"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах"
Автор: Казакова Ирина Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Непоседы" Населённый пункт: Муравленко, Тюменская область Наименование материала: Статья Тема: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах" Раздел: дошкольное образование
Казакова И. В.
Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась
поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было
интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их
слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет
единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в
музыкальной.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает
вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-
творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс
активных творческих действий.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской
деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на
музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические
чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как
выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение
сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов,
развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных
инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует
координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает
фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:
музыкальные занятия
театральная деятельность
выступления на праздниках
кружковая работа.
В разных видах деятельности:
пение
слушание музыки
движение.
В своей работе я использовала авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой “Элементарное
музицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры
звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа”.
Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр
возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению
музыкальных и творческих возможностей детей.
Система заданий, которые входят в эту программу позволяют:
1.
Поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке
2.
Привить навыки игры на музыкальных инструментах
3.
Знакомить с произведениями детской классической музыки на практике.
4.
Овладевать простейшими элементами музыкального языка.
5.
Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность,
самостоятельность и свобода мышления
6.
Развивать навыки общения и сотрудничества.
Основными видами деятельности по элементарному музицированию являются активные
формы:
1.
Пение
2.
Игра на детских музыкальных инструментах
3.
Речевые упражнения и движения
Цели:
1.
Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на
основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования
творческих процессов.
2.
Развивать музыкальные способности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
1.
Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
2.
Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
3.
Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.
4.
Исполнять не сложный аккомпанемент в виде остинатных ритмоформул.
5.
Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или
музыкальными инструментами.
6.
Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
7.
Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на
музыкальных инструментах.
Развивающие:
1.
Развивать чувство ритма, тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в
звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
2.
Развивать у детей чувство уверенности в себе.
3.
Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
Воспитательные:
1.
Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
2.
Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
Мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей.
Она утверждает: “Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых
музыкальных переживаний, полученных в активном общении, с музыкой вряд ли
подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.