Напоминание

Игровые приемы обучения изобразительной деятельности у детей 3-4 лет


Автор: Шакурова Виктория Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №7
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Конспект
Тема: Игровые приемы обучения изобразительной деятельности у детей 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация на тему «Игровые приёмы обучения изобразительной деятельности»
ПЛАН Введение………………………………………………………………………….3 1. Психолого-педагогическая характеристика игры. 1.1. Значение игры в развитии детей дошкольного возраста…………………5 1.2. Исследователи игры………………………………………………………...11 1.3. Игра и обучение………………………………………………………… ….13 1.4. Классификация игр с точки зрения психологии и педагогики…………..20 2. Игра в системе обучения дошкольников изобразительной деятельности…………………………………………………24 Выводы, рекомендации…………………………………………………………..60 Приложение……………………………………………………………………….62 Список литературы……………………………………………………………….92

Введение:
Большие возможности для решения данной задачи заложены в детской изобразительной деятельности. Однако успешность эстетического развития в изобразительной деятельности зависит во многом от характера педагогического руководства. Важное значение имеет использование оптимальных методов и игровых приёмов обучения, соответствующих специфики изобразительной деятельности возрастным особенностям детей. Необходимый путь совершенствования методики руководства детской изобразительной деятельностью – использование игровых приёмов, которые являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста. Необходимость использования игровых приёмов имеет особое основание, заключающееся в своеобразных связях игры и художественного творчества.
Актуальность темы:
На данном этапе есть большое количество разнообразных методов и приёмов по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром.
Цель

исследования:
Заключается в разработке системы игровых приёмов
,
направленной на повышение эффективности обучения дошкольников изобразительной деятельности и увеличение её развивающего значения.
Объект

исследования:
Средства повышения художественной компетенции детей дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Ознакомление с игровыми приёмами детей 3-4 лет.
Задачи исследования:

-
апробировать некоторые элементы в практической деятельности с дошкольниками; - разработка комплексной работы по ознакомлению детей во 2 младшей группе с темой: «Игровые приёмы обучения изобразительной деятельности»; 3.
-выявить уровень сформированности практических умений детей в изобразительной деятельности.
4.
1

. Психолого-педагогическая характеристика игры.

1.1.

Значение игры в развитии детей дошкольного возраста.
Ведущая деятельность дошкольника, согласно теоретическим позициям отечественной психологии, - ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется в игре. Л.С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения». Д.Б.Эльконин как одно из главных положений концепции игры рассматривал её социальную природу. Выдающийся теоретик и исследователь игровой деятельности детей многократно подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Он считал, что игра возникает из условий жизни ребёнка в обществе и отражает эти условия. Положения, выдвинутые Д.Б. Элькониным, стали классическими для отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания природы игровой деятельности дошкольника. [3, 24] Суть воображаемой ситуации подробно исследовал А.Н.Леонтьев Эти исследования чрезвычайно интересны и оригинальны. Он пишет, что рождение игровой ситуации происходит в результате того, что в игре предметы, а значит, и операции с этими предметами включены в действия, которые обычно осуществляются в других предметных условиях и по отношению к другим предметам. [16] Также велика доля воображения и в изобразительной деятельности ребёнка.
5. Советский психолог А.С.Выготский в своих работах неоднократно указывал, что рисунки детей зависят от их жизненного опыта: «Всё, что питает детский ум и сердце, всё, что развивает его сознание и чувства, является основой для зарождения и развития детского воображения, творчества и инициативы». [3] А.Н. Леонтьев отмечает, что ведущая деятельность – это та деятельность, в которой наилучшим образом происходит психическое развитие личности. Поэтому игра для дошкольника – это деятельность, в которой он развивается наилучшим образом. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действием с предметами, способом и средствами общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики. От которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. В игре ребёнок отражает окружающую жизнь. Руководство игрой не может ограничиться приобретением игрушек для ребёнка Важно наблюдать. Во что и как играют дети. Забота взрослых – в доступной форме познакомить детей с окружающей действительностью. Развитию игры способствуют прогулки, экскурсии, чтение книг, беседы об увиденном и прочитанном. Советы в ходе игры, включение взрослого в неё как партнёра по совместной деятельности. Нельзя упускать из поля зрения и другие виды деятельности дошкольника: изобразительную, трудовую, учебную. Психика ребёнка формируется в разнообразных видах деятельности. Итак, почему столь велико значение игры в развитии дошкольника, в формировании его личности? Дело в том, что сюжетно – ролевая игра отвечает основному мотиву ребёнка этого возраста – его стремление войти в мир взрослого человека.
6. Изобразительная деятельность – ограниченная часть всей воспитательной – образовательной работы с детьми. Вот почему так важна, чтобы деятельность эта тесно связывалась регулярно со всей воспитательной – образовательной работой. И чем богата и интереснее жизнь в детском саду, чем разнообразнее игры и занятия, чем больше положительных эмоций испытывают дети, тем больше накапливается у них впечатлений, тем богаче содержание их рисунков. Огромные возможности для обогащения детского творчества таят в себе различные игры: сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, дидактические, подвижные. Для сюжетно – ролевых игр на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, малыши могут вылепить для кукол угощения, баранки, конфеты, печенье. В старших группах такого рода занятия можно разнообразить и усложнить .Дети могут рисовать, лепить. Вырезать не только угощения, но и посуду для кукол, создавать декоративно - оформленные предметы. Тем самым не только повышается интерес к изобразительной деятельности. Но и обогащается и развивается сама игра. Более того, углубляется познание окружающей жизни. Известно, что создание сюжетно – ролевых игр определяется впечатлениями, полученными из разных источников. Чем ярче впечатления, тем богаче содержание игр, тем более творчески они могут, отражены в детском рисунке. Изображение игр доставляет детям более радости, нежели изображение того сюжета на основе жизненных впечатлений. Отсюда вытекает задача воспитателя – помочь ребёнку полнее и выразительнее раскрыть наиболее интересные эпизоды. У детей сюжет одной игры резко повторяется, ведь каждый ребёнок передаёт свои впечатления, свои переживания, своё отношение к изображаемому. Отбирая темы занятий по мотивам игр – драматизаций, желательно варьировать и виды изобразительной деятельности. Для игр - драматизаций дети уже со средней группы могут 7.
подготавливать декорации, некоторые детали, костюмы, маски. Но здесь следует учитывать одно немаловажное обстоятельство: дети должны знать и содержание сказки, и представлять внешний вид и характер героев. В процессе подготовки и проведения игр – драматизаций может участвовать вся группа: одни как действующее лицо, другие, как художники, третьи в качестве зрителей. С большим интересом и удовольствием обычно воспринимаются предложения воспитателя создать рисунки на темы подвижных игр. Сюжеты многих игр незамысловаты, их легко передать не только в рисунке, но и в аппликации. Характер игры стимулирует передачу персонажей в движении. Содержанием изображения могут стать и дидактические игры. Дети сами могут изготовить дидактические игры и материалы: домино, лото. Игровые приёмы обучения на занятиях, создающие радостную необычную атмосферу, повышающие интерес, способствующие более эффективному овладению навыками и умениями, можно использовать во всех возрастных группах. В младшей группе воспитатель, например: разыгрывает приезд животных – лисичка, зайчата, бельчата – в гости к куклам. Чтобы облегчить задачу, педагог предлагает детям нарисовать для животных вагончики, разные по цвету – синие, красные, зеленые. Из нарисованных вагончиков воспитатель формирует как бы состав с соответствующим по цвету паровозом (рисует заранее воспитатель). В средней группе педагог предлагает построить новый дом. Дети получают задание нарисовать отдельные блоки. Из них и составится новый дом, вокруг которого благоустраивается территория. В старшей группе дети могут оформить уголок природы. Прежде чем приступить к работе, вместе с воспитателем обсуждается устройство уголка. В подготовительной к школе группе дети могут вырезать и наклеить весёлого Петрушку с товарищами. Когда изображение будет готова, игрушечный Петрушка объяснит ребятам, каких товарищёй они для него изобразили. Важно то, что в процессе работы ребёнок 8.
переживает добрые, радостные чувства. Занятия, тема которых изображения игрушек, в течение года, можно проводить неоднократно. Но строить их следует по - другому и игрушки предлагать самые разнообразные. В чём ценность таких занятий? Повышается эмоциональная отзывчивость, дети развиваются нравственно, так как их объединяет общая цель. Ведь вместе с педагогом обсуждают композицию, обговаривают замысел, учатся доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу. Как показывают многочисленные наблюдения, дошкольники с радостью откликается на игровой прием. Более того, в самостоятельной художественной деятельности он нередко рисует и лепит играя. Применение игровых приёмов значительно активизирует их творческие возможности. В соответствии с развивающими интересами у детей изменяется содержание игровых приёмов. Знание мира детских интересов, увлечений, любимых героев, книг, фильмов, событий, явлений окружающей жизни помогает педагогу организовать на занятиях содержательное игровое общение. Придумывая игровой сюжет, следует опираться не только на их непосредственный опыт, но и на знания, впечатления, полученные из книг, мультфильмов и других источников. Воспитатель может использовать на занятиях наглядный материал. Игровые действия, характеризующие взаимоотношения персонажей, выражаются в основном в речи. Из игрового материала широко используются предметы – заменители и воображаемые предметы. Содержание игровых действий в основном общение, взаимодействие детей с любимыми игровыми персонажами, общение персонажей между собой. В процессе игрового общения раскрываются особенности взаимоотношений между ними: оказание помощи, Обучение игровых персонажей каким – либо 9.
действиям, объяснения, игры – загадки. Дополнительные средства ролевого поведения (жест, интонация, мимика) должны быть особенно выразительными, так как речь занимает ведущее место в игровом общении и при отсутствии дополнительных средств диалоги могут быть интересными. Занятия с применением игровых приёмов не должны быть более длительными, чем обычно. Таким образом, чем ограниченнее содержание занятий и игровых приёмов связано с повседневной жизнью дошкольников, с общевоспитательной работой детского сада, тем естественное игровое общение на занятиях, тем больше времени можно уделить собственно исполнительской деятельности детей.
10.
1.2

Исследователи игры.
Дети легко обучаются «играючи», доказали великие педагоги
К.Д.

Ушинский, Е. И. Тихеева
. Основоположниками теории игры были
Л. П. Усова
,
Р. И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая
. [8, 9]. В ряде психологических исследований, проведённых под руководством.
Ю. Н. Леонтьевой) и А. В. Запорожцн
обнаружено, что такие психические процессы. Как ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, процессы мышления, протекают наиболее успешно в игре.
А. Н. Леонтьев
подчёркивает, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на «неучебный контекст» деятельности, то есть на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше.[10 16]
А. П. Усова
изучала теорию игры, определила место игры в педагогическом процессе. Раскрыла значение игры, как форму организации детской жизни. Рассматривала игру как средство формирования детского коллектива, впервые выявила реальные отношения между детьми и взрослыми, ролевые отношения.[21]
Р.И. Жуковская
определила игру как специфическую деятельность дошкольника и считала её средством воспитания детей, при условии насыщенного содержания.[9] Определила основные источники содержания детских игр. Пути формирования детской игры, главный путь – это наличие взаимосвязи занятиями и игрой.
Д. В. Менджерицкая
определила методы, приёмы руководства игрой. Развитие организаторских способностей детей.[8] Исследование
З. М. Богословской,
специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало. Что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей до
11. пяти лет в том случае, если этот познавательный материал включён в игровую деятельность. В том случае возникают мотивы «конкретных действий» причём игровые мотивы, как отмечает
З.

М.

Богусловская,
оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности.[7]
Л.И.

Божович
всеми исследованиями обучающих эффект игры объясняются ярко выраженными интересами детей к игре. Именно поэтому и в потребности самого ребёнка».[8]
Г.Г.Григорьева
отмечала: как показывают многочисленные наблюдения, дети с радостью откликаются на игровые приёмы. Более того, в самостоятельной художественной деятельности они нередко рисуют и лепят, играя.[4] Итак, при использовании игровых приемов обучения, по мнению вышеперечисленных исследователей, характеризующихся едиными пользовании игровых приёмов о существенными признаками (наличие игровых действий, воображаемой ситуации и направленностью на решение дидактических задач), определённым образом влияют на взаимосвязь формирующейся деятельности и развитие детского воображения.
12.
1.3 Игра и обучение.
Воспитатель должен знать существенные особенности игровых методов и приёмов обучения, учитывать знания детей об окружающем, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей и чётко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приёмов на каждом занятии. Специфика заключается в том, что игровые приёмы обучения, должны быть направлены на решение дидактических задач. А с другой стороны, по характеру должны быть похожи на настоящую игру. Игру на занятиях предлагает педагог. Поэтому один из признаков игрового приёма должна быть игровая задача.
Игровая задача
- это определение цели предстоящих игровых действий. В процессе использования игровых приёмов, задачи могут увеличиваться. Так происходит развитие игрового замысла. Внешнее выражение действий (операции) может быть представлено по - разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим внешний рисунок продуктивного (имитируемого), действия (машет руками, как птица крыльями; двигает лепку - по столу - движется корабль); изобразительным действием (ритмичные движения кистью - мазки, изображающие снегопад); звукоподражание ( я – шофёр, я везу людей… би- би – би ). Таким образом,
игровые приёмы
- это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно - игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей. Придумывая игровые приёмы, воспитатель часто ориентируется только на интерес детей к игре, считая, что наличие игровых моментов уже само по себе интересно и эффективно. 1. Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать
13. знаниям детей об окружающем и интересам. Воспитателю следует ориентироваться на требования Программы детского сада, содержание занятий по другим её разделам. Следует учитывать при этом реальный опыт детей (коллективный, а по возможности и индивидуальный). Предпочтения, интересы ребят, как правило, проявляются в детских играх. 2. У дошкольников есть любимые темы игр, игрушки, роли. Поэтому содержание игровых приёмов может строиться с использованием содержания игр детей конкретной группы и их любимых игрушек. Воспитатели нередко приносят на занятия новые игрушки, считая, что детям они будут интересны. И правда, детей привлекает новизна, но оказалось, что лучше и эффективнее игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связано много переживаний, возникающих в естественных играх. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание выполнить работу. Регулярное применение игровых приёмов без учёта знаний и отношений детей приводит к потере у них интереса к таким занятиям, у воспитателей вызывает чувство неудовлетворённости и впечатление бесполезности, ненужности игровых приёмов в обучении. 3. При разработке игровых приёмов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приёмы надуманны и неестественны. Если в игровых приёмах используются игрушки (заместители), изображающие неодушевленные предметы, следует знать особенности их использования в реальных ситуациях. Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого
14. придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для педагога основой для игровой импровизации в условиях занятий. 4. В каждом игровом приёме должны быть игровая задача и игровые действия. Их содержание придумывается педагогом, но обязательно с учётом знаний об окружающем и их интересов. От этого зависят содержание, количество, разнообразие, логика игровых задач и действий. Если педагог это не учитывает, то ребёнок не принимает игровую ситуацию и вскоре теряет интерес к ней. 5. Не менее важно при разработке игровых приёмов учитывать игровой опыт детей. Педагогу нужно знать ведущие мотивы игры, ту сферу, которая интересует дошкольника: предметы и действия с ними; люди и их деятельность и отношения; события. Знание педагогом содержания значимых для ребенка сторон действительности позволяет ему совместно с ним строить сюжетно-игровой замысел (содержание игрового приема). Кроме этого, воспитателю очень важно знать, какие способы выполнения игровых действий освоили дети. Известно, что чем меньше ребенок, тем более доступны ему развернутые игровые действия с игрушкой. Малышу очень важно видеть, как петушок "прыгает" по лесенке, которую он нарисовал, клюет зернышки, "посыпанные" (нарисованные) им. Ему хочется взять игрушку и самому выполнить эти действия. В таком случае у ребенка возникает образ воображения, так называемая ситуация "как будто". А игровые действия, внешне выраженные жестом или только словом, для него могут быть менее понятны и интересны. У дошкольника, не овладевшего такими способами выполнения игровых действий, не всегда возникают образы воображения. Внешне ребёнок может выглядеть внимательным и заинтересованным, но воображение его не разбужено, и игровое общение, в
15. процессе которого воспитатель пытается обучать детей, затруднено. Следовательно, неэффективно и обучение. В связи с этим нужно знать, что способы игровых действий в большей степени определяются характером игрового материала, доступного детям. С развитием детского воображения в игровых приёмах можно использовать не только образные игрушки (объемные и плоскостные), но и предметы - заместители, а затем строить действие с воображаемыми предметами. Если ребёнку предложить недоступный способ действия, он может не принять игровой приём. 6. Необходимо, чтобы воспитатель эмоционально и заинтересованно реагировал на происходящее, проявлял самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или чувство сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации). Воспитателю следует помнить, что на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, с тем чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения. творчества. Поэтому игровые приёмы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам. 7. Разнообразные по содержанию игровые действия должны соответствовать дидактическим задачам. Педагог должен чётко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации, только в этом случае дидактическая задача выступает как эффективный приём обучения. 8. В изобразительной деятельности игровые приёмы выбирают педагоги с учётом особенностей игры детей, логики её развития - с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности, с другой. Это необходимо при руководстве творческой деятельностью.
16. Игровые приёмы делятся на две группы: сюжетно - игровые ситуации по типу режиссёрских игр и сюжетно - игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Сюжетно - игровые ситуации по типу режиссёрских игр
развёртываются по поводу игрушек, каких - либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребёнок и воспитатель действуют с ними как в режиссёрских играх. Дети и воспитатели действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы и режиссёры, и как актёры. [4]
Приём обыгрывания предметов или игрушек
(объемных и плоскостных), картин - панорам, природного, "бросового" материала очень распространён. Обыгрывать можно изобразительный материал (кисти, краски, карандаши). Приём обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми. Используя этот приём, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это интересы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач); сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, героям. Такой приём лучше использовать перед началом занятий или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обо сновывать з а д а н и е , заинтересовывать предстоящей работой; обьяснянить приёмы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.[4]
Приём обыгрывание изображения
. В зависимости от того, обыгрывается законченное или ещё незавершенное изображение, следует
17. различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно - изобразительную игру с незаконченным изображением. Прием обыгрывания применяется по окончании рисования, лепки. Полученный приём используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может "летать", "садиться" на деревья, "клевать" зерна. Нарисовал ребёнок дорожку - по ней будут "ходить" звери, люди. [4] Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий, могут быть различными, и зависят от того, явления изображение объёмным или плоскостным изобразительное творчество. Приём обыгрывание незаконченного изображения (сюжетно - изобразительной игрой). Этот приём направлен на руководство процессом изображения, и потому он как сопровождает его. Воспитатель ставит задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Процесс использования этого приёма представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Игровой приём стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами, так стимулируется Приём игровые упражнения - сюжетная игра с предметным изображением, изобразительно - игровое инсценирование сюжета. Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. Учитывая интерес ребёнка к содержанию действий, склонности к его повторению, можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью
18. формирования изобразительных навыков. Воспитатель предлагает игровые задачи, решение которых ребёнком позволяет обогатить замысел, выполнить более выразительное изображение. Увлечённый игрой, ребёнок сам ставит новые игровые задачи, решая их изобразительным способом. , является непременным условием достижения принятых ими игровых целей В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение игровых приёмов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагают роль художников, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей. Выделение игрового приёма с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает игровые приёмы. Сначала педагог вызывает у ребят интерес к роли, желание принять её. Выполнение детьми учебных или творческих заданий, предъявляемых педагогом требований. Все приёмы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Следствии этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процессе обучения используются в различных сочетаниях все виды игровых приёмов.[4]
19.
1

.4 Классификация игр с точки зрения психологии и педагогики.

1.

Традиционная классификация детских игр
. Игры творческие Игры с правилами Сюжетно - ролевые игры Строительно-конструктивные игры Игры драматизации Подвижные игры Музыкальные игры Дидактические: а) предметные, б) настольно – печатные, в) словесно – печатные игры.
2.

По тематике игры
: - игры бытовые - производственные - общественно – культурные
3. По организации:
- индивидуальная - коллективная - рядом играют - сообща играют - режиссёрские игры
4. По связям с другими видами деятельности:
- игра труд - игра лепка - игра рисование
5.По длительности:
- кратковременная - длительная К классификации игр различные исследователи применяют разные подходы. С
.

Л.

Новосёлова
в основу классификации положен личностный фактор, т.е. то, по чьей инициативе происходит игра. Инициатив выступает как
20. классификационный признак. По этому признаку все игры разбиваются на 3 класса: игры, возникающие по инициативе ребёнка; игры по инициативе взрослого; народные игры. 1.Игры, возникающие по инициативе ребёнка. - Игры – экспериментирования генетически, т. е по происхождению – самые древние. Они восходят к нашим далёким предкам – обезьянам. Игры эти важны тем, что развивают познавательную активность, инициативу ребёнка. Такие игры свойственны детям от первого года жизни до 10 лет. -Сюжетные самодеятельные игры – это игры, в которых дети играют сами, по своему выбору и своей инициативе. Роль взрослого в данной игре – не направлять развитие сюжет, не помогать в распределении ролей, не мешать развитию игровой инициативы ребёнка. Но и оставаться в стороне взрослый не может. Он руководит игрой и направляет её опосредованно. Роль взрослого в самодеятельной сюжетной игре детей – спровоцировать инициативу детей к игре: - насытить жизнь ребёнка впечатлениями, знаниями, обогатить жизнь ребёнка событиями; - создать предметную развивающую среду. Сюжетная самодеятельная игра – это один из видов деятельности, в которой ребёнок реализует свои знания. Виды сюжетных самодеятельных игр: 1. Сюжетно – отобразительные игры, в которых ребёнок отображает то, что увидел в реальной жизни. 2. Сюжетно – ролевые игры – они происходят даже при малом количестве игрушек – заменителей, здесь важен обмен репликами. При этом и сюжет. И распределение ролей – инициатива ребёнка. 3.Режиссёрские игры – это сюжетно – ролевые игры с фигурками, когда
21. ребёнок продумывает поступки, саму судьбу своих героев. 4.Театрализованные игры - когда ребенок использует атрибуты, костюмы, изображая взрослых, сверстников. 2. Игры по инициативе взрослого. Обучающие игры. - Сюжетно – дидактические (по определённой тематике): они знакомят детей с трудом взрослых, учат уважать труд. Расширяют кругозор ребенка. Характер игры – репродуктивный, а не творческий: ребенок повторяет действия взрослого.
А.Н.Леонтьева
основатель психологической теории деятельности полагает, что у наших детей есть 3- 3,5 часа на игры. А игры лучше всего проводить в форме занятий. -Учебные (предметные) дидактические игры – игры на занятиях по РЭМП, развитию речи, бучению грамоте. - Народные игры - передают ребёнку всю палитру фольклора. Они проводятся во время праздников, торжеств. - Интеллектуальные – шашки, шахматы. - Игры – забавы – кулуарные игры (с одним – двумя детьми), тихие игры с забавными игрушками (движущимися, плавающими). - Игры – развлечения – шумные, могут быть командные, эстафетные. - Театральные игры – постановочные, с куклами. Спектакли. - Празднично – карнавальные игры – игры народов мира, шествия, колядования. Это игры на праздниках, утренниках. - Компьютерные игры – педагогические, научно обоснованные. 3.Народные игры – традиционные игры, идущие от мировой инициативы этноса. Игра как традиционная культура изучается давно. В ней выделяются: - Семейные – отражают реалии семейной жизни.
22. - Сезонные – связаннее со временами года. - Интеллектуальные – архангелогородская деревянная игрушка – головоломка.
23.
2

. Игра в системе обучения дошкольников изобразительной деятельности.
Занятия в методике обучения дошкольников подразделяется на три типа: занятия по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения; занятия, направленные на упражнение в применении знаний и формирование навыков; творческие занятия. Учёный и педагог
Е.А.Флёрина
выдвинула идею о необходимости рационального сочетания задач обучения и развития творчества на любом занятии. Отметила, что в каждом занятии обучающего характера должна быть "отдушина" для творчества, а в каждом творческом занятии должны быть элементы обучения.[11] Все игровые приёмы можно использовать во всех типах занятий. Различие в особенностях их применения, определяемых ведущими задачами занятий. Этапы художественно - творческой деятельности, определяют три задачи: первая часть - во время которой организуют процесс формирования замысла, рисунка; вторая - процесс его реализации; третья часть - связанная с анализом и оценкой детских работ. Каждая часть направлена на решение специфических задач. В методике особое внимание следует уделять на применение игровых приёмов обучения. В чём проявляется? - В направленности игровых приёмов детей на занятии: от мотивации через постановку цели и задач к стимулированию и использованию действий (восприятия, замысла, изображения, текущего контроля и оценки) до получения и анализа результата (графического, силуэтного или пластического образа). - При сохранении целостного подхода к руководству деятельностью детей на занятии в вариативности этой методики в зависимости от ряда факторов: типа и вида занятия (по памяти, изображения по представлению, с натуры); возрастной группы; содержания изображения (предметное, сюжетное, декоративное); вида
24. изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисунок); индивидуальных особенностей детей. В начале занятия любого типа, прежде чем формировать у детей замысел будущего рисунка, очень важно предложить им действенный мотив изобразительной деятельности. В этом случае существенно повышается активность дошкольников, что ведет к повышению качества усвоения предлагаемых знаний, умений. Эффективны и наиболее соответствуют смыслу художественной деятельности общественно- направленные мотивы. Но при этом учитывать, что изобразительные возможности детей ограничены и поэтому их несовершенные рисунки, поделки нужны небольшому кругу людей. Поэтому целесообразно предложить детям выполнить рисунок для игрушек, сказочных персонажей и т.д. Нельзя формально пользоваться игровой мотивацией, следует соблюдать условия, при которой эта мотивация будет действенной. В другом случае ребята не воспримут или формально примут цели и задачи занятия. При использовании игровых приёмов на занятии с целью предложения детям мотивов деятельности педагогу нужно, чтобы они не только поняли и приняли игровую задачу, но и выполняли требования к качеству изображения. Мама-утка не узнает утёнка, если он будет похож на цыплёнка; девочка Машенька не сможет пойти в лес, если не будет тепло одета. Поэтому игровой приём должен вызвать у детей желание выполнить работу требуемого качества, воспроизводя при этом заданные способы изображения или проявляя выдумку, творчество в поиске своих. Дети должны знать, что может произойти, если не выполнить задачу. (Девочка не сможет пойти в лес, если плохо одета, или она может замёрзнуть; без ёлочки ей будет грустно встречать Новый год и Т.П.,). То есть наличие у детей эмоционально-интеллектуального опыта позволяет им принять мотив, цели и условия её достижения. Такой опыт должен быть сформирован заранее, на
25. занятии. При этом условии требования к изображению, к деятельности детей, сформулированные в задачах, становятся актуальными для них; важными, т.к. только их выполнение позволяет достичь желаемую игровую цель, оформленную в мотиве. Таким образом, игровые приёмы обучения, близкие по содержанию к общественно - направленным, обеспечивают принятие детьми цели (выполнить изображение), активности в её достижении и осознание при этом, предлагаемого для освоения учебного содержания. Сочетание обучения и направленности деятельности на других является, по выражению Б.М.Теплова, одной из важнейших особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию. Игровые приёмы помогают решать эти задачи в единстве. Игровые приёмы можно применять в первой же части занятия для организации ориентировочно - исследовательских действий, например восприятия изображаемого предмета. В процессе обследования предметов применяется приём обыгрывания игрушек. Если предполагается большая активность детей, воспитателю важно вести разговор не столько между персонажами, сколько между персонажами и детьми или только с детьми, опираясь на игровые персонажи. В процессе такой беседы педагог вместе с детьми рассматривает изображаемый предмет, припоминает подобные признаки у других предметов, сходных с данным. Такое обыгрывание в первой части занятия с целью оценки предварительного результата помогает детям припомнить и самостоятельно воспроизвести нужный способ изображения. В первой части занятия используют обыгрывание готового или частично выполненного (во время показа) изображения, активность детей особенно высока. Перед началом изображения они повторяют правила работы.
26. Таким образом, в первой части занятия сочетание игровых приёмов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно- изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования, аппликации). Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков, а совет, указание, вопросы педагога как бы завершают это обыгрывание. Игровые действия с применением игрушек могут отвлечь детей. Сосредоточенные на изображении, ребята воспринимают такое обыгрывание как помеху. Практическое обыгрывание допустимо в случае "застоя", пассивности, когда ребёнок не знает, что делать дальше, считая работу законченной, или устал, потерял интерес к изображению. В ситуации активного поиска ребёнком способов изображения, когда возникают трудности, достаточно словесного игрового действия. Такое обыгрывание незаконченного изображения помогает в интересной форме, ненавязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа, помочь дошкольнику увидеть его выразительность и слабые стороны; обеспечить добровольное принятие ребёнком советов взрослого. При выполнении изображения у детей появляются смелость, уверенность в своих силах. В третьей части воспитатель ставит задачи: "оживить" образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью. Одна из важных задач этой части занятия является обучение детей приёмам анализа. Важно использовать приёмы обыгрывания готового изображения. Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и
27. их причины. Игровые действия могут обозначаться словом или имитировать внешний рисунок реальных, продуктивных действий, нередко выполняется с предметами, игрушками, рисунками. Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго до начала общего просмотра, организованного педагогом. Проявляется это в оценке рисунка соседа по столу, затем первых изображений, выставленных на стенде. Таким образом, на занятиях, в которых осуществляется упражнение детей в применении усвоенных знаний, способов действий, используются все виды игровых приёмов. На занятиях по сообщению новых знаний, а также творческих применяют игровые приёмы. В первой части используют рассказ, объяснение, показ воспитателем способов действия. Используется обыгрывание предмета или игрушки с целью обследования. На занятии обычно обследуется, по выражению
Н.П.Сакулиной:
"предмет - эталон", большая активность принадлежит педагогу. Процесс обследования, выделения внешних признаков предмета осуществляется в процессе драматизированных действий, разговоров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами.[20] При руководстве процессом создания образа на занятии большое место занимают приёмы прямого обучения: дополнительный показ, объяснение, совет, косвенные приёмы, вопросы и обыгрывание рисунков, первоначальное освоение способов действия всегда вызывает у детей затруднения. Более целесообразно проводить занятие с беседы, без практических действий, так как это не отвлекает детей от задачи. При анализе и оценке рисунков обычно используют обыгрывание готовых детских работ. Дидактическое название игровых приемов: помочь ребёнку увидеть качество работы, качество освоения нового способа изображения в тесной связи с восприятием выразительности. Особенно важно, чтобы игровые
28. действия были разнообразны по содержанию и по форме. На занятиях творческого характера в первой части обыгрывания игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по - своему интересно. При анализе и оценке творческих работ игровые приёмы направлены в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используемыми ребёнком. Методика применения игровых приёмов может быть использована для руководства изобразительной деятельностью детей во всех возрастных группах. Современное обучение детей всех возрастов предполагает единый путь: от сообщения новых знаний и ознакомления с новыми способностями изображения к управлению в их применении и формированию при этом обобщённых умений и навыков. То есть таких умений и навыков, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. Игровые приёмы в сочетании с другими методами и приёмами обучения оказывают благотворительное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетическое развитие детей повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах. Итак, под системой игровых приёмов обучения дошкольников изобразительной деятельности – понимается совокупность приёмов, характеризующихся существенными признакам (наличием игровых действий, воображаемой ситуации, обыгрывания предмета, сюжетно – изобразительная игра). Которые оказывают влияние на эффективность обучения и развития
детей. 29.


Заключение.
В этой работе отраженна эффективность использования игровых приёмов обучения в контексте с современной методикой руководства детской изобразительной деятельностью. Установлена степень их влияния на отношение детей к обучению изобразительной деятельности, на основе изобразительных умений, навыков, проявления творчества. Показана зависимость воздействия игровых приёмов обучения от индивидуальных возрастных особенности детей. Теоретическое значение этой работы состоит в том, что оно внесло определённый вклад в разработку проблем использование игровых приёмов на занятие изобразительной деятельностью. Определен характер влияния игровых приёмов на обучение детского творчества детей 3 – 4 лет в овладении изобразительными умениями. Практическая часть исследования работы состоит в том, что разработанная система игровых приёмов позволила оптимизировать процесс руководства 60.
детским изобразительным сотворчеством с воспитателем и реализовать важнейший принцип единства обучения и развития творчества. Дипломная работа осветила актуальность, новизну теоретической и практической значимости исследования игровых приёмов изобразительной деятельности с детьми 3 -4 лет. 61.
1.Абрамян А.А.»Игра дошкольника» под редакции Новосёловой – 1989 год. 2. Богатова З.Л «Игровые приёмы на занятиях по аппликации», М., 1988 го 3. Ветлугина И.А « Художественное творчество и ребёнок» - М.: - 1972г. 4. Выготский Л.В.»Исследования детского творчества» - М.: 2000 г. 5.Григорьева Г.Г «Игра и обучение детей изобразительной деятельности», М .,1979г. 6.Григорьева Г.Г «Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средне.педагог.учебных заведений.-2-е издание.,- М:Академия;1999г. 7.Жукова О.Г.»Планирование занятий по изобразительной деятельности»- М.- 2007 год. 8.Запорожец А. В., Эльконин Д.Б «Психология и педагогика игры дошкольника, М.,1965г. 9. Игнатьев Е.И «Психология изобразительной деятельности детей».- 2-е издание. М, 1961г. 10 . Казакова С.А, Блащук «Дошкольная педагогика». Раздел: « Развивать интерес к изобразительной деятельности»: М., 1999 г. 11. Комарова Т.С. «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду». М.,1981г.
12. Комарова Т.С. статья « Изобразительная деятельность» , журнал «Дошкольное воспитание» №1 1985 год с.45. 13. Комарова Т.С. статья «Что такое изобразительное творчество ребёнка?», журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1991 г, с. 58 – 66. 14. Комарова Т.С. статья «Изобразительная деятельность: взаимосвязь с игрой», журнал «Дошкольное воспитание»№4, 1991 год, с. 52- 53. 15. Комарова Т.С «Обучение детей технике рисования» М.Академия, 1999 г. 16. Казакова С.А, Блащук «Дошкольная педагогика». Раздел: « Развивать интерес к изобразительной деятельности»: М., 1999 г. 17.Куликова Т.А., Козлова С.А «Дошкольная педагогика», Москва; Академия- 2000г. 18. Логинова В.И «Дошкольная педагогика», М., 1994г. 19. Лыкова И.В, Высокова Н.В. «Изобразительная деятельность», Издательство: М, 2009 год. 20. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» М.: Академия – 2002 г. 21. Сакулина Н.П., Комарова Т.С «Изобразительная деятельность в детском саду» - М.: 1982г. 22. Сакулина Н.П. «Рисование в дошкольном детстве». - М.,1965. с 10. 23. Усова А.И. «Роль игры в детском саду», М.: Академия – 1999 г. 24. Шестаков К.А. «Давай рисовать», М.: Академия – 1997 г.
25. Шорыгина Т.А. «Занятие по изобразительной деятельности». Сфера, 2010 год. 26.Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.,1978г.
Игровые

приёмы

в

обучении

дошкольников

изобразительной

деятельности

Обыгрывание

материала
,
предмета
Цель: формирование интереса к изобразительной деятельности, создание мотивации на творческую деятельность. Приём обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми. Используя этот приём, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это интересы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач); сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, героям. Такой приём лучше использовать перед началом занятий или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (аппликации). Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящей работой; обьяснянить приёмы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. Обыгрывать можно изобразительный материал (кисти, краски, карандаши).

Обыгрывание

создаваемого

изображения
. Цель: предупреждение ошибок в создании изображения. Приём обыгрывание создаваемого (незаконченного) изображения (сюжетно - изобразительной игрой). Этот приём направлен на руководство процессом изображения, и потому он как сопровождает его. Воспитатель ставит задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Процесс использования этого приёма представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Игровой приём стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами, так стимулируется.

Игровой

приём

с

элементами

ролевого

поведения
. Цель: повышение опыта качества создаваемой работы. В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение игровых приёмов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагают роль художников, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей. Выделение игрового приёма с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает игровые приёмы. Сначала педагог вызывает у ребят интерес к роли, желание принять её. Выполнение детьми учебных или творческих заданий, предъявляемых педагогом требований.


Обыгрывание

созданного

изображения
. Цель: привлечение детей к результату своего творчества. Приём обыгрывания применяется по окончании рисования, лепки. Полученный приём используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может "летать", "садиться" на деревья, "клевать" зерна. Нарисовал ребёнок дорожку - по ней будут "ходить" звери, люди. Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий, могут быть различными, и зависят от того, явления изображение объёмным или плоскостным изобразительное творчество.


В раздел образования