Совершенствование навыков выразительного чтения на уроках русского языка и литературы.
Автор: Фадеева Ирина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ "Нижегородский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени генерала армии Маргелова В.Ф." Населённый пункт: д. Истомино, Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: Совершенствование навыков выразительного чтения на уроках русского языка и литературы. Раздел: полное образование
Работа по совершенствованию навыков выразительного чтения
обучающихся является неотъемлемой частью моей педагогической
деятельности. Уже дано пришла к твердому убеждению, что добиться
положительных результатов в учении, вызвать интерес к предмету возможно,
лишь создавая на уроке атмосферу тесного сотрудничества,
взаимопонимания, доверия. Учитель должен стать для подростков не только
наставником, но и другом. Учитывать нужно и то, что в классах, где
обучаются только мальчики, нельзя подавлять, подчинять, кроме того,
стараться избегать однообразного, монотонного вида работы. Необходима
постоянная мотивация к деятельности, проблема, имеющая практическую
значимость. Выразительное чтение - ступень к вдумчивому, бережному
отношению к слову, глубокому пониманию текста, развитию речи,
пунктуационной грамотности. На своих занятиях целенаправленно провожу
работу по технике речи. Обучающиеся учатся находить нужную интонацию,
соответствующий ритм, темп, определять место пауз, ставить логическое
ударение. Добиваюсь того, чтобы ученики не проявляли небрежности к слову,
не допускали «скомканного начала», «недоговоренного конца», вялости речи,
следили за ее внятностью и логикой, также провожу работу по орфоэпии.
Немаловажную роль играет «живое слово» учителя. Все виды работы по
выразительному чтению использую как на уроках русского языка, так и на
уроках литературы.
В 8 - 9 классах на уроках русского языка уделяю особое внимание
развитию умений и навыков правильной интонации, как важной
составляющей выразительного чтения.
Это необходимо, прежде всего, для
понимания и выражения мысли, для лучшего осмысления синтаксической
конструкции и пунктуационного правила. Различные виды интонации
отрабатываются при изучении следующих тем:
Виды
интонации
Тема
Особенности
Предложения с однородными
членами.
Интонация
перечисления
Сложносочиненное
предложение(с
соединительными и
разделительными союзами)
Бессоюзное сложное
предложение (запятая)
Логическое ударение на каждом
однородном члене предложения
Интонация
подчинения, или
обособления
Причастный оборот.
Обособленные члены
предложения.
Сложноподчиненное
предложение.
Интонация выделения, паузы
совпадают с постановкой
запятых
Интонация
противопоставл
ения
Сложносочиненные
предложения (с
противительными союзами)
Бессоюзное сложное
предложение (тире)
Интонация резко делит
предложения на две части
длительной паузой // В первой
части голос повышается, пауза,
вторая часть начинается с
высокой ноты
Интонация
предупреждения
, или
интонация
двоеточия
Обобщающие слова при
однородных членах.
Знаки препинания при
прямой речи. (после слов
автора)
Бессоюзное сложное
предложение (двоеточие)
Перед двоеточием голос
понижается, делается
длительная пауза, а следующая
часть начинается с той же или
более низкой ноты.
Интонация
вводности
Знаки препинания при
вводных словах и
предложениях
Вводные слова и предложения
читаются быстрым темпом,
пониженным тоном, выделяются
паузами
Интонация
звательная
Знаки препинания при
обращениях
Логическое ударение на
обращении, после него
длительная пауза
Обучение на уроках русского языка выразительному чтению в связи с
изучением синтаксиса и пунктуации является хорошей подготовкой, базой
для эффективной работы на уроках литературы, где выразительное чтение
находит свое применение в полном объеме.
Чтобы художественный текст производил на школьников большее
впечатление, располагал к размышлению, сначала знакомлю с жизненным и
творческим путем автора, его мировоззрением, эпохой. Далее сама читаю или
использую звукозапись мастеров художественного слова стихотворения,
фрагмента прозы. Зачастую в качестве фона прибегаю к музыкальному
сопровождению. Исполнение помогает ученикам вдуматься, вслушаться в
слово, настраивает на эмоциональное восприятие художественного текста, а
также является ключом к пониманию темы, идеи, своеобразия жанра и
совершенства форм. Затем провожу специально направленный разбор (анализ
текста) и отрабатываю выразительное чтение.
При изучении драматических произведений знакомлю школьников с
приемами их выразительного чтения.
Чтение по ролям обогащает
представление обучающихся об исполнительской задаче (исполнитель
должен перевоплотиться в героя, действовать и говорить как то лицо, слова
которого он произносит), укрепляется умение решать ее в своем чтении.
Выразительное чтение по ролям всегда предваряю установкой на
продумывание характеров, действий и намерений персонажей, а также
жестов, мимики, интонации. Ролевое чтение оживляет урок, вызывает
интерес к предмету, способствует пониманию сущности драматического
произведения, развитию образного мышления, реализации творческих
способностей, приобретению навыков актерского мастерства.
На уроках литературы устраиваю конкурсы чтецов, как правило,
предлагаю вариативность при заучивании наизусть (даю на выбор
стихотворение, отрывок из прозы). При оценке учитывается общее
впечатление от чтения, характер допущенных ошибок, эмоционально-
образная выразительность, умение передать свое отношение к
исполняемому, техника и логика чтения, умение видеть и представлять. С
победителями конкурса провожу дополнительные занятия во внеурочное
время. Процесс проникновения в художественное произведение, связанный
для обучающихся с открытием нового, с волнующими переживаниями,
которыми они будут при чтении делиться со слушающими, вызывает живой
интерес, призывает к вдумчивому осмыслению текста, то есть к творческому
умственному труду.