Автор: Кузьмина Светлана Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ д/с ОРВ№5 Населённый пункт: г. Уржум, Кировская область Наименование материала: статья Тема: Мнемотехника Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
казенное
дошкольное
образовательное
учереждение
детского
сада
общеразвивающего вида №5 города Уржума Кировской области
Мнемотехника
Воспитатель: Кузьмина Светлана Михайловна
Стаж: 30лет
Очень важным аспектом работы с детьми дошкольного возраста является
развитие
способности
запоминания
и
внимания.
Не
секрет,
что
самым
важным
с
точки
зрения
становления
интеллектуальных
способностей
ребенка, в этом возрасте закладываются все инструменты мышления, которые
будут развиваться в последующем.
Чтобы справиться с этими проблемами, очень важно привить ребенку навык
запоминания и логического мышления. Первостепенной задачей является
преобразование
запоминание
из
непроизвольного
в
осознанный
и
целенаправленный
процесс.
Отмечу,
что
в
своей
работе
использую
мнемотаблицы
и
инструменты
мнемотехники
для
развития
различных
каналов
получения
информации
ребенка,
всех
видов
памяти
и
других
психических процессов ребенка.
МНЕМОТЕХНИКА (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), -
это
система
различных
приёмов,
облегчающих
запоминание
и
увеличивающих
объём
памяти
путём
образования
дополнительных
ассоциаций.
ПАМЯТЬ – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того,
что
мы
видим,
слышим,
думаем,
делаем
и
т.д.
Без
памяти
немыслимо
формирование личности ребёнка, так как усвоение знаний об окружающем
мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений,
навыков, привычек – всё это связано с работой памяти.
У
дошкольников
память
носит
непроизвольный
характер,
т.е.
лучше
запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту
ребёнка, с которым он вступает в активное взаимодействие. С возрастом
память становится произвольной, т.е. ребёнок обучается с помощью взрослых
управлять
процессами
запоминания
и
воспроизведения
сведений,
необходимых для практической деятельности.
Для
улучшения
памяти
необходимо
воспитывать
у
детей
приёмы
запоминания и припоминания. Этому – то и способствует мнемотехника.
Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней
крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень
важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы
не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после
наблюдения (зрительного или слухового, может, даже осязательного опыта)
запоминание возможно только в случае, если объект ассоциируется в нашем
сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним. Наблюдательность и
память идут рука об руку. Человек не может запомнить того, чего он не
наблюдал,
а
запомнить
и
наблюдать
можно
только
то,
что
его
очень
заинтересовало. Деятельность ребёнка также построена на интересе.
МНЕМОТЕХНИКА –
это
система
методов
и
приёмов,
обеспечивающих
эффективное
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение
информации.
Использование
мнемотехники
для
дошкольников
и
в
настоящее
время
остаётся актуальным.
ЦЕЛЬ обучения с её использованием – развитие памяти (разных видов:
слуховой,
зрительной,
двигательной,
тактильной),
мышления,
внимания,
воображения.
На протяжении всего дошкольного детства у ребёнка происходят изменении в
образах
памяти.
Представления
становятся
не
отрывочными
и
фрагментарными, а связными и систематизированными. Они объединяются в
группы,
категории,
что
придаёт
образам
памяти
«картинность».
На
этой
основе
ребёнок
постепенно
учится
управлять
своими
представлениями,
воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти изменяется и процесс
восприятия. Образная память как бы соединяет в единое целое отдельные
ощущения,
а
отдельные
признаки,
свойства,
качества
складываются
в
целостный образ.
Развитие
памяти
неразрывно
связано
с
развитием
мышления.
Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребёнок с
опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи,
делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое,
образуя единое целое.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными
средствами,
которыми
ребёнок
овладевает,
являются
образные
средства:
сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного
рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений
позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено
исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж.Пиаже и других,
главное направление развитие образного мышления, воображения, памяти
со стоит
в
овладении
ребёнком
спо собно сти
к
замещению
и
пространственному моделированию.
Способность
к
замещению
является
фундаментальной
особенностью
человеческого ума. И если мы хотим развить у ребёнка богатое воображение,
способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить
взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию.
ГРАФИЧЕСКАЯ
АНАЛОГИЯ
–
умение
обозначать
каким-либо
одним
символом
реальный
образ
(или
несколько
образов),
отражая
им
общие
признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».
Дети
знакомятся
с
окружающим,
не
только
непосредственно
что-то
воспринимая,
но
и
опосредованно,
с
помощью
прочитанных
книг,
рассказанных сказок. Сказка – неизменный спутник детства – играет особую
роль в жизни ребёнка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой –
главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям,
разделяет
их
чувства,
живёт
в
месте
с
ними
в
мире
сказки.
Ему
легче
устанавливать ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными
персонажами.
РАБОТА С МНЕМОТАБЛИЦАМИ
МНЕМОТОБЛИЦА
–
это
схема,
в
которую
заложена
определенная
информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно
сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного
мышления
-
Перекодирование
информации,
т.е.
преобразование
из
абстрактных
символов в образы;
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов.
ЭТАП 1: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
ЭТАП 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е.
преобразование
из
абстрактных
символов
в
образы
(поясняется,
что
обозначает каждый символ).
ЭТАП 3: После перекодирования осуществляется пересказ сказки (рассказа,
стихотворения
и
т.д.)
с
опорой
на
символы
(образы),
т.е.
происходит
отработка метода запоминания.
ЭТАП 4: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
ЭТАП 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при показе
ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение
главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка (рассказ) «спряталась»
в таблице? Про какого эта сказка (рассказ)?»
При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной
помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с
воспитателем (на более ранних этапах).
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо
давать
цветные,
так
как
у
детей
быстрее
в
памяти
остаются
отдельные
образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята жёлтого цвета, мышка – серая,
ёлочка – зелёная и т.д.
Что
является
опорным
в
таблице. Опорным
в
таблице
является
изображение
главных
героев
сказки,
через
которые
идёт
осознание
происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое завязано
вокруг её главных героев.
Что
можно
изображать
в
таблице. В
таблице
схематически
возможно
изображение
персонажей
сказки,
рассказа,
явлений
природы,
некоторых
действий, то есть можно изображать всё то, что вы посчитаете нужным
отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было
понятно детям.
Размер
мнемотаблиц может
быть
различным
–
в
зависимости
от
возраста детей, от уровня их развития, таблицы на 4-9 клеток для младших
дошкольников, на 9 -16 клеток для дошкольников среднего возраста, на 16-25
клеток для дошкольников старшего возраста.
Детям можно предложить коллаж:
Коллаж
–
это
лист
на
который
наклеиваются
различные
картинки,
геометрические фигуры. Главная задача коллажа соединить т. е. связать все
содержанное
между
собой
так
происходит
обработка
сюжетного
запоминания.
Работа с коллажом:
- Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки там
видят.
- Составить сюжет использованием всех картинок.
- отработать приемы запоминания предложенной информации, Предложить
запомнить порядок расположенных картинок в течении 15 – 20 секунд, затем
коллаж переворачиваем и детям предлагают устно воспроизвести содержание
Запоминание стихов с помощью мнемотаблиц:
В ходе занятий у детей начинают вырабатываться навыки умственного труда.
Применение приемов рацио, мнемо, эйдотехники. Системность увязывание
любой
информации,
умение
устанавливать
связи.
Выделение
главного,
умение
анализировать.
Осознать
логики
построения
материала,
поиск
закономерностей.