Автор: Московченко Галина Авенировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГОУ "Детский дом №3 г. Сыктывкар" Населённый пункт: Сыктывкар, Республика Коми Наименование материала: методическая разработка Тема: Закон Раздел: полное образование
Открытое занятие по основам правовых знаний
Подготовила и провела воспитатель ГОУ «Детский дом № 3 г. Сыктывкар»
Московченко Г.А.
Тема: Закон.
Сегодня мы с вами, ребята, продолжим работу по изучению основ правовых
знаний. Тема нашего занятия: «Закон».
Цель нашего занятия:
Выяснить и понять, что же такое закон, какова его структура и
функции;
Узнать, какие бывают законы;
Подумать над вопросом – кто придумывает законы, кто их принимает и
исполняет;
Для чего необходимы законы.
А в конце занятия мы с вами попробуем ненадолго стать законодателями.
А как вы понимаете слово «закон»?(Выслушиваются ответы детей).
Теперь давайте посмотрим в словаре, что означает это слово. (Дети находят
понятие в «Толковом словаре» С.И. Ожегова, с.207-208, зачитывают).
Закон – постановление государственной власти;
– нормативный акт, принятый государственной властью;
– установленные государственной властью общеобязательные правила.
Вот об этих правилах, нормативных актах и постановлениях мы с вами
поговорим сегодня.
Как вы думаете, а зачем закон нам и вообще всем людям? (Выслушиваются
ответы детей).
Вывод: 1. Для защиты от мошенников.
2. В помощь честным людям.
3. Чтобы людям легче было договориться в спорных вопросах.
4. Чтобы меньше было разногласий и конфликтов.
А как вы думаете, были ли законы в древности? (Выслушиваются ответы
детей).
Люди испокон веков старались создать какие-нибудь правила, по которым им
надо было жить. Появление таких правил – социальных норм связано с
переходом от животной стадности к человеческому обществу.
Под влиянием здравого смысла эти правила переходили в традиции и обычаи,
а далее в законы.
Я давала вам задания, найти интересные сведения о законах древности. Дети
рассказывают о законах древности:
1. Самый первый известный нам свод законов – это кодекс царя Шульги,
законы выбивались на каменных стеллах.
2. О русском праве впервые упоминается в Повести Временных лет.
А какие законы вы знаете? (Дети перечисляют).
1)
КЗОТ (Кодекс законов о труде). А для чего он нужен?
Ответ: КЗОТ регулирует трудовые отношения людей (говорится о
режиме работы, о продолжительности работы, о работе в праздничные
дни и в ночное время, о заработной плате, о командировках, об
отпусках).
2)
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». О
чем в нем говорится?
- о воинской обязанности граждан;
- о воинской службе, призыве на воинскую службу;
- о службе по контракту;
- о правах и обязанностях военнослужащих;
- об обязательной и добровольной подготовке гражданина к военной
службе и многое другое.
3)
Гражданский кодекс Российской Федерации
О чем в нем говорится?
- о праве собственности гражданина;
- о гражданских правах и обязанностях;
- о праве на наследство;
- об основных положениях об акционерных обществах, религиозных
организациях, каких-либо фондах, учреждениях;
- о защите чести и достоинства деловой репутации;
- о видах и формах сделок,
т.е. от тех отношениях, которые могут возникнуть между гражданами.
4)
Жилищный кодекс РСФСР
О чем в нем говорится?
- о правах граждан на жилище;
- о внеочередном предоставлении жилых помещений;
- о нормах жилой площади на одного человека;
- о том, как заключить договор найма жилого помещения;
- о сроках внесения платы за квартиру;
- о том, за кем сохраняется право на жилье (квартиру) за временно
отсутствующими людьми (например, при прохождении воинской
службы, дети, оставшиеся без попечения родителей).
5)
Защита прав потребителей
О чем же в нем говорится?
- о товарах и их качестве;
- о правилах продаж товаров потребителям;
- о некачественных товарах и товарах ненадежного качества.
6)
Уголовный кодекс
- о преступлениях и видах наказаний;
- о преступлениях:
против личности;
в экономической сфере;
против семьи;
против общества;
против здоровья человека;
о незаконном занятии медицинской практикой;
об уничтожении памятников культуры;
о жестоком обращении с животными.
7)
Об образовании
- об обязательности образования;
- о льготах при поступлении в ВУЗы.
8)
Семейный кодекс
- регулирует семейные взаимоотношения.
Разумеется, что многие законы относятся к определенным группам лиц. Есть
законы, которые затрагивают только водителей, а есть законы, которые
касаются только врачей, предпринимателей, госслужащих и др.
Каждый закон определяет правила поведения в конкретной ситуации. И если
человек окажется в этой ситуации, он будет обязан соблюдать этот закон.
– А как вы думаете, какой закон в нашей стране является самым главным,
основным? Почему? (Выслушиваются ответы детей).
Вывод: все законы, которые мы с вами упоминали выше, подчиняются
Конституции. Именно Конституция обобщает действие закона вообще. (Закон
обязателен для всех, все граждане равны перед законом, все его обязаны
соблюдать. Ст.19).
Вопрос: А какова структура закона? Из чего состоит закон?
Ответ: Из статей.
Давайте посмотрим это на примере Конституции.
Вопрос: Что есть у каждой статьи?
Ответ: Пункты.
Вопрос: А на что могут подразделяться пункты?
Ответ: На абзацы. (Демонстрируется схема структуры закона).
Вопрос: А что еще имеет закон?
Ответ: Название, дату выпуска, срок действия, составителя.
Вопрос: А как вы думаете, как рождается закон? (Выслушиваются ответы
детей).
Вывод: В стране наступает неопределенная ситуация по какому-либо вопросу,
которую каким-то образом нужно решить. Люди из народа (депутаты)
поднимают эти проблемы в Государственной Думе. Далее Госдума пишет
закон, закон обсуждается, депутаты голосуют. Если закон принимается
большинством голосов, то он поступает на утверждение Совету Федераций.
Если Совет Федераций утверждает закон, то он вступает в действие, если не
утверждает, то закон возвращается в Государственную Думу на доработку.
Вопрос: А на ком лежит ответственность за исполнение решений
законодательной власти?
Ответ: На правительстве.
Вопрос: А какова роль президента в создании закона? Ведь в руках
президента очень большая власть. Но какая? Законодательная или
исполнительная?
Ответ: (Выслушиваются ответы детей). Ни та, ни другая. Президент
обеспечивает взаимодействие законодательной и исполнительной власти, т.е.
Правительства, Госдумы и Совета Федераций. Но у президента есть очень
большие полномочия и на некоторые законы он может наложить запрет
(вето).
А теперь давайте проведем викторину и попробуем закрепить понятия,
которые мы изучали с вами в ходе сегодняшнего занятия и на предыдущих
занятиях по теме: «Основы права».
1.
Нормативный акт, принятый государственной властью. (Закон).
2.
Закон, регулирующий трудовые отношения. (КЗОТ).
3.
Закон, в котором говорится о нормах жилой площади. (Жилищный
кодекс).
4.
Основной закон страны. (Конституция).
5.
Законодательный орган РФ. (Парламент: Госдума и Совет Федераций).
6.
Человек, который объединяет все ветви власти или другими словами
глава государства. (Президент).
7.
Исполнительную власть осуществляет… (Правительство – расписывает
доходы, расходы, сбор налогов и др.).
8.
Единый закон, в котором объединены нормы права. (Кодекс).
9.
Орган государственной власти, принуждающий нарушителя отвечать
по закону. (Суд).
10. На что опирается суд? (На законы).
11. Государственный орган, осуществляющий надзор за исполнением
действующих законов. (Прокуратура).
12. Закон для двоих. (Договор).
Подведение итогов. Вручение диплома «Лучшему знатоку основ права». А
как в современном мире можно достаточно быстро найти интересующие нас
законы? (Выслушиваются ответы детей). Для этого давайте воспользуемся
информационной программой, которая называется «Консультант – Плюс» по
РК. (Демонстрируются методы работы с программой «Консультант – Плюс»).
А теперь давайте ненадолго сами попробуем стать законодателями. Мы все
живем в одной семье. Давайте попробуем написать «Этический кодекс
семьи». Каждый имеет право дополнять, предлагать. Дети составляют
«Этический кодекс семьи», зачитывают, голосуют.
Вывод: свод законов принят единогласно, значит, все члены нашей семьи
должны его выполнять.
Рефлексия: Что нового вы узнали на нашем занятии? Чему научились?
Пригодится ли то, что вы сегодня узнали, нам в жизни?