Напоминание

"Мотивация обучающихся, занимающихся в творческих объединениях".


Автор: Домкина Вера Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБУДО "Станция детского технического творчества" г. Оренбурга
Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мотивация обучающихся, занимающихся в творческих объединениях".
Раздел: дополнительное образование





Назад





МБУДО «Станция детского технического творчества»

г. Оренбурга

Методическая разработка по теме:

«Мотивация обучающихся, занимающихся в творческих объединениях».

Подготовила:

Педагог – психолог

Домкина Вера Владимировна


Оренбург, 2017г.

Актуальность:
Формирование мотивации к занятиям в творческом объединении без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем дополнительного образования. Каждый педагог желает, чтобы его обучающиеся регулярно посещали творческое объединение, с желанием занимались на занятиях и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации внеурочной деятельности обучающихся является одной из основных задач.
Цель

проекта:
раскрытие необходимости формирования положительной мотивации обучающихся к занятиям в творческом объединении. Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:  Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации.  Определить средства, методы и приёмы, способствующие формированию мотивации. Oбъектом изучения является мотивационная сфера обучающихся, занимающихся в творческих объединениях. Предметом исследования являются вопросы, связанные с организацией мотивационного этапа занятия для формирования у обучающихся положительных мотивов. Школа, учреждения дополнительного образования, другие социоокультурные учреждения должны обеспечить подлинную вариативность образования, возможность выбора. Итогом такой работы должен быть заданный образовательный результат – научить детей осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных, в более широком смысле – научить их социализироваться, адаптироваться в разных общественных формациях. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Кроме того внеучебная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Понятие мотивации является центральным в психологии. Поведение человека
всегда мотивировано. Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от неё «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Все психические процессы, явления в своей совокупности обусловлены мотивацией. В самом общем плане под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению. Учебная мотивация определяемся целым рядом специфических для этой деятельности факторов: во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность: во-вторых. - организацией учебного процесса: в-третьих. - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в- четвёртых, -субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых. -спецификой учебного предмета. Рассмотрим, как влияет личность педагога на мотивацию обучающихся.
Преподаватель – как фактор мотивации.
Часто бывает, что замечательные методики и педагогические приемы терпят поражение, современные технические средства не срабатывают из-за того, что отсутствует контакт преподавателя с учащимися. В педагогической технике общения главное – это личность педагога! Педагог должен помнить:  Педагогический подход «сверху вниз» редко приводит к возникновению желания учиться; для этого надо делиться с учащимися информацией, способствующей возникновению мотивации к учебной деятельности;  Учитель – «тренер команды», а не хозяин классной комнаты;  Нужно личным примером показывать каким должен быть современный образованный человек. Стремление произвести приятное впечатление, понравиться аудитории, это не заигрывание преподавателя с учащимися и не амбициозные притязания педагога, а профессиональная необходимость, служащая цели урока. Конечно, есть объективные причины отсутствия интереса к материалу урока:  место проведения занятий (духота, холод или шум и т.д.);
 естественное утомление внимания (следует понимать о периодах кризиса внимания группы: первый наступает через 15-20 минут после начала урока, второй на 30-35ой минуте);  разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту): вследствие этого у ребят появляется резерв времени, во время которого у них возникают посторонние мысли;  устойчивость внимания зависит от возраста, эмоционального состояния, культурного уровня и т.п.;  объем внимания учащихся ограничен: одновременно он может воспринять не более 4-5 не связанных между собой объектов. Таким образом, мотивационными приемами преподавателя для создания эмоционального и интеллектуального интереса к своему предмету, уроку являются:  организация контакта с группой, диалог с учащимися;  расширение позитивно-ориентированных педагогических требований;  постановка ярких, притягательных средств взаимодействия;  речевые, невербальные средства взаимодействия (живой, образный язык, подвижная мимика, содержательный материал, использование новой, неожиданной информации…). Психологи определили и причины спада учебной мотивации: - Наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. - Отношение учащихся к педагогу. - Отношение педагога к учащимся. - Личная значимость предмета. - Умственное развитие учащихся. - Продуктивность учебной деятельности. - Непонимание цели знания. - Страх перед учебным заведением.
Урок как мотивирующая среда.
В современной педагогической литературе урок рассматривается как: - инструмент воспитания и развития личности; - основная форма организации УВП; - живая, подвижная, постоянно изменяющаяся процессуальная система;
- более или менее законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом учащихся; - урок – звено в цепи уроков по теме. Особое значение (основополагающее) в мотивации учебной деятельности приобретают системы методов, такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они представляют систему управления разными методами познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач. Мы рассмотрим классификацию методов обучения, составленную по критериям степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от внешний и внутренней мотивации обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критериям выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения: - объяснительно-иллюстративный метод; - репродуктивный метод; - метод проблемного изложения; - частично-поисковый или эвристический метод; - исследовательский метод. Объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод при котором учащиеся получают знания из лекций, из учебной или справочной литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Самое широкое применение данный метод находит применение для передачи большого массива информации. Репродуктивный метод обучения – метод, где применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Метод проблемного обучения – метод, при котором, используя самые различные источники и средства, преподаватель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает, способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частично-поисковый или эвристический метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется преподавателем или самими учащимися на основе работы над программами (в т.ч. и компьютерными и учебными пособиями). Исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, другие источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. При такой классификации, методы стимулирования и мотивации являются составной частью каждого из вышеназванных методов, что обуславливает необходимость их самостоятельной систематизации.
Классификация мотивирующих методов и приемов.
Любая деятельность будет результативна, если она основана на внутренней мотивации, оптимально сочетающейся с внешне организуемой мотивацией, а также на потребности личности вступать в полноценное общение с другими. Таким образом, мотивирующие методы – это способ побуждения учащихся к учебно- познавательной деятельности. Можно предложить следующую классификацию методов мотивирующих процесс познания: Словесные: >похвала, >поддержка, >поощрение, замечать и анализировать малейшие успехи учащихся. Оценка – при оценивании ответов учащихся реализовывать в первую очередь, функцию мотивации, т.е. побудительное воздействие на личность учащегося, а затем функцию соотнесения, т.е. выставление отметки. Формирование интереса к учебе: >интересные, проблемные факты; >связь с жизненным ответом; >осознание важности изучаемого предмета для собственной деятельности; >новизна, показ неожиданного в привычном;
>эмоциональная окраска, живое слово преподавателя; >творческие работы, задания; >активные методы обучения. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие
приёмы.
«Оратор» 'За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. «Автор» ... Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? .. Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? "Профи" Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? «Учебное портфолио» (портфель достижений ученика) представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. ' Основная идея портфолио - научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь «презентовать себя». Содержание портфолио можно разбить на следующие категории работ:- обязательные: промежуточные и итоговые письменные проверочные работы; - поисковые: результаты экспериментальной, проектной работы (как индивидуальной, так и в малых группах). самостоятельное исследование отдельных предметных проблем; - ситуативные: применение изученного материала в практических ситуациях; - описательные: например, написание сочинений. эссе, письменных комментариев к отдельным работам: - внешние: отзывы учителей, одноклассников. родителей, а также оценочные листы с оценкой учителя. В целом по работе можно сделать следующие
основные

выводы
о том как же сформировать мотивацию достижений успеха обучающихся. 1. Как показал анализ научных исследований по проблеме мотивации, этот вопрос рассматривался в разных аспектах многими исследователями и учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки. 2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.
3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть. 4. Предложенная система педагогических методов и приёмов позволит учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников на уроках. Как педагоги повышают учебную мотивацию обучающихся: 1. Предоставление частичной свободы выбора. 2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения 3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей. 4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти. 5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации. 6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным. 7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию. 8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается). 9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно. 10. Изменять методы и приемы обучения. 11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое. 12. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета. 13. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую
эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления. 14. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания. 15. Положительный эмоциональный настрой, через создание на занятии доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя. 16. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.). 17. Занимательность, необычное началозянятия, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки. 18. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу. 19. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование. 20. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий. 21. Уважайте личность каждого ребенка


В раздел образования