Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 станицы Старовеличковской.
Конспект образовательной деятельности
с использованием ИКТ здоровьесберегающих технологий
в подготовительной группе по патриотическому воспитанию
«Национальная одежда Кубани»
Воспитатель: Ерёменко Н.Н.
ст. Старовеличковская 2017год
Программное содержание:
углубить знания детей о кубанской одежде, её назначении, названии, разных
её частях;
продолжать формировать представления об истории родного края:углублять и
уточнять представления о казачестве
развивать интерес у детей к национальным костюмам;
воспитывать желание следовать старинным народным традициям;
продолжать знакомить с музеем, как с местом сохранения предметов;
старины: познакомить с мужским и женским казачьим костюмом.
воспитывать патриотизм, гордость за свой родной край, чувство уважения к
нашим предкам.
Предварительная работа:
Рассматривание
иллюстраций
казачьей
одежды.
Экскурсия
в
краеведческий
музей.
Беседа
об
обычаях,
традициях
казаков
проживающих
на
Кубани.
Вспомнить правила поведения в музее.
Материал:
Иллюстрации мужской и женской казачьей одежды, фотографии с изображением
казаков, куклы в казачьих костюмах, презентация «Одежда кубанского казака и
казачки», разрезные картинки с изображением деталей казачьей одежды.
Словарная работа:
-
активизация
словаря
-
шаровары,
бурка,
папаха,
«парочка»,платок,
фартук,
сапожки, папаха, фуражка;
- обогащение словаря - газыри, бешмет, черкеска, башлык, корсетка, «файшонка»,
шлычка, кушак, свитка, бекеша.
Ход занятия
Звучит, фонограмма «Кубань моя, душа моя» в исполнении Кубанского Казачьего
Хора.
Воспитатель
обращает
внимание
на
уголок
кубанского
быта
организованный в группе, предлагает обратить внимание на предметы быта, и
кукол в национальных костюмах.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в музей.
А что такое музей?
Дети: Это учреждение где хранятся старинные предметы.
Воспитатель: Совершенно верно, вы наверное догадались, какой музей сегодня
мы посещаем?
Правильно, музей, быта казаков.
Воспитатель: Напомните как нужно вести себя в музее.
Дети: Предметы старины руками трогать нельзя, говорить нужно тихо.
Воспитатель: Приглашаю вас посетить выставку казачьей одежды.
Ребята, предметы, которые живут в музее, называются экспонатами.
Подходите к первому экспонату – это куклы в национальных казачьих костюмах.
Ребята, а кто такие казаки?
Дети: Это вольные люди, которые защищали и охраняли границы России.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно рассказать о казаках в стихах.
(Стихи читают дети)
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на казачьи костюмы. Национальная
кубанская одежда очень древняя. Она формировалась под влиянием южнорусских,
украинских и горских традиций.
Верхняя
часть
костюма
называется
черкеска
-
эта
старинная
казачья
одежда
надевалась
поверх
бешмета.
Черкеска
напоминает
плащ
с
глубоким
вырезом
впереди.
На
груди
черкески
с
двух
сторон
от
выреза
нашиты
газыри
–
это
металлические или деревянные гнезда для патронов. Бешмет это рубаха, которая
надевалась под черкеску. Шили бешмет из ткани разных цветов, и он напоминает
русскую
рубаху
с
воротником
стойкой.
Штаны,
которые
носили
казаки,
назывались шаровары. Они были сшитые из одного и того же материала, что и
черкеска. По бокам шаровар пришиты лампасы. Поверх черкески казаки носили
бурку. Бурка – это шерстяной панцирь почти не разрубался саблей, выдерживала
стрелы и пули, также ей можно было укрыться во время сна в походе. На голове
казаки носили папаху,особая гордость казака, головной убор, сшитый из овчины
или каракуля (шкуры молодого ягнят).Папаха хранилась в доме на видном месте и
передавалась мужчинам в семье по наследству. Для каждого казака потерять
папаху, кинжал или шапку – большой позор. Поверх папахи во время ненастной
погоды надевался башлык – это теплый капюшон с двумя длинными концами.На
ногах казаки носили сапоги.
Обязательной атрибутикой к казачьей мужской одежде служило оружие: сабля,
шашка,
плеть,
нагайка
и
кинжал.
Рукоятка
и
ножны
кинжала
украшались
изделиями из золота и серебра.
Давайте рассмотрим костюм кубанской казачки. Казачки носили так называемый
костюм «парочка», он шился из одной ткани и состоял из кофты и юбки.Девушки
носили яркие разноцветные кофты и юбки с рюшами и оборками пришитые снизу.
Юбки были длинные, чтобы видно были только сапожки. На голове казачки
носили яркие платки. В доме казачка носила фартук, а выходя из дому - фартук
снимала. Ценностью считалась длинная коса казачки, волосы замужних женщин
закрывала шлычка - этомаленькая шапочка, которая закрывала косу, оставляя
непокрытой голову. Еще казачки носили корсетку– женская кофточка без рукавов
(безрукавка).
Физкультминутка
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Ребята, сейчас, я предлагаю вам, перейти в видеозал, где нас ждет
интересная презентация об одежде кубанских казаков. Занимайте месте в зале
пожалуйста, присаживайтесь.
Презентация «Национальная одежда кубанских казаков».
Дети,
рассматривают
слайды
с
национальной
одеждой
Кубани
с
комментариями воспитателя.
Гимнастика для глаз
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наша экскурсия по музею.
А для того, чтобы закрепить ваши знания, я предлагаю поиграть в игру «Собери
картинку». Для этого вы должны поделиться на команды. Каждой команде я дам
по конверту. В конверте лежат разрезные картинки, которые вы должны собрать,
поднять руку и сказать, какая часть одежды изображена.
Дети
делятся
команды
и
приступают
к
игре.
Собрав
картинку,
команды
называют детали казачьего костюма.
Воспитатель:
Молодцы
справились
с
первым
заданием.
Вас
ждет
еще
одно
испытание.Посмотрите
картинки,
на
них
изображены
казаки
в
национальной
одежде. Какая команда назовет больше деталей одежды, та и выиграет.
Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу, благодарю вас за внимание.