Напоминание

"Почему мы иногда болеем"


Автор: Ломанова Наталья Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 Имени Героя Советского Союза П. С Кузуба
Населённый пункт: станица Петровская, Славянский район, Краснодарский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Почему мы иногда болеем"
Раздел: начальное образование





Назад





Окружающий мир

РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Тема:
Отчего мы иногда болеем
1. Личностные
– осознают, что полезно для здоровья, а что – вредно; дают адекватную оценку с опорой на знание о здоровом образе жизни, стремиться сохранять свое здоровье для дальнейшей полноценной жизни
2. Метапредметные.

Познавательные:
умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии) о факторах заболеваний человека и способах их лечения, о способах защиты от инфекций.
Регулятивные:
умение определять цель, принимать решение, работать по алгоритму.
Коммуникативные:
умение работать в парах и группах, высказывать свое мнение, учиться уважать мнение товарищей.
3.Предметные –
применяют знания о своем организме для решения практических задач; Принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно – следственные связи между предупреждением заболевания, заболеванием и лечением.
Тип урока
: изучение нового материала
Оборудование:
мультимедийная презентация, выполненная в формате Microsoft PowerPoint, проектор, экран, компьютер, карточки - таблицы для групповой работы, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, три картинки с изображением настроения (грустное, весёлое, спокойное), плакат-девиз на доску «Наше здоровье в наших руках»

Этапы урока

Ход урока

Формирование

УУД

и технология

оценивания

учебных успехов


I.

Организационн

ый момент

ΙI.

Актуализация

знаний

III. Постоновка

проблемы.

IV.Определение

темы и целей

урока.
– Встали ровно. - Присели. - Руки –на месте, - Ноги- на месте, - Локти у края, - Спина прямая. Фронтальный опрос. (Индивидуально - тест. За компьютером работает один ученик. По карточкам 4 человека) Как вы думаете, зачем на уроках мы следим за осанкой? - Как в медицине называется искривление позвоночника? Карточка вывешивается на доску (сколиоз)- вставьте пропущенные буквы. _ К какой системе органов относится позвоночник. (опорно-двигательная) -Какой орган напоминает нам, как правильно сидеть за партой? (мозг) -К какой системе органов он относится? (нервная) -Какая система внешне схожа с нервной и чем? (Кровеносная) - пронизано все тело. -Откуда кровь берет питательные вешества (желудок) -Как правильно называется система - (пищеварительная) -Куда уходят излишки воды (почки……) Выделительная В ходе ответов детей вывешиваются карточки с названием систем, дети подбирают соответствую- щие иллюстрации.. - Какую систему не назвали? (Органы чувств) -Для чего нужны ?(слышать, чувствовать…..) -Всегда ли мы чувствуем запах, вкус,… -Почему? (Когда болеем чувства притупляются) -Определите тему урока? -Определите цель урока (Отчего мы иногда болеем) (Узнать причины заболеваний, как лечить)
Познавательные

УУД

1.
Развиваем умени я извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2.
Представлять информацию в виде схемы.
3.
Выявлять сущность, особенности объектов.
4.
На основе анализа объектов делать выводы.
5.
Обобщать и классифицировать по признакам.
6.
Ориентироваться на развороте учебника.
7.
Находить ответы н а в о п р о с ы в иллюстрации.

Учитель:
Подумайте, как может выглядеть здоровый человек?
Ученики:
(веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, хороший сон и др.)
Учитель: Поработайте в группах.
В таблице вам нужно отметить верные и неверные утверждения, опираясь на полученные знания на уроках и жизненный опыт.
Учитель:
Хотите узнать правильные ответы? Тогда вместе отправляемся в путь за знаниями и проверим ваши утверждения
Учитель:
Как вы думаете, какая система организма отвечает за здоровье человека?
Ученики:
От слаженной работы всех систем нашего организма зависит наше здоровье.
Учитель:
По каким признакам можно понять, что мы заболели?
Ученики:
Повышенная температура, вялость, бледность, рвота, кашель, чихание, краснота кожи, боль в горле, головная боль, расстройство желудка, утомление, насморк..
Учитель:
Что может являться причиной заболевания. Давайте найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с. 56
Чтение текста
учащимися в учебнике до слов: вирусные заболевания
Учитель:
Давайте посмотрим на экран, где же нас чаще подстерегают микробы? На экран выводятся иллюстрации. Ребята работают с учителем фронтально. Каждый знает, что после пребывания на улице и в общественных местах нужно тщательно мыть руки, ведь все мы с детства помним, как много болезней, считающихся «болезнями грязных рук» ( в классе есть электронный микроскоп на котором рассматривали, пальцы, ручки,….) можно избежать, следуя этому нехитрому правилу. Самое интересное, что грязь в лесу, на даче, в деревне вовсе не так опасна, как грязь в крупных городах. Мы не даже не представляем,
какие микробы
есть в магазинах, ресторанах, школах, больницах, на поручнях в общественном транспорте – везде, где в течение дня проходит множество людей. (Далее идет беседа и работа с презентацией. Прилагается дополнительный материал для учителя.)
Работа
учащихся
в

группах
.
V.Совместное

открытие

знаний
Работа с учебником Работа с электронным микроскопом. Работа с презентацией
Личностные

результаты

1.
Развиваем умения выказывать свое мнение, выражать свои эмоции.
2.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
VI Физминутка

VII.Самостояте

Физминутка проводится на массажных ковриках, без обуви, под музыку дежурные

показывают ряд гимнастических упражнений.

Учитель:
Что же является причиной заболевания человека?
Ученик:
Микробы – болезнетворные микроорганизмы.
Коммуникативны

е УУД

1.
Развиваем умение слушать и

льное

применение

знаний.
Чтение текста учащимися Самостоятельно е чтение текста Гимнастика для глаз
Учитель:
Назовите возбудителей болезни
Ученик:
Простейшие, бактерии и вирусы.
Учитель:
Что же такое инфекция?
Ученик:
Заразная болезнь
Учитель:
Как передаются вирусы?
Ученик:
Через воздух, прикосновения, пищу
Учитель:
Давайте посмотрим на 1-ое утверждение в карточке, какой вывод сделаем?
Ученик:
Утверждение верное
Учитель:
Отметьте зеленой пастой верное утверждение. Все группы дали такое утверждение? Ответы представителей групп
Учитель:
Ребята, давайте вспомним, какие системы органов участвуют в защите нашего организма от микробов?
Ученик:
Система кровообращения, кожа, дыхательная система, выделительная.
Учитель:
Если у нас есть защита, так почему мы все-таки болеем?
Ученик:
Если микробов нападает очень много, то организм сам не может справиться.
Учитель:
Что же нужно делать, если мы всё-таки заболели? Читаем в учебнике с. 57 (со слов чтобы помочь)
Учитель:
Надо ли бороться с температурой тела, применяя химические препараты в виде таблеток?
Ученик:
Если температура тела не выше 38, то нет, от жара многие микробы погибают. Организм, таким образом, борется с болезнью.
Учитель:
Давайте посмотрим на 2-ое утверждение в таблице, верное оно?
Ученик:
Утверждение неверное.
Учитель:
Отметьте зеленой пастой утверждение
Учитель:
Многие болезни, такие, как грипп, ангина, ОРЗ, ОРВИ, к сожалению, могут повторяться не один раз. Человек может болеть снова и снова. А есть ли такие заболевания, которыми человек болеет один раз в жизни?
Ученик:
Да, корь, ветрянка
Учитель:
А почему? Ответ мы найдём в учебнике на с. 58
После чтения текста проводится гимнастика для глаз. Методика Базарного-«метод 4 угла».

Технология «Пальминг»

Учитель:
С какими новыми понятиями вы познакомились?
Ученик:
Иммунитет, прививка. понимать других.
2.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.
Оформлять свои мысли в устной форме.
4.
Умение работать в паре и в группах.
Работа со словарем Просмотр видео. Чтение текста в учебнике. Беседа с мед. работником Практическая работа определение ИМТ
VIII

Обобщение.
- В нашей школе уже начали делать прививки от гриппа. Посоветуйтесь с родителями и можете сделать ее в медпункте. Делать прививку от гриппа лучше всего в сентябре – октябре, т.е. за месяц до начала эпидемии т.к. организму нужно время, чтобы выработать иммунный ответ на вакцину.
Учитель:
Где мы можем найти значение этих слов?
Ученик:
В толковом словаре, энциклопедии. -Что же такое иммунитет, прививка?
Ученики:

Иммунитет
– невосприимчивость к болезни
Прививка
– ослабленный возбудитель
Лейкоциты-
клетки которые убивают вирус
Просмотр видео (Лейкоцит гонится за вирусом)

Учитель:
Почему же некоторыми болезнями мы болеем один раз в жизни?
Ученик:
Наши клетки обучаются обезвреживать возбудителей и второй раз не допустят это заболевание.
Учитель:
Проверим 3-ье утверждение.
Ученик:
Утверждение верное.
Учитель:
Какие группы с этим утверждением согласились? Отмечается верное утверждение зеленой пастой Ответы представителей групп.
Учитель:
В далёком прошлом, когда люди ничего не знали о болезнях и прививках, то это приводило к эпидемиям – массовым заболеваниям. От многих болезней люди вымирали целыми городами. Теперь жизнь человека сильно изменилась, многие болезни побеждены, с другими научились бороться. Но появились - новые. Узнаем о них на с. 57
Учитель:
Что можно сказать о болезнях современного общества, посмотрев на экран?
Ученики:
загрязнение воздуха и воды (аллергия, диатез); люди стали меньше двигаться, появилось ожирение. На экран выводится формула по определению индекса массы тела. Учащимся предлагается определить соответствие роста и веса. Разделите свой вес в кг на рост м2 пример 68: (172*172)=23. Ребятам выдаются таблицы с нормами и формулой по которой можно выполнить задание. На урок приглашен мед работник. Его задача взвесить некоторых ребят, измерить рост, и сказать несколько слов о вреде ожирения.
Учитель:
Попробуем обобщить полученные знания. Вспомним тему и цель урока.
Ученик:
Отчего мы иногда болеем.
Составление памятки как нам не заболеть.
Учитель:
Каковы причины заболеваний?
Ученик:
Проникновение микробов в наш организм.
Учитель:
Где чаще происходит заражение?
Ученик:
В общественных местах
Учитель:
Что же делать?
Составление памятки как нам не заболеть. (коллективная работа )

Учитель:
Проверим 4-ое утверждение.
Ученик:
Утверждение верное.
Учитель:
Какие группы с этим утверждением согласились? Отмечается верное утверждение зеленой пастой
Учитель:
Все утверждения проверили? Какая группа ошиблась в утверждениях? Ответы представителей групп.
Учитель:
Ребята, соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю и характер человека. Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их» Посмотрите на наш девиз. Мы можем уверенно сказать: «Наше здоровье в наших руках» Видео как резерв! Простые правила здоровья, живите долго.
IХ Домашнее

задание.
ВСЕМ Чтение учебника (тема 13). Вопросы на применение новых знаний. 1 ряд Одно-два задания на выбор из рабочей тетради. 2 ряд. Рассчитать ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА РОДИТЕЛЕЙ. Дать необходимые рекомендации о ЗОЖ. 3 ряд Узнай у родителей или медсестры, какие прививки тебе делали. По желанию. Решение жизненных задач (с. 66 учебника). Проекты решения представить через не - делю.
X Итог урока.

Самооценка

Рефлексия

Учитель:
Огромное трудолюбие помогло многому научиться.
Учитель:
Вы поняли, отчего люди болеют?
Учитель:
Я по вашему настроению пойму, кто и как понял эту тему. (настроение (картинки-лица с изображением разного настроения: грустное, весёлое, спокойное) – дети выставляют на магнитах Оценка работы учителем

Закончи предложение.
Мне нужно обратить внимание… Я хочу поблагодарить… Мне было интересно… Мне показалось важным…
Я узнал (а)


В раздел образования