Хореография.Как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Яровенко Ангелина Борисовна Должность: педагог дополнительного образования, хореограф Учебное заведение: МБОУ ДО "ДДТ" Населённый пункт: п.Пурпе Наименование материала: методическая разработка: Тема: Хореография.Как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья Раздел: дополнительное образование
Количество детей-инвалидов, которых психолого-педагогическое сообщество корректно называет
детьми с ограниченными возможностями здоровья, растёт неукоснительно.
В данной выпускной аттестационной работе инвалидность рассматривается не только как
нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению
жизнедеятельности, но и как способ формирования и развития личности в особой социальной
ситуации развития.
Отсутствие социально-важных навыков приводит к социальной дезадаптации в обществе, которое,
в свою очередь, получая неприспособленных к жизни в обществе граждан, становится обязанным
содержать их в течение всей жизни.
Следовательно, развитие социально-важных навыков у подростков с инвалидностью является
актуальным не только для развития самих детей с инвалидностью, но также и для развития
общества в целом.
Было проведено исследование выявления педагогических условий для эффективной
социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Предполагалось, что занятия хореографией оказывают положительное влияние на показатели
социокультурной реабилитации детей с инвалидностью.
В работе применялся комплексный метод исследования, включающий такие методы диагностики,
как беседа, тестирование, методы комплексного воздействия – занятия хореографией с элементами
социально-педагогического тренинга и аутогенной тренировки; методы математической обработки
данных исследования.
Исследование эффективности системы педагогической деятельности по развитию
социокультурных навыков детей с инвалидностью средствами хореографии осуществлялось на
базе Центра реабилитации инвалидов Димитровградской местной общественной организации
инвалидов-опорников «Преодоление», где с 2002 года проходят занятия ДОО «Коллектив танца на
колясках «Вдохновение». В исследовании приняли участие 20 детей с инвалидностью младшего и
среднего дошкольного возраста, которые для получения достоверных и значимых результатов
были разделены на две исследовательские группы:
- 10 детей 7–11 летнего возраста, которые в период исследования не посещали занятия ДОО
«Коллектив танца на колясках «Вдохновение» (контрольная группа);
- 10 детей 7–11 летнего возраста, которые занимаются в ДОО «Коллектив танца на колясках
«Вдохновение» (экспериментальная группа).
Проведенный анализ литературных источников и более чем 15-летний собственный опыт работы в
сфере социокультурной реабилитации показал, что патологии детей, связанные с нарушением
опорно-двигательного аппарата многообразны и распространены, в последнее время отмечается
рост детей с двигательными расстройствами. Анализ отечественных публикаций показал, что
практика социокультурной реабилитации средствами хореографии практически не распространена
в нашей стране, в то время как за рубежом танцевальная терапия в реабилитации применяется
достаточно давно.
Реализация исследовательской части выпускной аттестационной работы осуществлялась в три
этапа:
1 этап – констатирующий. На этом этапе определялся уровень развития социокультурных навыков
у детей с инвалидностью.
2 этап – формирующий. Он был направлен на развитие социокультурных навыков у детей с
инвалидностью средствами хореографии.
3 этап – контрольный, на котором определялась эффективность разработанной и реализованной
системы педагогической деятельности по развитию социокультурных навыков детей с
инвалидностью средствами хореографии.
В качестве показателей социокультурной реабилитации мы, основываясь на данных
теоретического анализа литературных источников, выделили:
- умение понимать эмоциональное состояние, настроение собеседника;
- умение внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его
высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;
- уважение к говорящему, умение выражать свое отношение к предмету разговора – излагать
собственное мнение, делать это убедительно, приводить примеры, сравнивать свое мнение о
мнении собеседника, оценивать его, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать,
ясно и последовательно выражать свои мысли;
- ориентированность в ситуации общения, т.е. выстраивать его с учетом ситуации, быть активным,
уверенным в общении;
- умение договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты,
гармонично решать конфликтные ситуации.
Значения всех исследуемых показателей на этапе констатирующего эксперимента в обеих
исследуемых группах оказались в диапазоне средних и ниже среднего значений. На основании
данных сравнительного анализа выявлено, что по показателям развития умения понимать
эмоциональное состояние собеседника, понимания настроения собеседника по вербальному и
невербальному поведению, умения получать необходимую информацию в общении, умения
выслушать другого человека и умения взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок»
испытуемые контрольной группы показали в среднем несколько более высокие результаты, чем
испытуемые экспериментальной группы.
Возможные обнаруженные значимые отличия на контрольном этапе исследования – по завершении
мероприятий системы педагогической деятельности по развитию социокультурных навыков детей
с инвалидностью средствами хореографии – будут свидетельствовать об их положительном
влиянии на развитие социокультурных навыков у детей с инвалидностью.
Проведенная диагностика уровня развития показателей сформированности социокультурных
навыков у детей с инвалидностью показала недостаточный уровень развития детей по следующим
показателям: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о
нем; умение получать необходимую информацию в общении; умение вести простой диалог со
взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать свое мнение; умение не ссориться,
спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Социально-комуникативные навыки развиваются
прижизненно и, как любая высшая психическая функция, являются результатом опыта ребенка.
Обогащение и развитие этого опыта как раз и являлось целью наших занятий в рамках
осуществления формирующего этапа исследования.
В связи с тем, что для формирования социокультурных навыков у детей с инвалидностью
необходима целенаправленная, систематическая работа, а в большинстве программ уделяется
недостаточно внимания развитию социокультурных навыков, нами была разработана система
занятий по хореографии с включением элементов социально-педагогического тренинга,
основанного на работах Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской и других, направленная на развитие
данных навыков у детей.
Каждое занятие, проведенное в рамках формирующего этапа, включало в себя следующие части:
1 часть. Приветствие.
2 часть. Разминка.
3 часть. Основная часть, состоящая из хореографического и социальнокультурного блока.
4 часть. Рефлексия.
Длительность занятий – 1,5 часа с 15-минутным перерывом. Для нашего исследования больший
интерес представляет именно социокультурное содержание занятий по хореографии. Длительность
социокультурного блока составляла 25–30 минут из каждого 1,5 часового занятия.
Развивающий эффект занятий проявляется в развитии у детей интереса и желания эти занятия
продолжать; в улучшении взаимоотношений между детьми; в развитии адекватности оценки
ребенком своих взаимоотношений в группе; в самостоятельном использовании детьми полученных
умений в ходе общения друг с другом.
Проведение сравнительного анализа изменений, произошедших на момент проведений
контрольного эксперимента – по завершении мероприятий системы педагогической деятельности
по развитию социокультурных навыков детей с инвалидностью средствами хореографии показало,
что по всем исследуемым показателям сформированности социокультурных навыков у детей с
инвалидностью в обеих исследуемых группах произошли позитивные изменения, однако
изменения, произошедшие в экспериментальной группе количественно больше изменений,
произошедших в контрольной группе.
Таким образом, наше предположение о том, что занятия хореографией оказывают положительное
влияние на показатели социокультурной реабилитации детей с инвалидностью, нашло
подтверждение в ходе экспериментально-опытной части проведенного исследования. Данные
нашего эксперимента могут быть использованы в обучающей и воспитательной работе
учреждений дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ.