Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народного декоративно- прикладного искусства (городецкой росписью )


Автор: Оленина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№461"
Населённый пункт: г Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народного декоративно- прикладного искусства (городецкой росписью )
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект
«Нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников средствами народного декоративно-

прикладного искусства (городецкой росписью )


Тип проекта:
по-направленности: познавательно-творческий по организации: взросло-детский, игровой по продолжительности: долгосрочный по месту проведения: внутри МДОУ
Форма представления продукта:
презентация, открытое занятие
Форма реализации:
-непосредственно-образовательная деятельность -самостоятельная деятельность детей -работа с родителями
Актуальность :
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит её в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. По признанию педагогов и психологов (А.Г. Асмолов, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. В этом возрасте интенсивно происходит его психическое развитие, формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны. Патриотическое воспитание — это процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Его важность подчёркивается в Федеральном законе «Об образовании в Российской
Федерации», в указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
Гипотеза:
Если знакомить детей с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа , ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта:
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с городецкой росписью и организацию продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
1.Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за страну Россию. 2.Воспитание любви и уважения к родным через устное народное творчество, поэтическое слово, музыку. 3.Формировать в сознании детей образа семьи.
4.Дать первоначальные представления о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей. Познакомить с городецким промыслом. 5.Формировать умение использовать разные технические приёмы росписи при выполнении декоративных элементов городца. 6.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Этапы проекта:
-информационный -творческий -заключительный
Участники:
дети, воспитатели, родители воспитанников
Срок реализации:
в течение года В результате работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно-патриотическому воспитанию, который состоит из блоков: 1блок - «Семья и ближайшее окружение» 2блок- «Россия-Родина моя» 3блок- «Городец- город мастеров»
Формы работы с детьми:
-беседы -рассказ воспитателя об истории возникновения и процветания городецкого промысла -рассматривание иллюстраций, альбомов и изделий городецких мастеров -сюжетно-ролевые игры -дидактические игры -выставки детского творчества -чтение и обсуждение литературных произведений
-конструирование -просмотр познавательных фильмов
Формы работы с родителями:
-анкетирование -пополнение развивающей предметно-пространственной среды -участие в развлечениях -сбор фотографий -консультация -изготовление семейного дерева -изготовление герба семьи -сбор иллюстраций с изображением городецких изделий -родительское собрание -совместные выставки детей и родителей -изготовление совместных стенгазет
Реализация проекта


Этап



Содержание



Цель

Участники

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й

1блок

Занятия познавательного цикла

«
Моя семья-мой дом» «У кого есть дед, тот не ведает бед» «Бабушка-душа семьи» «Нет такого дружка, как родимая матушка»
Чтение литературы:
Т. А. Шорыгина «Бабушка-душа моя» «Бабушка Заботушка» стих «Бабушка» стих «Дедушка» В. Осеева «Волшебное слово» А. Барто «Бабушка» Н. Майданик «Вместе с бабушкой»
2блок

Занятия познавательного цикла
«Моя Родина- Россия» «Символы России» 1.Воспитание любви и уважения к родным через устное народное творчество, поэтическое слово, музыку. 2.Формировать в сознании детей образ семьи. 3.Способствовать развитию у детей доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. 4.Разъяснить смысл слова «мама», что оно значит для каждого человека на земле: показать образ матери у каждого народа. 1.Вызвать интерес к чтению художественных произведений. 2..Способствовать развитию у детей доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. 1.Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за страну Россию. 2.Познакомить с российским флагом, Воспитатели, дети. Воспитатели, дети. Воспитатели, дети.
«Мой город, моя улица» «Русский народный костюм»
3 блок

Занятия познавательного цикла:
«Городец- город мастеров»
Просмотр познавательных фильмов:
«Городец — город мастеров» «Городецкая роспись» «Городецкие промыслы» гербом, гимном. 3.Воспитывать чувство восхищения и гордости малой и большой Родиной. 4.Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом, его достопримечательностями. 1.Познакомить детей с городецким промыслом. 2.Рассказать о разнообразии изделий, эле- ментах узоров (цветы, листья, птицы, кони) и сочетаниях цветов. 3.Пробуждать интерес к городецкому промыслу. Воспитатели, дети.
Т

В

О

Р

Ч

Е

С

1блок

Занятия по художественно-

эстетическому развитию:
Рисование «Моя бабушка» Аппликация « Что растёт в огороде у бабушки и дедушки»
Занятие по ручному труду,

конструирование:
«Открытка для бабушки и дедушки» «Открытка для мамы»
Драматизация
сказок: «Колобок» «Репка» 1.Вызвать желание детей передать своё отношение к бабушке в рисунке и аппликации. 2.Способствовать развитию у детей терпимости, понимания. Заботы и любви о близких. 1.Вызвать желание драматизировать знакомую сказку. Воспитатели, дети. Воспитатели, дети. Воспитатели, дети.

К

И

Й
«Теремок»
Организация выставок:
«Баба, деда,я» (рисунков) «Загляни в мамины глаза»(рисунков) «Мамины руки»(поделки)
Изготовление стенгазеты:
«С днём пожилого человека» «Мама, ты тоже маленькой была»
Изготовление семейного дерева

Развлечение «День Матери»

(совместно с родителями)

2.блок

Прослушивание песен:
«С чего начинается Родина?» (муз. В.Баснера, сл М.Матусовского) «Широка страна моя родная» (муз И Дунаевского, сл В Лебедева-Кумача)
Просмотр познавательных фильмов

и презентаций:
2.Развивать интонационную выразительность. Привлечь родителей к совместному сотворчеству. Привлечь родителей к совместному сотворчеству. Приобщить родителей к совместной активной работе Приобщить родителей к совместной работе. 1.Формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине. 2.Развивать интерес к слушанию музыки. Воспитывать чувство восхищения и гордости малой и большой Родиной. Воспитатели, дети, родители. Воспитатели, дети, родители. Воспитатели, дети, родители. Воспитатели, дети. Воспитатели, дети.
«Моя Родина-Россия» «Символы России»
Занятия по художественно-

эстетическому развитию:
«Русский народный сарафан»
Занятие по конструированию
«Кукла в русском сарафане»
3блок

Занятия по художественно-

эстетическому развитию:
Рисование «Городецкая купава» «Гроздь винограда» «Городецкая доска» «Городецкий петушок» Аппликация «Городецкая купава» «Городецкая доска» Лепка «Городецкие купавки» 1..Формировать у детей умение выделять характерные признаки городецкой росписи, составлять узоры на плоскостных изображениях разной формы и на деревянных досках. 2.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. 3.Формировать навык работы с палитрой , умение составлять оттенки цветов, смешивая цветные цвета гуаши с белой. 4.Развивать воображение, творчество, самостоятельность. 5.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно- Воспитатели, дети. Воспитатели, дети.
прикладного искусства.
З

А

В

Е

Р

Ш

А

Ю

Щ

И

Й

-
Создание развивающей предметно- пространственной среды - Открытое занятие -Презентация -Участие во
Всероссийском вебинаре

«ФГОС. Особенности духовно-

нравственного воспитания на всех

уровнях общего образования»

-
Участие и публикация авторских материалов во
Всероссийской заочной

научно-практической конференции

«Гражданско-патриотическое

воспитание подрастающего

поколения в современной

образовательной организации:

актуальные вопросы, опыт,

перспективы» (
Общество с ограниченной ответственностью «Заочный консультативно -психологический центр «Талант с колыбели» - Публикация авторского материала в
печатном издании
«Альманах Воспитатели, дети. Воспитатели, дети. Воспитатели. Воспитатели. Воспитатели. Воспитатели.
педагогических идей и достижений «
О

воспитании»

-
Публикацияавторского материала
во

Всероссийской выставке идей и

достижений» (Конспект НОД «Это

русская сторонка, это Родина моя»
-Участие во Всероссийском интернет- конкурсе для педагогов
«Педагогический триумф» (
Сценарий праздничного мероприятия «День Матери»)- диплом 3 степени Воспитатели. Воспитатели.

Предполагаемый результат:
-знают название страны, города, в котором живут -знают символы страны : флаг, герб,гимн -знают что обозначают цвета на флаге, что обозначает герб России -у детей сформировано понятие «малая Родина» -в сознании ребёнка сформированы понятия : семья, мама, папа -доброжелательно относятся к членам семьи -познакомлены с городом Городец, промыслами в городе -дети знают и могут рисовать элементы городецкой росписи: бутон (купава), ромашка, листья, гроздь винограда, петух, коня (по трафарету) -используют цвета, характерные для данного промысла -умеют смешивать цвета на палитре -умеют составлять узор, используя нужные цвета и элементы росписи
Результативность проекта:
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Это доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных. Особенно интересно проходят занятия, на которых ребёнок узнает об истории промысла, возникшей в родном крае. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.


В раздел образования