Напоминание

Хореография.Как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Яровенко Ангелина Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования, хореограф
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: п.Пурпе
Наименование материала: методическая разработка:
Тема: Хореография.Как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование





Назад




Количество детей-инвалидов, которых психолого-педагогическое сообщество корректно называет детьми с ограниченными возможностями здоровья, растёт неукоснительно. В данной выпускной аттестационной работе инвалидность рассматривается не только как нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению жизнедеятельности, но и как способ формирования и развития личности в особой социальной ситуации развития. Отсутствие социально-важных навыков приводит к социальной дезадаптации в обществе, которое, в свою очередь, получая неприспособленных к жизни в обществе граждан, становится обязанным содержать их в течение всей жизни. Следовательно, развитие социально-важных навыков у подростков с инвалидностью является актуальным не только для развития самих детей с инвалидностью, но также и для развития общества в целом. Было проведено исследование выявления педагогических условий для эффективной социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Предполагалось, что занятия хореографией оказывают положительное влияние на показатели социокультурной реабилитации детей с инвалидностью. В работе применялся комплексный метод исследования, включающий такие методы диагностики, как беседа, тестирование, методы комплексного воздействия – занятия хореографией с элементами социально-педагогического тренинга и аутогенной тренировки; методы математической обработки данных исследования. Исследование эффективности системы педагогической деятельности по развитию социокультурных навыков детей с инвалидностью средствами хореографии осуществлялось на базе Центра реабилитации инвалидов Димитровградской местной общественной организации инвалидов-опорников «Преодоление», где с 2002 года проходят занятия ДОО «Коллектив танца на колясках «Вдохновение». В исследовании приняли участие 20 детей с инвалидностью младшего и среднего дошкольного возраста, которые для получения достоверных и значимых результатов были разделены на две исследовательские группы: - 10 детей 7–11 летнего возраста, которые в период исследования не посещали занятия ДОО «Коллектив танца на колясках «Вдохновение» (контрольная группа); - 10 детей 7–11 летнего возраста, которые занимаются в ДОО «Коллектив танца на колясках «Вдохновение» (экспериментальная группа). Проведенный анализ литературных источников и более чем 15-летний собственный опыт работы в сфере социокультурной реабилитации показал, что патологии детей, связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата многообразны и распространены, в последнее время отмечается рост детей с двигательными расстройствами. Анализ отечественных публикаций показал, что практика социокультурной реабилитации средствами хореографии практически не распространена в нашей стране, в то время как за рубежом танцевальная терапия в реабилитации применяется достаточно давно. Реализация исследовательской части выпускной аттестационной работы осуществлялась в три этапа: 1 этап – констатирующий. На этом этапе определялся уровень развития социокультурных навыков у детей с инвалидностью. 2 этап – формирующий. Он был направлен на развитие социокультурных навыков у детей с инвалидностью средствами хореографии. 3 этап – контрольный, на котором определялась эффективность разработанной и реализованной системы педагогической деятельности по развитию социокультурных навыков детей с инвалидностью средствами хореографии. В качестве показателей социокультурной реабилитации мы, основываясь на данных теоретического анализа литературных источников, выделили: - умение понимать эмоциональное состояние, настроение собеседника; - умение внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно; - уважение к говорящему, умение выражать свое отношение к предмету разговора – излагать собственное мнение, делать это убедительно, приводить примеры, сравнивать свое мнение о мнении собеседника, оценивать его, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли;
- ориентированность в ситуации общения, т.е. выстраивать его с учетом ситуации, быть активным, уверенным в общении; - умение договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты, гармонично решать конфликтные ситуации. Значения всех исследуемых показателей на этапе констатирующего эксперимента в обеих исследуемых группах оказались в диапазоне средних и ниже среднего значений. На основании данных сравнительного анализа выявлено, что по показателям развития умения понимать эмоциональное состояние собеседника, понимания настроения собеседника по вербальному и невербальному поведению, умения получать необходимую информацию в общении, умения выслушать другого человека и умения взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок» испытуемые контрольной группы показали в среднем несколько более высокие результаты, чем испытуемые экспериментальной группы. Возможные обнаруженные значимые отличия на контрольном этапе исследования – по завершении мероприятий системы педагогической деятельности по развитию социокультурных навыков детей с инвалидностью средствами хореографии – будут свидетельствовать об их положительном влиянии на развитие социокультурных навыков у детей с инвалидностью. Проведенная диагностика уровня развития показателей сформированности социокультурных навыков у детей с инвалидностью показала недостаточный уровень развития детей по следующим показателям: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; умение получать необходимую информацию в общении; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать свое мнение; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Социально-комуникативные навыки развиваются прижизненно и, как любая высшая психическая функция, являются результатом опыта ребенка. Обогащение и развитие этого опыта как раз и являлось целью наших занятий в рамках осуществления формирующего этапа исследования. В связи с тем, что для формирования социокультурных навыков у детей с инвалидностью необходима целенаправленная, систематическая работа, а в большинстве программ уделяется недостаточно внимания развитию социокультурных навыков, нами была разработана система занятий по хореографии с включением элементов социально-педагогического тренинга, основанного на работах Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской и других, направленная на развитие данных навыков у детей. Каждое занятие, проведенное в рамках формирующего этапа, включало в себя следующие части: 1 часть. Приветствие. 2 часть. Разминка. 3 часть. Основная часть, состоящая из хореографического и социальнокультурного блока. 4 часть. Рефлексия. Длительность занятий – 1,5 часа с 15-минутным перерывом. Для нашего исследования больший интерес представляет именно социокультурное содержание занятий по хореографии. Длительность социокультурного блока составляла 25–30 минут из каждого 1,5 часового занятия. Развивающий эффект занятий проявляется в развитии у детей интереса и желания эти занятия продолжать; в улучшении взаимоотношений между детьми; в развитии адекватности оценки ребенком своих взаимоотношений в группе; в самостоятельном использовании детьми полученных умений в ходе общения друг с другом. Проведение сравнительного анализа изменений, произошедших на момент проведений контрольного эксперимента – по завершении мероприятий системы педагогической деятельности по развитию социокультурных навыков детей с инвалидностью средствами хореографии показало, что по всем исследуемым показателям сформированности социокультурных навыков у детей с инвалидностью в обеих исследуемых группах произошли позитивные изменения, однако изменения, произошедшие в экспериментальной группе количественно больше изменений, произошедших в контрольной группе. Таким образом, наше предположение о том, что занятия хореографией оказывают положительное влияние на показатели социокультурной реабилитации детей с инвалидностью, нашло подтверждение в ходе экспериментально-опытной части проведенного исследования. Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающей и воспитательной работе учреждений дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ.


В раздел образования