Автор: Захарова Наталья Димовна Должность: преподаватель химии Учебное заведение: МБОУ "Лицей" Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: "Применение АРТ-технологии на уроках химии" Раздел: полное образование
Применение АРТ – технологии в изучении химии.
Захарова Наталья Димовна,
преподаватель химии МБОУ «Лицей»
г. Нижневартовск
При изучении тем, особенно по органической химии, по единому
алгоритму
(строение,
получение,
физические
и
химические
свойства,
применение) занятия становятся похожими одно на другое, тогда
осознается
односторонность
интеллектуального
и
эмоционального
развития
обучающихся силами одного предмета. В такие моменты можно обратиться к
применению арт - технологии.
Арт - технология – это обучение интеллектуальной деятельности
средствами
художественного
творчества,
возрождение
познавательного
интереса
учащихся
к
предмету,
поддержка
эмоционального
состояния
подростка.
Опыт работы показывает, что уроки химии с использованием арт -
технологии будят воображение, развивают образное мышление, заставляют
учеников проживать изучаемый материал, расширяют кругозор. На таких
уроках умственное воспитание переплетается с социальным и эстетическим,
чего трудно добиваться другими методами. Искусство позволяет осваивать
теорию, особенно сложный учебный материал, избегать назидательных бесед
и потому в обучении является действенным средством познания. Кроме того,
такие уроки расширяют личный опыт учащегося, обучают его правилам и
приемам выхода из критических ситуаций, помогают самовыражаться. Решая
поставленную познавательную задачу, подросток полностью или частично
выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определенными
правилами игры. При этом у него остается достаточно степеней свободы, он
импровизирует, выдумывает.
Занятия, проведенные с применением арт - технологии, приносят
огромное моральное удовлетворение. Смена ролей, функций, стилей общения
значительно активизирует резервные возможности ребенка. Преподаватель,
применяющий
арт
-
технологию
на
своих
занятиях,
имеет
возможность
переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно
ориентированного,
коммуникативно
-
ориентированного
обучения,
что
повышает эффективность учебного процесса.
Удачным опытом применения арт - технологии на занятиях по химии можно
считать проведение уроков-спектаклей, которые позволяют проанализировать
многообразие
строения
и
свойств
химических
соединений,
областей
их
применения,
возможности
негативного
и
позитивного
воздействия
на
человека,
среду
его
обитания,
развивать
компетентностный
подход
к
изучаемому
материалу.
Проведению
театрализованных
занятий
должна
предшествовать кропотливая работа по подбору и подготовке содержания, по
созданию
соответствующего
психологического
климата
и
творческого
настроя.
У
обучающихся
появляется
мотивация
глубже
изучить
данный
раздел,
используя
дополнительные
источники
информации.
Появляется
желание
посмотреть
спектакль,
ток-шоу,
хотя
бы
познавательную
телевизионную
программу.
Обсуждая
просмотренный
спектакль,
нужно
затронуть не только сюжетные линии постановки, но и сценические приемы
актеров: речь, пластику, манеры.
Главное условие для осуществления этого мероприятия – качественное
освоение пройденного материала, чтобы спектакль стал полноценным при
планировании такого занятия необходимо тщательно продумать сценические
образы,
стиль
одежды
и
атрибутику
для
каждого
участника,
выработать
базовые тексты выступлений в той или иной роли.
С использованием данной технологии можно провести уроки:
суд,
пресс-конференцию, салон красоты, психодраму, заочное путешествие и др.
Уроки с использованием арт – технологий имеют дидактическое достоинство:
создается
эффект
присутствия
«Я
это
видел!»
Такое
занятие
сплотит
коллектив, надолго запомнится и даст свои результаты.
Используемая литература
1.
Колякина В.И.Методика организации уроков коллективного творчества.
М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.
2.
Фопель
К.
Чтобы
дети
были
счастливы:
Психологические
игры
и
упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.