Автор: Ломанова Наталья Валентиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 Имени Героя Советского Союза П. С Кузуба Населённый пункт: станица Петровская, Славянский район, Краснодарский край Наименование материала: конспект урока Тема: "Почему мы иногда болеем" Раздел: начальное образование
Тема: Отчего мы иногда болеем
1. Личностные – осознают, что полезно для здоровья, а что – вредно; дают адекватную оценку с опорой на знание о здоровом образе
жизни, стремиться сохранять свое здоровье для дальнейшей полноценной жизни
2. Метапредметные.
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии)
о факторах заболеваний человека и способах их лечения, о способах защиты от инфекций.
Регулятивные: умение определять цель, принимать решение, работать по алгоритму.
Коммуникативные: умение работать в парах и группах, высказывать свое мнение, учиться уважать мнение товарищей.
3.Предметные – применяют знания о своем организме для решения практических задач;
Принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности;
оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме;
владеют навыками установления и выявления причинно – следственные связи между предупреждением заболевания, заболеванием и
лечением.
Тип урока : изучение нового материала
Оборудование: мультимедийная
презентация,
выполненная
в
формате Microsoft PowerPoint,
проектор, экран, компьютер, карточки -
таблицы
для групповой работы,
рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,
А.С.Раутиан, три картинки с изображением настроения (грустное, весёлое, спокойное), плакат-девиз на доску «Наше здоровье в наших
руках»
Этапы урока
Ход урока
Формирование
УУД
и технология
оценивания
учебных успехов
I.
Организационн
ый момент
ΙI.
Актуализация
знаний
III. Постоновка
проблемы.
IV.Определение
темы и целей
урока.
– Встали ровно.
- Присели.
- Руки –на месте,
- Ноги- на месте,
- Локти у края,
- Спина прямая.
Фронтальный опрос. (Индивидуально - тест. За компьютером работает один ученик. По карточкам
4 человека)
Как вы думаете, зачем на уроках мы следим за осанкой?
- Как в медицине называется искривление позвоночника?
Карточка вывешивается на доску (сколиоз)- вставьте пропущенные буквы.
_ К какой системе органов относится позвоночник.
(опорно-двигательная)
-Какой орган напоминает нам, как правильно сидеть за партой?
(мозг)
-К какой системе органов он относится?
(нервная)
-Какая система внешне схожа с нервной и чем?
(Кровеносная) - пронизано все тело.
-Откуда кровь берет питательные вешества (желудок)
-Как правильно называется система - (пищеварительная)
-Куда уходят излишки воды (почки……)
Выделительная
В ходе ответов детей вывешиваются карточки с названием систем, дети подбирают соответствую-
щие иллюстрации..
- Какую систему не назвали?
(Органы чувств)
-Для чего нужны ?(слышать, чувствовать…..)
-Всегда ли мы чувствуем запах, вкус,…
-Почему? (Когда болеем чувства притупляются)
-Определите тему урока?
-Определите цель урока (Отчего мы иногда болеем)
(Узнать причины заболеваний, как лечить)
Познавательные
УУД
1. Развиваем умени
я извлекать
информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять
сущность,
особенности
объектов.
4. На основе
анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться
на развороте
учебника.
7. Находить
ответы
н а
в о п р о с ы
в
иллюстрации.
Учитель: Подумайте, как может выглядеть здоровый человек?
Ученики: (веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, хороший сон и др.)
Учитель: Поработайте в группах. В таблице вам нужно отметить верные и неверные
утверждения, опираясь на полученные знания на уроках и жизненный опыт.
Учитель: Хотите узнать правильные ответы?
Тогда вместе отправляемся в путь за знаниями и
проверим ваши утверждения
Учитель: Как вы думаете, какая система организма отвечает за здоровье человека?
Ученики: От слаженной работы всех систем нашего организма зависит наше здоровье.
Учитель: По каким признакам можно понять, что мы заболели?
Ученики: Повышенная температура, вялость, бледность, рвота, кашель, чихание, краснота кожи,
боль в горле, головная боль, расстройство желудка, утомление, насморк..
Учитель: Что может являться причиной заболевания. Давайте найдем ответ на этот вопрос в
учебнике на с. 56
Чтение текста учащимися в учебнике до слов: вирусные заболевания
Учитель: Давайте посмотрим на экран, где же нас чаще подстерегают микробы?
На экран выводятся иллюстрации. Ребята работают с учителем фронтально.
Каждый знает, что после пребывания на улице и в общественных местах нужно тщательно мыть
руки, ведь все мы с детства помним, как много болезней, считающихся «болезнями грязных рук»
( в классе есть электронный микроскоп на котором рассматривали, пальцы, ручки,….) можно
избежать, следуя этому нехитрому правилу. Самое интересное, что грязь в лесу, на даче, в деревне
вовсе не так опасна, как грязь в крупных городах. Мы не даже не представляем, какие микробы
есть в магазинах, ресторанах, школах, больницах, на поручнях в общественном транспорте –
везде, где в течение дня проходит множество людей. (Далее идет беседа и работа с презентацией.
Прилагается дополнительный материал для учителя.)
Работа
учащихся в
группах .
V.Совместное
открытие
знаний
Работа с
учебником
Работа с
электронным
микроскопом.
Работа с
презентацией
Личностные
результаты
1. Развиваем
умения выказывать
свое мнение,
выражать свои
эмоции.
2. Оценивать
поступки в
соответствии с
определённой
ситуацией.
3. Формируем
мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
VI Физминутка
VII.Самостояте
Физминутка проводится на массажных ковриках, без обуви, под музыку дежурные
показывают ряд гимнастических упражнений.
Учитель: Что же является причиной заболевания человека?
Ученик: Микробы – болезнетворные микроорганизмы.
Коммуникативны
е УУД
1. Развиваем
умение слушать и
льное
применение
знаний.
Чтение текста
учащимися
Самостоятельно
е чтение текста
Гимнастика для
глаз
Учитель: Назовите возбудителей болезни
Ученик: Простейшие, бактерии и вирусы.
Учитель: Что же такое инфекция?
Ученик: Заразная болезнь
Учитель: Как передаются вирусы?
Ученик: Через воздух, прикосновения, пищу
Учитель: Давайте посмотрим на 1-ое утверждение в карточке, какой вывод сделаем?
Ученик: Утверждение верное
Учитель: Отметьте зеленой пастой верное утверждение. Все группы дали такое утверждение?
Ответы представителей групп
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие системы органов участвуют в защите нашего
организма от микробов?
Ученик: Система кровообращения, кожа, дыхательная система, выделительная.
Учитель: Если у нас есть защита, так почему мы все-таки болеем?
Ученик: Если микробов нападает очень много, то организм сам не может справиться.
Учитель: Что же нужно делать, если мы всё-таки заболели?
Читаем в учебнике с. 57 (со слов чтобы помочь)
Учитель: Надо ли бороться с температурой тела, применяя химические препараты в виде
таблеток?
Ученик: Если температура тела не выше 38, то нет, от жара многие микробы погибают. Организм,
таким образом, борется с болезнью.
Учитель: Давайте посмотрим на 2-ое утверждение в таблице, верное оно?
Ученик: Утверждение неверное.
Учитель: Отметьте зеленой пастой утверждение
Учитель: Многие болезни, такие, как грипп, ангина, ОРЗ, ОРВИ, к сожалению, могут
повторяться не один раз. Человек может болеть снова и снова. А есть ли такие заболевания,
которыми человек болеет один раз в жизни?
Ученик: Да, корь, ветрянка
Учитель: А почему?
Ответ мы найдём в учебнике на с. 58
После чтения текста проводится гимнастика для глаз. Методика Базарного-«метод 4 угла».
Технология «Пальминг»
Учитель: С какими новыми понятиями вы познакомились?
Ученик: Иммунитет, прививка.
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
3. Оформлять свои
мысли в устной
форме.
4. Умение работать
в паре и в группах.
Работа со
словарем
Просмотр видео.
Чтение текста в
учебнике.
Беседа с мед.
работником
Практическая
работа
определение
ИМТ
VIII
Обобщение.
- В нашей школе уже начали делать прививки от гриппа. Посоветуйтесь с родителями и можете
сделать ее в медпункте. Делать прививку от гриппа лучше всего в сентябре – октябре, т.е. за месяц
до начала эпидемии т.к. организму нужно время, чтобы выработать иммунный ответ на вакцину.
Учитель: Где мы можем найти значение этих слов?
Ученик: В толковом словаре, энциклопедии.
-Что же такое иммунитет, прививка?
Ученики:
Иммунитет – невосприимчивость к болезни
Прививка – ослабленный возбудитель
Лейкоциты- клетки которые убивают вирус
Просмотр видео (Лейкоцит гонится за вирусом)
Учитель: Почему же некоторыми болезнями мы болеем один раз в жизни?
Ученик: Наши клетки обучаются обезвреживать возбудителей и второй раз не допустят это
заболевание.
Учитель: Проверим 3-ье утверждение.
Ученик: Утверждение верное.
Учитель: Какие группы с этим утверждением согласились?
Отмечается верное утверждение зеленой пастой Ответы представителей групп.
Учитель: В далёком прошлом, когда люди ничего не знали о болезнях и прививках, то это
приводило к эпидемиям – массовым заболеваниям. От многих болезней люди вымирали целыми
городами. Теперь жизнь человека сильно изменилась, многие болезни побеждены, с другими
научились бороться. Но появились - новые. Узнаем о них на с. 57
Учитель: Что можно сказать о болезнях современного общества, посмотрев на экран?
Ученики: загрязнение воздуха и воды (аллергия, диатез); люди стали меньше двигаться,
появилось ожирение.
На экран выводится формула по определению индекса массы тела. Учащимся предлагается
определить соответствие роста и веса. Разделите свой вес в кг на рост м2 пример 68:
(172*172)=23. Ребятам выдаются таблицы с нормами и формулой по которой можно выполнить
задание. На урок приглашен мед работник. Его задача взвесить некоторых ребят, измерить рост, и
сказать несколько слов о вреде ожирения.
Учитель: Попробуем обобщить полученные знания. Вспомним тему и цель урока.
Ученик: Отчего мы иногда болеем.
Составление
памятки как нам
не заболеть.
Учитель: Каковы причины заболеваний?
Ученик: Проникновение микробов в наш организм.
Учитель: Где чаще происходит заражение?
Ученик: В общественных местах
Учитель: Что же делать?
Составление памятки как нам не заболеть. (коллективная работа )
Учитель: Проверим 4-ое утверждение.
Ученик: Утверждение верное.
Учитель: Какие группы с этим утверждением согласились?
Отмечается верное утверждение зеленой пастой
Учитель: Все утверждения проверили? Какая группа ошиблась в утверждениях? Ответы
представителей групп.
Учитель: Ребята, соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает
волю и характер человека. Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает
болезни, а не лечит их» Посмотрите на наш
девиз. Мы можем уверенно сказать: «Наше здоровье в наших руках» Видео как резерв! Простые
правила здоровья, живите долго.
IХ Домашнее
задание.
ВСЕМ Чтение учебника (тема 13). Вопросы на применение новых знаний.
1 ряд Одно-два задания
на выбор из рабочей тетради. 2 ряд. Рассчитать ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА РОДИТЕЛЕЙ. Дать
необходимые рекомендации о ЗОЖ.
3 ряд Узнай у родителей или медсестры, какие прививки тебе делали.
По желанию. Решение жизненных задач (с. 66 учебника). Проекты решения представить через не -
делю.
X Итог урока.
Самооценка
Рефлексия
Учитель: Огромное трудолюбие помогло многому научиться.
Учитель: Вы поняли, отчего люди болеют?
Учитель: Я по вашему настроению пойму, кто и как понял эту тему.
(настроение (картинки-лица с изображением разного настроения: грустное, весёлое, спокойное) –
дети выставляют на магнитах
Оценка работы учителем
Закончи предложение. Мне нужно обратить внимание…
Я хочу поблагодарить…
Мне было интересно…
Мне показалось важным…
Я узнал (а)