Урок по математике в 1 классе: "Измеряй и сравнивай"
Автор: Печенина Ирина Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ №1 Населённый пункт: село Покойное Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок по математике в 1 классе: "Измеряй и сравнивай" Раздел: начальное образование
Урок – сказка по математике
«У солнышка в гостях»
в 1 классе
по теме «Измеряй и сравнивай».
Метапредметная тема: постановка проблемы.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
• Сформировать умение сравнивать предметы по длине.
• Развить умение сравнивать предметы по длине разными способами и найти
самый эффективный.
• Развивать умение применения счета на пальцах, отыскивая правильный
ответ.
• Совершенствовать навыки счета.
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
• Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
• Способствовать выполнению пробного учебного действия – сравнения
предметов по длине.
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность
по ходу выполнения задания.
Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие сравнение предметов по длине.
• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Развивать умение работать с разными видами информации.
•
Продолжать
работать
над
формированием
умений
ориентироваться
в
учебнике и тетради для самостоятельных работ.
• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
• Работать над использованием знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей
деятельности на уроке.
Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по
парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные):
•
Сформировать
мотивационную
основу
учебной
деятельности,
положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
•
Работать
над
самооценкой
и
адекватным
пониманием
причин
успеха/неуспеха в учебной деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном
поведении.
•
Способствовать
проявлению
познавательной
инициативы
в
оказании
помощи
соученикам
(посредством
системы
заданий,
ориентирующей
младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
• Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской
деятельности.
• Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично –
поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- здоровьесберегающие технологии.
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
- Здравствуйте¸ уважаемые дети и гости. Меня зовут Ирина Васильевна.
Сейчас мы с вами совершим путешествие в сказку «У солнышка в гостях». Я
надеюсь, что нам с вами будет интересно.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под
ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно
пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким,
пожелайте им любви и добра. И я хочу вам дать маленькие солнышки, чтобы
они согревали вас в течение всего нашего занятия.
Светило яркое весёлое солнышко. Но однажды большая тучка занавесила
небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного
света. И решили цыплята идти искать солнышко. Шли-шли – и видят: в
огороде сидит улитка. Остановились цыплята и спрашивают улитку : не знает
ли она, где живет солнышко. А улитка им отвечает: Выполните мое задание,
скажу, кто знает, где живет солнышко.
2. Актуализация опорных знаний:
Задание улитки:
1.Какие цифры пропущены? ( 9,…, 7, 6, …, …., 3, …, 1.)
В прямом или обратном порядке расположены числа? (обратном)
2.Соотнеси картинки и записи: ( на слайде).
Как называются числа при сложении?
А при вычитании? (требование индивидуальных ответов).
3. - Как можно сравнивать предметы? (по высоте, по ширине, по размеру, по
тяжести, по длине). (слайды).
- Сегодня мы будем сравнивать предметы по длине.
Справились с моим заданием - сказала улитка. Идите к сороке. И пошли они
искать солнышко дальше. Подошли цыплята к сороке. А сорока предложила
свои испытания.
3. Постановка проблемы. Открытие нового:
Задание сороки:
- Поработайте в парах. Найдите полоски в конвертах такие, как на
слайде. Сравните их. Договоритесь с соседом как будете сравнивать, кто
будет отвечать. (зеленая полоска короче, чем синяя)
- Каким способом сравнивали? (наложением)
Динамический момент. (упражнения для глаз).
1. "День—ночь"
На слово "ночь" - крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово "день" -
открыть глаза на 5 сек. Повторить 5-8 раз.
2. "Сережки"
Массировать
мочки
ушных
раковин
(зажать
мочки
уха
большим
и
указательным пальцами).
Сорока пошла, искать солнышко вместе с цыплятами и улиткой. Шли-шли
и
увидели
зайца.
Спрашивают
его,
как
до
солнышка
добраться.
А
заяц
отвечает: поможете мне выполнить задание, скажу, кто может подсказать
дорогу к солнышку.
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Задание зайца:
Работа в учебнике. Стр.16 №1
Найдите №1.
- Что здесь изображено? (полоски)
- Какую форму они имеют? (прямоугольную)
- Сравните по длине первую пару полосок? Какая длиннее?
- Сравните по длине вторую пару полосок? Какая длиннее?
-
Какие
полоски
труднее
сравнивать
по
длине,
которые
расположенные
справа или слева? (справа)
- Почему? (концы полоски не совпадают)
- Как же можно сравнивать по длине полоски, расположенные справа?
Сравнивать предметы по длине можно путем наложения один на другой.
Стр. 16 №2
Сравнивать предметы по длине легче, если они нарисованы на
клетчатой
бумаге.
Посмотрите
на
рисунок
и
выполните
сравнение
длины гвоздя и шурупа.
- Сколько клеточек по длине занимает гвоздь? (9)
- Сколько клеточек по длине занимает шуруп? (8)
Полученные числа – это результат измерения предметов с помощью клеточки
– меры.
Сравните полученные числа.
Откройте тетрадки в клеточку и запишите сравнения с помощью знака:>,<,=.
Запись: 9>8
- Сделай вывод о длине предметов. (гвоздь - 9, шуруп – 8, гвоздь больше, чем
шуруп.
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике
- Как ещё можно сравнивать предметы по длине? ( с помощью клеточки-
меры ).
Зайчик присоединился к друзьям и указал дорогу к утке. А утка ответила,
что не знает, где живет солнышко, но подсказала, что может ёжик знает. Но
надо переправиться через ручей.
5. Первичное закрепление нового теоретического учебного материала.
Задание:
-Тетрадь на печатной основе стр.22 №3.
- Нарисуй синюю полоску длиной 9 клеток.
- Нарисуй красную полоску длиннее синей.
- Сколько клеток в красной полоске? (10)
Динамический момент.
– Мы, ребята с вами устали, и, перед тем как встретиться с ёжиком – надо
хорошенько
отдохнуть
чтобы
придя
к
солнышку
мы
были
веселые
и
здоровые.
Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ(ходьба на месте)
Мы хлопаем руками.
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши)
Качаем головой (наклоны головы влево, вправо).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны)
И побежим кругом (бег на месте).
И вот прибежали наши герои к ёжику. – Ёжик, ёжик, ты не знаешь, где
солнышко живет? Подумал ёжик и говорит: Как не знать – за лесом –
большая гора, на горе большое облако, над облаком – месяц живет, а там и до
солнца рукой подать. Ёжик пошёл с ними искать солнышко, чтобы вернуть
его на землю. Идут друзья по лесу, а тут новое испытание.
6.
Самостоятельная
работа
с
взаимопроверкой
и
самопроверкой
по
эталону:
Задание в лесу:
Тетрадь на печатной основе стр.23 № 5.
Рассмотрите длинный и короткий отрезки.
Нарисуй третий отрезок длиннее короткого на 3 клетки.
Он будет длиннее или короче второго отрезка? (длиннее)
Сколько он будет клеток? (12 клеток)
7. Творческое задание:
Работа по учебнику стр.17 №4.
Посмотрите, с помощью чего люди измеряли в старину длину предметов и
расстояния.
- Как вы думаете, всегда ли люди пользовались при измерении длины
только данными мерками? Шаг
(он) - длина человеческого шага. Ладонь
(она) - ширина ладони. Дюйм (он) - ширина большого пальца. Фут - длина
стопы. Сажень
(она) - расстояние между концами пальцев распростёртых
рук.
Попробуйте измерить длину нарисованной полоски с помощью большого
пальца руки.
Сколько раз в длине полоски укладывается длина большого пальца?
У кого сколько получилось?
Но это один из способов измерения длины.
Скажите, а все эти способы измерения длины точные?
Наши звери решили, что удобнее сравнивать длины, если использовать
одинаковую мерку. А как вы думаете?
Ребята, а где же наше солнышко? Вот и пришли они на макушку высокой
горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полёживает. Увидел месяц
друзей, отодвинул облако и все увидели яркое, доброе, весёлое солнышко. И
всюду
стало
светло
и
тепло.
Все
звери
стали
веселиться
и
радоваться
солнышку. А солнышко подарило каждому герою сказки свой теплый лучик.
Сравните длину каждого лучика?
У кого самый длинный лучик?
А самый короткий?
8.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какое задание показалось сложным?
А что особенно понравилось?
Молодцы, все правильно сделали.
Ребята, я надеюсь, что вам тоже стало сразу тепло, светло, весело. А если
вам понравился наш урок и вы хотите, чтобы в вашем классе всегда светило
солнышко – то прикрепите ваши маленькие солнышки
на доску в одно
большое солнце. Желаю всем тепла, добра, удачи!