"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народного декоративно- прикладного искусства (городецкой росписью )
Автор: Оленина Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№461" Населённый пункт: г Нижний Новгород, Нижегородская область Наименование материала: Проект Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народного декоративно- прикладного искусства (городецкой росписью ) Раздел: дошкольное образование
Тип проекта:
по-направленности: познавательно-творческий
по организации: взросло-детский, игровой
по продолжительности: долгосрочный
по месту проведения: внутри МДОУ
Форма представления продукта:
презентация, открытое занятие
Форма реализации:
-непосредственно-образовательная деятельность
-самостоятельная деятельность детей
-работа с родителями
Актуальность :
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна.
Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит её в ряд жизненно
важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации
обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного
потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности,
доброты, готовности служить Отечеству. По признанию педагогов и психологов
(А.Г. Асмолов, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Т.С.
Комарова и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее
значение для дальнейшего развития ребёнка. В этом возрасте интенсивно
происходит его психическое развитие, формируется эмоционально-чувственное
восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому
дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками
культурно-исторической жизни страны.
Патриотическое воспитание — это процесс формирования сознания человека,
любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося
историческими свершениями своего народа и его культурой. Его важность
подчёркивается в Федеральном законе «Об образовании в Российской
Федерации», в указе Президента «О совершенствовании государственной
политики в области патриотического воспитания»
Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,
не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства
своего народа, освоения народной культуры. Только в этом случае народное
искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний
талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и
непосредственно в произведениях народных мастеров.
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая
часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства
близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно
воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию
гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных
традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно
влияет на формирование человека будущего.
Гипотеза:
Если знакомить детей с народными промыслами России, мастерством русских
умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать
себя частью русского народа , ощутить гордость за свою страну, богатую
славными традициями.
Цель проекта:
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре
через ознакомление с городецкой росписью и организацию продуктивной и
творческой деятельности.
Задачи проекта:
1.Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за страну Россию.
2.Воспитание любви и уважения к родным через устное народное творчество,
поэтическое слово, музыку.
3.Формировать в сознании детей образа семьи.
4.Дать первоначальные представления о декоративно-прикладном искусстве,
его значении в жизни людей. Познакомить с городецким промыслом.
5.Формировать умение использовать разные технические приёмы росписи при
выполнении декоративных элементов городца.
6.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров;
национальную гордость за мастерство русского народа.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое
развитие»
Этапы проекта:
-информационный
-творческий
-заключительный
Участники:
дети, воспитатели, родители воспитанников
Срок реализации: в течение года
В результате работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по
нравственно-патриотическому воспитанию, который состоит из блоков:
1блок - «Семья и ближайшее окружение»
2блок- «Россия-Родина моя»
3блок- «Городец- город мастеров»
Формы работы с детьми:
-беседы
-рассказ воспитателя об истории возникновения и процветания городецкого
промысла
-рассматривание иллюстраций, альбомов и изделий городецких мастеров
-сюжетно-ролевые игры
-дидактические игры
-выставки детского творчества
-чтение и обсуждение литературных произведений
-конструирование
-просмотр познавательных фильмов
Формы работы с родителями:
-анкетирование
-пополнение развивающей предметно-пространственной среды
-участие в развлечениях
-сбор фотографий
-консультация
-изготовление семейного дерева
-изготовление герба семьи
-сбор иллюстраций с изображением городецких изделий
-родительское собрание
-совместные выставки детей и родителей
-изготовление совместных стенгазет
Реализация проекта
Этап
Содержание
Цель
Участники
И
Н
Ф
О
Р
М
А
Ц
И
О
Н
Н
Ы
Й
1блок
Занятия познавательного цикла
« Моя семья-мой дом»
«У кого есть дед, тот не ведает бед»
«Бабушка-душа семьи»
«Нет такого дружка, как родимая
матушка»
Чтение литературы:
Т. А. Шорыгина «Бабушка-душа моя»
«Бабушка Заботушка»
стих «Бабушка»
стих «Дедушка»
В. Осеева «Волшебное слово»
А. Барто «Бабушка»
Н. Майданик «Вместе с бабушкой»
2блок
Занятия познавательного цикла
«Моя Родина- Россия»
«Символы России»
1.Воспитание любви и уважения к
родным через устное народное
творчество, поэтическое слово, музыку.
2.Формировать в сознании детей образ
семьи.
3.Способствовать развитию у детей
доброжелательности, терпимости,
понимания, взаимопомощи в семейной
жизни.
4.Разъяснить смысл слова «мама», что
оно значит для каждого человека на
земле: показать образ матери у каждого
народа.
1.Вызвать интерес к чтению
художественных произведений.
2..Способствовать развитию у детей
доброжелательности, терпимости,
понимания, взаимопомощи в семейной
жизни.
1.Воспитывать любовь к родной Отчизне,
чувство гордости за страну Россию.
2.Познакомить с российским флагом,
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
«Мой город, моя улица»
«Русский народный костюм»
3 блок
Занятия познавательного цикла:
«Городец- город мастеров»
Просмотр познавательных фильмов:
«Городец — город мастеров»
«Городецкая роспись»
«Городецкие промыслы»
гербом, гимном.
3.Воспитывать чувство восхищения и
гордости малой и большой Родиной.
4.Формирование патриотических чувств
на основе ознакомления с родным
городом, его достопримечательностями.
1.Познакомить детей с городецким
промыслом.
2.Рассказать о разнообразии изделий, эле-
ментах узоров (цветы, листья, птицы,
кони) и сочетаниях цветов.
3.Пробуждать интерес к городецкому
промыслу.
Воспитатели, дети.
Т
В
О
Р
Ч
Е
С
1блок
Занятия по художественно-
эстетическому развитию:
Рисование «Моя бабушка»
Аппликация « Что растёт в огороде у
бабушки и дедушки»
Занятие по ручному труду,
конструирование:
«Открытка для бабушки и дедушки»
«Открытка для мамы»
Драматизация сказок:
«Колобок»
«Репка»
1.Вызвать желание детей передать своё
отношение к бабушке в рисунке и
аппликации.
2.Способствовать развитию у детей
терпимости, понимания. Заботы и любви
о близких.
1.Вызвать желание драматизировать
знакомую сказку.
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
К
И
Й
«Теремок»
Организация выставок:
«Баба, деда,я» (рисунков)
«Загляни в мамины глаза»(рисунков)
«Мамины руки»(поделки)
Изготовление стенгазеты:
«С днём пожилого человека»
«Мама, ты тоже маленькой была»
Изготовление семейного дерева
Развлечение «День Матери»
(совместно с родителями)
2.блок
Прослушивание песен:
«С чего начинается Родина?»
(муз. В.Баснера, сл М.Матусовского)
«Широка страна моя родная» (муз И
Дунаевского, сл В Лебедева-Кумача)
Просмотр познавательных фильмов
и презентаций:
2.Развивать интонационную
выразительность.
Привлечь родителей к совместному
сотворчеству.
Привлечь родителей к совместному
сотворчеству.
Приобщить родителей к совместной
активной работе
Приобщить родителей к совместной
работе.
1.Формирование патриотических чувств
на основе обогащения знаний о Родине.
2.Развивать интерес к слушанию музыки.
Воспитывать чувство восхищения и
гордости малой и большой Родиной.
Воспитатели, дети, родители.
Воспитатели, дети, родители.
Воспитатели, дети, родители.
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
«Моя Родина-Россия»
«Символы России»
Занятия по художественно-
эстетическому развитию:
«Русский народный сарафан»
Занятие по конструированию
«Кукла в русском сарафане»
3блок
Занятия по художественно-
эстетическому развитию:
Рисование «Городецкая купава»
«Гроздь винограда»
«Городецкая доска»
«Городецкий петушок»
Аппликация «Городецкая купава»
«Городецкая доска»
Лепка «Городецкие купавки»
1..Формировать у детей умение выделять
характерные признаки городецкой
росписи, составлять узоры на
плоскостных изображениях разной
формы и на деревянных досках.
2.Воспитывать уважительное отношение
к труду народных мастеров.
3.Формировать навык работы с
палитрой , умение составлять оттенки
цветов, смешивая цветные цвета гуаши с
белой.
4.Развивать воображение, творчество,
самостоятельность.
5.Формировать эстетическое отношение к
окружающей действительности
средствами народного декоративно-
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
прикладного искусства.
З
А
В
Е
Р
Ш
А
Ю
Щ
И
Й
- Создание развивающей предметно-
пространственной среды
- Открытое занятие
-Презентация
-Участие во Всероссийском вебинаре
«ФГОС. Особенности духовно-
нравственного воспитания на всех
уровнях общего образования»
- Участие и публикация авторских
материалов во Всероссийской заочной
научно-практической конференции
«Гражданско-патриотическое
воспитание подрастающего
поколения в современной
образовательной организации:
актуальные вопросы, опыт,
перспективы» ( Общество с
ограниченной ответственностью
«Заочный консультативно
-психологический центр «Талант с
колыбели»
- Публикация авторского материала в
печатном издании «Альманах
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
Воспитатели.
Воспитатели.
Воспитатели.
Воспитатели.
педагогических идей и достижений « О
воспитании»
- Публикацияавторского материала во
Всероссийской выставке идей и
достижений» (Конспект НОД «Это
русская сторонка, это Родина моя»
-Участие во Всероссийском интернет-
конкурсе для педагогов
«Педагогический триумф» ( Сценарий
праздничного мероприятия «День
Матери»)- диплом 3 степени
Воспитатели.
Воспитатели.
Предполагаемый результат:
-знают название страны, города, в котором живут
-знают символы страны : флаг, герб,гимн
-знают что обозначают цвета на флаге, что обозначает герб России
-у детей сформировано понятие «малая Родина»
-в сознании ребёнка сформированы понятия : семья, мама, папа
-доброжелательно относятся к членам семьи
-познакомлены с городом Городец, промыслами в городе
-дети знают и могут рисовать элементы городецкой росписи: бутон (купава),
ромашка, листья, гроздь винограда, петух, коня (по трафарету)
-используют цвета, характерные для данного промысла
-умеют смешивать цвета на палитре
-умеют составлять узор, используя нужные цвета и элементы росписи
Результативность проекта:
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что детей привлекают
произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Это
доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям
содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает
ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям
сказочные образы животных. Особенно интересно проходят занятия, на которых
ребёнок узнает об истории промысла, возникшей в родном крае. Таким образом,
тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и
многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и
воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей
стране в целом.