Автор: Тихомирова Оксана Сергеевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ № 25 Населённый пункт: город Тулун, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Адаптация пятиклассников" Раздел: среднее образование
«Адаптация пятиклассников»
Любые
переходные
периоды
в
жизни
человека
всегда
связаны
с
проблемами.
Переход
учеников
из
начальной
школы
—
это
сложный
и
ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся
дальнейшая
школьная
жизнь
ребенка.
Переход
в
5-й
класс
–
важный
и
сложный период в жизни детей.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется
проблема адаптации к новым условиям обучения, начиная от внешних, и
заканчивая
внутренними
(установление
контактов
с
разными
учителями,
усвоение
новых
предметов,
привыкание
к
новым
«пространствам»
учреждения).
Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко
многим,
появляются
новые
предметы,
возрастает
сложность
школьной
программы,
меняется
школьный
статус
детей
–
из
самых
старших
в
начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме
того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью
становится
межличностное
общение,
но
при
этом
основным
занятием
остаётся
учёба.
И
эта
резкая
перемена
вызывает
стресс.
В
этот
адаптационный период детям необходима помощь педагогов и родителей.
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень
самостоятельности
ребенка
при
выполнении
им
учебных
заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ
попыток выполнить задание самому;
уд о вл е т во р е н н о с т ь
м е ж л и ч н о с т н ы м и
от н о ш е н и я м и
–
с
одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
стремление
отвлечь
взрослого
от
школьных
событий,
переключить
внимание на другие темы.
нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления
психически здоровой личности ребенка является его успешность в учебе.
Поэтому
важным
направлением
деятельности
классного
руководителя
является
его
сотрудничество
с
учителями-предметниками. Сделать
детей
эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в общении, увереннее в
себе позволяет личностно-ориентированный подход в обучении.
Рекомендации учителям - предметникам
1.
Учитывайте
трудности
адаптационного
периода,
возрастные
особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических
приемов.
2.
Не
перегружайте
учеников
излишними
по
объему домашними
заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических
требований возраста.
3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям
усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
5.
На
заседаниях
методических
объединений,
классных
и
общешкольных
совещаниях
выработайте
единые
требования
к
учащимся
(соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно
учиться.
7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика.
Оценка
достижений
должна
быть
ориентацией
на
успех,
способствовать
развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного
ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и
сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и
работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте
все плюсы и минусы в своей работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
На
данный
период
присутствует
тесная
связь
школы
и
родителей:
родители проявляют интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к
каждому прожитому им школьному дню. И учителя, и родители должны
следить за состоянием ребёнка в период адаптации: не забывать о смене
учебной
деятельности,
наблюдать
за
правильной
позой
во
время
урока,
создавать условия для двигательной активности на переменах.
Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных
силах
–
значит
создать
условия,
в
которых
он
будет
чувствовать
себя
спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации.
Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание
дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.
Чем можно помочь ?
1.
Первое
условие
школьного
успеха
пятиклассника
—
безусловное
принятие
ребенка,
несмотря
на
те
неудачи,
с
которыми
он
уже
столкнулся или может столкнуться.
2.
Создавайте
условия
для
развития
самостоятельности
в
поведении
ребенка.
У
пятиклассника
непременно
должны
быть
домашние
обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
3.
Несмотря
на
кажущуюся
взрослость,
пятиклассник
нуждается
в
ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда
может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
4.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет,
как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания.
Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая
при этом авторитет учителя.
5.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в
школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у
ребенка
была
возможность
обсудить
свои
школьные
дела,
учебу
и
отношения с друзьями в семье, с родителями.
6.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
7.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как
можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем
или психологом.
8.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются
терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный
климат в семье для ребенка.