Головные уборы и прически древнеегипетских фараонов и цариц( Эхнатона, Нефертити, Рамзеза)
Автор: Неизвестная Елена Анатольевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Детская школа искусств Населённый пункт: Волгоградская обл.г. Камышин Наименование материала: конспект Тема: Головные уборы и прически древнеегипетских фараонов и цариц( Эхнатона, Нефертити, Рамзеза) Раздел: дополнительное образование
План-конспект урока. Неизвестная Елена Анатольевна
Данный
урок
–
будет
проводиться
в
Детской
школе
искусств
,с
учащимися 2класса(11-12 лет) на уроке –композиция, урок рассчитан на два
академических часа .За это время ученики должны узнать ,какие головные
уборы
и
прически
носили
древнеегипетские
фараоны
и
царицы
,почему
именно такая форма была и в каком случаи их надевали. На этом уроке будет
практическое задание ,в котором дети должны будут нарисовать портрет
фараона и украсить его головным убором.
Предмет : Изобразительное искусство
Тема : Головные уборы и прически древнеегипетских фараонов и
цариц( Эхнатона, Нефертити, Рамзеза)
Вид занятия : Рисование на заданную тему
Цели:
Обучающие: познакомить учащихся с культурой Древнего Египта
Развивающая : развитие интеллектуальной и духовной культуры ,творческих
способностей;
Воспитывающая :
- Воспитание
интереса
и
любви
к
Древнегреческому
искусству.
Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнеегипетских
головных уборах и причесок фараонов
2.
Познакомить
учащихся
с
фараонами
и
царицами
(Эхнатона,
Нефертити, Рамзеза)
3. Формировать правильное ведение работы (поэтапное)
4. Развивать образное и логическое мышление.
5 Научить анализировать свою работу и работу сверстников
Оборудование для преподавателя:
1 Иллюстрационный материал с изображением древнеегипетских головных
уборах и причесок.
2.Фотографии фараонов и цариц(Эхнатона, Нефертити, Рамзеза)
Оборудование для учащихся:
1 Листы для рисования А-3 формата
2. Кисти разных размеров
3.Краски « Гуашь»
Методы:
Объяснение, беседа;
Иллюстративный метод
Тип занятий : Комбинированный
План урока
Теоретическая часть.
1 . Организационная часть:
а)Проверка готовности учащихся;
б) Новая тема ,цель и задачи
Практическая часть.
1.
Выполнение практической работы
2.
Самоанализ работы
3.
Оценка преподавателем результат работы
Ход урока
1.
Организационная часть:
А)Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики сидят за
мольбертами, перед ними лежать нужные ,подготовленные инструменты
Б)объяснение нового материала
В
Древнем
Египте,
также
как
и
в
других
древних
сообществах,
не
существовало
декоративно-прикладного
искусства
в
современном
понимании. Все украшения были связаны с религией или с природными
условиями, в которых жил человек и, точно также ,как и в русском народном
декоративном искусстве, все украшения носили заклинательный характер.
Все, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь ему
выжить.
Все
декоративно-прикладное
искусство
Древнего
Египта
тесно
связано с мифологией.
О том, как выглядели древние египтяне, узнать, что носили фараоны,
жрецы,
обычные
люди,
какие
были
у
них
украшения,
головные
уборы,
учёные-археологи узнали по фрескам гробниц и храмов Древнего Египта.
Они
считаются
энциклопедией
жизни
этой
страны
и,
в
то
же
время
–
творениями мастеров живописи, хотя живопись в Древнем Египте считалась
скорее ремеслом, чем искусством.
А для того, чтобы мы могли правильно показать, какие причёски и
головные уборы носили древние египтяне, какую косметику использовали
они
в
те
далёкие
времена,
я
предлагаю
внимательно
рассмотреть
изображения на слайдах презентации
Причёски знати были геометрической формы, похожи на трапецию. Всё
свободное
население
Египта,
и
женщины
и
мужчины,
носили
парики,
которые
изготавливались
из
волос,
шерсти
животных,
шёлковых
нитей,
волокон растений, окрашенных в тёмные цвета. Модными считались чёрно-
коричневый и чёрный цвета. В парик часто помещали маленький конический
сосуд с ароматным маслом. Фараон и его приближённые носили большие
парики. Во избежание солнечного удара они надевали один парик на другой,
создавая, таким образом, воздушную прослойку. Все мужчины брили бороду,
а
фараон
в
торжественных
случаях
прикреплял
шнурком
к
выбритому
подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной
была знаком власти.
Все сословия носили КЛАФТ – платок, плотно облегавший голову, два конца
которого
спадали
на
грудь,
а
третий
на
спину,
иногда
этот
конец
перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми. Разновидностью
клафта
был
НЕМЕС
–
полосатый
платок,
в
таком
платке
на
фресках
и
саркофагах изображали фараонов. У фараонов немес всегда был украшен
одним
или
двумя
уреями.
В
торжественных
случаях
фараоны
надевали
головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего
Египта была белой, Нижнего Египта – красной.
Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и носили парики, но они
могли делать причёски и из собственных завитых волос. Женские парики
были
длиннее
и
сложнее
мужских,
особенно
у
цариц
и
знатных
дам.
Сложные парадные парики окрашивали в голубой, жёлтый и оранжевый
цвета.
Украшением
причёски
служили
лобные
повязки,
обручи.
Царицы
поверх парика носили головной убор из золота, эмали и драгоценных камней
в
форме
птицы,
распростёршей
крылья.
Знаменитая
царица
Нефертити
носила корону цилиндрической формы.
Демонстрация
фотографий
и
рисунков,
портретов
или
скульптурных
изображений древнеегипетских фараонов и цариц (Тутанхамона, Нефертити,
Эхнатона, Рамзеса ).
2.Практическая часть
Представим себя в виде древнеегипетских художников. И на формате А-3
начнем карандашом рисовать портрет фараона(вспоминая ход построения
портрета),затем подбираем цвет лица, лаз , губ. Полученный портрет
украшаем головным убором или прической ля завершения работы добавляем
детали(украшения,воротники)
3Оценка результатов работы
. Выставка работ.
С каким искусством вы познакомились?
Какие формы причесок вы узнали?
Из чего сделаны были парики древнеегипетских жителей
Чем отличались парики фараонов от других?
Как называется платок , которые насилии все сословия?
Что еще нового и интересного вы узнали о Древнем Египте?
Спасибо за урок!
Список использованной литературы:
Куликов А.Н Герои и Боги .Египет
Иллюстративная энциклопедия Древний Египет Штрудвиг Хелен Пер.с анг.-
М : ЗАО « БММ» 2007
Вачьянц А.М «Вариации прекрасного» МХК ,МСК Издательство «
Книголюб№ Москва 2000
Б,Сапожникова,О,А.Коблова Методика проведения уроков изобразительного
искусства по теме «ДПИ2 в жизни человека». Москва Педагогический
университет «Первое сентября» 2007