Автор: Полухина Юлия Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБПОУ КСУ №3 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: "Самая живая часть речи" Раздел: дополнительное образование
ГЛАГОЛА
Цели:
1. Образовательная- обобщить и систематизировать
изученные ранее сведения о глаголе как части речи;
2. Развивающая- развить умение определять
морфологические признаки глагола;
3. Воспитательная- сформировать представление о
красоте и величии русского языка.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
ГЛАГОЛА
Вид
Наклонение
Лицо
Число
Род
Спряжение
ИНФИНИТИВ
Инфинитив- это неопределенная форма глагола,
которая лишь называет действие или состояние и
отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
ВИД ГЛАГОЛА-
ЭТО ФОРМА ГЛАГОЛА,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ПРОЦЕСС ДЕЙСТВИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ЕГО ВРЕМЕННОГО ПРЕДЕЛА.
Глаголы обозначают
завершенное действие,
достигшее результата;
глаголы отвечают на
вопрос
ЧТО СДЕЛАТЬ?
-сварить/ прожарить/
попарить
Глаголы обозначают
действие без указания
на его предел
(завершенность);
глаголы отвечают на
вопрос
ЧТО ДЕЛАТЬ?
-варить/жарить/ парить
СОВЕРШЕННЫЙ
НЕСОВЕРШЕННЫЙ
УПРАЖНЕНИЕ.
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДОВЫЕ ПАРЫ
.
1. Вот тебе муж предоставлен. Убивали, да не убили.
2. Колумб был счастлив не тогда, когда открыл
Америку, а когда открывал ее.
3. Что же делал Бельтов в продолжение этих десяти
лет? Что он сделал? Ничего или почти ничего.
4. Наташа редко испытывала столь радостное
чувство, как то, которое она испытала теперь.
5. Кузьмин все ждал, что она, наконец, спросит о
Башилове, но она не спрашивала.
НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА
ВЫРАЖАЕТ ОТНОШЕНИЕ
ДЕЙСТВИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ
УСЛОВНОЕ
(СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ)
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ
Обозначает действие,
которое происходило,
происходит или будет
происходить (все
времена глагола);
•
готовил/ готовлю/
•
буду готовить,
приготовлю
Обозначает желаемое,
возможное действие,
которое может
происходить при
определенных
условиях;
Способ образования:
прош.вр.+ бы
•
готовил бы/
•
приготовил бы
Выражает побуждение
собеседника к
действию, приказание,
просьбу;
Способ образования:
Основа наст.вр.+
суффиксы
И/ТЕ/ нулевой
•
говори/ говорите/
готовь
УПРАЖНЕНИЕ.
ОБРАЗУЙТЕ ОТ ГЛАГОЛОВ ФОРМЫ
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО , ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО И УСЛОВНОГО
НАКЛОНЕНИЯ.
беречь, повторить,
принести, бросить, встать,
поставить, присесть, лечь
ЛИЦО
ГЛАГОЛА УКАЗЫВАЕТ НА ТОГО,
КТО УЧАСТВУЕТ В РЕЧИ
Единств.
число
Множеств.
число
1 лицо
я
мы
2 лицо
ты
вы
3 лицо
он, она,
оно
они
УПРАЖНЕНИЕ. ОПРЕДЕЛИТЕ ЛИЧНЫЕ ФОРМЫ
ГЛАГОЛА
Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй
землю, потому что ты и перед ней согрешил…
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в
копны свежие под соседний стог.
Пришлите мне эту бумагу завтра пораньше.
Глядим на бледный снег прилежными глазами.
Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого
хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом
свете.
ВРЕМЯ, ЧИСЛО, РОД
Время- настоящее, прошедшее, будущее;
Число- единственное, множественное;
Род- мужской, женский, средний (в прошедшем
времени)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
КРОССВОРД.
НАЗОВИТЕ ГЛАГОЛ В ИНФИНИТИВЕ.
ДАЛЕЕ ПОСТАВЬТЕ В УКАЗАННУЮ ФОРМУ
1. Химическая кулинарная обработка, которая заключается в
выдерживании продуктов в растворах пищевых кислот с целью
придания готовым изделиям специфического вкуса, аромата,
консистенции (несов. вид, изъяв. накл., наст. вр. 3 лицо, ед.ч.);
2. Механическая кулинарная обработка, которая заключается в
наполнении фаршем специально подготовленных продуктов (сов. вид,
повелит. накл., 2 лицо , ед. ч.);
3. Холодильная обработка продуктов и сырья при температуре близкой
к температуре замерзания клеточной жидкости (несов. вид, изъяв.
накл., прош. вр., 3 лицо, ед. ч., муж. род) ;
4.Тепловая обработка продуктов с целью доведения до кулинарной
готовности при температуре, обеспечивающей образование на их
поверхности специфической корочки ( несов.вид, инфинитив) ;
5. Метод тепловой обработки продуктов путем кипячения в жидкости
(сов.вид, буд. вр.,1 лицо, мн. ч.).
ВКУСНЫЙ ГЛАГОЛ.
ВЫПИШИТЕ ГЛАГОЛЫ И
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД, ЛИЦО,
ЧИСЛО,ВРЕМЯ,НАКЛОНЕНИЕ
"…Надо знать, чем закусывать. Самая лучшая
закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы ее
кусочек с лучком и горчичным соусом, сейчас же…
кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с
лимончиком, потом простой редьки с солью, потом
опять селедки, но всего лучше, благодетель, рыжики
соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и,
понимаете ли, с луком, с прованским маслом…
объедение! - Для закуски хороши также…душеные
белые грибы. - Да, да, да…с луком, знаете ли, с
лавровым листом и всякими специями. Откроешь
кастрюлю, а из нее пар, грибной дух... даже слеза
прошибает.(А.П. Чехов. "Сирена")"
РЕФЛЕКСИЯ. СОСТАВЬТЕ
СИНКВЕЙН
Синквейн – это не простое стихотворение, а
стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее
главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих
главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в
рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного
(ассоциация с первым словом).
ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА
Прилагательное
качественное, притяжательное
относится, согласуются, склоняется
обозначается признак предмета
часть речи
Числительное
количественное, порядковое
считает, измеряет, изменяется
он меня посчитал!
порядок
СИНКВЕЙН. ГЛАГОЛ
Глагол
Трудный, тяжёлый
Отвечает, меняет, усложняет
Самая трудная тема
Часть речи
Глагол
Совершенный, несовершенный
Путает, усложняет, учит
Обозначает действие
Правило