Напоминание

Система методической деятельности детского лагеря.


Автор: Цепцова Анна Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: ФГБОУ Всероссийский детский центр "Орлёнок"
Населённый пункт: пгт. Новомихайловский Туапсинского района Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Система методической деятельности детского лагеря.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Система методической деятельности детского лагеря.
Цепцова Анна Юрьевна, методист УМЦ ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» В структуру методической деятельности детского лагеря входят: заместители начальни - ка детского лагеря по УВР, НМР, старший воспитатель, при наличии воспитатели высшей и первой категорий, педагог-психолог УМЦ (закрепленный за лагерем), профильные специали - сты детского лагеря (педагоги – организаторы, инструкторы по спорту (закрепленный за лаге - рем). Методическая функция у каждого из заявленных специалистов явно прослеживается. Ре- ализацию системы методического сопровождения деятельности отрядных воспитателей, до- полнительной общеразвивающей программы детского лагеря, других содержательных меро- приятий и процессов возглавляет начальник детского лагеря и заместитель по НМР, текущую работу с воспитателями осуществляет старший воспитатель. Следует различать профессиональную методическую деятельность - это работа заме- стителей начальника по НМР, специалист по НМР ов Центра, педагога-психолога, профиль - ных специалистов, и непрофессиональную методическую деятельность - это методические функции, которые в равной степени выполняют и педагоги, и администрация. Таким образом, правильное представление о методической деятельности на всех уров- нях будет способствовать повышению качества работы педагогического коллектива. Рассмотрим возможные варианты деятельности заместителя начальника детского лаге - ря по НМР и старшего воспитателей (далее – специалистов НМР) как специалистов
в области

методики образования и воспитания, синтезирующих в своей профессии элементы прак-

тической и теоретической деятельности.
Основой их профессиональной деятельности является изучение, разработка, системати- зация, распространение и внедрение методик и технологий работы с детьми. Целью - методи- ческое обеспечение деятельности детского лагеря. Направление и виды профессиональной де - ятельности определены функциональными обязанностями: - получает, систематизирует и распространяет методические знания и нормативно-пра- вовые документы; - разрабатывает новые методики и технологии, помогает педагогам внедрять их; - ведет аналитическую работу, т.е. анализирует состояние учебно-методической и об - разовательной работы детского лагеря, прогнозирует пути развития, разрабатывает предложе - ния по повышению эффективности деятельности как лагеря в целом, так и отдельных педаго - гов; - обобщает и принимает меры к распространению наиболее результативного опыта педагогических работников детского лагеря; организует и осуществляет учебно-методическую работу по повышению профессиональной подготовки педагогических кадров; - оказывает методическую помощь педагогическим работникам в разработке учебных планов и программ, в определении содержания, форм, методов работы с детьми в детских объединениях; - выпускает методическую продукцию, готовит необходимую информацию и докумен- тацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, соревнований и т.п.; - обеспечивает контроль соответствия заявляемых педагогом средств реализации содер- жания деятельности с детьми и реальными процессами, протекающими в ходе лагерной сме - ны; - осуществляет организационно-методическое обеспечение взаимодействия с отделами и службами Центра, направленными на реализацию общелагерных мероприятий, предусмот - ренных программой смены. Организация и содержание деятельности специалистов НМР в конкретной лагерной смене охватывает тот круг проблем, который определяется им начальник детского лагеря, на основании которого составляется регламент их работы на текущую смену. Остальные вопросы
поручаются для осуществления специалистами, которых мы перечислили выше 1. Какая рабочая документация необходима по НМР? - Перспективный план работы (на текущий год/летний сезон) или программа деятель - ности специалиста по НМР (на 1-3 года). - Текущие планы (на месяц или лагерную смену). - Документы плановых мероприятий (положения, рекомендации и др.). - Регламент работы, утверждаемый на каждую смену. - Аналитические материалы текущего и итогового характера. 2. Как определить специализацию специалиста по НМР?
Специализация
- это выделение в профессиональной методической деятельности од- ного приоритетного вида (направления, функции) или конкретизация профиля деятельности специалиста по НМР, которая утверждается через перспективный план или программу специа - листа по НМР начальником детского лагеря. Безусловно, специалисты по НМР детского лагеря специалисты широкого профиля, хотя и могут иметь специализацию. Специализация может идти по: - объекту воздействия (специалист по НМР по работе с младшими школьниками, спе - циалист по НМР по работе с подростками из национальных республик и т.п.); - по видам методической деятельности специалист по НМР -исследователь, специалист по НМР -координатор, специалист по НМР -информатор и т.п.); - по профилю - специалист по НМР по краеведению, специалист по НМР по приклад- ному творчеству или по тематике перспективной программы лагеря и ее смыслам); - по теме (проблеме) - специалист по НМР по организации воспитательного процесса в условиях ВДО, специалист по НМР по программному обеспечению детских объединений и т.п.).
Какими могут быть план или программа деятельности специалиста по НМР ?
Специалист по НМР переходит к проектированию и планированию своей деятельно- сти, в результате чего должна быть составлена или программа деятельности или перспектив - ный план работы. Отличие программы от плана: - программа представляет общую модель деятельности, прогнозирует результаты, рас - крывая пути их достижения (приоритетные вопросы - Почему? и Зачем?); - план отражает содержательную сторону деятельности и организационные принципы, определяет объем, порядок деятельности (приоритетные вопросы - Что? и Как?). Примерная структура программы деятельности специалиста по НМР . 1. Обоснование программы (темы, проблемы, над которой работает специалист по НМР ). Учесть реальность выполнения программы, т.е. ресурсные условия детского лагеря. 2. Цели. Цели ставятся в отношении объекта и в отношении собственной методической деятель- ности. (Учесть: цели соответствуют предполагаемому конечному результату; чем точнее и кон - кретнее цель, тем легче определить полученный результат). 3. Основные направления и организация деятельности. Каждое направление деятельно - сти расписывается по схеме: 1) задачи; 2) объект воздействия; 3) формы работы; 4) сроки исполнения; 5) результаты. 4. Обеспечение деятельности: 1) информационно-методическое; 2) организационное. Структура программы может изменяться в зависимости от целесообразности и видения ее самим специалист по НМР ом как автором программы. Процесс планирования длительный, 2
не заканчивающийся на письменном оформлении плана. При ежемесячном анализе деятельно - сти, план можно корректировать и дорабатывать в течение всего года.
Как провести текущее планирование?
При наличии перспективного плана или программы деятельности, регламента работы специалиста по НМР составляется план работы на месяц или текущую смену. Для удобства лучше использовать план-сетку. При разработке плана-сетки следует учесть, что текущий план должен более полно от - ветить на вопросы: что?, когда? где?, кто проводит и участвует? Каждый специалист по НМР самостоятельно разрабатывает форму плана, которая, по его мнению, будет отражать всю его деятельность полно и четко. Название граф может менять - ся в зависимости от функционала и задач специалиста по НМР . Такой план дает наглядную картину занятости специалиста по НМР каждый день в течение месяца, смены, но сложно отследить весь функционал обязанностей и результатив- ность деятельности специалиста по НМР .
Что такое аналитическая деятельность специалиста по НМР ?
Аналитическая деятельность, также как и проектирование (планирование, про- граммирование) является основой профессиональной методической деятельности. Анализ - это целесообразная деятельность, в результате которой устанавливаются фак- ты, признаки, свойства, причинно-следственная связь между ними. Что можно анализировать? Научную литературу, рабочую документацию, методики, условия работы, методическую продукцию, состояние объекта воздействия, собственную дея- тельность и ее результативность, систему работы и т.д. По временному фактору анализ может быть: - текущий, т.е. организованный в достаточно сжатые сроки, например, анализ занятия, мероприятия, литературы, анализ работы за месяц, за четверть и т.п.; - итоговый, т.е. комплексный, где предмет рассматривается со всех сторон и за дли- тельный период, например, системно-функциональный анализ, проблемно - причинный анализ, анализ деятельности за год и т.п. По своей сути аналитическая деятельность специалиста по НМР детского лагеря пред - ставляет собой форму опосредованного контроля соответствия заявляемого педагогами орга- низаторами, педагогическим коллективом лагеря набора методических средств реализации программы и реальных результатов ее осуществления 7. Как подготовиться и провести анализ? 1 шаг - Определить объект и предмет анализа. Объект - это деятельность человека или группы людей (коллектива, детского лагеря). Предмет - это конкретная часть деятельности объекта. 2 шаг - Целеполагание: а) определить и понять цели анализа (совершенствование, формирование, развитие чего-то); б) выстроить задачи (выяснить, установить, определить что-то). 3 шаг - Определить параметры анализа. Параметры - это виды, формы, свойства, характеризующие объект, которые необходимо выделить и проанализировать. Источниками параметров могут быть: план работы, программа, функциональные обязанности, режим работы, методическая продукция, учебное занятие, до - суговые мероприятия и др. Параметры нельзя путать с критериями и оценкой деятельности объекта. Критерии - это измерительная величина; она определяет степень и уровень качества. Оценка - это итоговый вывод об объекте и предмете анализа путем критериального опи- сания параметров. Критериальная оценка и параметры взаимодействуют. Но перед анализом может и не стоять задача дать оценку. 4 шаг - Проранжировать параметры от наиболее значительных к менее (выстроить ло - гическую последовательность). 3
5 шаг - Определить способы анализа и осуществить анализ. Способы анализа: опросы, анкеты, тесты, беседы с детьми и педагогами, наблюдение, посещение дел и педагогических мероприятий, изучение документов и пр. 6 шаг - Выбрать формы обобщения и сделать синтез. Формой обобщения результатов анализа может быть таблица с параметрами и продуманными вопросами как основание для синтеза. Давать оценку можно, если такая задача ставилась изначально. В этом случае необходи - мо разработать критерии оценки. 7 шаг - Определить содержание последействия: - рекомендации для решения возникших проблем; что необходимо сохранить, развить, поддерживать; - от чего нужно отказаться, свести к минимуму и т.д. 8 шаг - Письменное оформление результатов анализа.
Методическое обеспечение педагогической деятельности детского лагеря.
Методическое обеспечение - процесс и результат оснащения чей-либо деятельности (или проекта, программы) необходимыми методическими средствами и информацией, способ - ствующими ее эффективному осуществлению (или реализации). Методически обеспечить - это значит сделать возможным методически грамотное осу- ществление какой-либо деятельности; устранить затруднения у тех, кто ее выполняет; своевре - менно предоставить ответы на их вопросы, связанные с организацией этой деятельности. Методическое обеспечение как процесс объединяет в себе такие виды методической де - ятельности, как создание методической продукции, методическая помощь, обобщение опыта и др.
Методическая помощь
Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование специалиста по НМР на запросы и потребности педагогов, детских коллективов, других специалистов лагеря. Методическая помощь осуществляется в формах: консультации, методическое руко- водство и методическое обучение. КОНСУЛЬТАЦИЯ - это устное разъяснение специалиста по НМР конкретному лицу или группе лиц по интересующему их вопросу, теме. В работе специалист по НМР ов различа - ют следующие типы консультаций.
Тематическая консультация
позволит глубоко, всесторонне рассмотреть опреде- ленный вопрос, обстоятельно раскрыть существо поднятой темы. Как правило, тематические консультации планируются специалиста по НМР ми заранее. Возможно проведение цикла те- матических консультаций для различных категорий педагогических кадров; включение темати - ческих консультаций в программу семинаров (сочетании с другими формами обучения). Подготовка и проведение тематической консультации требует тщательного подбора ме- тодического материала, наглядных пособий.
Текущая консультация
дает возможность получить нужную информацию по очеред- ным, повседневным вопросам, возникающим в практике; проводится систематически, согла- суется с планом работы специалиста по НМР .
Оперативная консультация
решает задачи своевременных рекомендаций, советов по организации и проведению конкретных дел, решению возникших в практике проблем. Опера - тивные консультации, как правило, не планируются; они могут проводиться по инициативе специалиста по НМР (например. как реакция специалиста по НМР на замеченную во время посещения дела ошибку в организации воспитательного процесса), а также по инициативе пе - дагогов, администрации детского лагеря. Для проведения консультаций могут привлекаться преподаватели ВУЗов, специалисты Центра, опытные педагогические кадры. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО выражается в том, что специалист по НМР опре- деляет совместно с педагогами перспективные и конкретные цели и задачи их деятельности, соответствующие пути и способы их решения, достижения результатов; намечает этапы и по - рядок организации деятельности, критерии и показатели результативности; осуществляет кор - 4
ректировку программ и планов работы. Методическое руководство, консультации можно присоединить к МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ так же как создание и работа методических объединений, педагогических ма - стерских, творческих лабораторий, проблемных семинаров и т.п. Создаются такие объедине- ние для обучения педагогических кадров, обмена опытом работы, решения имеющихся проблем, пополнение методического фонда, издательской деятельности. Эта деятельность пла- нируется на весь год и в плане ее можно обозначать как "методическая учеба".
Обобщение опыта
Обобщение опыта - это вид методической деятельность, предполагающий выбор и изу- чение какого-либо конкретного опыта (одного человека, группы единомышленников или дет- ского лагеря), осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его опи- сание. Обобщить - значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт. Обосновать актуальность, продуктивность и перспективность этих идей. Раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Выявить объективные закономерно- сти, требования творческого использования и развития опыта. Показать процедурную сторону обобщения, т.е. конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата. В практике чаще всего используются следующие формы обобщения опыта: выступле- ния автора опыта, семинары-практикумы, справки об опыте работы, подборки письменных ма - териалов в папках или рукописных сборниках, тематические выставки, видеофильмы, кино - фильмы, методические разработки, статьи, картотеки и др. Примечание: в подготовке материалов использованы разработки Ярославского Центра творче- ского развития детей. 5


В раздел образования