"Формирование экологической культуры в учреждении дополнительного образования".
Автор: Иванчишина Юлия Геннадьевна Должность: педагог Учебное заведение: МБОУ ДО ДД(Ю)Т Населённый пункт: Башкортостан,г.Ишимбай Наименование материала: методическое сообщение Тема: "Формирование экологической культуры в учреждении дополнительного образования". Раздел: дополнительное образование
Тема : «Формирование экологической культуры в учреждении дополнительного
образования».
Согласно
ФГОС
нового
поколения
успешность
современного
человека
определяют
активная
жизненная
позиция,
эффективное
социальное
сотрудничество,
здоровый
и
безопасный образ жизни.
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема формирования экологической культуры
школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и
глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации
практической работы с детьми.
Обретение экологической культуры – экологического сознания – это единственный выход
из сложившейся ситуации. Воспитание экологической культуры следует начинать с
раннего детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются
основы отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной
ориентации в нем
Экологическое образование изучает не объекты окружающего мира, а отношение к ним
людей, вследствие чего оно влияет на этические, ценностные идеалы, стремится
ограничить потребительский смысл жизни человека. Главное для устойчивого развития –
переход к экологической культуре, а культуры вне воспитания не бывает
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных
направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в
настоящее время является основой формирования нового образа жизни,
характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой
Поэтому для реализации ЦЕЛЬИ в формировании экологическое воспитание детей в
дополнительном образовании. Надо поставить следующие ЗАДАЧИ:
Способствовать
формированию
у
воспитанников
познавательных
интересов;
Познакомить
с
природой
Башкирии,
её
флорой
и
фауной,
основными
понятиями
экологии растений,
видового
многообразия
лекарственных
трав,
правил
сбора,
сушки,
хранения
и применения
природного
материала
(для
творческой работы с ним);
Вооружить практическими умениями и навыками по выращиванию
растений и уходу за животными;
Развивать навыки и умения исследовательской работы;
Развить у воспитанников наблюдательность, воображение, фантазию, инициативу,
самодеятельность;
Пробудить в детях интерес и любовь к природе, бережное отношение к
ней;
Воспитывать культуру труда, готовить к свободному выбору направления
будущей профессиональной деятельности.
Экологическое воспитание детей предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное
развитие);
развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы,
восхититься ею, желания сохранить её);
выработка первоначальных практических навыков по уходу за растениями и
животными.
Формирование экологической культуры учащихся ДД(Ю)Т можно вести через различные
формы и методы работы. Мы исходим из того, что интеллект и нравственность
развиваются в гармонии тогда, когда ведется целенаправленная работа по освоению
содержания образования повышенного уровня и используются адекватные содержанию
формы, методы. В этих целях в ДД(Ю)Т есть кружки разных направлений Туристко -
краеведческая ,
Художественно-эстетическая
Социально-педагогическа
Эколого-биологическая
Формы экологической работы можно применить различные:
исследовательские;
конкурсные;
игровые;
познавательные;
продуктивные.
Развитию экологического мировоззрения способствует проектная деятельность
школьников.
Проектная деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися
творческой, исследовательской задачи. Участвуя в проектной деятельности, учащийся
узнаёт много новой интересной и познавательной информации, которая к тому же, может
пригодиться ему при дальнейшем изучении данного предмета в школе. Благодаря
выполнению проекта у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы,
формируется определённая система взглядов и убеждений, то есть мировоззрение.
Вовлечение ребят в выполнение проектных работ такого типа способствуют
формированию у них бережного отношения к природе, развитие понимания ценности
природы, готовности к рациональному природопользованию, к сохранению природных
богатств и жизни вообще.
Я понимаю ,что стимул в работе Поощряется или подкрепляется желательное поведение
через позитивные последствия, например такие как похвала , благодарные слова
финансовое стимулирование или просто уважительным отношением к коллективу. Что не
наблюдается со стороны отдела образования, и поэтому желание к инициативной работе
сходит на НЕТ.
Но я осмелюсь предложить проект « Твой след на земле» название не принципиально
ГДЕ финал проекта выльются в один большой финальный проект например
приуроченный к отчётными концерту.
Цель проекта: - реализация государственной политики в области , экологического
воспитания молодежи.
Ожидаемые результаты:
Привлечение внимания населения города и района к проблемам озеленения и
благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту
жительства и поднят престиж ДД(Ю)Т.
ХОД работы :
Каждый кружок выбирает тематическую тему проекта и разрабатывает его, а затем все
проекты объединяются в единый общий проект « Твой след на земле».
Например: объединение «Инфознайка», разработает программки для концерта, где на
титульная сторона в экологическом стиле ,а внутри прописана программа концерта с
филями исполнителей.и.т.д