Напоминание

Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова


Автор: Каменская Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Нововосточный детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: посёлок Нововосточный, Кемеровская область
Наименование материала: методические разработки
Тема: Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие математических представлений средствами

фольклора и художественного слова
Методические разработки
Выполнила:

Каменская Светлана Анатольевна,
воспитатель МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок» Тяжинского района 1

Составитель :
Каменская Светлана Анатольевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Нововосточного детского сада «Светлячок» Методические разработки по теме: « Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова
»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Нововосточного детского сада «Светлячок» Методических разработках по теме: « Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова
»
представлен теоретический и практический материал по использованию малого фольклора. В приложении даны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, скороговорки, сказки пальчиковые игры. Материал может быть использован воспитателями детских садов работе по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………….4 2. Интеграция ………………………………………………………....................7 2
3. Фольклор - как мощный инструмент для развития математических способностей ребёнка…………………………………………………………..10 4 Принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников ………………………………………………………………… 13 5. Интеграция логико-математического и речевого развития дошкольников. ……………………………………………………………………………………….. 15 6. Заключение ………………………………………………………………………………………...17 7. Литература ………………………………………………………………………………………… 18 8. Приложение ………………………………………………………………………………………...19 Приложение 1. Количество и счёт ( загадки ) ………………………………………..19 Приложение 2. Скороговорки ……………………………………………….22 Приложение 3. Пословицы и крылатые выражения………………………. . 23 Приложение 4. Задачки ……………………………………………………. 24 Приложение 5. Считалки ………………………………………………….. .. 26 Приложение 6. Пальчиковая гимнастика……………………………………27 Приложение 7. Физкультминутки ………………………………………………………… 29 Приложение 8. Доскажи словечко ………………………………………………………. 30 Приложение 9. Ориентировка во времени ( загадки )………………………… 31 3

Введение
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно, держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, т.к. формирование элементарных математиче ских представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. 4
Следовательно, одной из наиболее важных задач является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же у народа существует огромное количество произведений устного народного творчества для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов. Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной. Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, скороговорки сказки и др. Работая по программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, которая нацеливает на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию 5
математических способностей детей. Предлагаемые программой списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его. На НОД по математике фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание.
Целью данной работы является
– развитие математических представлений средствами малых фольклорных форм и художественного слова. Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Задачи:
1. Изучение анализа литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей; 2. отбор и систематизация произведений с элементами малых жанров народного фольклора, которые будут способствовать повышению уровня математических представлений у детей; 3. развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте, а также речь ребёнка, используя малые фольклорные жанры с математическим содержанием. Предложенный материал будет полезен воспитателям детских садов в работе по развитию интереса к математике.
Интеграция
Используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция 6
художественного слова и математического содержания. В художественных произведениях в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига», новые (незнаковые) математические термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т. п.). Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям дошкольников. Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, сюжет «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения — серия из трех элементов; сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с- пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена); истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г Остер «Как измеряли удава», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены» и т. п.). Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое. В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т. п.). В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И.Токмаковой «Сколько?»; стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми. Осуществлять математическое развитие необходимо на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т.к. они помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение 7
различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).
Формы

народного

фольклора

и

художественного

слова

с

математическим

содержанием

.

Содержание
1. Количество и счёт ( загадки ); 2. Скороговорки . 3 Пословицы и поговорки ; 4. Занимательные задачи ; 5. Считалки ; 6. Пальчиковая гимнастика ; 7. Доскажи словечко ; 8. Ориентировка во времени ; 9. Физкультминутки .
Для достижения поставленной цели и выделяются основные формы

работы с детьми: НОД, математические праздники, досуги.

нетрадиционные формы:

Игры - соревнования.
(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)
Театрализованные игры.
8
(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)
Игры-путешествия.

Сказки.

Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается

актуальной и интересной).

Фольклор как мощный инструмент для развития математических

способностей ребёнка
9 ф о р м ы р а б о т ы м а т е м а т и ч е с к и е п р а з д н и к и Н О Д
Т е а т

р а л и

з о в а

н н ы

е

и г

р ы

И г

р

ы -

п у т

е

ш

е с т

в и я

С

к

а

з

к

и

Д

и

а

л

о г

и .

И г

р ы

-

с о р е

в н о в

а н и я .


Поговорим о загадках математического содержания.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями. (Приложение 1.)
Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка
. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало, очевидно, и привлекательно для детей. Безусловна, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их. (Приложение 2.)
Пословицы и поговорки
на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел. Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В.И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”. (Приложение 3.) 10
Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
Задачи со сказочным сюжетом
помогают увязать приобретенные знания с окружающей учащихся действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».
В народе давно получили признание задачи-шутки
как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Так, в результате решения последних задач-шуток у детей расширяется кругозор о величинах и взаимосвязях, существующих между ними. Цель задач-шуток - содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач. Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся на занятиях по математике. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения. Простота и занимательность сюжетов этих задач, парадоксальные ответы дошкольников на вопросы задач, а главное, осознание детьми допущенных ошибок способствуют созданию на занятиях прекрасной атмосферы легкого юмора, мажорного настроения у присутствующих и удовлетворения от получения новых знаний
. (
Приложение 4.)
Интересные возможности представляет работа со считалками
. 11
Считалка выполняет познавательную функцию, эстетическую и этическую, а вместе с подвижными играми способствует физическому развитию детей. Использование считалки ведёт к закреплению счета в прямом и обратном, а также в развитии временных представлений. (Приложение 5.)
Пальчиковая гимнастика
- хороший помощник подготовить детскую руку обучению в школе, письму. Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так ка к о н у ч и т с я зап оми н ат ь о п р ед е л ё н н ы е п ол оже н и я ру к и последовательность движений. Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений. Начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т. д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами, поэтому они наглядны и доступны малышу. (Приложение 6.) В ходе НОД использую физкультминутки, которые представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и общей моторики, а также на закрепление математических понятий.

Таким образом, использование элементов устного народного творчества поможет в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д. (Приложение 7.)
Принципы

отбора

произведений

устного

народного

творчества

для

дошкольников

.
12
 Фольклорная форма должна иметь математическое содержание;  Математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;  Фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны;  Словарный материал фольклора должен быть понятен современным детям. Анализ научной литературы показал, что существуют общие принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников. Подбор фольклорных произведений во многом зависит от решения воспитательных задач. Можно выделить объективные и субъективные принципы подбора произведений устного народного творчества для детей. Объективные критерии: произведения устного народного творчества должны отражать традиции фольклора, здоровое реалистическое отношение к явлениям окружающей действительности. Оно должно характеризоваться достаточно высоким нравственно-эстетическим уровнем. Субъективные критерии должны учитывать психологию ребенка, его возрастные особенности, уровень развития, интересы детей. Исходя из этих положений, тематика произведений устного народного творчества должна быть подобрана так, чтобы она была близка миру представлений детей. В дошкольной педагогике разработаны требования к художественным произведениям (в том числе и устного народного творчества) для детей: тематика, содержание, язык, объем.  Принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников В к л юч е н и е ф о л ь к л о р а в 13
математические занятия не является самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий нод и адекватно решать математические задачи.  Фольклорный материал, как правило, включается в нод как его часть, но может быть использован и в ходе всего занятия, особенно, если это занятие носит сюжетный характер.  Перед включением фольклорной формы в нод, следует уточнить, знают ли дети используемые в них слова, понятны ли они им по смыслу.  Удачным являет ся сочет ание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов (например, звуки, издаваемые свистулькой) и другие;  Народные подвижные игры можно использовать в качестве физкультминуток на занятиях по математике;  Фольклорный материал следует широко использовать в повседневной жизни, на других видах занятий. Это может быть не только знакомый по математическим занятиям материал, но и совершенно новый. Математическое содержание прочитанных сказок, проигранных на прогулке игр затем можно использовать на занятиях;  Следует привлекать детей к созданию по аналогии собственных вариантов малых фольклорных форм, отражающих математические понятия. Это заставляет ребёнка обращать внимание математическую сторону окружающей действительности, помогает ему научиться сопоставлять, находить сходство и различие, обобщать свои представления;
Интеграция

логико

-

математического

и

речевого

развития

дошкольников

.
14
Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач. Развитие классификации, сериации, сравнения, анализа осуществляется в процессе игр с логическими блоками, веществами, наборами геометрических фигур; в ходе выкладывания силуэтов, выделения отличий и сходства геометрических фигур и т. П. В процессе развития речи активно используются упражнения и игры, предусматривающие данные операции и действия в ходе установления родо- видовых отношений (транспорт, одежда, овощи, фрукты и т. П.) и последовательностей событий, составления рассказов, что обеспечивает сенсорное и интеллектуальное развитие детей. Используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания. Используется интеграция на уровне речевого творчества:  сочинение историй, в которых рассказывается о цифрах, формах. Интрига рассказа может строиться в аспекте и з м е н е н и я р а з м е р а , м а с с ы , ф о р м ы п р е д м е т а ; предусматривается применение счета, и зм е р е н и я , взвешивания для решения коллизии сюжета;  сочинение математических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенные свойства предмета (проанализировать форму, размер, назначение) и представить их в образной форме. Использование интеграции позволяет:  активизировать интерес дошкольников к осваиваемой проблеме и к познанию в целом; 15
 способствует обобщению и системности знаний и комплексному решению проблем;  обеспечивает перенос освоенного в новые условия.
Заключение
16
В ходе такой работы у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, включающая элементы устного народного творчества, способствует повышению интереса к самому процессу. В заключение необходимо отметить, что регулярное использование в НОД и вне её по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, направленного на развитие познавательных возможностей, развитие речи ребёнка, расширению математического кругозора дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Литература
17
1. Веракса , Н . Е . От рождения до школы [ Текст ]: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования . / Н . Е . Веракса .- М .: Мозаика - Синтез , 2013.- 331 с . 2. 2.. Венгер Л . А . , Дьяченко О . М . Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [ Текст ]: игры / Л . А . Венгер , О . М . Дьяченко - М .: Просвещение , 1989.-128 с . 3. Аникин В . П . К мудрости ступенька [ Текст ]: О русских песнях , сказках , пословицах , загадках , народном языке . / В . П . Аникин - М .: Дет . Лит , 1988 -235 с . 4. Михайлова , З . А . Игровые занимательные задачи для дошкольников [ Текст ]: пособие для занятий / З . А . Михайлова - М .: Просвещение , 1985—154 с . 5. Федлер М . И . Математика уже в детском саду [ Текст ]: пособие / М . И . Федлер - М .: Просвещение , 1981 – 99 с . 6. Шаталова , Е . В . Использование математических загадок в детском саду [ Текст ]: / Е . В . Шаталова . - Белгород , 1997 - 157 с . 7. Илларионова , Ю . Г . Учите детей отгадывать загадки [ Текст ]: / Ю . Г . Илларионова . – М .: Просвещение , 1985 – 144 с .
Загадки

Приложение

1.
18
*** На одной ноге стоит , В воду пристально глядит , Тычет клювом наугад , Ищет в речке лягушат . На носу повисла капля Узнаёте ? Это … ( цапля ) *** Танцует крошка , а всего одна ножка . ( волчок , юла ) *** У кого одна нога , да и та без башмака . ( У гриба ) *** Плотник с острым долотом , строим дом с одним окном . ( Дятел ) *** Не живой я , а шагаю , Землю рыть я помогаю , Вместо тысячи лопат Я один работать рад . ( Экскаватор ) *** Зимой и летом одним цветом . ( Ёлка ) *** Два братца в воду глядятся – Век не сойдутся . ( берега ) *** Двое глядят да двое слушают . ( глаза и уши ) *** Два конца , два кольца , а посередине гвоздик . ( ножницы ) *** Двое в небе ходят кругом , но не видятся друг с другом . ( солнце и луна ) *** Две сестрицы друг за другом Пробегают круг за кругом : Коротышка – только раз , Та , что выше – каждый час . ( стрелки часов ) *** Треугольная доска , а на ней три волоска , Волос – тонкий , голос – звонкий . ( балалайка ) 19
*** У него глаза цветные , не глаза , а три огня , Он по очереди ими сверху смотрит на меня . ( светофор ) *** Разных три имеет глаза , Но откроет их не сразу : Если глаз откроет красный – Стоп ! Идти нельзя , опасно ! Жёлтый глаз – погоди , А зелёный – проходи . ( светофор ) *** Шевелились у цветка Все четыре лепестка . Я сорвать его хотел , Он вспорхнул и улетел . ( бабочка ) *** Под крышей четыре ножки , А на крыше – суп , да ложки . ( стол ) *** Четыре грязных копытца Залезли прямо в копытце . ( поросёнок ) *** Кто в году четыре раза переодевается ? ( Земля ) *** Пять мальчиков , пять чуланчиков . Разошлись мальчики в тёмные чуланчики . ( пальцы в перчатках ) *** Чтоб не мёрзнуть , пять ребят В печке вязаной сидят . ( пальцы в варежке ) *** Чёрен , да не ворон , Рогат , да не бык , Шесть ног без копыт . Летит , жужжит , Упадёт , землю роет . 20
( жук ) *** Братцев этих ровно семь , Вам они известны всем . Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом . Попрощается последний – Появляется передний . ( дни недели ) Четыре четырки , две растопырки , седьмой – вертун . ( корова ) *** Приказало Солнце : « Стой ! Семицветный мост крутой ». ( радуга ) *** Восемь ног , как восемь рук , Вышивают шёлком круг . Мастер в шёлке знает толк , Покупайте , мухи , шёлк ! ( паук ) Есть у меня работники , Во всём помочь охотники , Целый десяток верных ребяток ! ( пальцы ) *** Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки . Десять их , но братья эти Сосчитают всё на свете . ( цифры ) ***
Приложение

2.

Скороговорки

.

***
В один клин , Клим , колоти . Возле грядки – две лопатки , Возле кадки – два ведра . *** Три сороки , три трещотки Потеряли по три щетки : Три – сегодня , три – вчера , три – еще позавчера . 21
*** У четырёх черепашат по четыре черепашонка . *** Опять пять ребят нашли у пенька пять опят . *** Шесть мышат в камыше шуршат . *** Саша шустро сушит сушки . Саша высушил штук шесть . И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть . *** Всемеро саней По семеро в сани Уселись сами . *** Восемь сцепщиков сцепляют цистерны . 22

Приложение

3.

Пословицы

и

крылатые

выражения

.

Ноль

.
Сводить к нулю , свести к нулю ( лишать всякого смысла , значения ). Абсолютный ноль , круглый ноль ( человек ничтожный , совершенно бесполезный в каком - либо деле ).
Один

.
Один за всех , все за одного . Один в поле не воин . Лучше один раз увидеть , чем сто раз услышать . От одного слова , да на век ссора . Один раз солгал , на век лгуном остался . Одной рукой и узла не завяжешь .
Два

.
Одна голова хорошо , а две лучше . За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь . Старый друг лучше новых двух . Два сапога – пара .
Три

.
Не узнавай друга в три дня , узнавай в три года . Чтобы научиться трудолюбию , нужно три года , чтобы научиться лени – только три дня .
Четыре

.
Без четырёх углов изба не рубится . Конь о четырёх ногах , да и то спотыкается .
Пять

.
Знать , как свои пять пальцев . ( Знать очень хорошо ). Пятое колесо в телеге . ( Лишний , ненужный в каком - либо деле человек ).
Семь

.
Семеро с ложкой – один с плошкой . За семью печатями . ( Скрытое , недоступное пониманию ). На седьмом небе . ( Высшая степень радости , счастья ). Семь раз отмерь , один раз отрежь . У семи нянек дитя без глазу . Семь пятниц на неделе .
Восемь

.
Весна да осень – на дню погод восемь . Восьмое чудо света .
Девять

.
Девятый вал . ( Наивысший подъём , взлёт )

Десять

.
Дело десятое . ( Не столь важное , несущественное ). Не трусливого десятка . ( Смелый человек ). *** Делу – время , потехе – час . Время не воробей : упустишь , не поймаешь . Всему своё время .
Приложение

4.

Занимательные

задачи

.
Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке . Тут одна к ним прибежала . Сколько кошек вместе стало ? *** Четыре вороны на крышу сели , И одна к ним прилетела . Отвечайте быстро , смело : Сколько их на крышу село ? *** У кошки – три котёнка ; Она мяучит громко . В лукошко мы глядим : А там ещё один . Сколько котят у кошки ? *** Карандаш один у Миши , Карандаш один у Гриши . Сколько же карандашей У обоих малышей ? *** У стены стоят кадушки , В каждой по одной лягушке . Если б было пять кадушек , Сколько было бы лягушек ? Восемь кубиков у Саши , И ещё один у Паши . Вы кубики эти Сосчитайте , дети . *** Я рисую Кошкин дом ; Три окошка , дверь с крыльцом . Наверху ещё окно , Чтобы не было темно . Ёжик шёл по лесу , шёл , На обед грибы нашёл . Пять под берёзой , один у осины . Сколько их будет в плетёной корзине ? *** Ёж спросил ежа - соседа : « Ты откуда , непоседа ?» - « Запасаюсь я к зиме . Видишь , яблоки на мне ? Собираю их в лесу , 24
Шесть отнёс , одно несу ». Призадумался , сосед , много это или нет ? *** Я нашёл в дупле у белки Девять штук орешек мелких . Вот ещё один лежит , Мхом заботливо укрыт . Ну и белка , вот хозяйка ! Все орешки посчитай - ка ! *** Шесть весёлых поросят У корытца в ряд стоят ! Тут один улёгся спать – Поросят осталось …( пять ) *** Шесть щенят , плюс мама - лайка . Сколько будет , посчитай - ка . *** Четыре овечки на травке лежали , Потом две овечки домой убежали . А ну , на картинку взгляни , поскорей : Сколько овечек на травке теперь ? *** Девять сосисок мама купила . Киска одну через час утащила ! И посчитать мы вас , очень попросим , Сколько сосисок досталось нам ?.. ( восемь ) *** Высоко задравши нос , заяц шесть морковок нёс ! Спотыкнулся и упал – две морковки потерял ! Сколько морковок у зайца осталось ? М . Мышковская . *** Десять детей в хоккей играли , Одного домой позвали . Смотрит он в окно , считает , Сколько их теперь играет ?
Приложение

5

.

Считалки

***
Мы собрались поиграть . Ну , кому же начинать ? Раз , два , три – начинаешь ты ! *** Шли мышата по тропе , Увидали сыр на пне . Раз , два , три – поровну дели . *** Вышли мыши как - то раз 25
Посмотреть , который час . Раз , два , три , четыре – Мыши дёрнули за гири . Вдруг раздался страшный звон , Убежали мыши вон ! *** Раз , два , три , четыре , Жили мушки на квартире . К ним повадился сам – друг Крестовик , большой паук . Пять , шесть , семь , восемь , Паука мы вон попросим : « К нам обжора не ходи » Ну - ка , Мишенька , води . *** Плыл у берега пескарик , Потерял воздушный шарик . Помоги его найти – Сосчитай до десяти . Раз , два , три , четыре , пять , Шесть , семь , восемь , девять , десять . *** Раз , два , три , четыре , пять , Собрались мы поиграть . К нам сорока прилетела , И тебе водить велела . *** Как - то вечером на грядке Репа , свёкла , редька , лук Поиграть решили в прятки , Но сначала встали в круг . Рассчитались чётко тут же : Раз , два , три , четыре , пять … Прячься лучше ! Прячься глубже ! Ну а ты иди искать !
Приложение

6.

Пальчиковая

гимнастика
*** На моей руке пять пальцев , Пять хватальцев , пять держальцев . Чтоб строгать и чтоб пилить , 26
Чтобы брать и чтоб дарить . Их не трудно сосчитать : Раз , два , три , четыре , пять . ( Кулачки на обеих руках сжимаются и разжимаются в ритм потешки . На последней строчке нужно поочерёдно загибать пальцы ). *** Вышли пальчики гулять , А вторые – догонять . Третьи пальчики бегом , А четвёртые – пешком . Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал . ( Пальцы рук сжаты в кулачки . На первой строчке пальцы обеих рук переставляются постолу . На второй строчке – указательные пальцы имитируют быстрый шаг . На третьей – средние пальцы изображают бег . На четвёртой – безымянные пальцы передвигаются по столу , на пятой – мизинцы , а на шестой – хлопнуть ладонями по столу ). *** Раз , два , три , четыре , пять , Будем пальчики считать . Крепкие , дружные , Все такие нужные . На другой руке опять : Раз , два , три , четыре , пять . Пальчики быстрые , Хотя не очень … чистые . ( На первой строчке – загибаем пальцы на правой руке , на следующих четырёх строчках – сжимаем и разжимаем кулачок на правой руке . На шестой строчке – загибаем пальцы на левой руке . На седьмой – сжимаем и разжимаем кулачок на левой руке . На восьмой - делаем круговые движения кистями обеих рук ). *** Можешь пальцы сосчитать : Раз , два , три , четыре , пять . Раз , два , три , четыре , пять – Десять пальцев , пара рук . Вот твоё богатство , друг . *** Пальчики уснули , В кулачок свернулись . Раз , два , три , четыре , пять – Захотели поиграть . Разбудили дом соседей , Там проснулись шесть и семь , Восемь , девять , десять – Веселятся все . Но пора обратно всем : Десять , девять , восемь , семь . Шесть калачиком свернулся , 27
Пять зевнул и отвернулся . Четыре , три , два , один – Снова в домике мы спим . ( На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки . На третьей – разогнуть пальцы правой руки . На четвертой – быстро ими пошевелить . На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой . На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки . На восьмой – круговые движения кистями рук . Далее загибать пальцы сначала левой руки , а затем – правой ). ***
Приложение

7.

Физкультминутки

.
***
«

Два

хлопка

»
Два хлопка над головой , Два хлопка перед собой , Две руки за спину спрячем И на двух ногах поскачем . ***
«

Клён

»
Ветер тихо клён качает , Влево , вправо наклоняет . Раз наклон и два наклон , Зашумел листвою клён .
«

Солдатик

»
На одной ноге постой - ка , Будто ты – солдатик стойкий . Ногу левую к груди , Да смотри , не упади . А теперь , постой на левой , Если ты солдатик смелый . ***
«

Со

стульчиками

»
Один , два – все вставайте , Три , четыре – приседайте . Пять , шесть – повернись , Семь , восемь – улыбнись . Девять , десять – не зевайте , Своё место занимайте .
«Ловкий Джек»
А вы знаете, что Джек – очень ловкий человек? Посмотрите, как сейчас прыгнет он вперёд пять раз. Начинайте-ка считать: раз, два, три, четыре, пять. А теперь пять раз подряд прыгнет ловкий Джек назад. Начинайте-ка считать: раз, два, три, четыре, пять. *** 28

«Считалки с башмачком»
Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд) По дорожке я скачу. Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на месте) Башмачок скакать учу ! Раз! Два! Три! Четыре! (приседают) Обломился каблучок . Раз! Два! Три! Четыре! (разводят руки в стороны) Заблудился башмачок . ***
«

Три

медведя

»
Три медведя шли домой . ( шаги на месте вперевалочку ) Папа был большой - большой , ( поднимают руки над головой ) Мама с ним – поменьше ростом , ( руки на уровне груди ) А сынок – малютка просто ! ( приседают ) Очень маленький он был , С погремушками ходил : ( имитируют игру с погремушками ) Дзинь - дзинь , дзинь - дзинь ! ***
«

Считай

и

делай

»
Один – подняться , потянуться . Два – согнуться , разогнуться . Три – в ладоши три хлопка , Головою три кивка . На четыре – руки шире . Пять – руками помахать . Шесть – на место тихо сесть . *** Широко расставим ноги , Словно в пляске – руки в боки . Наклонились влево , вправо , Влево , вправо , Получается на славу . Молодцы ! Влево , вправо , влево , вправо .
Приложение

8.



Доскажи

словечко


*** Дали туфельку слону , Взял он туфельку одну И сказал : - Нужны пошире , И не две , а все … ( четыре ). С . Я . Маршак *** Хоть у нас четыре ножки , Мы не мышки и не кошки . Хоть мы все имеем спинки , 29
Мы не овцы и не свинки . Вы садились сотни раз , Чтобы ноги отдохнули , Посиди - ка ты на … ( стуле ). *** Золотой и молодой за неделю стал седой , А денёчка через два , облысела голова . Спрячу - ка в карманчик , бывший … ( одуванчик ) *** 30
Я стою на трёх ногах , Ноги в чёрных сапогах . Зубы белые , педаль , А зовут меня … ( рояль ). Я весёлый старичок , Сделал мухам гамачок . У меня есть восемь рук , А зовут меня … ( паук ). Идёт мама по дорожке . Топ - топ - топ . А за ней шагает Маленький сынок . Ушла мама в магазин И остался сын … ( один )
Приложение

9.

Ориентировка

во

времени

.(

загадки

)
Нет ног , а хожу , Рта нет , а скажу , Когда спать , когда вставать , Когда работу начинать . ( Часы ). *** Точно мы должны ходить , Можем рано разбудить . Бить умеем , но не вас : Отбиваем каждый час . Громко , весело мы бьём : « Бим - бом - бом , бим - бом - бом » ( Будильник ). *** Мы ходим ночью , ходим днём , Но никуда мы не уйдём . Мы бьём исправно каждый час , А вы , друзья , не бейте нас . ( Часы ). *** Доброе утро – птицы запели , Добрые люди , вставайте с постели . Прячется вся темнота по углам , Солнце встаёт и идёт по делам . ( А . Кондратьев ) *** Братьев этих ровно семь , Вам они известны всем , Каждую неделю кругом Ходят братья друг за другом , Попрощается последний – 31
Появляется передний . ( Дни недели ) *** Пусты поля , мокнет земля , Дождь поливает . Когда это бывает ? ( Осенью ) *** Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья . ( Осень ) *** Всё мрачней лицо природы , Почернели огороды . Мишка в спячку завалился . Что за месяц к нам явился ? ( Октябрь ) *** Чёрное поле белым стало , А ещё похолодало . Мёрзнет в поле оземь ржи , Что за месяц , подскажи ? ( Ноябрь ) *** Кто поляны белит белым ? И на стенах пишет мелом ? Шьёт пуховые перины ? Разукрасила витрины ? ( Зима ) *** Запорошила дорожки , Разукрасила окошки . Радость детям подарила И на санках прокатила . ( Зима ) *** Дни его всех дней короче , Всех ночей короче ночи , На поля и на луга До весны легли снега . Только месяц тот пройдёт – Мы встречаем Новый Год ! ( Декабрь ) *** Щиплет уши , щиплет нос , Лезет в валенки мороз . Брызнешь воду – упадёт Не вода уже , а лёд . Повернуло солнце к лету . Что , скажи за месяц это ? ( Январь ) *** 32
Снег мешками валит с неба , С дом стоят сугробы снега . То бураны , то метели На деревню налетели . По ночам мороз силён Днём капели слышен звон . День прибавился заметно . Что , скажи , за месяц это ? ( Февраль ) *** Солнышко всё ярче светит , Снег худеет , мякнет , тает . Грач горластый прилетает . Что за месяц ? Кто узнает ? ( Март ) *** В ночь мороз , с утра капель , Значит на дворе … ( апрель ) *** Зеленеет даль полей , Запевает соловей . В белый цвет оделся сад , Пчёлы первые летят , Гром грохочет . Угадай Что за месяц это ? ( Май ) 33



Считалочка
Плыл у берега пескарик , Потерял воздушный шарик . Помоги его найти – Сосчитай до десяти . Раз , два , три , четыре , пять , Шесть , семь , восемь , девять , десять .


Считалочка
Плыл у берега пескарик , Потерял воздушный шарик . Помоги его найти – Сосчитай до десяти . Раз , два , три , четыре , пять , Шесть , семь , восемь , девять , десять .


Считалочка
Плыл у берега пескарик ,
Потерял воздушный шарик . Помоги его найти – Сосчитай до десяти . Раз , два , три , четыре , пять , Шесть , семь , восемь , девять , десять .


Считалочка
Плыл у берега пескарик , Потерял воздушный шарик . Помоги его найти – Сосчитай до десяти . Раз , два , три , четыре , пять , Шесть , семь , восемь , девять , десять .


Считалочка
Плыл у берега пескарик , Потерял воздушный шарик . Помоги его найти – Сосчитай до десяти . Раз , два , три , четыре , пять , Шесть , семь , восемь , девять , десять .


Считалочка
Плыл у берега пескарик , Потерял воздушный шарик . Помоги его найти – Сосчитай до десяти . Раз , два , три , четыре , пять , Шесть , семь , восемь , девять , десять .


Считалочка
Плыл у берега пескарик , Потерял воздушный шарик . Помоги его найти –
Сосчитай до десяти . Раз , два , три , четыре , пять , Шесть , семь , восемь , девять , десять .


В раздел образования