Напоминание

"Национальная одежда Кубани"


Автор: Ерёменко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №10
Населённый пункт: Краснодарский край станица Старовеличковская
Наименование материала: Конспект.
Тема: "Национальная одежда Кубани"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 станицы Старовеличковской. Конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе по патриотическому воспитанию
«Национальная одежда Кубани»
Воспитатель: Ерёменко Н.Н. ст. Старовеличковская 2017год

Программное содержание:
 углубить знания детей о кубанской одежде, её назначении, названии, разных её частях;  продолжать формировать представления об истории родного края:углублять и уточнять представления о казачестве  развивать интерес у детей к национальным костюмам;  воспитывать желание следовать старинным народным традициям;  продолжать знакомить с музеем, как с местом сохранения предметов;  старины: познакомить с мужским и женским казачьим костюмом.  воспитывать патриотизм, гордость за свой родной край, чувство уважения к нашим предкам.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций казачьей одежды. Экскурсия в краеведческий музей. Беседа об обычаях, традициях казаков проживающих на Кубани. Вспомнить правила поведения в музее.
Материал:
Иллюстрации мужской и женской казачьей одежды, фотографии с изображением казаков, куклы в казачьих костюмах, презентация «Одежда кубанского казака и казачки», разрезные картинки с изображением деталей казачьей одежды.
Словарная работа:
- активизация словаря - шаровары, бурка, папаха, «парочка»,платок, фартук, сапожки, папаха, фуражка; - обогащение словаря - газыри, бешмет, черкеска, башлык, корсетка, «файшонка», шлычка, кушак, свитка, бекеша.
Ход занятия
Звучит, фонограмма «Кубань моя, душа моя» в исполнении Кубанского Казачьего Хора. Воспитатель обращает внимание на уголок кубанского быта организованный в группе, предлагает обратить внимание на предметы быта, и кукол в национальных костюмах. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в музей. А что такое музей? Дети: Это учреждение где хранятся старинные предметы. Воспитатель: Совершенно верно, вы наверное догадались, какой музей сегодня мы посещаем? Правильно, музей, быта казаков. Воспитатель: Напомните как нужно вести себя в музее. Дети: Предметы старины руками трогать нельзя, говорить нужно тихо. Воспитатель: Приглашаю вас посетить выставку казачьей одежды. Ребята, предметы, которые живут в музее, называются экспонатами. Подходите к первому экспонату – это куклы в национальных казачьих костюмах. Ребята, а кто такие казаки? Дети: Это вольные люди, которые защищали и охраняли границы России. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно рассказать о казаках в стихах. (Стихи читают дети) Средь донских степных полей И кубанских ковылей, Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут. Гордый и лихой народ Заслужил себе почет: Храбрость, мужество, отвагу На своих плечах несет. Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на казачьи костюмы. Национальная кубанская одежда очень древняя. Она формировалась под влиянием южнорусских, украинских и горских традиций. Верхняя часть костюма называется черкеска - эта старинная казачья одежда надевалась поверх бешмета. Черкеска напоминает плащ с глубоким вырезом впереди. На груди черкески с двух сторон от выреза нашиты газыри – это металлические или деревянные гнезда для патронов. Бешмет это рубаха, которая надевалась под черкеску. Шили бешмет из ткани разных цветов, и он напоминает русскую рубаху с воротником стойкой. Штаны, которые носили казаки, назывались шаровары. Они были сшитые из одного и того же материала, что и черкеска. По бокам шаровар пришиты лампасы. Поверх черкески казаки носили бурку. Бурка – это шерстяной панцирь почти не разрубался саблей, выдерживала стрелы и пули, также ей можно было укрыться во время сна в походе. На голове казаки носили папаху,особая гордость казака, головной убор, сшитый из овчины или каракуля (шкуры молодого ягнят).Папаха хранилась в доме на видном месте и передавалась мужчинам в семье по наследству. Для каждого казака потерять папаху, кинжал или шапку – большой позор. Поверх папахи во время ненастной погоды надевался башлык – это теплый капюшон с двумя длинными концами.На ногах казаки носили сапоги. Обязательной атрибутикой к казачьей мужской одежде служило оружие: сабля, шашка, плеть, нагайка и кинжал. Рукоятка и ножны кинжала украшались изделиями из золота и серебра. Давайте рассмотрим костюм кубанской казачки. Казачки носили так называемый костюм «парочка», он шился из одной ткани и состоял из кофты и юбки.Девушки носили яркие разноцветные кофты и юбки с рюшами и оборками пришитые снизу. Юбки были длинные, чтобы видно были только сапожки. На голове казачки носили яркие платки. В доме казачка носила фартук, а выходя из дому - фартук снимала. Ценностью считалась длинная коса казачки, волосы замужних женщин закрывала шлычка - этомаленькая шапочка, которая закрывала косу, оставляя непокрытой голову. Еще казачки носили корсетку– женская кофточка без рукавов (безрукавка).
Физкультминутка
Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Ребята, сейчас, я предлагаю вам, перейти в видеозал, где нас ждет интересная презентация об одежде кубанских казаков. Занимайте месте в зале пожалуйста, присаживайтесь.
Презентация «Национальная одежда кубанских казаков».
Дети, рассматривают слайды с национальной одеждой Кубани с комментариями воспитателя.
Гимнастика для глаз
Дети выполняют движения в соответствии с текстом Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наша экскурсия по музею. А для того, чтобы закрепить ваши знания, я предлагаю поиграть в игру «Собери картинку». Для этого вы должны поделиться на команды. Каждой команде я дам по конверту. В конверте лежат разрезные картинки, которые вы должны собрать, поднять руку и сказать, какая часть одежды изображена. Дети делятся команды и приступают к игре. Собрав картинку, команды называют детали казачьего костюма. Воспитатель: Молодцы справились с первым заданием. Вас ждет еще одно испытание.Посмотрите картинки, на них изображены казаки в национальной одежде. Какая команда назовет больше деталей одежды, та и выиграет. Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу, благодарю вас за внимание.


В раздел образования