"Я всегда рядом!" Сотрудничество учителя-логопеда и родителей детей с ОВЗ
Автор: Терешкина Ольга Станиславовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Буратино" г. Надыма" Населённый пункт: ЯНАО г. Надым Наименование материала: Проект Тема: "Я всегда рядом!" Сотрудничество учителя-логопеда и родителей детей с ОВЗ Раздел: дошкольное образование
Терешкина Ольга Станиславовна
2015 г.
Содержание
1.
Паспорт проекта_________________________________________3
2
2.
Введение_______________________________________________4
3.
Алгоритм реализации проекта_____________________________8
4.
Анкета «Определение воспитательских умений у родителей, детей с
отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева)________________________9
5. Годовой план работы на 2015-2016 учебный год сотрудничества
учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ_______________________11
6. Мониторинг планируемых результатов родителей в конце учебного
года________________________________________________________13
7. Список литературы_______________________________________14
Паспорт проекта
Название проекта
«Я всегда рядом!»
3
Разработчик проекта
Терешкина Ольга Станиславовна
учитель-логопед, первая
квалификационная категория
Участники проекта
Родители воспитанников
с
ограниченными возможностями
здоровья
География проекта
Пространство ДОУ
Сроки выполнения проекта
2015-2016 учебный год
Введение
Анализ
В городе Надыме функционируют 11 детских садов и в каждом
учреждении есть дети с различным потенциалом здоровья. Детский сад
«Буратино»
в
том
числе
имеет
воспитанников
разного
возраста
с
ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). С каждым
годом число таких детей возрастает. В МДОУ «Детский сад «Буратино»
2014-2015 учебном году 15 человек, в 2015-2016 учебном году списочный
состав воспитанников с ОВЗ составляет 19 человек из них:
-
5
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ДЦП,
ЗПР,
расщепление твердого и мягкого нёба) и 14 детей с тяжелыми нарушениями
речи
с сохранным интеллектом и интеллектом ниже возрастной нормы
интегрированы в общеразвивающие группы.
Согласно Конвенции о правах ребенка
в
статье 23 записано, что
«неполноценный
ребенок
в
умственном
или
физическом
отношении
должен
вести
полноценную
и
достойную
жизнь
в
условиях,
которые
обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и
облегчают его активное участие в жизни общества». В связи с этим работа с
данными детьми осуществляется по рабочей программе учителя-логопеда
«Полноценное речевое развитие детей с ОНР в условиях логопедического
пункта» и по индивидуально-образовательным маршрутам.
Актуальность
Хорошая
и
правильная
речь
-
важнейшее
условие
всестороннего
полноценного развития ребенка и залог успешной социализации для этого
важно, чтобы коррекция всех речевых навыков была осуществлена в полном
объеме.
Более
эффективно
этот
процесс
протекает
у
ребёнка
под
руководством учителя-логопеда и родителей воспитанников с ОВЗ. Одни
помогают им овладеть этими навыками на специальных занятиях, другие в
процессе повседневной жизни.
4
Особенно
важно,
чтобы
родители
принимали
активное
участие
в
коррекционно – педагогической работе по устранению речевых нарушений.
Новизна
Данный проект – это один из способов научить и подсказать родителям,
имеющих детей ОВЗ как более эффективно помочь своему ребёнку.
С этой целью было решено разработать проект совместной организации
коррекционного процесса учителя – логопеда и семьи «Я всегда рядом!».
В проекте задействованы все формы сотрудничества родителей и
специалиста ДОУ, которые в наибольшей степени способствуют решению
коррекционных задач на этапе дошкольного детства:
- игровая деятельность – при взаимодействии специалиста, родителей с
детьми с ОВЗ,
-
консультативная
помощь
родителям
в
традиционной
форме
и
инновационной (в сети интернет),
-
продуктивная
деятельность
индивидуально
подобранная
каждому
ребёнку, с определенным диагнозом, при взаимодействии родителей и детей,
- коррекционно-образовательная деятельность на специальных занятиях
и в домашних условиях при взаимодействии специалиста, родителей с детьми
с ОВЗ.
Сфера применения.
Данный проект может быть реализован учителями – логопедами в любом
образовательном
учреждении,
имеющим
детей
с
ОВЗ,
не
в
зависимости
посещают
они
данное
учреждение
или
находятся
на
индивидуальном
обучении.
Цель
проекта:
создание
условий
для
полноценного
развития
всех
речевых процессов детей с ОВЗ при сотрудничестве учителя-логопеда и
родителей.
5
Задачи проекта:
определить
с
какими
проблемами
в
формирование
речевых
навыков
сталкиваются данная категория родителей;
повышать
психолого-педагогическую
компетентность
родителей
в
вопросах речевого развития ребёнка с ОВЗ;
создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи;
создать
специальную
среду,
побуждающую
ребенка
к
активному
коррекционно - образовательному процессу;
оказывать
помощь
родителям
в
выполнении
ими
воспитательных
и
коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных
педагогических возможностях.
Ожидаемые результаты с детьми с ОВЗ:
1.
Увеличение доли детей с ОВЗ, овладевших речевыми навыками.
2.
Социальная адаптация детей с ОВЗ во внешней среде.
Нормативно-правовой аспект
Нормативно-правовое обеспечение выражается в исполнении нормативно-
правовых
документов.
При
реализации
коррекционно-образовательного
проекта
«Я
всегда
буду
рядом!»
использованы
следующие
нормативно-
правовые документы:
- Конвенция о правах ребёнка, 1989г;
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
- Закон №6-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»,
2000 г;
Информационно-методический аспект
Для реализации проекта в детском саду имеются программно-
методические
материалы,
информация,
дидактические
материалы,
обеспечивающие
помощь
родителям
в
формировании
речевых
и
коммуникативных
навыков
своих
детей.
Функционирует
логопедическая
6
служба,
которая
обеспечит
поддержку
родителям
в
ходе
оказания
необходимой индивидуальной помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей
их речевого развития и индивидуальных возможностей.
Материально-технический аспект
В наличии имеется логопедический кабинет для проведения
индивидуальных
и
подгрупповых
консультаций
с
родителями,
мастер-
классов,
практикумов,
родительских
клубов,
оснащенный
методическими
пособиями,
практическим
материалом,
методической
литературой,
проектором, экраном, ноутбуком. В группах созданы речевые родительские
уголки для консультаций, практических заданий, «Вопрос – ответ». Создан
персональный сайт учителя-логопеда для работы с родителями в режиме
онлайн, который содержит методическую и практическую информацию.
Возможные риски
К
возможным
рискам
относим:
недостаточный
опыт
родителей
в
формирование речевых способностей детей с ОВЗ. Пропуски воспитанников
по причине слабого соматического состояния.
Перспективы развития проекта
Практически в каждом дошкольном образовательном учреждении есть
дети с ОВЗ, которые требуют особого внимания специалистов и родителей.
По окончанию детского сада дети с ОВЗ пойдут учиться в школу, а затем
вступят во взрослую жизнь. Пройти успешную адаптацию в школе поможет
только правильно организованное сотрудничество специалиста и родителя в
дошкольном возрасте.
Поэтому перспектива развития проекта «Я всегда рядом!» заключается в
возможности
использования
моего
опыта
в
других
дошкольных
образовательных учреждениях. Воспользовавшись нашим проектом, коллеги
смогут адаптировать его к имеющимся условиям и активно применять его у
себя.
Создание доступной, безбарьерной речевой среды – одна из главных задач
всех муниципальных образований.
7
Алгоритм реализации проекта
На первом этапе учитель-логопед проводит анкетирование:
выясняет:
с
какими
проблемами
сталкиваются
данная
категория
родителей;
определяет
степень
понимания
родителей
в
необходимо сти
сотрудничества учителя-логопеда и семьи в формирование правильной
речи детей с ОВЗ (приложение №1).
На втором этапе учитель-логопед знакомит родителей с планом работы на
учебный год для дальнейшей совместной реализации (приложение №2).
На третьем этапе учитель-логопед вместе с родителями подводит итоги в
конце учебного года, проведение мониторинга (приложение №3).
Сроки реализации проекта
Проект рассчитан на 2015-2016 учебный год.
Приложение №1
8
Анкета «Определение воспитательских умений у родителей, детей с
отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева)
Инструкция:
В анкете содержатся вопросы, которые помогут определить Ваши
способности как воспитателя своего ребенка. Прочтите каждое утверждение
и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В том случае,
если оно верное, отметьте слово «ДА», если неверное, то слово «НЕТ». В
анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы
сами думаете.
1. Трудно ли вам угадывать желания и настроения вашего ребенка?
Да Нет
2. Принимаете ли вы своего ребенка таким, каков он есть, со всеми его
недостатками и проблемами?
Да Нет
3. Любите ли вы проводить с ребенком свободное время: играть, читать
книги, совершать прогулки, отдыхать и др.?
Да Нет
4. Проявляете ли вы к ребенку нежность и ласку в обращении
(прижимаете к себе, гладите по головке, качаете на руках и др.)?
Да Нет
5. Сопереживаете ли вы ребенку, если он ушибся, ударился или
расстроен чем-то?
Да Нет
6. Есть ли у вас с ребенком эмоциональный контакт? Да
Нет
7. Нравится ли вам улыбка вашего ребенка? Да
Нет
8. Довольны ли вы тем, что у вас такой ребенок? Да
Нет
9. Понимаете ли вы, что в развитии вашего ребенка имеются
проблемы, может быть и значительные?
Да Нет
10. Считаете ли вы возможным разрешение этих проблем только
собственными усилиями?
Да Нет
11. Нуждаетесь ли вы как родитель в профессиональной помощи
педагогов и других специалистов учреждения, в котором обучается ваш
ребенок?
Да Нет
12. Читаете ли вы педагогическую литературу? Если да, то укажите,
как часто и какую.
Да Нет
13. Считаете ли вы, что обучение вашего ребенка в специальном
учреждении поможет преодолеть проблемы в его развитии?
Да Нет
9
14. Как вы считаете, повлияет ли на позитивную динамику развития
ребенка ваше личное участие и помощь?
Да Нет
15. Понимаете ли вы, что будущее вашего ребенка, в силу имеющихся
у него нарушений, будет отличаться от будущего других детей?
Да Нет
16. Считаете ли вы себя ответственным за воспитание ребенка?
Да Нет
17. Считаете ли вы, что процесс воспитания, оказывает положительное
воздействие не только на вашего ребенка, но и на вас?
Да Нет
18. Считаете ли вы возможным наказывать ребенка за провинность
физически (ремнем, шлепком и др.)?
Да Нет
19. Проявляете ли вы терпение, если ребенок капризничает или не
послушен?
Да Нет
20. Часто ли вы хвалите ребенка? Да Нет
21. Повышаете ли вы голос на ребенка? Да Нет
22. Оставляли ли вы ребенка одного в темной комнате в качестве
наказания?
Да Нет
23. Уважительно ли вы относитесь к личности ребенка? Да
Нет
24. Какой тип поощрения ребенка вы используете:
— подарок (материальный),
— похвалу (моральный),
— проявление ласки, нежности (эмоциональный).
Правила пользования анкетой
Воспитательские умения родителей детей с отклонениями в развитии
оцениваются по трем шкалам:
— шкала «Эмоциональное принятие—отвержение ребенка» включает
ответы на первые восемь вопросов;
— ответы на вопросы с 9 по 17 соответствуют шкале «Рациональное
понимание—непонимание проблем ребенка»;
— соответственно в вопросах с 18 по 24 раскрывается содержание
шкалы «Адекватные—неадекватные формы взаимодействия».
Положительными считаются следующие ответы: «ДА» - 2, 3, 4, 5, 6, 7,
8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23;
«НЕТ» - 1, 10, 18, 21, 22.
На 24 вопрос дается дифференцированный ответ.
Приложение №2
10
Годовой план работы на 2015-2016 учебный год
сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ
Форма работы с
родителями
Наименование
мероприятий
Решаемые задачи
Сроки
реализации
Анкетирование
«Определение
воспитательских
умений у родителей,
д е т е й
с
о т к л о н е н и я м и
в
развитии»
(В.
В .
Ткачева)
-выяснить с какими проблемами
в формирование речевых навыков
сталкиваются
данная
категория
родителей;
-определяет степень понимания
родителей в необходимости
совместной помощи учителя-
логопеда и семьи в формирование
правильной речи детей с ОВЗ
Сентябрь
Индивидуальные
консультации «Давай,
поговорим!»
1.«Знакомство с
результатами
диагностикой»
2. «У меня есть
вопросы»
- предоставить подробную
информацию о речевых и
неречевых нарушениях,
выявленных у ребёнка после
обследования;
- консультировать с ответами на
вопросы родителей, касающихся
оценки уровня развития ребенка
на данном этапе, возможности
коррекционной работы,
рекомендации по организации
условий успешного развития
ребенка
Сентябрь,
январь, май
В течение года
Мастер - класс
1.«Артикуляционная
гимнастика, что
это?»
- научить родителей объяснить
детям правильный уклад органов
артикуляционного аппарата
конкретного звука;
Октябрь
Выставка и видео
презентация
«Родители
знакомьтесь, ваши
помощники!»
(методическая
литература, игровой
и развивающий
материал, видео
презентация о медиа
- объектах)
-познакомить и научить,
правильно использовать
развивающий и обучающий
материал в коррекционной
работе, медиа-объекты, как
специальные логопедические
порталы и сайты в Интернете
Ноябрь
Семинар-практикум
1. «Дыхательная
гимнастика-залог
правильного
речевого дыхания»
2.«Игровые
у п р а ж н е н и я
н а
- познакомить с правилами игр
на развитие речевого дыхания, и
вариантами усложнения задания.
научить родителей использовать
дыхательную гимнастику во всех
видах деятельности ребёнка с
ОВЗ;
- формировать мотивационное
отношение родителей к значению
Декабрь
Январь
11
развитие
мелкой
и
общей моторики»
развития мелкой моторики рук у
детей с ОВЗ
Консультации на
персональном сайте
учителя-логопеда
«Взаимодействие в
режиме ОНЛАЙН,
страничка
«Документация»,
страничка
«Методические
рекомендации»
И «Внеклассная
работа»
-обеспечить полноценную среду
для консультативной и
практической помощи учителя-
логопеда с родителями детей
ОВЗ, не посещающих по причине
заболевания ДОУ
В течение года
Развлечения
«Волшебная страна
звуков»
– способствовать становлению
положительных детско –
родительских отношений
Февраль
Совместная
продуктивная
деятельность
(учитель-логопед +
родители + дети)
«Волшебные
дощечки»
- изготовить практический
материал для развития мелкой
моторики в домашних условиях.
Способствовать становлению
положительных детско –
родительских отношений
Март
Благотворительные
акции
1.«Посылка солдату»
2.«Мой друг из
тундры»
- развитие мелкой моторики в
процессе продуктивной
деятельности;
Март
Апрель
Фотовыставка
«Мой мир!»
- повышение социального статуса
детей с ОВЗ
Апрель
Мониторинг
«Итог учебного года»
- подвести итоги совместной
коррекционной работы учителя-
логопеда и родителей с детьми
ОВЗ
Май
Приложение№3
12
Мониторинг планируемых результатов родителей в конце учебного года
Коммуникация
владеет
психолого-педагогическими
знаниями
по
развитию
связной речи детей;
владеет методикой проведения артикуляционной
гимнастики;
владеет
навыками
проведения
пальчиковой
гимнастики;
владеет основными приемами работы по развитию
звуковой
культуры речи;
обладает
знаниями
по
созданию
домашней
предметно-
развивающей
среды, направленной на развитие
речи
ребенка;
Список литературы:
1.
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические
основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003.
13
2.
Болонина В.В., Дугинова Е.А., Еремина И.А. (сост.) Развитие творческих
способностей детей с ОВЗ
3.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер.- М.:
просвещение, 1993.-324с.
4.
Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям - инвалидам. //
Дефектология. – 1996. – №1. – С. 83-85.
5.
Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Изд.
группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
6.
Онучин Н. А. Дыхательная гимнастика для детей. М. : АСТ; СПб. : Сова,
2005.
7.
Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995.
8.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности
психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005.
9.
Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е.
Курнешовой. – М.: Центр «Школьная книга», 2008.
10.
Сысоева И. М. Обучение и социализация детей с ограниченными
возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ. -
Новосибирск: Интернет – ресурсы.
11.Т.
В.
Пятница,
Т.В.
Солоухина-Башинская
Справочник
дошкольного
логопеда – Ростов н/Д; Феникс,2009.
12.М.Ф. Фомичева Воспитание у детей правильного произношения: Пособие
для логопеда и воспитателя дет. сада. -
4 –е изд., М.; Издательство
«Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 –
320 С.
13.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
14
15