Напоминание

Терапевтические аспекты лепки из глины


Автор: Морозова Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №658 Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Терапевтические аспекты лепки из глины
Раздел: дополнительное образование





Назад




Татьяна Морозова. Доклад на конференции «Лепка в школе» Способность различать формы у человека развита чрезвычайно. В отличии от животных и насекомых мы ориентируемся в мире не по цвету или запаху, а опираясь на язык форм, который постигаем с детства. Наша жизнь трехмерна, объемна. Но где, особенно в детстве, мы можем проявить творчество в объеме? Мы делаем куличики в песочнице, помогаем печь маме пирожки, играем с мыльной пеной... Хорошо, если дома есть пластилин. Лепка из глины – древнейшее занятие человека. Труд, ремесло и искусство. Область деятельности, где человек проявляет свою способность творить в объеме. При этом в дело включается всё тело. Ритм дыхания выстраивается в соответствии с движениями рук. Одновременно работают обе руки, что, как известно, приводит к активизации работы обоих полушарий головного мозга и стимулированию связей между ними. Во время акта творения человек захвачен своей идеей, образами, которые вдохновляют его, являются его целью. Ему приходится одновременно решать множество задач. Контролировать вес, размер, даже температуру глины, степень ее влажности или сухости, взаимное расположение частей в пространстве, их конструктивное решение и фактуру поверхности. Общее впечатление, идея и художественный образ – всё это также важно даже для самого простого изделия. Как сильно должен быть вовлечен и вдохновлен ребенок, чтобы легко, с радостью решать одновременно все эти задачи! Хочу рассказать о своих наблюдениях за детьми и их отличии от взрослых.Во время начала занятия, в суете выбора рабочего места, раздаче глины и досок дети не сидят в ожидании начала. Получив в руки глину, они, пользуясь несколькими минутами до начала объяснения темы, сразу начинают что-то лепить. Их творческая фантазия не терпит отлагательства. Энтузиазм, с которым они это делают, вызывает изумление. С возрастом такие проявления становятся все более редкими... Второе наблюдение. Словосочетание «свободная тема» у детей неизменно вызывает возглас ликования «Ура!». У взрослых – скорее замешательство, недоумение, недовольство. Неукротимая энергия творения у детей находит в занятиях лепкой благотворную почву. Дети, имеющие проблемы с концентрацией внимания, неусидчивые, слишком подвижные и легко отвлекающиеся, с помощью специальных упражнений, состоящих из движений, направленных от периферии к центру (например, простейшее формирование довольно крупного шара ладонями, не катая, а нажимая) получают импульс концентрации внимания в одной точке, сосредоточения, усилия на движении внутрь. Дети, имеющие плохой контакт с внешним миром, «закрытые», не умеющие себя выразить, напротив, в упражнениях с глиной на «раскрытие», вытягивание, развитие деталей в пространстве, могут получить опыт выражения себя в необычной несловесной форме.
Конечно, дети, художественно одаренные, могут проявить свои таланты, создавая работы, имеющие эстетическую и художественную ценность. Они своим примером без слов и назиданий способствуют развитию других учеников. Понимание законов развития формы, гармонии, красоты – также важная часть занятий. Творческий процесс, целительный сам по себе, подкреплен самим рабочим материалом. Глина, в отличии от различных модных вариантов искусственных материалов для пластицирования, природный экологически чистый и даже целебный материал. Работу с ней можно рассматривать как одну из здоровье-сберегающих технологий современности, направленную на компенсацию техногенного воздействия окружающей среды. В нашей работе есть некоторые правила, отличающие ее от занятий в других студиях и кружках. На наших занятиях мы следуем принципу: от простого к сложному и от целого к деталям. Часто работа начинается с формирования шара, как самой гармоничной и уравновешенной формы, символизирующей единство и целостность частей. Развитие формы происходит методом нажима и вытягивания. Это позволяет наглядно проследить процесс развития формы. Присоединение различных готовых частей по принципу «собери конструктор» не практикуется. Мы никогда не копируем образцы. В младших классах принцип развития формы учитель показывает по этапам на примере своей работы. С возрастом и обретением понимания и технических навыков, дети получают все больше свободы для выражения темы. В конце каждого занятия мы просматриваем и обсуждаем работы. В процессе обсуждения никогда нет критики или акцента на недостатках. Замечаем только то, что удалось и получилось хорошо. С возрастом, к старшим классам, дети начинают учиться формулировать свои суждения. Мы стараемся избегать излишней поверхностной детализации и декорирования, отвлекающими от целостного восприятия формы. Нас вдохновляют образы, созданные природой. За исключением предметов техногенного мира, оружия, страшилок и деформированных мультипликационных образов, мы используем огромное количество тем, в основном, связанное со школьными уроками или календарными праздниками.
Третий класс
внимательно и долго работает с простейшими формами. Это, в основном, упражнения, шары, выпуклые и вогнутые формы, способы соединения частей и обработки поверхности ладонями и пальцами, лепка с закрытыми глазами. Когда основные уроки посвящены строительству дома – наши темы – деревня, домик, русская печь.
Главная тема
четвертого класса
– животные. Многообразие форм животного мира всегда очень вдохновляет детей. Способы лепки животных «из целого». Характерные движения и позы, образ животного – область наших исследований. В
пятом классе
появляется новый предмет – ботаника. Плоды, фрукты и овощи, деревья, цветы и листья – то, что мы можем лепить, учась у природы. Темы истории – Древний Египет и Древняя Греция – также в программе этого года по лепке. В
шестом классе
задания усложняются. География с ее основными понятиями, история Древнего Рима с его особенными архитектурными достижениями, замки Средневековья – темы этого года. В
седьмом классе
мы начинаем лепить человека в различных положениях, говорим о его пропорциях. Темы – «Мать и дитя», «Человек и животное», как правило, уже можно рассматривать с учетом категорий «эстетическое» и «художественное». С историей связана большая работа «Древнерусский храм». В
восьмом классе
важная тема – анатомия. Не всё из того, что проходят на этих уроках мы беремся лепить. Но что-то изучаем всесторонне, в объеме. Большой проект этого года – «Голова человека». Можно сказать, что занятия лепкой, поддерживая основные темы школьных уроков, позволяют более полно пережить их, включая такие аспекты как пространственное объемное мышление, ориентация и координация, тактильные ощущения делают обучение более глубоким и всесторонним. Также особую ценность имеет воспитание образного художественно-эстетического восприятия.


В раздел образования