Автор: Григорьева Наталья Ивановна Должность: преподаватель хорового пения Учебное заведение: АУ ДО "Детская школа искусств г. Конаково" Населённый пункт: г. Конаково, Тверская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Вокально-хоровая работа в младшем хоре". Раздел: дополнительное образование
АУ ДО «Детская школа искусств г. Конаково»
Методическая разработка на тему:
Вокальная работа в детском хоре. Работа над
освобождением и раскрытием голоса.
Преподаватель хорового пения ДШИ г. Конаково
Григорьева Наталья Ивановна
г. Конаково
2017 год
Одной
из
самых
активных
и
доступных
форм
музыкальной
деятельности, способной охватить широкие массы детей и приобщить их к
музыкальному искусству, является хоровое пение.
Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд преимуществ:
1)
Это
наиболее
доступный
вид
музыкального
исполнительства.
Ведь
голосовой
аппарат-
инструмент
данный
человеку
с
рождения
и
совершенствующийся вместе с его ростом и развитием.
2)
Содержание
хорового
произведения
раскрывается
не
только
через
музыкальную интонацию, но и слово, что важно для детей, которым
присуща конкретность мышления и образность представлений.
3)
Коллективный характер процесса хорового пения.
Освоение хорового произведения всегда связана с кропотливой работой
над художественно-исполнительскими или техническими трудностями, а
потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинить свои
личные интересы интересам коллектива.
Из дошедших до нас сведений с принятием христианства, в Древней Руси
(XI-XIII
вв.)
детей
обучали
пению
в
монастырских
школах,
созданных
греческими
священнослужителями.
От
них
русская
церковь
систему
осмогласия и безлинейную нотацию. Уровень образования в этих школах был
высокий
и
церковные
детские
хоры
предназначались
для
участия
в
богослужении.
В
процессе
развития
хорового
пения
складывались
и
основы
вокального воспитания. Как же проходило становление методической мысли
в деле вокального воспитания детей? Какие требования предъявлялись к
звучанию детского голоса для каждого исторического периода?
В храме запрещалось пение крикливое, грубое, неподобающее. При
исполнении
священных
песнопений
детьми
предпочиталось
светлое
и
нежное звучание голосов.
С
проникновением
в
Россию
с
Запада
многоголосного
пения,
потребность в голосах мальчиков (альтов и дискантов) возросла не только в
церковных, но и в светских профессиональных мужских хорах. Исполнение
вокальных
произведений
«концертного
пения»
требовало
большой
подвижности голосов и обширного диапазона, доходившего до до третьей
октавы. Дети вынуждены были принимать участие в исполнении взрослых
хоровых сочинений. Для этого лучшие мужские и детские голоса искали по
всей России и набирали, главным образом, из числа крепостных.
Новым этапом в развитии детского пения явилось открытие в 1870 г. в
Глухове Черниговской области специальной детской певческой школы, откуда
лучшие
голоса
мальчиков
со
всей
Украины
забирали
в
Придворную
певческую капеллу,
сыгравшую важную роль в развитии русской оперы,
подготовке солистов и хоровых певцов в России.
Известнейшие
выпускники
Придворной
певческой
капеллы-
Д.С.
Бортнянский, М. С. Березовский и др.
До XIX столетия в певческих школах России пользовались переводной
методической литературой с французского и итальянского языков.
2
«Среди рекомендаций,
содержащихся в них,- пишет Г. П. Стулова-
важно указание на необходимость развивать у детей слуховой контроль; рот
при пении открывать умеренно, естественно, отчего зависит ясность голоса и
четкость
произнесения
слов;
петь
в
удобной
тесситуре;
никогда
нельзя
форсировать
через
силу;
надо
петь
напевно
и
додерживать
звук
по
длительности ноты до конца; петь сознательно и эмоционально, чтобы можно
было своим пением тронуть слушателя до чувствительности; рекомендуется
петь побольше без сопровождения».
1
Становление русской вокальной школы связано
с именем
М. И.
Глинки. Упражнения для развития голоса, написанные им для певца Петрова,
отличаются своей универсальностью и используются для голосов всех видов.
Сам М. И. Глинка обучал пению детей в Придворной певческой капелле
и театральном училище. Принцип его метода концентрический - укрепление
средних звуков общего диапазона голоса, а затем уже верхних и средних.
« По моей методе надобно сперва усовершенствовать натуральные
ноты (то есть без всякого усилия берущиеся), ибо усовершенствовав их,
мало-помалу
потом
можно
обработать
и
довести
его
до
возможного
совершенства и остальные звуки».
2
С первых шагов вокального обучения я работаю по этой методике.
Нахожу примарную зону, где певческие звуки звучат наиболее естественно и
свободно
(фа-ля
первой
октавы)
и
с
помощью
системы
вокальных
упражнений начинаю постепенно расширять диапазон вверх и вниз
3
.
В
результате
работы
по
данному
методу
у
детей
происходит
сглаживание регистров, появляется ровное, свободное звучание голоса на
всем диапазоне. Рабочий диапазон для детей 7-10 лет составляет си малой
октавы, до первой ми-фа второй октавы.
О необходимости начинать занятия со средних звуков мы находим у
Варламова А. Е., известного композитора, певца, ученика Д.С. Бортнянского.
4
Позднее эти мысли возникали у Камилло Эверарди.
5
Франческо Ламперти
6
называл средний регистр «ключевым» к овладению верхними регистрами.
Среди детей в хоре распространена проблема «гудошников». Про них
обычно говорят, что у них нет слуха, «медведь на ухо наступил», что у них
отсутствует
координация
между
слухом
и
голосом
и
т.п.
Имея
часто
неплохой музыкальный слух они «гудят» в пределах 2-3 звуков. Если ребенок
слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, заданные учителем,
а правильно спеть не может, то одна из наиболее часто встречающихся
1
Стулова Г. П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М., «Прометей», 1992, С. 13-14.
2
Глинка М.И. «Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-
сольфеджио». М.; Л.;1951, С. 34.
3
См. приложение.
4
Варламов А. Е. «Полная школа пения» СПб.1840.
5
Камило Эверарди (1825-1899)- итальянец по происхождению, певец и педогог-вокалист, свыше 40 лет жил
в России. С 1870 г. профессор Московской консерватории
6
Франческо Ламперти (1813-1891)- итальянец, педагог вокала, профессор Миланской консерватории, автор
работ по вокальной педагогике.
3
причин неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве
звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования.
Качество
звуковысотного
интонирования
тесно
связано
с
использованием голосовых регистров. У детей, с момента рождения, имеется
два
самостоятельных
голосовых
регистра:
грудной
и
фальцетный.
Дети,
использующие в процессе речи
лишь грудную манеру голосообразования,
обычно «гудят». Речь их отличается монотонностью, неразвитостью, узким
звуковым
диапазоном,
в
результате
чего
ребенок
не
может
правильно
интонировать. Одним из методов, мною используемых, можно устранить этот
недостаток,
управляя
голосообразованием
ребенка
с
позиции
теории
регистров.
Налаживание
координации
между
слухом
и
голосом
происходит
довольно быстро, за 10-15 минут работы на уроке. Чтобы настроить голос
такого
«гудошника»
на
фальцетное
звучание
я
использую
образные
сравнения, например, « поем как птички, а не как мишки» или объясняю, что
необходимый нам звук должен быть тоньше по звучанию. Ребенок начинает
сразу правильно интонировать, хотя и непривычным для него «тоненьким»
голосом, звуковысотный диапазон его резко раздвигается вширь.
Такая внезапно открывшаяся способность имеет для ребенка большое
воспитательное значение. Меняется психологическая установка на предмет, в
корне изменяется отношение к учебе. Ранее, понимая свои недостатки в
интонировании
мелодии
разучиваемых
песен,
ребенок
чувствовал
свою
ущербность, что «он поет по-другому, не как все». Формировался комплекс
неполноценности и отрицательные эмоции на певческую деятельность.
И вдруг у него получилось! Теперь он может правильно петь мелодию
со всеми вместе.
Многие хормейстеры отмечают, что самыми активными участниками
хора становятся именно бывшие «гудошники».
Появившееся умение интонировать в фальцетном режиме необходимо
не раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык
при любом способе голосообразования.
Существует
закономерность
-
чем
младше
ребенок,
тем
легче
он
перестраивается.
Работа
по
налаживанию
координации
между
слухом
и
голосом
идет
успешно
примерно
до
8
лет,
после
10
лет
исправить
«гудошника» уже труднее.
Правильность певческого дыхания - одно из самых сложных процессов
при обучении пению.
Дыхание
детей
этого
возраста
очень
поверхностно,
коротко,
преимущественно
ключичного
характера,
в
силу
чего
его
углубление
происходит
очень
медленно.
Не
фиксируя
на
нем
внимания
на
первых
занятиях, я предоставляю ему возможность непроизвольно и постепенно
совершенствоваться
в
процессе
самого
пения.
Предпосылкой
для
непроизвольной
регулировки
дыхания
является
мягкое,
легкое,
напевное
звучание, привычка не поднимать плечи.
4
Для выработки навыков
глубокого дыхания полезно использовать
гимнастические упражнения.
Дыхательное упражнение 1
Прямой корпус. Ноги слегка раздвинуты в ступнях, носки врозь. Руки
на бедрах. Губы мягко сомкнутые. На «раз!» - поднятие на носках со вдохом
через нос, «два!» - опускание на пятки с выдохом через рот.
Дыхательное упражнение 2
Исходное положение упр.1 На «раз!» - вдох с поднятием на носках,
«два!» «три!» - более медленное опускание на пятки с замедленным выдохом
через рот.
Дыхательное упражнение 3
Корпус прямой, руки заложены за шею. Движения упражнений 1 и 2.
Дыхательное упражнение 4
Исходное положение упр.1 Шаг по кругу (цепочка). На первый шаг-
вдох, на второй-выдох. Круг сначала идет в одну сторону, затем в другую.
После этого упражнение: на первый шаг-вдох, на второй и третий-выдох.
Дыхательная тренировка дает положительные результаты. Дети уже
умеют
спокойно
вдохнуть
через
нос
и
выдохнуть
через
рот,
расширять
нижние ребра.
В тех случаях, когда ученики не понимают, что значит раздвинуть
ребра,
я
предлагаю
ученикам
положить
ладони
в
область
диафрагмы
и,
вдохнув
глубоко,
ощутить,
насколько
раздвинулись
ребра.
Во
время
распевания я прибегаю к таким сравнениям: « вдохни так, чтобы воздух
дошел до пояса», «вдохнуть так, чтобы поясок стал немного теснее».
Огромную роль в пении играет правильная певческая установка. Я
объясняю
ребятам,
что
стоять
или
сидеть
при
пении
следует
прямо,
не
напрягаясь, свободно. А при пении сидя не рекомендуется закидывать ногу на
ногу (что они особенно любят делать), т.к. это будет затруднять дыхание.
Положение головы - прямое. Такая установка обеспечит удобное положение
всего дыхательного аппарата, так как гортань при этом будет располагаться
как бы на прямой оси.
Характерным
недостатком
дикции
детей
обычно
бывает
вялость
артикуляции
(малоподвижные
губы,
язык,
нижняя
челюсть,
плохо
открывающийся
рот)
и,
как
следствие,
гласные
и
согласные
не
имеют
необходимой
ясности,
четкости
и
устойчивости,
звук
приобретает
однообразный, невыразительный характер.
На одном из уроков я рассказала ребятам о мастер-классах солистки
Метрополитен Опера Ольги Макариной
в Творческой школе вокального
мастерства Культурного Центра Елены Образцовой в Санкт-Петербурге.
-«Вот,
-
говорю
я
ребятам,-
певица
Метрополитен
Опера
Ольга
Макарина, учила нас открывать рот так, чтобы кожа под глазами натянулась!»
Ребята с интересом пробуют широко открывать рот, они удивлены и в
восторге от полученного опыта.
5
Следует отметить, что передняя часть артикуляционного аппарата более
чем
любая
другая
часть
голосообразующего
аппарата
подчинена
сознательному регулированию его работы.
Некоторым
детям
я
предлагаю
петь
перед
зеркалом.
Видя
свои
недостатки в отражении, они исправляются. Если ребята все-таки забывают
открывать рот во время пения, то я рассказываю им смешную историю,
услышанную мною на том же мастер-классе Ольги Макариной .
Ее ученица на одном из занятий, когда, наконец, поняла, что объяснил
педагог, выпалила:
-«Я
поняла,
поняла
для
чего
нужна
нижняя
челюсть!!!......чтобы
кушать!!!».
Ребята смеются.
Начиная работу над текстом, ребята четко произносят текст без пения,
т.к.
только
при
раздельной
работе
над
словом
можно
установить,
какие
недостатки слова и речи выявляются у детей.
Особое значение имеет
постоянная, целенаправленная работа над
выравниванием гласных.
У
детей
младшего
возраста
лучше
всего
звучит
гласный И.
Над
гласным А работать приходится неустанно ввиду того, что у детей этот звук
бывает открытым, «белым». В этом случае я прошу ребят петь этот звук не
горизонтально, а вертикально, приближая А по своему звучанию к О.
Гласные
способствуют
самому
процессу
пения,
так
как
пение
осуществляется только на гласных звуках, но для ясности произношения и
разборчивости слов необходимо одновременно работать и над согласными.
В практической работе с детьми младшего возраста первые упражнения
поются
на
слогах
с
губными
и
зубными
согласными,
активизирующими
движения языка:
Губные согласные Зубные согласные
В, Б, П, М Л, С. Д, Т, Р
и вырабатываем их четкость на следующих словах:
Виноград Лимонад
Барабан Сарафан
Мандарин Апельсин
Пармезан Таракан
С этими словами мы с ребятами сочинили двухголосную распевку и
поем ее на уроках.
Таким образом, гласные должны звучать полно, широко, а согласные-
четко, энергично, коротко. « В пении гласные - река, а согласные- берега».
Важная роль в правильном звукообразовании принадлежит высокой
певческой позиции, при которой на всем диапазоне сказывается действие
головных резонаторов. В упражнениях, которые поются сверху вниз, лучше
ощущается головное резонирование, являющееся наиболее характерным для
детских
голосов.
Будучи
перенесенным
на
нисходящие
звуки,
звонкий
6
«головной» звук содействует однородности звучания и как бы «охраняет»
нижний отрезок детского голоса от перенапряжения.
Понять
ощущение
протяжности
звука,
позиционное
приближение,
выработать высокое звучание помогает детям так же, в качестве упражнения,
пение мелодии закрытым ртом.
Таким образом, певческий голос должен звучать ровно, однородно по
всему диапазону. Его истинная вокальность в том, что мы не форсируем, не
перенапрягаем
голос,
а
исходим
из
того,
что
характерно,
удобно
и
естественно для голоса, распространяя это свободное, естественное звучание
на
другие
участки
диапазона.
В
детском
хоре
совершенно
невозможно
форсированное пение и даже громкое пение нежелательно.
Основное
требование
художественно-вокального
исполнения
-
правильный красивый певческий звук.
Воспитывая
певческое
звучание
у
учащихся,
закрепляя
певческие
навыки, я забочусь о том, чтобы дети пели звонко, светло, легким, напевным,
звуком.
7
Литература
1.
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания.
М., 1990.
2.
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению М. Прометей,
1992.
3.
Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним
пояснения и вокализы-сольфеджио. М.; Л.;1951.
4.
Варламов А. Е. Полная школа пения СПб.1840.
5.
Зарин Д. Методика школьного хорового пения М., 1907.
6.
Багадуров В. А. Вокальное воспитание детей. М., 1953. С. 64.
7.
Серов А. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. Избранные статьи, т. 1. М.,
1950.
8