Напоминание

"Динамика развития музыкально – исполнительских способностей учащихся музыкальных школ"


Автор: Чалых Лариса Михайловна
Должность: преподаватель класса фортепиано
Учебное заведение: МАУДОДШИ №6
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Динамика развития музыкально – исполнительских способностей учащихся музыкальных школ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования « Детская школа искусств №6 г. Хабаровска»
«Динамика развития музыкально – исполнительских способностей

учащихся музыкальных школ»
Из опыта работы преподавателя высшей категории по классу фортепиано Чалых Л.М. 2015
В данной методической работе я проанализировала свой опыт многолетней работы с детьми в музыкальной школе, представила эффективные пути развития музыкальных способностей учащихся через анализ творческой деятельности и культуры музыкального исполнительства. С самого начала обучения проследила рост профессиональных достижений учащихся своего класса. Подробно описывая их творческий путь от простых выступлений на академических концертах в родной школе до успешных выступлений на городских краевых и международных конкурсах и олимпиадах. Цель: Развитие музыкальных данных, создание условий для формирования творческой активности учащихся. Задачи: 1 Раскрыть индивидуальность учащихся, используя различные формы и методы обучения. 2 Формировать и совершенствовать профессиональные умения учащихся, необходимые для овладения культурой музыкального исполнительства. 3 Закрепить устойчивый интерес учащихся и стремление к творческой самореализации на основе результатов личностно – ориентированной диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей детей.
« У каждого из нас внутри талант таится И очень важно в детстве дать ему раскрыться…» Развитие музыкальных способностей учащихся является актуальной проблемой современной музыкальной педагогики. Совершенствование учебного процесса, поиски и внедрение новых форм и методов обучения, которые стимулируют творческую активность учащихся – главное при занятиях на фортепиано в системе дополнительного образования. За время моей педагогической деятельности, накопился большой опыт работы с учениками, делающими первые шаги в познании прекрасного мира музыки. В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. К каждому ребенку можно найти соответствующий подход. Я всегда стараюсь сделать интересным занятия музыкой на уроке. Мне понравилось высказывание Дмитрия Кабалевского: «Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту и выполняла воспитательную и познавательную роль». Заниматься музыкой надо с самого раннего детства, т.к. в этом возрасте дети начинают познавать окружающий мир, у них возникает желание подражать, пробовать свои силы во всем, что восприняли и накопили. Одно из условий в этих ранних занятиях - суметь привлечь к себе симпатии ученика. Ребенок от природы доверчив и восприимчив. Когда ребенок приходит на первый урок, он обычно знает несколько песен. Я прошу его спеть. Сначала он поет один, затем вместе со мной под аккомпанемент, стараясь выразительно интонировать музыку, передавать характер и настроение. На этих первых занятиях я стараюсь показать, что и музыкой и голосом можно показать огромный мир чувств. Как красив и богат огромный мир музыки. Труд педагога требует непрерывного совершенствования, как говорят: «Учитель учит до тех пор, пока сам учится». Надо обладать большим терпением, умением ждать, видеть перспективу; огромной трудоспособностью, но вместе с тем, это и радость, когда приходят способные ученики с разными склонностями, задатками, с различными чертами характера Так, пять лет назад ко мне в класс пришли из детского сада три девочки: Рита, Маша и Настя. Все трое выделялись среди других детей: природа одарила их талантом, трудолюбием, упорством. Всегда приходили на урок подготовленными. Расти им помогает и личное соревнование. Рита, Настя и Маша – подруги, учатся в одной школе и не хотят отставать друг от друга. Большую радость доставляет возможность постоянно видеть, как растут они, обогащаются их умение, зреет ум. Сейчас девочкам по 13 лет, а выступать они
начали через полгода занятий в школе. Первое выступление у них было в том же детском саду, из которого они пришли. Начальный период обучения является особым периодом, когда создается творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке, как к искусству, выявляется возможность музыкально-исполнительского развития, пробуждая у учеников активное стремление к исполнению. Я стараюсь оберегать их от боязни неудач и препятствий. Уделяю большое внимание выступлениям на эстраде, стараюсь создавать привычку свободно держаться на сцене, испытывая радость от контакта с публикой, не бояться аудитории. Важно, чтобы первое выступление было удачным, для этого я подбираю посильные для их возраста произведения, настраиваю на успех, предлагаю с первых выступлений чувствовать максимальную ответственность за качество исполнения. Родители активно помогают и словом и делом: шьют концертные платья, поддерживают все начинания. Публичное выступление выявляет достоинства и недостатки ученика, учит волевой выдержке, которая важна в становлении исполнителя. Я стараюсь воспитывать в моих учениках интерес не к тому, какое впечатление они произвели на публику, а к тому, понравилось ли произведение, которое они исполнили слушателям. После концерта мы обязательно собираемся и обсуждаем, какие были слабые моменты выступления, и к чему стремиться дальше. Мастерство, конечно, достигается годами напряженного, непрерывного труда. Умение слушать и слышать свое исполнение и своевременно корректировать художественно- звуковую и техническую стороны игры-способность, нуждающаяся в развитии с первых же шагов обучения. Развитие музыкальных способностей учащихся является актуальной проблемой современной музыкальной педагогики. Совершенствование учебного процесса, поиски и внедрение новых форм и методов обучения, стимулирующих творческую активность учащихся - одна из актуальных задач при занятиях на фортепиано. Несколько слов о воспитании звуковысотного слуха. Я объясняю ученикам, чтобы ни один звук, ни одна нота не звучали «мимо» слуха, вне требовательнейшего слухового контроля. У пианистов воспитание слуха направлено на слышание протяженности фортепианного звука, преодоление ударности звучания, на развитие элементов полифонического слышания. С первого года обучения ребенок познает язык музыки- мелодию, как самостоятельные выразительные категории. Мы начинали с самых простых, но ярких и разнообразных мелодий, которые, сначала пропевали, затем подбирали в разных тональностях. Мои ученики с удовольствием этим занимаются, стараются запомнить и точно воспроизвести услышанное. Постепенно находим нужную звуковую окраску, пульс движения мелодии, нюансы, а также технические средства, помогающие ярче раскрыть ее образ. Эта работа и над художественным образом и над приобретением игровых приемов. Я использую много подготовительных упражнений и стараюсь напоминать ученикам, чтобы вслушивались в каждый музыкальный звук. Например, в размеренно-спокойной попевке - «Ку-ку»-соль –ми, ясно слышно голос кукушки, а в восходящей квартовой ритмо –интонации –«До-фа»-можно услышать «А-У».
На этих примерах видно, что эмоциональные оттенки мелодических интонаций тесно связаны с величиной интервального «шага», его высотной направленностью. Большие интервалы обычно символизируют широту и полноту чувств, малые - состояние покоя, ласку. Настройка слуха ученика на осмысленное восприятие мелодических интонаций способствует яркому исполнению мелодии. Ритм как организация звуков во времени проникает в различные элементы музыкальной ткани произведения. В первых песенных отрывках сталкиваемся с различными длительностями, звучание во времени которых может ассоциироваться с такими наглядными представлениями: как четверть-шаг; восьмые- легкий бег; половинные- остановка. Простой ритмический рисунок будет понятный, если использовать подтекстовку. Она помогает лучше осмыслить и понять ее метроритмическую структуру, ее образно-выразительный строй. Усвоение учеником элементарных ритмических комбинаций в одноголосных мелодиях переходит далее в приобщение его к более сложному проявлению ритма. Значительное влияние на развитие чувства оказывает игра ученика в ансамбле с педагогом, которая помогает им преодолевать ряд недостатков: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм, помогает сделать исполнение более многообразным, ярким, уверенным. Одновременное вступление и окончание произведения достигается большой тренировкой и слуховым контролем. Основным способом развития всех исполнительских способностей является законченное выучивание длинного ряда постепенно усложняющихся музыкальных произведений с последующим значительной части из них на концертах. На современном этапе развития фортепианной педагогики формы и приемы обучения постоянно совершенствуются. Мы поддерживаем связь с преподавателями Хабаровского колледжа искусств. Общение очень важно: иногда одно слово со стороны более опытного педагога, помогает уяснить проблему, как в техническом плане так и не дает притупляться чувствам, развивает артистизм. Ученикам я объясняю, что трудности для того и существуют, чтобы их преодолевать. Для этого человек воспитывает в себе настойчивость, умение ясно видеть цель, твердость характера. Для усвоения и совершенствования навыков необходима длительная и систематическая работа дома. Могу сказать, что мои ученики умеют работать. Они приходят на урок подготовленными, им хочется показать все, что ими сделано, если они видят цель – труд не будет им в тягость. Несколько лет Маша, Настя и Рита участвуют в городских, краевых и международных конкурсах.
Гончарова

Рита

во

втором

классе

принимала

участие

в

конкурсе

«Звездный

калейдоскоп». В 3 классе – в городском фортепианном конкурсе среди музыкальных

школ и получила диплом. В этом году Рита успешно выступила в международном

конкурсе «Золотой Феникс» в городе Санкт-Петербурге, где получила диплом 2

степени, а также приняла участие в конкурсе «Новые имена» стран АТР.

Трескова Настя в 2010

году участвовала в конкурсе «Звездный калейдоскоп» в

номинации

«Вокал».

В

2011году

заняла



место

в

городском

фортепианном


конкурсе, а в 2012году – 2е место в конкурсе ансамблей, вместе с Граб Машей. Также

этот

ансамбль

принимал

участие

в

конкурсе

«Наследники

традиций».

В

Международном конкурсе «Золотой феникс» в городе Санкт-Петербурге лауреаты

2е место.

Граб

Маша

не

отстает

от

подружек:

принимает

активное

участие

в

школьных

концертах. В 2010году выступала на международном конкурсе « Осенняя фантазия»

в городе Хэйхэ КНР.
Девочки довольно быстро приспособились к инструменту, проявляя интерес и трудолюбие к занятиям. Однако на каждом этапе их взросления были свои трудности. Это и подбор репертуара для предстоящих выступлений на концертах и конкурсах, так как если он удачен – можно лучше проявить свои качества. Если произведение будет понятно ученику, тогда выступление будет искренним и сможет увлечь слушателей и повысит максимальную ответственность за качество исполнения. Мы много прослушивали записей музыкантов исполнителей. Использование музыкальной фонотеки расширяет их кругозор, так как дает возможность услышать и ощутить великую силу и красоту музыки, усиливает интерес к занятиям.
В 2014году Трескова Настя и Граб Маша в составе сводного детского хора России под

управлением

знаменитого

музыканта

Валерия

Гергиева

принимали

участие

в

закрытие зимних Олимпийских игр в городе Сочи.
Также в этом году Кудря Саша и Лебединская Полина стали лауреатами в дистанционном Международном конкурсе фестивале «Грибной дождь» и «Прекрасное далеко
». А в 2015

году все мои ученики приняли участие в международных видео конкурсах разного

уровня и стали лауреатами.
Кроме конкурсов – ученики моего класса активно участвуют в концертах к праздничным и знаменательным датам в Доме культуры поселка им. Горького, «Специальном Доме ветеранов г. Хабаровска», Школе-интернате 3-4 вида, Доме-интернате №1, Центре социальной работы с населением «Содружество», в Дальневосточном художественном музее. Принимая участие в таких встречах, ученикам предоставляется возможность проявить свои способности. Они серьезно подходят к этим мероприятиям, готовятся. Например, на концерте для ветеранов Великой отечественной войны они играли произведения, читали стихи на военную тематику и слушали рассказы ветеранов о войне. Мы вместе с учениками посещаем симфонические концерты в Краевой филармонии. Кроме этого ходим на выставки в Дальневосточный художественный музей. Все это помогает детям в их духовно-нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании. Большую роль в период обучения играет домашнее окружение. Мои ученики окружены заботой и вниманием своих родных и близких, которые помогают им в повседневной кропотливой работе, в преодолении трудностей. А я, как педагог, счастлива иметь таких единомышленников. Наше сотрудничество приносит неоценимую пользу в деле художественно-эстетического воспитания личности. Необходимость индивидуального подхода к детям, отличающимися разным уровнем способностей является главной задачей музыкальной педагогики. Принцип
комплексного развития музыкальных и двигательных способностей – основа начального обучения пианиста, вместе с тем уже на этом этапе воспитания музыкального мышления ребенка связаны с необходимостью своевременного развития элементарных основ мелодики – интонационного, музыкально – ритмического и гармонического слышания. Развитие учащихся проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия. Весь мой педагогический опыт доказывает справедливость высказывания Б. Рейнгбальда: «Возможность постоянного соприкосновения с юным поколением и участие в его формировании сохраняют душевную свежесть, юные чувства и желание жить». Список литературы: 1. Л. Артоболевская «Первая встреча с музыкой». 2. Л. Баренбойм «Путь к музыцированию». 3. Г. Богино «Игры - задачи для начинающих музыкантов». 4. Р. Илюхина «Основы фортепианной техники». 5. В. Милич «Опыт обучения детей дошкольного возраста». 6. В. Михелис «Первые уроки юного музыканта». 7. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры». 8. «Ребенок за роялем» - педагоги пианисты социалистических стран о фортепианной педогогике. 9. Шмидт- Шкловская «О воспитании пианистических навыков». 10. А. Тимакин «Воспитание пианиста».



В раздел образования