой как задумано в начале. Кукла как живой организм питается энергией
создателя, рождаясь стремится к самобытности, вносит свои поправки в
изначальный замысел. Многие заметили, что куклы похожи по своему характеру,
совокупности каких-то неуловимых черт на человека их сотворившего. Они
отражают общую сущность личности и мимолетное настроение художника. Творите
с добрым сердцем!
Практическая работа:
Изготовление головы
Используем плакаты: "Пропорции головы человека", "Схема наложения
утягивающих стежков при моделировании лица куклы" и "Влияние изменения
пропорций головы на характер куклы".
1. Формируем из ваты (синтепона) шарик 1,5 см
2. Располагаем шарик в центре трикотажного круга и обтягивая формируем
стежками нос куклы
3. Трикотажный круг с носиком в центре обшиваем швом через край, слегка
стягиваем и набиваем лицевую часть головы.
4. Формируем рот и губы по схеме.
5. Формируем углубления для глаз и брови по схеме.
6. С помощью иголки увеличиваем объем щек.
7. Второй трикотажный круг обшиваем и стягиваем через край.
8. Набиваем наполнителем затылочную часть головы.
9. Сшиваем лицевую и затылочную части потайным швом.
10. Наматываем нити выбранного цвета на лодонь в количестве необходимом
для "прически" куклы.
11. Разрезаем моток и прошиваем нити по середине ("пробор").
12. Пришиваем "волосы" к голове куклы.
13. Выбираем цвет и размер бусинок для глаз и пришиваем.
14. Пользуясь красками или фломастерами, расписываем лицо.
После изготовления головы куклы необходимо:
15. выбрать мешочек-туловище и стянуть его через край.
16. Стежками сформировать руки до линии штанишек.
17. Лапти изготовленные из мешковины (круги диаметром 5-6 см. стянутые и
набитые наполнителем) пришиваются на уголки мешочка.
18. Потайным швом соединить голову и туловище - кукла готова.
Подведение итогов:
Устроить экспресс-выставку работ
Обсудить итоги работы
Сделать общую фотографию участников мастер-класса.