Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ И ПРОГНОЗ


Автор: Кавкайкина Екатерина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 28"
Населённый пункт: г. Минусинск
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ И ПРОГНОЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад





ОСОБЕННОСТИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СФЕРЫ

РЕБЕНКА

С

ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

:

ВОЗМОЖНОСТИ

КОРРЕКЦИИ

И

ПРОГНОЗ

Кавкайкина Екатерина Викторовна

учитель-логопед

«Детский сад № 28 «МДОБУ

комбинированного вида»

г. Минусинск
В статье приводится анализ психоэмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития. Особое внимание обращается на агрессивные проявления. Рассматриваются варианты коррекционных мероприятий. Ключевые слова: задержка психического развития, дошкольный возраст, эмоциональные нарушения, коррекция агрессии у детей.
Понятие «Задержка психического развития» (ЗПР
) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органиче ской недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжёлых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной д е я т е льно с т и на фоне б ы с т рой ис тоща е мо с т и, н а р у ш е н н о й работоспособности, энцефалопатических расстройств. Особый интерес вызывают эмоциональные нарушения у таких детей, спектр которых чрезвычайно велик. Эмоциональное неблагополучие у детей, проявляемое в виде таких нарушений, как тревожность, агрессивность, замкнутость или гиперактивность, рассматриваются как отрицательное состояние, возникающее на фоне чрезмерных нагрузок на эмоциональную сферу, например, трудноразрешимых личностных конфликтов. Проявляются эмоциональные нарушения у ребенка в виде неадекватности его
реагирования на воздействия извне, недостатках навыков самоконтроля поведения и др. Психологическая диагностика эмоциональных нарушений у детей с ЗПР очень сложна и требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме, с учетом резидуально-органической симптоматики и под строгим контролем медиков. Наши многолетние наблюдения и анализ эмоциональных нарушений у детей с ЗПР позволяет нам выделить три основные группы детей с эмоциональными нарушениями: тревожно- депрессивные, тормозные и агрессивные. В первую группу входят дети, эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в детских коллективах, при большом скоплении детей. Эти дети отличаются повышенной чувствительностью, ранимостью, возбудимостью, что выражается в аффективных реакциях в процессе общения, крайней обидчивости, особенно со взрослыми. Большинство из них подвержено необоснованным страхам, они не любят перемены обстановки. Негативные эмоциональные реакции в виде плача у таких детей могут возникать по любому незначительному поводу, дети с трудом успокаиваются, что указывает на общий депрессивный фон и слабость тормозного процесса. Вторая группа детей характеризуется замкнутостью, безразличием, слабовыраженной общительностью, неконтактностью – это «тормозные» дети. Отличаются бедностью интересов, сами никогда не проявляют инициативы, инструкции выполняют с трудом, не сразу, после многократных напоминаний. Эти дети могут подолгу сидеть в одной позе, не принимая участия в игре, не вступая в контакты с другими детьми. Третья группа детей характеризуется выраженной склонностью к межличностным конфликтам. В поведении детей этой группы преобладает агрессивность, импульсивность, задиристость, гиперактивность
.
Такие дети могут быть навязчивы, «не видят границ», не поддаются убеждению и уговорам, не могут справляться со своими желаниями, проявляют завидную стеничность в желании, например, отобрать чужую игрушку, отомстить
обидчику и т.п. Часто обижают детей, дразнят более слабых, причем довольно жестоко, испытывая при этом удовлетворение и радость. Физическая агрессия может выражаться в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают их. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и ребёнок швыряет игрушки в других детей или взрослых. В проявлении выделенных нарушений эмоциональной сферы детей с ЗПР играют равную роль биологические предпосылки, социальная среда и воспитательные воздействия. Высшие, специфические человеческие психические функции осуществляются с помощью усваиваемых ребёнком общественных способов познания и преобразования действительности, а, следовательно, сама их структура имеет социальное происхождение, формируется прижизненно под влиянием обучения и воспитания. Наибольшие сложности и наибольшую тревогу вызывают дети третьей группы, поскольку они зачастую могут быть опасны для своих сверстников, а негативные стереотипы поведения, к которым они могут привыкнуть при недостаточности воспитательных воздействий, останутся с ними в дальнейшей жизни, и приведут в итоге к девиантности. Агрессивность у детей с ЗПР связана, прежде всего, с незрелостью его нервной системы, с ограниченностью выбора при переживаниях, разочарованиях и фрустрациях, поэтому наиболее удовлетворительным для ребёнка решением может оказаться и физическая или вербальная реакция. Такое поведение в любом случае мотивированно потребностью во внимании, каким-то драматическими событиями. Зачастую причиной агрессивного поведения детей с ЗПР служит страх, обида, пережитая душевная травма. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Работа психолога должна быть направлена на выявление причины такого эмоционального состояния: это беседа с
родственниками, воспитателями, медиками, беседа с ребенком, и коррекция выявленных страхов любыми доступными методами. Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые склонны к так называемой вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворённая потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Бывает, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: упал, расшибся и др. Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребёнка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжёлом психическим отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребёнка выражать своё неудовольствие в социально приемлемых формах. Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребёнка могут его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрессивности ребёнка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией. Как показывают наши наблюдения, большое влияние на эмоциональное развитие детей оказывает семья, отношения в семье, отношения между взрослыми и детьми. Напряжение родителей сказывается на нормальном эмоциональном развитии детей. Но чаще всего причинами негативных эмоциональных состояний у детей с ЗПР в дошкольном возрасте являются депривация потребности общения в семье или со сверстниками. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, длительное нахождение в больнице, поступление в детский сад и школу, неприятие со стороны
сверстников, и многое другое. Данные негативные факторы обусловливают также не только задержку психического развития ребенка, но и трансформацию этого развития в неблагоприятное русло. Выявленные нарушения эмоциональной сферы позволили нам наметить основные направления психокоррекции, разработать и реализовать психокоррекционную программу, направленную на преодоление имеющихся эмоциональных состояний и затруднений у детей, которые могут привести к поведенческим и коммуникативным проблем. В психокоррекционной программе использовались методы арт-терапии, а именно игро-терапия, изо-терапия, различные релаксационные техники с элементами музыко-терапии. В результате проведенной итоговой диагностики была отмечена положительная динамика по следующим показателям:  значительно снизился уровень страхов, тревожности;  дети научились преодолевать барьеры в общении, лучше чувствовать друг друга;  агрессивные вспышки и враждебность стали проявляться существенно реже. Статистическая обработка результатов исследования показала, что различия в показателях тревожности, страхов, агрессивности и враждебности до занятий и после являются достоверными. Таким образом, психокоррекция с помощью игровых техник оказала положительное влияние на эмоциональную сферу дошкольников с задержкой психического развития.


В раздел образования