Напоминание

Урок по математике в 1 классе: "Измеряй и сравнивай"


Автор: Печенина Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: село Покойное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по математике в 1 классе: "Измеряй и сравнивай"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок – сказка по математике «У солнышка в гостях» в 1 классе по теме «Измеряй и сравнивай». Метапредметная тема: постановка проблемы.
Задачи урока:
Образовательные (предметные): • Сформировать умение сравнивать предметы по длине. • Развить умение сравнивать предметы по длине разными способами и найти самый эффективный. • Развивать умение применения счета на пальцах, отыскивая правильный ответ. • Совершенствовать навыки счета. Развивающие (метапредметные): Регулятивные: • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. • Способствовать выполнению пробного учебного действия – сравнения предметов по длине. • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Познавательные: • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. • Подвести под понятие сравнение предметов по длине. • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. • Развивать умение работать с разными видами информации. • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ. • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу. • Работать над использованием знаково-символичных средств. • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке. Коммуникативные: • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте. • Помочь ребенку в аргументации своего мнения. Воспитательные (личностные): • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. • Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики. • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям. • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении. • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника). • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям. • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Методы работы:
объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения; - объяснительно – иллюстративного обучения; - словесной продуктивной и творческой деятельности; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); - здоровьесберегающие технологии.
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
- Здравствуйте¸ уважаемые дети и гости. Меня зовут Ирина Васильевна. Сейчас мы с вами совершим путешествие в сказку «У солнышка в гостях». Я надеюсь, что нам с вами будет интересно. Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём И к сердечку поднесём. Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра. И я хочу вам дать маленькие солнышки, чтобы они согревали вас в течение всего нашего занятия. Светило яркое весёлое солнышко. Но однажды большая тучка занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света. И решили цыплята идти искать солнышко. Шли-шли – и видят: в огороде сидит улитка. Остановились цыплята и спрашивают улитку : не знает ли она, где живет солнышко. А улитка им отвечает: Выполните мое задание, скажу, кто знает, где живет солнышко.
2. Актуализация опорных знаний:
Задание улитки: 1.Какие цифры пропущены? ( 9,…, 7, 6, …, …., 3, …, 1.) В прямом или обратном порядке расположены числа? (обратном) 2.Соотнеси картинки и записи: ( на слайде). Как называются числа при сложении? А при вычитании? (требование индивидуальных ответов). 3. - Как можно сравнивать предметы? (по высоте, по ширине, по размеру, по тяжести, по длине).
(слайды).
- Сегодня мы будем сравнивать предметы по длине. Справились с моим заданием - сказала улитка. Идите к сороке. И пошли они искать солнышко дальше. Подошли цыплята к сороке. А сорока предложила свои испытания.
3. Постановка проблемы. Открытие нового:
Задание сороки: - Поработайте в парах. Найдите полоски в конвертах такие, как на слайде. Сравните их. Договоритесь с соседом как будете сравнивать, кто будет отвечать. (зеленая полоска короче, чем синяя) - Каким способом сравнивали? (наложением)

Динамический момент.
(упражнения для глаз).
1. "День—ночь"
На слово "ночь" - крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово "день" - открыть глаза на 5 сек. Повторить 5-8 раз.
2. "Сережки"
Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами). Сорока пошла, искать солнышко вместе с цыплятами и улиткой. Шли-шли и увидели зайца. Спрашивают его, как до солнышка добраться. А заяц отвечает: поможете мне выполнить задание, скажу, кто может подсказать дорогу к солнышку.
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Задание зайца: Работа в учебнике. Стр.16 №1 Найдите №1. - Что здесь изображено? (полоски) - Какую форму они имеют? (прямоугольную) - Сравните по длине первую пару полосок? Какая длиннее? - Сравните по длине вторую пару полосок? Какая длиннее? - Какие полоски труднее сравнивать по длине, которые расположенные справа или слева? (справа) - Почему? (концы полоски не совпадают) - Как же можно сравнивать по длине полоски, расположенные справа?
Сравнивать предметы по длине можно путем наложения один на другой.
Стр. 16 №2
Сравнивать предметы по длине легче, если они нарисованы на

клетчатой

бумаге.

Посмотрите

на

рисунок

и

выполните

сравнение

длины гвоздя и шурупа.
- Сколько клеточек по длине занимает гвоздь? (9) - Сколько клеточек по длине занимает шуруп? (8)
Полученные числа – это результат измерения предметов с помощью клеточки – меры. Сравните полученные числа. Откройте тетрадки в клеточку и запишите сравнения с помощью знака:>,<,=. Запись: 9>8 - Сделай вывод о длине предметов. (гвоздь - 9, шуруп – 8, гвоздь больше, чем шуруп. - Сравните свой вывод с выводом в учебнике - Как ещё можно сравнивать предметы по длине? (
с помощью клеточки-

меры
). Зайчик присоединился к друзьям и указал дорогу к утке. А утка ответила, что не знает, где живет солнышко, но подсказала, что может ёжик знает. Но надо переправиться через ручей.
5. Первичное закрепление нового теоретического учебного материала.
Задание: -Тетрадь на печатной основе стр.22 №3. - Нарисуй синюю полоску длиной 9 клеток. - Нарисуй красную полоску длиннее синей. - Сколько клеток в красной полоске? (10)
Динамический момент.
– Мы, ребята с вами устали, и, перед тем как встретиться с ёжиком – надо хорошенько отдохнуть чтобы придя к солнышку мы были веселые и здоровые. Мы топаем ногами. Топ, топ, топ(ходьба на месте) Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши) Качаем головой (наклоны головы влево, вправо). Мы руки поднимаем (руки вверх). Мы руки опускаем (руки вниз). Мы руки разведем (руки в стороны) И побежим кругом (бег на месте).
И вот прибежали наши герои к ёжику. – Ёжик, ёжик, ты не знаешь, где солнышко живет? Подумал ёжик и говорит: Как не знать – за лесом – большая гора, на горе большое облако, над облаком – месяц живет, а там и до солнца рукой подать. Ёжик пошёл с ними искать солнышко, чтобы вернуть его на землю. Идут друзья по лесу, а тут новое испытание.
6.

Самостоятельная

работа

с

взаимопроверкой

и

самопроверкой

по

эталону:
Задание в лесу: Тетрадь на печатной основе стр.23 № 5. Рассмотрите длинный и короткий отрезки. Нарисуй третий отрезок длиннее короткого на 3 клетки. Он будет длиннее или короче второго отрезка? (длиннее) Сколько он будет клеток? (12 клеток)
7. Творческое задание:
Работа по учебнику стр.17 №4. Посмотрите, с помощью чего люди измеряли в старину длину предметов и расстояния. - Как вы думаете, всегда ли люди пользовались при измерении длины только данными мерками?
Шаг

(он)
- длина человеческого шага.
Ладонь

(она)
- ширина ладони.
Дюйм (он)
- ширина большого пальца.
Фут
- длина стопы.
Сажень

(она)
- расстояние между концами пальцев распростёртых рук. Попробуйте измерить длину нарисованной полоски с помощью большого пальца руки. Сколько раз в длине полоски укладывается длина большого пальца? У кого сколько получилось?
Но это один из способов измерения длины.

Скажите, а все эти способы измерения длины точные?

Наши звери решили, что удобнее сравнивать длины, если использовать

одинаковую мерку. А как вы думаете?
Ребята, а где же наше солнышко? Вот и пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полёживает. Увидел месяц
друзей, отодвинул облако и все увидели яркое, доброе, весёлое солнышко. И всюду стало светло и тепло. Все звери стали веселиться и радоваться солнышку. А солнышко подарило каждому герою сказки свой теплый лучик. Сравните длину каждого лучика? У кого самый длинный лучик? А самый короткий?
8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какое задание показалось сложным? А что особенно понравилось? Молодцы, все правильно сделали. Ребята, я надеюсь, что вам тоже стало сразу тепло, светло, весело. А если вам понравился наш урок и вы хотите, чтобы в вашем классе всегда светило солнышко – то прикрепите ваши маленькие солнышки на доску в одно большое солнце. Желаю всем тепла, добра, удачи!


В раздел образования