Напоминание

Мнемотехника


Автор: Кузьмина Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с ОРВ№5
Населённый пункт: г. Уржум, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Мнемотехника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учереждение детского сада общеразвивающего вида №5 города Уржума Кировской области Мнемотехника Воспитатель: Кузьмина Светлана Михайловна Стаж: 30лет
Очень важным аспектом работы с детьми дошкольного возраста является развитие способности запоминания и внимания. Не секрет, что самым важным с точки зрения становления интеллектуальных способностей ребенка, в этом возрасте закладываются все инструменты мышления, которые будут развиваться в последующем. Чтобы справиться с этими проблемами, очень важно привить ребенку навык запоминания и логического мышления. Первостепенной задачей является преобразование запоминание из непроизвольного в осознанный и целенаправленный процесс. Отмечу, что в своей работе использую мнемотаблицы и инструменты мнемотехники для развития различных каналов получения информации ребенка, всех видов памяти и других психических процессов ребенка.
МНЕМОТЕХНИКА
(в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
ПАМЯТЬ
– это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребёнка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – всё это связано с работой памяти. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребёнка, с которым он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребёнок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых для практической деятельности. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приёмы запоминания и припоминания. Этому – то и способствует мнемотехника. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень
важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового, может, даже осязательного опыта) запоминание возможно только в случае, если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним. Наблюдательность и память идут рука об руку. Человек не может запомнить того, чего он не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребёнка также построена на интересе.
МНЕМОТЕХНИКА
– это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников и в настоящее время остаётся актуальным.
ЦЕЛЬ
обучения с её использованием – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения. На протяжении всего дошкольного детства у ребёнка происходят изменении в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связными и систематизированными. Они объединяются в группы, категории, что придаёт образам памяти «картинность». На этой основе ребёнок постепенно учится управлять своими представлениями, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти изменяется и процесс восприятия. Образная память как бы соединяет в единое целое отдельные ощущения, а отдельные признаки, свойства, качества складываются в целостный образ. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает, являются образные средства:
сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развитие образного мышления, воображения, памяти со стоит в овладении ребёнком спо собно сти к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребёнка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию.
ГРАФИЧЕСКАЯ

АНАЛОГИЯ
– умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями». Дети знакомятся с окружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребёнка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живёт в месте с ними в мире сказки. Ему легче устанавливать ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.



РАБОТА С МНЕМОТАБЛИЦАМИ

МНЕМОТОБЛИЦА


это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления
- Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы; - Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов.

ЭТАП 1:
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
ЭТАП 2:
Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (поясняется, что обозначает каждый символ).
ЭТАП 3:
После перекодирования осуществляется пересказ сказки (рассказа, стихотворения и т.д.) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
ЭТАП 4:
Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
ЭТАП 5:
Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка (рассказ) «спряталась» в таблице? Про какого эта сказка (рассказ)?» При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята жёлтого цвета, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т.д.
Что

является

опорным

в

таблице.
Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идёт осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое завязано вокруг её главных героев.
Что

можно

изображать

в

таблице.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изображать всё то, что вы посчитаете нужным
отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Размер

мнемотаблиц
может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития, таблицы на 4-9 клеток для младших дошкольников, на 9 -16 клеток для дошкольников среднего возраста, на 16-25 клеток для дошкольников старшего возраста.
Детям можно предложить коллаж:
Коллаж – это лист на который наклеиваются различные картинки, геометрические фигуры. Главная задача коллажа соединить т. е. связать все содержанное между собой так происходит обработка сюжетного запоминания.
Работа с коллажом:


-
Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки там видят. - Составить сюжет использованием всех картинок. - отработать приемы запоминания предложенной информации, Предложить запомнить порядок расположенных картинок в течении 15 – 20 секунд, затем коллаж переворачиваем и детям предлагают устно воспроизвести содержание
Запоминание стихов с помощью мнемотаблиц:

В ходе занятий у детей начинают вырабатываться навыки умственного труда. Применение приемов рацио, мнемо, эйдотехники. Системность увязывание любой информации, умение устанавливать связи. Выделение главного, умение анализировать. Осознать логики построения материала, поиск закономерностей.


В раздел образования