Напоминание

Использование "карты-схемы" в формировании деятельностной компетенции обучающихся на уроках математики.


Автор: Лаврентьева Людмила Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №2" г. Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Использование "карты-схемы" в формировании деятельностной компетенции обучающихся на уроках математики.
Раздел: полное образование





Назад





Использование «Карты-схемы» в формировании деятельностной

компетенции обучающихся на уроках математики
Сегодня одной из главных задач образования является развитие компетенций учащихся. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся, как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы». «Образовательные компетенции– совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности» - по А.В.Хуторскому. Среди образовательных (учебно-познавательных) компетенций одной из важных является деятельностная компетенция, которая включает в себя – элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно- познавательных проблем, функциональную грамотность. Целеполагание – установление учеником и учителем целей и задач обучения на определенном этапе. Рефлексия включает в себя осознание осуществленной или осуществляемой деятельности, ее типов и способов. На мой взгляд, главной целью деятельности учителя на уроке является – создание условий (подбор средств и методов) для развития деятельностной компетенции учащихся. Для осуществления этой цели была разработана «карта-схема», которая позволяет каждому ученику быть активным участником урока. Первым и важным этапом является – целеполагание. Ученик сам формулирует цель изучения темы и прописывает ее в «карту- схему». Сформулировать цель деятельности – достаточно трудная задача для многих взрослых людей, а для учащегося тем более. Поэтому можно сформулировать цель и сначала прописать ее, допустим карандашом, а затем, в 1
процессе работы, вернуться и подкорректировать ее, прописав окончательный вариант. Следующим этапом деятельности ученика является составление программы изучения данной темы. Ученику предоставляется право выбора упражнений, предложенных автором учебника и дополнительных материалов, предложенных учителем. Среди данных упражнений ученик имеет право выбора заданий разного уровня. Составив свою программу, он приступает к ее осуществлению. Ученик имеет право корректировать программу, в силу каких – либо причин, например: выполнил все задания уровня «А», то дополняет – заданиями уровня «В». Если при выполнении заданной программы он допустил много ошибок по теме, ранее изученной, то дополняет программу заданиями из этой темы. На уроке всегда есть возможность найти задания по любой теме, изученной ранее. Таким образом, не задумываясь над этим, ученик сам себя включает в рефлексию своей деятельности (осмысление цели, корректирование программы). Ученик систематически подводит итоги работы на уроке, дома и заносит количество, выполненных, заданий в «карту-схему». Выделяет задания, которые вызвали затруднения, оказались трудными для выполнения, с целью - консультации решения задачи у учителя, у соседа по парте, просто одноклассника. Основная задача каждого ученика – наработать опыт работы с материалами по данной теме до контрольной работы. Результаты срезовых письменных работ заносятся в «карту-схему». В работе учитель выделяет ошибки и темы (иногда это делает ученик), по которым допущены ошибки (с целью составления подпрограммы деятельности ученика). По завершению изучения темы ученик отвечает на вопросы:  Достигли ли Вы поставленной цели? (на сколько процентов?)  Что помешало, если результаты слабые?  Над чем необходимо работать, чтобы исправить свои ошибки?  Какая и чья помощь требуется? Ученик самостоятельно подводит итоги деятельности, анализируя полученный результат работы (качество обучения). 2
Таким образом, каждый ученик, совместно с учителем, двигается по своей учебной траектории, что позволяет ученику, не зависимо от изучаемой области, включать себя в целеполагание (учиться формулировать цель любой деятельности), организовывать и планировать свою деятельность, деятельность подчиненных, регулярно проводить анализ деятельности, корректировать ее, подводить итоги, рефлексировать свою деятельность, делать выводы. Данный подход позволяет учителю организовать работу каждого ученика на уроке и дома, обеспечить сотрудничество ученика с одноклассником и учителем, скорректировать его деятельность, целенаправленно работать на успешный результат. 3
4


В раздел образования