Автор: Григорьева Ирина Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО "Янтиковская ДШИ" Населённый пункт: Янтиковский район Чувашская Республика Наименование материала: методическая разработка Тема: Работа с начинающими в классе балалайки Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Янтиковская детская школа искусств»
Янтиковского района Чувашской Республики
Методическая разработка на тему:
«Работа с начинающими в классе балалайки»
Разработала:
преподаватель МБУ ДО «Янтиковская
ДШИ»
Григорьева Ирина Николаевна
Янтиково – 2017
В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест
занимает
музыкально-инструментальное
исполнительство
на
народных
инструментах.
Народная
инструментальная
музыка,
благодаря
простоте
восприятия,
содержательности,
доступности,
песенной
основе,
помогает
развивать музыкальность в ребенке, пробуждает интерес к занятиям.
Самое массовое звено в системе музыкального образования -детские
музыкальные школы и детские школы искусств, которые ставят своей целью
дать
детям
общее
музыкальное
образование,
приобщить
к
музыкальной
культуре, дать практические знания и навыки, необходимые для дальнейшей
общественно
-
полезной
деятельности.
Одновременно
с
этой
основной
задачей детские музыкальные школы должны выявлять наиболее одарённых
детей
и
готовить
их
к
поступлению
для
дальнейшей
учёбы
для
профессионального обучения.
Балалайка, как инструмент подкупает своей неповторимостью,
колоритом, тембром звучания. Этот чудесный инструмент уже много веков
пользуется
признанием
и
любовью.
Среди
актуальных
задач
перед
педагогами,
обучающими
игре
на
балалайке,
важное
место
занимает
обобщение богатого практического опыта ведущих музыкантов. Специфика
данного
предмета
такова,
что
всю
работу
по
овладению
инструментом
приходится делать в классе, так как учащиеся часто не имеют дома не только
дополнительного
инструмента,
но
и
инструмента
для
работы
по
специальности.
От
преподавателя
по
специальному
инструменту,
который
является
о сновным
руководителем
и
во спитателем
ученика,
т р е буе т с я
профессиональное
мастерство,
творческая
инициатива,
умение
правильно
применять
методы
обучения,
способствующие
развитию
индивидуальных
способностей ученика. Урок в классе является основной формой учебной и
воспитательной
работы.
Но
воспитание
учащегося,
формирование
его
профессионализма, мировоззрения, осуществляет не только преподаватель
по
специальному
предмету:
весь
коллектив
преподавателей
должен
вырабатывать
определённые
требования
к
учащемуся
и
добиваться
их
выполнения.
Успеваемость учащегося во многом зависит от правильной организации
домашних
занятий.
Если
домашняя
работа
проводится
неорганизованно,
несистематически,
то
любые,
найденные
удачно
педагогические
приёмы
малоэффективны.
Преподавателю
следует
помочь
ученику
составить
расписание «рабочего дня» чтобы не допустить перегрузки, которая может
повлиять на его здоровье, т.е. необходим чёткий режим домашних занятий.
Не маловажное значение имеет общение преподавателя специального класса
с
родителями.
Полезно
проводить
классные
концерты
для
родителей
и
беседы.
Не следует перегружать учащихся домашними занятиями. На первом
году
обучения
-
задания
минимальные,
сопоставленные
с
физическим,
умственным
развитием
ученика.
Длительность
ежедневных
занятий
колеблется от получаса в начале года до часа к концу года. Преподаватель
может
предлагать
различные
формы
творческих
заданий:
для
одних
это
небольшая пьеса или песня, сочиненная на заданную тему в определённом
жанре, ритме на заданный текст, досочинение мелодии, вариации к мелодии,
присочинение
к
ней
второго
голоса,
для
других
рисунки
к
изучаемым
произведениям,
аппликация,
несложные
поделки
и
т.д.
Преподавателю
необходимо поощрять любые проявления творческой активности учащегося.
У
каждого
преподавателя
формируются
свои
педагогические
приёмы,
которые
необходимо
варьировать
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей учащегося.
Первые
занятия
рекомендуется
проводить
в
форме
групповых
занятий.
Познакомить
учащегося
с
историей
исполнительства
на
инструменте,
используя для показа небольшие музыкальные фрагменты, познакомить с
основными
приёмами
игры.
На
первых
занятиях
необходимо
объяснить
устройство,
название
и
назначение
основных
частей,
условие
хранения
инструмента. Выработка правильных навыков игры на балалайке во многом
зависит
от
посадки
и
положения
инструмента.
Посадка
должна
быть
достаточно удобной и естественной. При игре на балалайке, как и на других
струнных инструментах, функции рук разграничены: правая извлекает звук,
левая в основном изменяет высоту звука. При занятиях с учащимися на
начальном этапе работе над техникой необходимо уделять большое внимание.
Известно, что извлечение выразительного звука, отвечающего определенным
художественным
намерениям,
требует
в
каждом
отдельном
случае
соответствующие
формы
постановки
правой
руки,
умение
играть
в
различных
позициях,
различными
приёмами
игры.
Преподаватель
обязан
знать, уметь и учитывать особенности инструмента. Он должен максимально
использовать
его
положительные
стороны
и
научиться
преодолевать
его
отрицательные
свойства.
Необходимо
научить
учащегося
умело
применять различные способы звукоизвлечения на инструменте и гибкому
владению
динамикой.
Для
выполнения
динамических
оттенков
при
игре
приёмов игры «бряцание» и «тремоло» необходимо:
1. Определять нужную степень размаха руки (в зависимости от динамики);
2. Определять
глубину
нажима
на
струны
при
исполнении
различных
нюансов;
3. Свободно перемещать руку вдоль струн при звукоизвлечении от
подставки к грифу и наоборот.
Игра
приёмами
игры
«бряцание»
и
«тремоло»
при
нюансе
«форте»
(громко), указывает не только на громкость, но и на полноту и насыщенность
звучания. Для достижения этого способствует широкий, размашистый удар,
где необходимо найти тот «участок» звукоизвлечения, который соответствует
качественному исполнению (чистый без призвуков звук). Играть при этом
нюансе необходимо ближе к подставке, особенно при «двойном щипке» и
следить за постановкой. При игре «бряцание» и «тремоло» нюансом «форте»,
необходимо: увеличить угол сгиба кисти; выпрямить указательный палец,
который
должен
быть
жестким;
все
пальцы
плотно
прижать
к
указательному.
Существенное
значение
имеет
и
способ
постановки
инструмента. Если корпус при этом опущен очень низко, то хорошего и
полноценного звука не будет. В отличие от нюанса «форте», в «пиано»
уменьшится размах удара при игре «бряцание» или «тремоло».
В заключении хотелось бы сказать о том, чтобы преподаватель больше
обращал внимания на природные, физические качества учащегося. Качества
звука и исполнение в целом, во многом зависят от правильной постановки.
На занятиях в классе преподаватель обязан постоянно обращать внимание и
помогать учащемуся правильно разрешать возникшие вопросы, связанные с
постановкой
рук
и
правильной
посадкой
для
более
качественного
звукоизвлечения на инструменте. В этом докладе были кратко освещена
работа
с
начинающими
в
классе
балалайки.
Овладение
богатейшими
динамическими
и
тембровыми
возможностями
инструмента
представляют
собой
задачу
первостепенной
важности
для
молодых
исполнителей.
Серьёзное
внимание
к
этой
стороне
мастерства
должно
способствовать дальнейшему расцвету балалаечной школы.
Используемая литература
1.Е.Г. Блинов «Художественные и технические возможности балалайки» (На
правах рукописи).
2.М.Фейгин «Индивидуальность ученика и искусство педагога». (М.
Музыка, 1968 г.)
3. Г. Андрюшенков «Начальное обучение игры на балалайке». 1983 г.