Напоминание

"Буквы Ч и Щ в суффиксах имён существительных -ЧИК и -ЩИК"


Автор: Гапанович Ирина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №7 имени Героя России С.В. Василёва"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: "Буквы Ч и Щ в суффиксах имён существительных -ЧИК и -ЩИК"
Раздел: среднее образование





Назад





Буквы Ч и Щ в суффиксах имён существительных –ЧИК и –ЩИК
Цели: 1) познакомить с условиями выбора букв Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (-ЩИК); 2) формировать прочные орфографические навыки, самостоятельность суждений, умение анализировать языковой материал; 3) воспитывать культуру учебного труда. Оборудование: 1. Картинки, изображающие людей разных профессий (грузчик, лётчик, крановщик, сварщик). 2. Учебник М.Т.Баранова. Русский язык. 6 класс. Ч. 1 3. Карточки для корректора. 4. Проект учащихся (индивидуальное домашнее задание). Ход урока 1. Организационный момент. 2. Слово учителя. Формулирование уч-ся темы, целей. Много профессий разных на свете: Моряк, штукатурщик, лётчик, учитель, Врач, переводчик…- всех и не счесть. Много профессий удивительных есть. Сегодня мы погрузимся в необъятный мир профессий. А помогут нам в этом картинки, которые вы подготовили к сегодняшнему уроку. - Люди каких профессий на них изображены? - Произнесите эти слова. Какую орфографическую проблему вы обнаружили? Можно ли по произношению определить выбор букв Ч и Щ? - В какой части слова находится орфограмма? - Попробуйте сформулировать тему урока. - На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке? Что мы должны узнать? Обратимся к словам, записанным на доске. 3. Анализ примеров. объез
д
чик обойщик автома
т
чик фонарщик гру
з
чик каменщик разно
с
чик прицепщик перебе
ж
чик съёмщик
-Что обозначает суффикс –ЧИК (-ЩИК) в данных словах? - После каких букв пишется –ЧИК? - Сформулируйте правило. 4. Чтение правила на с. 153 учебника. - Правильные ли выводы мы сделали? От чего зависит выбор букв Ч-Щ в данном суффиксе? - Какая новая информация содержится в прочитанном правиле? Запомнить буквы, «притягивающие» суффикс –ЧИК, поможет фраза: «Я
т
о
ж
е
зд
е
с
ь». Закрепление изученного. 5. Упражнение 292 устно. 6. Физкультминутка. 7.Лексический диктант. Задание. По толкованию узнать слово, записать, обозначить орфограмму. 1) Типографский рабочий, делающий переплёты для книг. 2) Солдат, обслуживающий пулемёт. 3) Специалист по переводам с одного языка на другой. 4) Участник спортивных гонок. 5) Солдат, служащий в ракетных войсках. 6) Лётчик, управляющий вертолётом. 7) Рабочий, занимающийся смазкой чего-либо. 8. Игра «Корректор» (работа в парах по карточкам). Задание. Исправить, где необходимо, ошибки. Обозначить орфограмму. 1) Побывав у заказщиков, Саша зашёл на минутку к сестре. 2) Барабанчики яростно колотили в барабаны. 3) Рабочие передали сменщикам станки. 4) Резко сигналили шофёры, покрикивали возчики, суетились грузчики в форменных фуражках. - Проверка. 9. Задание. Отгадать загадки, объяснить правописание слов-отгадок. 1) Никто на свете так не может Одним движением руки Остановить поток прохожих И пропустить грузовики. (милиционер-регулировщик) 2) Он железом кроет дом, Чтобы сухо было в нём. (кровельщик) 3) Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад. (водопроводчик) 4) Иглою огненной портной Шьёт кораблю костюм стальной. (сварщик) 5) Кладёт кирпич за кирпичом- Растёт этаж за этажом, И с каждым часом, каждым днём Всё выше, выше новый дом. (каменщик) 6) Вижу в небе самолёт, Как светящийся комочек, Управляет им пилот, По-другому, просто … (лётчик) 7) На работе день-деньской Он командует рукой. Поднимает та рука Сто пудов под облака. (крановщик) 10. Обобщение по теме урока. - С какой орфограммой мы познакомились? - Какие трудности возникли при её изучении? - От чего зависит выбор букв Ч-Щ в суффиксе –ЧИК (-ЩИК)? - Проверка индивидуального задания (защита проекта). 11. Домашнее задание. С. 153 правило, упр. 294 или лингвистическая сказка о суффиксе –ЧИК (-ЩИК). Анализ работы класса, отметки.


В раздел образования